Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы функциональной организацииПанорамный (диорамн ы й) зал . Архитектурная организация з ала должна обеспечить: создание необходимой иллюзии, эффекта присутствия; удобную д л я осмотра организацию смотровой площадки; специфическое освещение картины и предметного плана; неутомляемость при обозрении; рациональную организацию движения посетителей; сохранность живописного полотна и предметного плана и защиту от огня, пыли и вредных газов. Композиция зала влияет на организацию всей обслуживающей группы помещени и , Смотровая площадка должна вмещать расчетное число посетителей с равноценными условиями видимости. Для выхода на смотровую площадку в панораме необходимы две лестницы: для подъема и спуска. Возможно устройство подъемника. Потоки поднимающихся и спускающихся посетителей не должны пересекаться. Посетители, поднявшись на смотровую площадку, должны сделать полный круг и вернуться туда, где начинали осмотр. Поэтому обе лестницы должны располагаться в одной зоне. Смотровая площадка должна иметь ограждение, не допускающее зрителей на предметный план. В диорамах смотровая площадка может быть расположена как вдоль предметно г о плана, так и быть выдвинута полукругом. Количество зрителей на смотровой площадке прямо проп орционально ее величине и обратно пропорционально времени, затрачиваемому на осмотр. В панорамах проход в захолстовое пространство на верхнюю обходную площадку допускается только через комнату дежурного пожарного поста. Це л есообразно объединение комнат электрика и дежурного. Освещение живописного полотна, предметного плана и смотровой площадки решается комплексно в соответствии с замыслом художника. Перепад освещенности смотровой площадки к живописному холсту обычно принимается 1:10 . Осмотр проводится организованными группами по 25 - 30 чел. с экскурсоводом. Четкая организация осмотра позволяет увеличить пропускную способность. Панорамный (диорамны й) зал должен быть звукоизолирован от остальных экспозиционных залов. Рядом с ним желательно иметь подсобное помещение для инвентаря. В зале должна быть создана возможность реставрации и п ы леуборки холста, предметного плана, захолстового пространства и зонта-рефлектора. Для замены светильников и пылеуборки необходим выход на зонт-рефлектор. Экспозиционные залы . Экспозиция должна последовательно и убедительно раскрыть художественную и научную информацию. Для экспозиции служат вводный, аванзал, панорамный и заключительный залы. Схема движения посетителей должна позволять зайти в кинозал как в начале, так и в конце осмотра. Для сменных выставок необходим специальный зал при вестибюле с возможностью его самостоятельного функционирования. Кассы должны быть при входе и сообщаться с вестибюлем. Кафе с входом из вестибюля нежелательно, его лучше иметь с входом с улицы или рядом, в другом здании. Киоск по продаже сувениров - в конце маршрута осмотра. Вестибюль должен быть связан с экскурсионным бюро и помещениями администрации. Функциональная организация вспомогательных помещений аналогична другим музеям (рис. 16, 18, 19). Архитектурно-планировочные особенности Главными элементами панорам (диорам) являются: зал, живописное полотно, объемный предметный план, смотровая площадка, зонт-рефлектор, освещение. Панорамный (диорамный) зал . Основная схема панорамного зала в плане - традиционный круг или многоугольник, диорамного зала - полукруг или половина многоугольника (иногда половина эллипса ). Размер зала определяется размерами живописного холста, смотровой площадки, захолстового пространства, глубиной предметного пла н а, пропускной способностью, схемой движения посетителей и наличием подсобного помещения. Диаметр панорамного зала от 18 до 42 м, диорамного - от 7 до 20 м. Увеличение диаметра зала влечет за собой увеличение размеров смотровой площадки