Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СОЗДАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ МУЗЕЙНЫХ СИСТЕМОБЩИЕ ПОЛ ОЖЕНИЯ 1 .1 .Музеи предназначаются д л я собирания и комплектования памятников материальной и духовной культуры, их хранения, изучения и экспонирования. Музеи принадлежат к особому типу научно-исследовательских и культурно-просветительных учреждений, осуществляющих многообразную деятельность предметным языком экспонатов. 1 .2 .Профиль музея, функциональная специфика деятельности и коллекций, национальное своеобразие края , градостроительные особенности размещения являются основополагающими моментами в проектировании зданий музеев. Каждый музей должен иметь индивидуальное архитектурно-художественное решение, определяемое конкретной коллекцией и формами деятельности. Особенность всех музеев - постоянный рост количества экспонатов, пополнение и обновление композиций. В соответствии с этим для музеев не может быть пред ло жено нормирование аналогично объектам типового проектирования. Цель настоящих Рекомендаций - сформировать основные принципы проектирования музеев и в первую очередь наиболее распространенных - художественных и ист орико-краеведческих. 1 .3 .При открытии новых му з еев или реконструкции существующих следует исходить из необходимости создания в регионе целостной взаимосвязанной музейн о-выст авочн ой системы, включающей музеи различных профилей, выставочные залы, памятники истории и культуры и способствующей наиболее эффективному и всестороннему показу истории, природы, общественного развития, искусства, а также современных достижений в социально-экономической и духовной жизни. В этой связи представляется целесообразным создание централизованных фондохранилищ с лабораториями и мастерскими и преимущественное развитие сети специализированных музее в. КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ 3 .1.Классификация отражает отнесение музеев к определенному типу, профилю, статусу и категории. Тип музея определяется характером общественного использования. По этому признаку музеи распределяются на три основных типа: научно-просветительские, научные и учебные. 3 .2 .Профиль музея определяется связью с определенной областью знаний, искусства или производства (или их совокупностью ). Основные профильные группы музеев следующие: исторические, литературные, естественнонаучные, искусствоведческие и комплексные. Внутри каждой группы происходит дальнейшая пр о фил изаци я музеев, отражающая внутреннюю специализацию науки, искусства и производства. Архитектурная типология представляется более общей, чем тематическое разнообразие музеев. С архитектурной точки зрения мемориальные музеи, например, имеют много общего вне зависимости от их профиля. С точки зрения архитектурного проектирования, они разделяются на здания с сохраняющейся мемориа л ьностью обстановки, здания с дополнительными помещениями для поясняющей экспозиц ии, новые здания музеев. Типологический ряд мемориальных музеев включает: музей-памятник, комплекс мемориальных сооружений, комплекс памятника с новым зданием для поясняющей экспозиции, ди орамы и панорамы. Среди исторических музеев особое место занимают военно-патриотические музеи. По своей тематической и архитектурной направленности они могут быть объединены в 6 групп: музеи Великой Отечественной войны; музеи героической защиты городов и мест, военно-исторических событий; интернационального сотрудничества; партизанской, народной и комсомольской славы; мемориальные; памятники-музеи. Для архитектурной классификации военно-патриотических музеев 1 - 4- й групп существенное значение имеет комплексный характер экспозиции; развитый состав помещений, включающий зоны для постоянной экспозиции, временн ых выставок и лекций, фондохранилища, мастерские и лаборатории, административные, подсобные и хозяйственные помещения. Исторические музеи подразделяются на три группы, характеризующие задачи архитектурного проектирования: новые здания и комплексы, сохраняемые (восстановленные) места и представляющие сочетание новых сооружений с существующими. Наиболее значительные в архитектурном отношении - мемориальные комплексы. Общепринятое понимание музея как хранителя подлинных экспонатов и место их показа здесь переакцентирован о: на первое место выделяется не показ музейными средствами, а создание памятника архитектурно-художественными средствами. Важную роль в архитектурно-пространственном формировании ансамбля имеет природное окружение, сохраняемая или создаваемая среда, в которую включается комплекс. Учитывая ярко выраженную специфику, музеи науки и техники могут быть выделены по архитектуре в самостоятельную группу. Наибольшее распространение в практике проектирования получили художественные и и ст орико-краеведческие музеи. 3 .3 .По статусу музеи разделяются на государственные и работающие на общественных началах. 3 .4 .Категория музея определяется величиной фондов и количеством посещений. При установлении категории музея учитываются качественные показатели коллекции и посещаемости, которые могут не совпадать с указанными в табл. 2. Таблица 2
3.5 . Музеи подразделяются по организационному признаку на центральные, осуществляющие научно-методическое руководство своей группой; головные, имеющие сеть филиалов; музеи на правах филиалов и отделов (секторов ); самостоятельные музеи. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ 6 .1 .Участок музея включает следующие функциональные зоны: входную , экспозиционную, рекреационную и хозяйственную. 6 .2 . Входная зона служит для адаптации посетителей перед посещением музея, местом сбора экскурсий и ожидания. Здесь размещает с я реклама и информация. Вблизи от входной зоны следует размещать стоянки для автобусов и автомашин. 6 .3 . Экспозиционная зона является продолжением постоянной экспозиции в здании и предназначается для размещения различных экспонатов под открытом небом: произведений монументального искусства и скульптуры - в художественных музеях; образцов орудий, военной техники, каменных изваяний, археологических фрагментов, памятников народного зодчества, монументальных композиций , посвященных знаменательным событиям и героям, - в музеях исторического профиля; образцов флоры и фауны - в краеведческих. Дл я последних характерно также использование в экспозиционных целях защитного озеленения территории, устройство дендрария. 6 .4 . Рекреационная зона предназначается для отдыха посетителей и может быть совмещена с входной или экспозиционной зонами. 6.5 . Хозяйственная зона включает необходимые хозяйственные постройки вне здания музея (гаражи, склады, трансформаторные подстанции ). Жел ательно ее размещение со стороны приема и отправки экспонатов. Площадь участка музея зависит от величины и характера коллекций. Здание музея следует размещать на участке с отступом не менее 15 м от красных линий застройки и городских магистралей с целью создания озелененной защитной зоны. Участок музея должен представлять возможность для расширения здания в будущем. 6 .6 .Зависимость площадей экспозиции и участка такова:
6 .7 . Наиболее распространенные соотношения различных площадей участка приведены в табл . 5. Таблица 5
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА 7.1.Содержание экспонатов и обслуживание посетителей составляют основу, деятельности музеев, определяют структуру, состав и площади помещений (табл. 6 , 7). 7 .2 .При проектировании музеев должен последовательно осуществляться принцип максимального разделения двух основных технологических потоков: маршрута посетителей и путей перемещения экспонато в. Основными видами деятельности музеев является: формирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность. Таблица 6
Таблица 7
7 .3 . Формировани е и хранение коллекций . Функциональную программу музей выполняет специфическими средствами. Вещественный памятник - основа различных по виду музеев. Выявление , взятие на учет и комплектование фондов проводятся по профильной прин адлежности музея. В зависимости от значимости экспонатов фонды музея разделяются на основные и научно-вспомогательные. Архитектурный аспект проблемы включает необходимость иметь специальные помещения для хранения фондов по видам экспонатов , рабочие помещения для сотрудников фондов, хранения научного архива, резервные площади для регулярного пополнения коллекций, возможность обновления постоянной экспозиции и устройства выставок. Прирост музейных фондов в год составляет в среднем 3 - 4 %. Таким образом, фонды большинства музеев удваиваются каждые 25 - 30 лет. Развитие музея в основном приходится на долю фондохранилищ. 7 .4 .Научно -и сследовательская деятельность складывается из нескольких последовательных фаз: определение и классификация материала, научная обработка в культурно-просветительных целях, размещение поступления в фондах и экспозиции. Научная классификация собраний музея находит отражение в составлении каталогов и другой научно-вспомогательной документации. Завершающей фазой научной обработки музейного материала являются организация экспозиции и подготовка научных публикаций. Проведение научной работы сотрудниками музея и специалистами фондов обеспечивается доступностью ко всем материалам фондовых коллекций. План научно-исследовательской работы включает выработку научной концепции развития музея, тематической структуры , темати ко-экспозици онны х планов и архитектурно-художественных мероприятий по оформлению экспозиций. Головные музеи осуществляют научно-методическую помощь филиалам. Для научной работы предназначаются специальные кабинеты, располагаемые поблизости от библиотеки. Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей. 7.5 .Площади помещений для научной работы предусматриваются д л я руководителей отделов (секторов) - 9 м2, для научных сотрудников - 4 ,5 м2. Площади помещений для библиотеки приведены в табл. 8. Таблица 8
7 .6 . Постоянная экспозиция - основное звено деятельности музея. Формируется, главным образом, на подлинных экспонатах, прошедших научную обработку. Основные требования к экспозиции: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, возможность индивидуального осмотра и в составе экскурсионных групп, учет интересов разных категорий посетителей ); выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и темати ко-экспозиц ионны м планом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажност ны й режим, меры по охране). Организация архитектурного пространства включает как собственно экспозицио н ные залы, так и открытую экспозицию. В состав помещений желательно включать вводной зал, как организующее пространственное начало, где посетители получают первую информацию о музее и проводятся торжественные мероприятия. 7 .7 . Выставочная деятельность является оперативной формой участия музея в современной жизни. Выставки организуются из фондов как самого музея, так и других музеев. Они расширяют экспозиционные возможности музеев, привлекают новые категории посетителей. Существуют две основных формы проведения выставок: внутри музея и передвижные, что определяет необходимость специальных выставочных залов и транспортных средств. Основные требования к выставочным залам: близость к вестибюлю, возможность беспрепятственного изолированного доступа (без прохождения через другие поме щ ения): нейтральность пространственного и художественного решения; возможность легкой и быстрой трансформации. При залах целесообразно предусматривать помещения для хранения выставочного оборудования и инвентаря. В музеях I - II категорий целесообразно проектировать в фондохранилищах специальные помещения для передвижных выставок, максимально приближенное к служебному входу. 7 .8 .Примерные соотношения выставочной и экспозиционной площадей приведены в табл. 9. Таблица 9
7 .9 . Культурно - просветительная работа включает организацию выставок, экскурсий, проведение лекций, конференций, встреч, вечеров, бесед, показ кинофильмов, работу кружков, что обусловливает включение в структуру здания кинолекционного зала и кружковых. В зависимости от величины музея размерные характеристики помещений варьируют следующим образом: в музеях с экспозиционной площадью до 200 м2 выявляется зона универсального использования на этой площади; в музеях с экспозиционной площадью до 1500 м2 проектируется кинолекционный зал на 100 мест и кружковая; в музеях с экспозиционной площадью до 2500 м2 проектируется кинолекционный зал на 200 мест и кружковая; в музеях с экспозиционной площадью до 5000 м2 проектируется два зала - кинолекционный зал на 200 мест и малый зал заседаний пл ощадью 45 - 60 м2, а также кружковые комнаты. Характер деятельности отдельных музеев требует внесения корректив в эти показатели. В практике мемориальных, исторических и краеведческих музеев практикуются вручение правительственных наград, прием в пионеры и комсомол, в художественных - копирование произведений искусств. Особенностью этнографических музеев является выступление этнографических ансамблей, литературных - систематическое проведение лекций, концертов, выступлений артистов, научных сотруднико в. Кинолекционный зал проектируется в непосредственной близости от вестибюля. Желательно предусматривать его автономное использование. 7 .10 . Хранение коллекций включает проведение мероприятий по сохранности э ксп онатов в экспозиционных залах, но в основном - в фондах. Музейный фонд характеризуется количественным и качественным разнообразием экспонатов. Хранение организуется по видам экспонатов. Основной частью работы является консервация и реставрация экспонатов. В зависимости от величины музея и его значимости в системе предусматривается от одной общей реставрационной мастерской до комплекса мастерских и лабораторий. Прогрессивной формой обслуживания нескольких музеев в условиях централизации их фондов является организация базовых фондохранилищ, мастерских и лабораторий. Наряду с традиционными формами деятельности в работе музея с посетителями должны внедряться и такие, как показ работы рест а враторов, открытый дос туп в фонды и др. СОСТАВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОМЕЩЕНИЙ 8 .1 .Посещения музея разделяются на основные , вспомогательные и обслуживающие. 8 .2 .В зависимости от преимущественного использования помещений посетите л ями или сотрудниками музея они разделяются на две основные зоны: А - посетительскую, Б - служебную. 8 .3 .Помещения и функциональные зоны музея приведены в табл. 10. Таблица 10
8 .4 . Распределение площадей между основными группами помещений зависит от профиля музея, его величины и значимости. Ориентировочные соотношения площадей следующие: экспозиционные залы - 45 - 55 %; фондохранилища - 20 - 25 %; вспомогательные и обслуживающие помещения - 25 - 35 %. 8.5 .Исходя из общности функционального назначения и внутренней взаимосвязи, в составе музея выделяют следующие основные группы помещений: вестибюль; экспозиционные залы; лекционный зал; административные, рабочие и подсобные помещения; лаборатории и мастерские; фондохранилища; технические помещения. 8 .6 . Вестибюль. С вестибюля начинается развитие архитектурного пространства музея. Здесь посетители получают свое первое впечатление от музея. Планировочная и пространственная организация вестибюля подчиняется выполнению следую щ их функций: место сбора индивидуальных посетителей и экскурсионных групп, информационное обслуживание, отдых, контроль, продажа билетов, сувениров и буклетов. Здесь возможно проведение кратковременных выставок. На площади вестибюля желательно предусматривать помещение для дежурных экскурсоводов. Вестибюль является важным коммуникационным узлом, где начинаются и заканчиваются маршруты осмотра. Из вестибюля должна быть обеспечена возможность беспрепятственного доступа в экспозиционные, выставочные и кинолекционный залы, в администрацию и кружковые комнаты. Помимо главного вестибюля для посетителей в музеях желательно иметь служебный вестибюль для персонала. Расчет вестибюльной группы следует вести исходя из максимальной единовременной вместимости музея , которая составляет 1 /5 общего количества посетителей в день. В случае, если вестибюль одновременно обслуживает помещения для дополнительных видов деятельности, следует прибавить вместимость и этих помещений. 8 .7 .Площади входной группы помещений рассчитываются на единицу, м2: для гардероба - 0 ,08 ; для хранения сумок, портфелей - 0 ,04 ; для вестибюля - 0 ,2 - 0 ,3 . 8.8 .Гардероб желательно устраивать в уровне главного входа в здание. Чтобы не нарушать взаимосвязи вестибюля с залами и коммуникационными узлами, лестницами, лифтами и пр. при многоэтажном по ст роении экспозиции, гардероб следует размещать в стороне от основного пути движения. В небольших музеях касса, киоск и контроль могут быть объединены в одном месте. В вестибюле проектируются также посты охраны, включая пожарный. В крупных музеях предусматривается медпункт. При проектировании вестибюля следует обратить особое внимание на размещение контроля, который разделяет вестибюль на две зоны: доконтрольн ую и законтрольн ую. До контроля размещается распределительный вестибюль с г ардеробом, кассами, информационными службами, киосками, буфетом, курительными и санузлами, за контролем - входы в выставочные и экспозиционные залы, ф ондох ранилища, лаборатории и мастерские. Буфет рассчитывается на обслуживание сотрудников и посетителей и функционально связан с вестибюлем; включает зал обслуживания, стойку раздачи с соответствующим технологическим оборудованием и подсобной, требующей естественного освещения. 8 .9 . Экспозиционные залы - ведущий элемент в функциональной структуре и архитектурной экспозиции здания. Архитектурно-пространственное построение залов: их размеры, форма, система взаимосвязей между собой, с остальными помещениями и окружающим пространством - определяется на з начением и спецификой экспозиции. Общие требования к экспозиционным зала м: пространственно-планировочное и художественное решение залов в соответствии с тематическим назначением экспозиций; возможность организации сквозного маршрута по всему музею и выборочного осмотра ведущих отделов; возможность внесения изменений в структуру залов во времени в свя з и с пополнением и обновлением экспозиций; связь с открытой экспозицией; включение в структуру экспозиционных залов специальных зон отдыха и помещений для подготовки экспозиций и хранения уборочного инвентаря. Экспозиционные залы должны иметь технологическую связь с фондохранилищем и мастерскими. При проектировании их на разных этажах необходимо предусмотреть грузовой лифт для доставки экспонатов. При мн о гоэтажн ом размещений экспозиций предпочтительна организ ация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозиции внутри залов организуется слева направо. В экспозиционных залах требуется соблюдение следующего температурно-влажн ост ного режима: 18 - 22 °С и 55 - 60 % влажности воздуха. Для контроля за температу рно-влажностны м режимом залы оборудуются соответствующими приборами. В залах предусматривается охранная и противопожарная сигнализаци я. Наиболее распространенным типом композиции зданий музея является расположение экспозиций вокруг центрального вводного зала на втором и третьем этажах. Расположение экспозиции выше третьего этажа нежелательно , что не исключает в конкретных условиях многоэтажных композиций. Одноэтажная композиция создает максимум удобств как в отношении взаимного размещения основных помещений, так и освещения. Преимущества этого типа планировки - возможность тесной связи с природой, трансформаций и расширения музея в целом и отдельных его разделов. Сокращение путей перемещения посетителей и экспонатов ограничивает применение распластанных композиционных решений зданий для крупных музеев. Высотная композиция музея определяет вертикальное зонирование: верхние этажи отводятся под экспозицию, которая формируется вокруг ядра вертикальных коммуникаций или центрального зала. Хранилища, администрация, лекционный зал и различные помещения обслуживания занимают нижние этажи. При таком решении вестибюль является композиционным узлом, с которого начинается развитие пространства по вертикали. 8 .10 .Сравнение одно- и многоуровневых композиций п риведено в табл. 11. 8 .11 .Специальные требования для музеев различных профильных групп. В художественных музеях: желательность есте с твенного освещения в залах с экспозицией картин. Ориентац ия светопро емов предп очти тельн а на северную сторону горизонта. Экспонирование произведений графика представляется целесообразным в специальные залы. Таблица 11
В краеведческих музеях членение экспозиции производится на три основных отдела (природа, история досоветского периода и история советского периода ). Экспозиция отдела природы может получить бо льшую планировочную самостоятельность. Наибольшую планировочную гибкость должны представлять залы истории советского периода. 8 .12 .Примерное распределение экспозиционных площадей краеведческих музеев по отделам, % : отдел природы ............................................. 15 - 25 отдел истории досоветского периода ....... 25 - 35 отдел истории советского периода ........... до 55 8 .13 .В небольших музеях (с экспозиционной площадью 500 м2 ) следует предусматривать возможность организации в экспозиции мест проведения встреч, показ кинофильмов, а также временных выставок. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЙ 9 .1 .Художественное проектирование экспозиций включает следующие основные этапы: составление тематической структуры, тема ти ко-экспозици он ны х планов и сценария. Тематическая структура определяет основные темы и разделы, темати ко-экспозиц ионны й план дополняется сведениями об экспонатах, их размерах, способах и средствах показа. Оба документа подготавливаются музеем. 9 .2 .Сценарий представляет собой развернутый тематико-экспозиционный план с указанием характеристики пространства, художественных , сюжетных, изобразительных и технических средств и приемов, необходимых для воплощения каждого пункта плана, где форма показа и содержание взаимно увязываются в совместной работе научных сотрудников и художника. Архитектурное проектирование здания должно исходить из сценария, дать ему пространственное выражение, которое подчеркивает его цельность, создать возможности для правильной расстановки акцентов (рис. 4 - 8). 9 .3 .Основой экспозиционного показа в музеях являются подлинные экспонаты, которые об ъ единяются в тематические комплексы для раскрытия содержания. Тематический комплекс может включать несколько планов показа с различной степенью детализации представленного материала , чтобы удовлетворить запросы разных категорий пос ети телей. Этой же цели служат специально запроектированные информационные службы (или средства). Дл я усиления эмоционального и художественного воздействия в экспозиции широко применяются раз нообразные художественно-технические средства, составляющие вместе с подлинными экспонатами целостный зрительный ряд. 9 .4 .Организация визуальной стратегии поведения посетителей подразумевает возможность охвата и оценки экспозиции в целом д л я принятия решения по посл едовательн ости и деятельности дальнейшего осмотра. С учетом психофизиологических особенностей восприятия посетителей и тематического построения экспозиции определяют зоны повышенной зрительной информации и зрительной разрядки. Острота восприятия притупляется от однообразия цвета и безликости пространства. Поэтому в экспозиции важно иметь специальные зоны для переключения внимания посетителей и отдыха. 9.5 .При построении графика осмотра центральные места в экспозиции с л едует отводить для размещения ведущих экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления (светом, цветом, фоном, обрамлением). Практика эксплуатации музеев показывает, что в большинстве случаев необходимая и достаточная высота экспозиционных залов составляет 4 ,2 - 4 ,5 м, высота экспозиционного пояса 1 ,5 - 1 ,7 см на расстоянии 80 - 90 см от пола. Длина экспозиционного ряда не должна превышать 20 - 50 м. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50 - 60 %. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным его двойной высоте. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м. Загрузка пола крупными экспонатами и витринами принимае т ся в пределах 20 - 30 %, главный проход 2 - 3 м и второстепенный 1 ,5 - 2 м. Перед ведущими экспонатами желательно оставлять свободное пространство в 10 - 15 см2 . Экспозиционная площадь на одного посетителя составляет 3 - 4 м2 . 9 .6 .При проектировании залов следует стремиться к сокращению оконных и дверных проемов, жестко фиксированных конструктивных опор и перегородок, затрудняющих перепланировку и организацию экспозиции. Для соблюдения этих требований архитектор должен использовать все многообразие имеющихся в его распоряжении средст в: выбор общей схемы здания, этажности, уровней пола и по толка, пластики объемов и пространств, световых и цветовых акцентов, создание композиционных акцентов и т.п. Обратное влияние - от здания к экспозиции наблюдается при использовании старых зданий, где структура экспозиции должна строиться в соответствии с композиционным развитием существующих интерьеров. 9 .7 . Маршрут осмотра может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Принудительный график с обязательным посещением всех разделов в определенной последовательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени для художественных музеев. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осмотра и система освещения могут стать определяющими моментами в п остроении композиционных схем. Д л я свода воедино научных, содержательных и функционально-технологических вопросов организации экспозиции требуется разработка единой художественной концепции музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре. ФОНДОХРАНИЛИЩА 10 .1 .Все музейные экспонаты подлежат строгому документальному учету и научному описанию с целью обеспечения их сохранности, раскрытия исторического, научного и художественного значения, создания условий для их широкого показа в экспозиции музея и на выставках, использования в научно-просветительной работе и в научных целях. Д л я музейных фондов требуются специально оборудованные хранилища, удобно связанные с экспозиционными залами. Их расположение в структуре здания должно обеспечивать возможность перспективного расширения. 10 .2 .Кроме специализированных хранилищ, следует предусматривать приемную экспонатов, изолятор и дезинфекционную камеры. Рабочие помещения для сотрудников отдела фондов и для работы посетителей должны быть изолированы от хранилищ (рис. 3 ). В хранилищах следует предусматривать специальные места для работы сотрудников с соответствующим оборудованием и освещением. 10 .3 .Фондохранилища разделяются на отдельные секции по видам хранимых материалов для создания оптимального для каждого вида температурно-вла жн остн ого режима. Для основной массы экспонатов требуется температура 18 - 22 °С, влажность 55 ± 5 %. Режим хранения направлен также на предупреждение повреждений и случаев хищения. В связи с этим предусматриваются соответствующие структура помещений и их оборудование. 10 .4 .С точки зрения специфики хранения, основные виды фондовых материалов следующие: живопис ь , графика, документы и памятники письменности, скульптура и архитектурные фрагменты, стекло, керамика, металл, костюмы, ткани, ковры, изделия из дерева, в том числе мебель, археол огические коллекции, нумизматика, фото-, кино- и фотофонд, геологические и минералогические коллекции, почвенные монолиты, зоологические коллекции, ботанические коллекции, сейфовое хранение драгоценных металлов, оружия и других уникальных экспонатов. РАСШИРЕНИЕ МУЗЕЕВ 11 .1 .Требования приспособляемости и перспективного расширения зданий музеев диктуются следующими практическими соображениями: ростом количества экспонатов; созданием новых коллекций; тематической или художественной перестройкой экспозиции; технологическими совершенствованиями; ростом посещаемости; развитием дополнительных видов деятельности. Процесс накопления всех видов памятников (истории, культуры, произведений искусства, естественно-научных предмето в ) носит для музеев постоянный характер. Динамика поступлений экспонатов является определяющим фактором форм перспективного расширения музеев и расчетных сроков амортизации зданий (рис. 9 - 12). 11 .2 .При изучении этой проблемы следует принимать во внимание и специальные музееведческие факторы, ограничивающие беспредельное расширение: психофизиологические особенности воспитания и время оптимального восприятия экспозиции в пределах 1 ,5 ч, отчуждающих эффект больших комплексов. 11 .3 .Перспективное развитие музея может осуществляться в трех следующих основных формах: за счет внутренней перепланировки (приспособляемость ); расширением здания; открытием филиалов. 11 .4 .Требование приспособляемости означает, что здание музея должно проектироваться с учетом изменений и корректировки функциональной программы во времени. С архитектурно-конструктивных позиций важно обеспечить максимально возможное сокращение опор в интерьере, жестко фиксированных перегородок, увеличение пролетов и конструирование подвесных потолков , допускающих изменение высоты экспозиционных помещений. Модульная или иная увязка конструктивно-планировочных размеров с параметрами оборудования обеспечивает гибкость преобразований. 11 .5.Емкость фондохранилища увеличивается на 50 % при применении компактных методов хранения на передвижных стеллажах. 11 .6 .Развитие новых конструкций расширило представление о морфологии архитектурного языка музеев, и с л ожные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитектуре современных музеев заметное место наряду с более простыми традиционными. Основными направлениями в разработке сложных «растущих» структур с принципиально различными конструктивными схемами и программами проектирования являются ячеистые, веерообразные структуры и модульные конструкции, допускаю щ ие развитие композиции здания как по вертикали, так и по горизонтали. В первом случае поиск структурного разнообразия основан на методе объемно-пространственного комбинирования стандартизованных ячеек квадратной, прямоугольной или многоугольной формы. Пространственное развитие структуры музея на базе единого укрупненного модуля и индустриальных изделий применимо для быстро растущих коллекций, например и ст орико- археологи ческого профиля. Традиционно- статичный подход к формированию пространства с использованием «трех прямых углов» учитывает психофизиологиче |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |