Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

12 .1 .Технология музеев требует высокого уровня технического оснащения зданий, которые оборудуются центральным водяным отоплением, холодным и горячим водоснабжением, канализацией, приточ н о-вы тяжн ой вентиляцией (кондиционированием), освещением и слаботочными устройствами, в том числе охраной и пожарн ой сигнализацией, молни езащи той и электрочас ификаци ей.

Самым надежным способом обеспечить долговечность экспонатов является оборудование музеев установками для кондиционирования воздуха в экспозиционных залах и фондохранилищах - круглосуточное и круглогодичное , обеспечивающее оптимальный температурно-влажн остны й режим 18 - 22 °С и относительную влажность 55 ± 5 %.

12 .2 .Для обеспечения сохранности особо ценные экспонаты следует размещать в специальных герметических витринах с заполнением инертным газом.

12 .3 .Здания крупных и крупнейших музеев оборудуются централизованным пылеудалением.

12 .4 .Кратность обмена воздуха рекомендуется принимать: в экспозиционных залах 5 - 6 ; в хранилищах 1 ,5 - 2 ; в кинолекционном зале 4 - 6 ; в лабораториях 10 .

12.5 .Освещение следует решать с учетом содержания экспозиции и требований сохранности экспонатов.

Уровень общей освещенности не должен создавать излишних контрастов. При резком перепаде освещенности следует предусматривать переходную зону для адаптации зрителей: в центральной части поля зрения контрасты в освещении не должны превышать 1:3 , а между центром и периферией 1:10 .

12 .6 .Из психофизиологических соображений предпочтительно естественное освещение, когда эт о допускается требованиями консервации (рис. 13 - 15).

В большинстве случаев требуется принятие следующих мер:

устранение попадания прямого солнечного света;

визуальная связь с окружением.

12 .7 .Преимущества искусственного освещения состоят в следующем:

независимость от состояния погоды;

использование помещений в вечерние часы;

создание качественных и количественных характеристик освещения в зависимости от требований экспозиции;

во з можность регулировать интенсивность и спектральный состав света;

обеспечение планировочной гибкости.

Устройство искусственного освещения должно обеспечивать:

возможность полноценного осмотра экспонато в;

инди ви дуальную подсветку ведущих экспонатов (или деталей интерьера, представляющих художественную ценность);

пожарную безопасность;

нормальные условия работы в рабочих помеще н иях.

12 .8 .Для освещения рабочих мест сотрудников , выполняющих работу повышенной точности, рекомендуется предусматривать дополнительное местное освещение.

12 .9 .При проектировании освещения экспозиционных залов следует исходить из светочувствительности экспонато в.

12 .10 . Освещение картин люминесцентными лампами (примерно 4000 К температурой цвета) следует предусматривать с направлением светового потока порядка 30 ° по вертикали.

12 .11 . Освещение ковров . Ввиду большой чувствительности к свету желательно исключить освещение естественным светом. Для ковровых из д елий, вывешенных на стенах, рекомендуется освещение под углом 30 - 40 ° с помощью ламп накаливания.

12 .12 . Освещение гравюр, масок и рисунков . Исходя из высокой чувствительности этих эк с понато в к радиации, теплу и влажности, дневной свет должен быть полностью исключен. Экспонаты помещают в витрины, освещенные снаружи лампами накаливания.

Уровень освещенности в экспозиционных залах должен устанавливаться в соответствии со светостойкостью экспонатов.

12 .13 .Рекомендации по о с вещению различных экспонатов приведены в табл. 12.

Таблица 12

Вид экспонатов Рекомендуемый источник света Допустимая освещенность
Предметы, малочувствительные к свет у: изделия из мет ал ла, керамики; минералы1, драгоценности, стекло, эмали Естественное освещение. Люминесцентные лампы с температурой цвета 4000 - 6500 К. Обычные лампы накаливания. Лампы с йодным циклом. Небольшие прожекторы Редко б ыв ает необходимо превышать 300 лк
Произведения живописи, лаки, дерево, слоновая кость, клеевая краска Естественное освещение. Люминесцентные лампы с ц ветотемпературой 4000 - 6500 К . Лампы накаливания. Максимум 150 лк. Предел ьн ая годичная освещенность картин равна 650 ты с. л к/ч
Экспонаты, особенно чувствительные к свет у: акварели, рисунки, ткани, одежда, рукописи, зоологические и ботанические коллекции Лампы накаливания Не более 50 лк с максимал ьным сокращением времени экспонирования
1 З а исключением светочувствительных.

12 .14 . При проектировании новых му з ейных зданий следует обращать особое внимание на принятие специальных противопожарных мероприятий. В экспозиционных залах и фондохранилищах рекомендуется применять угл екислотное пожаротушение.

Электропроводка обязательно выполняется скрытой. Установка раздвижных решеток возможна только на окнах первого этажа по согласованию с Госпож н ад зором.

В отделке не следует применять сгораемые токсичные полимерные материалы.

Из экспозиции и помещений, где проводятся массовые мероприятия - лекции, кинопоказ, встречи, должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

В экспозиционных и выставочных залах проходы между оборудованием должны быть не менее 2 м, а главный проход - не менее 3 м.

Хранилища должны быть изолированы от прочих помещений музея сте н ами с пределом огнестойкости не менее 2 ,5 ч. Стены внутри хранилищ могут иметь 2- часовой предел огнестойкости. Ширина проходов в хранилище назначается не менее 0 ,9 м, а главных проходов - 2 ,5 м.

Здание музея должно быть обеспечено молниеза щи той.

12 .15 .В зданиях музеев должна быть предусмотрена система удаления мусора: сбор, нако п ление, а также временное (в пределах санитарных норм) хранение мусора и обеспечение возможности его дальнейшего вывоз а. В музеях с экспозиционной площадью более 5000 м2 следует предусматривать централизованную систему вакуумной пыл еуборки.

МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

13 .1 .Современный музей - сложный многофункциональный организм. Отсюда вытекает необходимость коллегиальности проектирования в соответствии с тремя основными частями общей программы: сотрудников музея - функциональная программа, тематическая и научная содержательность экспозиции; архитекторов - пространственно-планировочное и функционально-технологическое решения; художников - образное воплощение экспозиции.

Процесс проектирования обычно складывается из следующих последова т ельных этапов.

13.2 . Первый этап : определяется авторский коллектив, специфика музея, тематическая структура экспозиции, научная концепция развития музея на ближайшее время и перспективу, ориентировочный состав и площади помещений, разрабатываются варианты градостроительного размещения, архитектурной и художественно - образной направленности.

Архитектор должен учиты в ать не только архитектурную и функциональную специфи ку музеев, но и социальные и экономиче ски е условия строительства, требования потенциальной аудитории - ее зап росы и реальные возможности.

В процессе проектирования происходит либо репродуцирование сложившихся пространственных стереотипов, использование традиционных решений, либо поиск объемно-пространственной организации, основанной на новых технологических возможностях, авторской интерпретации музейного процесса. Постоянный прогресс науки и техники, дифференциация конкре т ных условий реализации проектов приводят к возникновению предложений, акцентирующих одну из сторон проектирования.

В основе работы должно лежать комплексное изучение коллекции , динамики роста поступлений, состава и количества потенциал ьных посетителей, специфики видов деятельности.

Обязанности архитектора при проектировании современных музеев не сводятся только к пространственному закреплению положений функциональной и органи з ационной программы.

13 .3 . Второй этап : составляется задание на проектирование , выполняется в полном объеме проект с архитектурной, конструктивной и технологической частью, включая смету и генеральное решение оформления экспозиции.

Работа основывается на полной информации о музейной коллекции и существующем опыте проектирования. Регламентации «Задания» должны быть конкретны, их детализация должна обеспечить всем участникам проектирования принятие взаимообусловленных реше н ий.

13 .4 . Третий этап : разрабатывается тема ти ко-экспозиц ионны й план, рабочая документация архитектурно- строительного проекта и эскизный проект оформления экспозиции.

Детализируется и уточняется первоначальный замысел, взаимоувязываются вопросы комплексной программы, включая технологические, архитектурные и художественные аспекты.

13.5 . Четвертый этап : осуществление проекта в натуре.

13 .6 .Рассмотренные выше общие принципы проектирования музеев сохраняют свою актуальность и при организации в исторических зданиях, трансформируясь с учетом их сохранности и архитектурно-художественных особенностей.

Музеи-заповедники, этнографические, под открытым небом и историко-арх ит ектурны е, как правило, представляют комплекс зданий с дисперсным размещением служб в различных объемах.

Территориальная централизация музейных фондов создает необходимые предпосылки для оптимального использования отдельных зданий и сооружений в музейных целя х: создание единого архитектурно-художественного и (или) историко-культурного комплекса, каким могут стать экспозиция и само здание при организации специализированного филиала. Очевидные преимущества при этом следующие: снимаются технологические ограничения по размещению фондохранилищ, мастерских и лабораторий, которые централизованно обслуживают сеть филиалов; экспозиция филиала (количество экспонатов, их характер, соблюдение условий хранения и экспонирования) выбирается в соответствии с имеющейся площадью, пространственным и планировочным решением используемого памятника; исключается характерная для музея проблема роста экспонатов.

М узеефикация памятников истории и архитектуры - одно из важнейших направлений в сохранении культурного наследия.

ПАНОРАМЫ И ДИОРАМЫ

Общая часть

Панорамы и диорамы являются особым видом искусства, интегрирующим средства живописи, архитектуры и светотехники с целью наиболее полного наглядного и достоверного показа исторических событий и явлений природы.

Панорама - замкнутая картина, расположенная на стене круглого помещения, которая совместно с предметным планом и освещением дает иллюзию р е ального пространства. Зритель в панораме находится в центре изображаемых событий и для осмотра перемещается по кругу.

Диорама располагается на стене п олукруглого помещения и для ее осмотра устраивается специальный проем.

В панораме и диораме живописное полотно сочетается с предметным планом - макетом местности и реальными предметами. Расположенные по краю полотна, делают незаметным для зрителя переход от трёхмерного пространства к иллюзорному, изображенному на полотне.

Большую роль играет освещение. Рассеянный свет падает сверху и освещает полотно. Верхний край картины панорамы и источники света скрыты от зрителя круглым зонтом, подвешенным над смотровой площадкой, создающим затемненную зону для зрителей.

Панорамы (диорама) в совокупности с музейными экспонатами дает убедительное и наиболее полное представление о времени и о событиях, которым она посвящена, и сама является памятником.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...