и, следовательно, пропускной способности. При этом расстояние между зрителями и холстом, определяемое наилучшими условиями видимости (12 - 14 м), не меняется. Высота зала и его радиус определяются высотой живописной картины. От соотношения между радиусом зала и высотой картины зависят условия видимости. При удалении зрителя от картины на расстояние L , равное высоте H , или отношение 3:4 , достигаются наилучшие условия видимости. В диорамах расстояние наблюдения можно регулировать с помощью огражд е ния. Живописное по л отно . Па н орамность изображения и эффект участия в з начительной мере определяются размерами живописного холста. Сравнение размеров живописного холста приведено в табл. 13. Таб л ица 13
Предметный план лимитирует объемные предметы. Как правило, он состоит из рельефного макета местности с расположенными на нем постройками, утварью , оружием и манекенами в натуральную величину или в соответствующем перспективном уменьшении. При его выполнении должна соблюдаться мера условности и реальности. Его нельзя перегружать излишними деталями - наносить надо лишь характерные атрибуты обстановки и местности, находящие свое продолжение на живописном полотне. Некоторые объемы размещаются на предметном плане так, что одна часть их передается в натуре, а другая изображается на полотне. Закономерность видимости , по В.Л. Петропавловскому, иллюстрирует рис. 17. Зритель находится на смотровой площадке С и рельеф местности СБ предметного плана приподнимается от него к панорамной картине. В силу законов перспективы и психологического стремления человека представить землю горизонтальной, рельеф местности будет казаться ему не приподнятым, а горизонтальным, а предмет АБ на рельефе - больше настоящей величины и гораздо более удаленным от него А1Б1 . При понижении рельефа местности предметного плана в сторону к панорамной картине участок СД также будет казаться горизонтальным, однако в отношении высоты предмета АД будет наблюдаться обратное явление: он будет казаться ближе и меньше А2 Д 2 . Смотровая площадка . Уровень площадки должен соответствовать высоте горизонта живописной картины за вычетом среднего роста человека ( 154 см). При этом изображение холмистой местности на картине влечет за собой повышение уровня смотровой площадки. Диаметр площадки и ее высота зависят от размеров картины. При обычной высоте холста 15 м пл ощадка имеет 14 м в диаметре и располагается на высоте 4 - 5 м от нижней кромки полотна. Вход и выход на смотровую площадку делаются на расстоянии 6 - 8 м от ограждения. Желательно их разделять, чтобы потоки входящих и выходящих посетителей не пересекались. Для удобства осмотра на площадке могут быть 1 - 3 уровня с превышением верхнего над нижним в 60 см. Размеры смотровой площадки должны позволять находиться на ней, не мешая друг другу, расчетному числу посетителей. Перед входом на площадку желательна зона ожидания. Зонт-рефлектор . Над смотровой площадкой подвешивается зонт-рефлектор, который скрывает от зрителя источники света, верхний край полотна и создает затемнение в зоне наблюдения. Контрастность освещения между картиной и местом расположения зрителя усиливает иллюзию па н орамности . Зонт-рефлектор - пространственная конструкция, обтянутая изнутри, со стороны з онта, темным материалом и снаружи, со стороны рефлектора, - белым, способная опускаться и подниматься для регулировки освещения и пыл еуборки. В некоторых панорамах применяется жесткое крепление. В отдельных случаях для усиления отраженного света нижний пояс обтягивается фольгой выше светильников, расположенных по карнизу зонта-рефлектора. Пространство над зонтом-рефлектором используется для замены светильников, и его объем желательно свести к минимуму. Освещение . Восприятие па н орамно-ди орамн ой живописи определяется условиями ее освещения и видимости. Необходимо освещение, при котором можно не только различать детали на картине и предметном плане , но и воспринимать их цветовую гамму. Нужно избегать отблесков, теней и слепящего света. Этим требованиям лучше всего удовлетворяет рассеянное освещение. Естественный свет, совмещенный с искусственным, или только искусственный, отражаясь от поверхности рефлектора, рассеивается по картине и предметному плану. Зонт, совмещенный с рефлектором, затемняет смотровую площадку и создает контраст освещенности для иллюзии реального пространства. При сравнительно небольшой освещенности живописная картина с предметным планом представляется залитой светом, как в натуре. Цветовая температура света, падающего на холст, рекомендуется 3500 - 4000 К при спектральном составе, близ ком к естественному, что достигается применением смешанной системы освещения люминесцентными лампами и лампами накаливания. Дл я общей освещенности зала рекомендуются диффузные светильники с люминесцентными лампами белого света, а также з еркальные лампы накаливания, работающие при фиксированном режиме. Для акцентирования отдельных мест на картине или предметном плане необходима театральная аппаратура с линзовой оптикой. В диорамах применяются с вето гасит ел и, регулирующие силу света в соответствии с программой. Рекомендуемый уровень освещенности: в верхней части полотна - 400 лк, в нижней - 200 лк, предметного плана ближе к смотровой площадке - 50 лк. С т епень освещенности корректируется в соответствии с замыслом художника регулируемыми светильниками на зонте-рефлекторе. Ориентировочный состав и площади помещений зданий панорам приведены в табл. 14. Таблица 14
Приложение Рис. 1. Состав и взаимосвязь помещений музея Входная группа: 1 - главный вход; 2 - вестибюль; 3 - гардероб; 4 - касса; 5 - киоск; 6 - дежурные экскурсоводы; 7 - буфет; 8 - пост охраны; 9 - курительная и санузлы. Административные, рабочие и обслуживающ ие пом ещения: 10 - кабинет директора; 11 - приемная секретаря; 12 - кабинет заместителя директора; 13 - канцелярия и бухгалтерия; 14 - комната персонала; 15 - массовый отдел; 16 - кружковая; 17 - кабинеты для нау чных сотрудников; 18 - библиотека; 19 - кинолекционный зал; 20 - выставочный зал. Экспозиция: 21 - вводный з ал; 22 - 24 - постоя нная экспозиц ия; 25 - открытые экспозиционные пл о щ адк и. Фондохранилища: 26 - приемная экспонатов; 27 - из олятор; 28 - дезинфекционная камера; 29 - хранение материалов; 30 - хранение оборудования; 31 - рабочая комната с каталогами; 32 - научный архив; 33 - 34 - кабинеты заведующего фондами и сотрудников; 35 - 43 - храни лищ а по видам экспонатов. Лаборатории и мастерские: 44 - столяр ная; 45 - слесарная; 46 - фотол аборатория; 47 - макетная и модельная; 48 - художественная мастерская; 49 - реставрационная мастерская; 50 - 51 - прочие мастерские в зависимости от профиля музея; 52 - служебный вх од. Рис. 2 . Рекомендуемая степень взаимосвязи помещен ий ● максимальная степень связи, помещения должны быть сближены; ○ минимальная степень связи , помещения должны быть разобщены Рис. 3 . Состав и взаимосвязь помещений фондохранилищ 1 - подъем; 2 - разгрузочная пл ощадка; 3 - приемная экспонатов; 4 - контроль; 5 - хранен ие оборудования; 6 - хранение материалов; 7 - изолятор; 8 - д езинфекционная камера; 9 - рабочая комната с каталогами; 10 - научный архив; 11 - 12 - к абинеты заведующего фондами и сотрудников; 13 - хранилища по видам экспонатов; 14 - служебный вход; 15 - в экспозицию; 16 - в лабораторию и мастерские Рис. 4 . Принципы организации экспозиции Рис. 5. Организация экспозиции а - организация экспозиции в соответствии со сценарием: 1 - пролог; 2 - завязка; 3 - кульминация; 4 - развитие; 5 - финал ; б - пространственная организация экспозиции в разных уровня х в соответствии с тематической структурой Рис. 6 . Организация экспози ции а - для л егкости ви зуальной ориентации посетителей входы в осно вные экспозиц ионные отделы видны из вестибюля; б - созд ание разн ообразны х пространств облегчает осмотр экспозиции Рис. 7 . Организация экспозиции а - организация маршрута осмотра основана на выявлении фокусных точек для ведущих экспонатов; б - включе н ие в маршрут осмотра з он отдыха Рис. 8 . Приемы организации экспозиции а - размещение экспозиций с раз л ичной степенью дет ал из ации в одном зале; б - размещение экспозиций в кратном и расширенном вариантах в смежных залах; в - построение одного типа экспозиции и испол ьзование фондов, библиотеки и справочного аппарата взамен детализированного варианта экспозиции: 1 - открытое хранение фондов; 2 - библиография; 3 - справочная библиотека; 4 - хранитель Рис. 9 . Перспективные схемы расширения з дания музея а - использование модульной системы; б - присоединение новых корпусо в; в - линейное расширение; г - планировочные структуры, допускающи е органичное расширение; д - создание системы зданий Р и с. 10 . Расширение музея а - внутренняя переп л анировка; б - рост объемно-планировочной структуры здания; в - открытие филиалов Рис. 11 . Развитие во времени и пространстве художественного музея Рис. 12 . Проект картинн ой галереи, обеспечивающей расширение здания по верти кали (а - раз рез) и горизонтали (б - план в уровне экспозиции) Рис. 13 . Освещение экспозиции а - верхнее периметральное освещение экспозиции; б - освещение верхним светом через защитные фонари. Интенсивность света, пада ю щего концентрическими кругами, уменьшается от центра; в - рассеянный свет от вертикальных плоскостей глубокого фонаря; г - открытая структура с изменяемыми уровн ями, допускающая естественное боковое освещение Р ис. 14 . Освещение экспозиции а - ди скомфортн ость верхнего освещения при слишком низком размещении потолка; б - дискомфортность при верхнем боковом освещении; в - дискомфортность верхнего освещения при отсутствии регулируемой системы отражения; г - использование светопог лощающи х поверхностей стен, стендов, пола и потолка, чтобы избежать нежелательного отражения; 1 - светопоглощающи е поверхности Рис. 15 . Осв ещение экспозиции а - б о льшера зме рны е экспонаты: верхний свет, антресоли для новых точек осмотра; б - сплошное боковое остекление для связи с экспозицией под открыт ым небом; в - экспонаты, требующие хорошего естественно го освещения и защиты от прямого света: ш ед овое освещение, жал юзийны й подвесной потолок для рассеянного освещения; г - двустороннее естест венн ое освещение для смешанной экспозиции выставочного характера; д - ведущий экспонат: н аправленное естественное освещение; е - экспозиция живописи, графики, скульптуры: верхнебоковое освещение; ж - смешанное освещение: боковое - естественным светом, верхнее - искусственным; з - варианты решения верхнего освещения Рис. 16 . Состав и вз аи мосвязь помещений панорамы 1 - главный вход; 2 - вестибюл ь; 3 - пост охра ны; 4 - помещение почетных гостей; 5 - кафе; 6 - курительные, санузлы; 7 - гардероб; 8 - киоск; 9 - экскурсионное бюро; 10 - к ассы; 11 - кассовый вестибюль; 12 - кинолекционный зал; 13 - зал временных выставок; 14 - вводный зал; 15 - аванз ал; 16 - заключительные залы; 17 - кабинет директора; 18 - администрация; 19 - рабочие и подсобные помещения; 20 - лаборатории и маст ерские; 21 - фондохранилище; 22 - приемная экспонатов с изолятором; 23 - панорамный з ал Рис. 17 . Схема видимости на предметном плане Рис.18 . Схемы диорам 1 - смотровая площадка; 2 - предметный пл ан; 3 - живописное полотно; 4 - светильники; 5 - захолсто вое простран ство; 6 - линия горизонта; 7 - динамики Рис. 19 . Проект панорамы «Битва за Новороссийск. Малая земл я» в Нов ороссийске. Разрез (архитекторы Г. Горлы шков, Ю. Корнее в, инженеры Л. Покрасс, С. Конд ратенкова.) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |