Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ




Муниципальные публичные библиотекиведут планомерную и целенаправленную работу по распространению объективных и достоверных знаний о своей территории и регионе в целом, используя формы и методы, рассчитанные на жителей всей территории и удалённых пользователей. Эта деятельность может осуществляться по нескольким основным направлениям:

o организация и проведение массовых мероприятий (краеведческих конференций, чтений, семинаров, выставок краеведческой литературы, встреч с краеведами и авторами книг и пр.);

o подготовка и издание краеведческих материалов;

o публикаций в СМИ;

o создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации для удалённых пользователей.

В распространении краеведческих знаний одно из центральных мест занимает организация и проведение массовых мероприятий. Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Методика подготовки и проведения библиотечных мероприятий, несмотря на их разнообразие, в своей основе – общая для всех. Ее можно раскрыть, обозначив основные этапы их подготовки и проведения:

1. Выбор темы, определение целевого и читательского назначения.

2. Изучение материалов по теме.

3. Выбор необходимых документов по разным источникам, включая Интернет.

4. Определение круга заинтересованных лиц, организаций и учреждений, переговоры с ними.

5. Реклама, рекламная кампания.

6. Разработка структуры мероприятия, составление сценария;

7. Подбор иллюстративного материала.

8. Подготовка участников мероприятия.

9. Оформление аудитории.

10. Проведение мероприятия, его фиксирование.

 

11. Анализ мероприятия, Изучение эффективности выявление его достоинств и недостатков.

12. Пропаганда проведенного мероприятия, освещение в СМИ.

В просветительской деятельности современных библиотек особое место стали занимать организация и участие в крупных комплексных краеведческих мероприятиях(краеведческие конференции; чтения, т. н. «четверги», Дни краеведческих знаний и др.), проводимых вместе с образовательными учреждениями, архивами, музеями, администрацией местных органов власти, краеведами, местными СМИ.

Краеведческая конференция в библиотеке– крупное массовое мероприятие, служащее целям популяризации знаний о своем крае, требующее большой подготовительной работы. Конференции могут быть посвящены актуальным вопросам местной жизни, знаменательным и памятным датам, а также краеведческим книгам и местным изданиям, представляющим особый интерес для пользователей. Для подготовки к проведению конференции в библиотеке создается временная структура (рабочая группа), которая курирует весь комплекс работ от начала и до подведения итогов, издания материалов конференции в печатном или электронном виде. Заранее разрабатывается программа, намечается примерная тематика выступлений, рассылаются информационные письма, организуются наглядные экспозиции по теме проведения конференции. Обязательно следует учитывать такие важные организационные моменты, как встреча, расселение, проводы участников конференции. Необходимо также разработать и культурную часть программы – посещение гостями концертов, выставок, проведение для них экскурсий, знакомство с местными достопримечательностями.



Краеведческие чтения – крупные массовые мероприятия, периодически организуемые и проводимые местными библиотеками, нередко совместно с краеведческими обществами, клубами, ВУЗами и т.п. Чаще всего краеведческие чтения связаны с именами видных краеведов, иногда имеют тематический характер (исторические, литературные и т.д.). По назначению чтения бывают общественно-научными и образовательными. Большой популярностью пользуются литературные чтения, основанные на местном материале (например: Алфёровские, Дмитриевские).

Уступают в масштабности организации конференциям и чтениям т. н. краеведческие четверги, которые, как правило, посвящены отдельным аспектам местной истории, современной жизни, где проходят обсуждения новых книг по краеведению.

На протяжении нескольких лет в районе проводятся Дни деревень, поселков и сел, возрождаются традиционные праздники. Подготовка этих мероприятий носит комплексный характер, в ней участвуют представители всего местного сообщества: администрация, работники школ, клубов, участники самодеятельности. Задача сотрудников библиотек в данном случае – четко определить свою, посильную зону ответственности, удачно вписавшись при этом в весь комплекс запланированных мероприятий. В библиотеке в рамках этого праздника можно оформить выставку, посвященную истории поселения или праздника, подготовить встречу местных жителей со знатным уроженцем поселения, провести ретро-вечер, посвященный определенному этапу в истории местного поселения, «встречу поколений» и т.п. При этом надо руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше», и не пытаться объять необъятное.

Среди методов распространения историко-краеведческих знаний популярность приобретают лекции. Лекция – одна из основных форм распространения краеведческих знаний на любую тему для самых разных категорий пользователей. Краеведческие лекции по своему типу являются публичными. Они могут быть эпизодическими или цикловыми. В эпизодической лекции содержание темы раскрывается с возможной для отводимого времени полнотой. Циклические лекции дают возможность слушателям расширять и систематизировать круг знаний по определенной теме, образуя постоянный состав аудитории. Главные требования, предъявляемые к лекциям: научная обоснованность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения. Выполнение этих требований реализуется, в частности, с помощью лекционных демонстраций – привлечения лектором наглядного материала (аудио, видеороликов, РР-презентаций). Необходимо также учитывать уровень подготовленности аудитории. Следует отметить, что для лучшего закрепления материала полезно разработать практическую часть в занимательной форме (ребусы, шарады, кроссворды и т.п.), которую слушатели выполнят в конце мероприятия.

По своей значимости к лекциям приближаются краеведческие уроки, проводимые в школах, лицеях, колледжах. Цель краеведческих уроков – знакомство не только с информационным потенциалом библиотеки и раскрытие определенной темы, но и адаптация учащихся к самой библиотеке. Организация краеведческих уроков подразумевает систематичность и регулярность, включение их в учебные планы образовательного учреждения, привлечение местных краеведов, сотрудничество школ (в них чаще всего проходят краеведческие уроки) и библиотек. Только тогда они будут эффективной формой просветительской деятельности библиотеки, передавая системное краеведческое знание о конкретной территории.

Большой популярностью стали пользоваться в последние годы презентации. Презентации могут быть тематическими (презентуются книги определенной тематики), юбилейными (готовятся к юбилейной дате автора, организации и т.п.). Чаще всего проводятся презентации новинок краеведческого книжного рынка. При разработке сценария презентации необходимо учитывать ее тип, а также исходить из интересов тех групп пользователей, для которых она проводится. Сценарий мероприятия в зависимости от темы может быть дополнен стихами, песнями, инсценировками, использованием мультимедийных технологий. Тематические и юбилейные презентации сопровождаются книжными выставками. Следует помнить, что презентация не должна быть слишком длительной по времени (1,5 – 2 ч.). Для оповещения населения о предстоящем событии развешиваются объявления, в СМИ рассылается пресс-релиз.

Организация библиотечных выставокявляется одним из самых распространенных методов раскрытия краеведческих фондов, пропаганды актуальных и ценных документов. Пользователя библиотеки привлекает то, что он может взять и посмотреть любой экспонат выставки. Большое разнообразие выставок определяется задачами, читательским назначением, типом и видом библиотек. На методику подготовки выставки существенное влияние оказывают ее функциональные особенности. Особенностью краеведческих выставок в современных условиях стала экспозиция предметов материальной культуры. На краеведческих выставках библиотекари часто используют печатные и рукописные документы из архивов и музеев, личных коллекций тем самым обогащая и углубляя содержание выставок. Традиционными стали в библиотеках выставки местных художников и фотомастеров, предметов прикладного искусства, которые знакомят жителей с художественным творчеством земляков. Любая краеведческая выставка в библиотеке должна обязательно сопровождаться краткой письменной информацией о событии, конкретном лице, которым она посвящена. Особо стоит обратить внимание на «географическую привязку» к данной территории.

Возрождение библиотечного краеведения активизировало и издательскую деятельность библиотек.Библиотека создает первичную информацию в виде отдельных книг о крае, газет и альманахов, участвует в создании системы краеведческих библиографических пособий региона, издавая преимущественно рекомендательные указатели. В целях пополнения своих краеведческих фондов библиотека может переиздавать наиболее активно используемые, ценные и редкие краеведческие издания. Подготовка и издание краеведческих материалов о своей территории дает библиотеке возможность продвигать свои материалы и для удаленных пользователей. Использование современных компьютерных технологий превращает издательскую деятельность в гибкую форму информационной деятельности.

Не должна библиотека забывать иоPR-деятельности. Недооценка ее роли может значительно повлиять на имидж библиотеки. Библиотека может проводить большое количество качественных мероприятий, но о них будет знать только ограниченный круг пользователей. Качественная реклама, тесное сотрудничество с местными СМИ повышают авторитет библиотеки, способствуют эффективности проводимых мероприятий, формированию ее положительного имиджа в сознании местного сообщества.

Для создания комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации для удалённых пользователей, библиотека может создать и поддерживает краеведческий блог, либо тематическую группу в социальных сетях (Одноклассники; ВКонтакте и др.)

Сегодня, чтобы привлечь внимание к книге недостаточно поставить ее на полку. Одной из ключевых тенденций в работе библиотек является формирование новой информационной потребности и, соответственно информационной среды. Следовательно, библиотекарям необходимо искать новые формы доведения краеведческой информации, до своих в том числе и потенциальных пользователей. Поэтому в краеведческой деятельности получили популярность виртуальные выставки. Электронные выставки (виртуальные) — это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов предоставления информации. Такими виртуальными выставками могут стать «Краеведческая мозаика», которая познакомит читателей с новинками краеведческой литературы или «Литературная карта Белоречья», которая будет содержать сведения об авторах, чья жизнь связана с данной местностью.

Краеведческая библиография – это кропотливое и систематическое изучение документов, книжных и периодических источников для установления какого-либо исторического или библиографического факта. Это научное описание книг и составление их перечней (каталогов и картотек) и указаний. А сегодня это еще и электронные картотеки и каталоги. Библиотеке необходимо систематически выявлять источники, рассказывающие об истории края и составлять рекомендательные списки литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат, выполнять запросы читателей по краеведению, наиболее полно отражать местную тематику в справочно-поисковом аппарате, составлять тематические картотеки, оформлять папки-накопители, создавать летописные и биографические описания местных достопримечательностей, историю отдельных семейств, знаменитых деятелей, наиболее ярких событий и пр.

Литературное краеведение — это своеобразная школа открытия родного края, его культуры и традиций. Произведения писателей, литература о них, другие документы об их жизни и творчестве отражены в соответствующих разделах краеведческой картотеки, выставляются на открытых просмотрах литературы. В каждом районе найдутся свои объекты поиска, связанные с литературным краеведением. Работа эта увлекает учащихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, воспитывает чувство патриотизма. С целью информирования читателей о книге краеведа, писателя-земляка, можно организовать в библиотеке выставку одной книги под названием «Встреча, которую ждали». Экспонироваться на ней будет одна книга с рецензиями, критическими статьями. Неординарным событием станет презентация в библиотеке выставки-автографа «Надпись на книге: судьба, эпоха…», где можно представить книги из личной коллекции местного писателя или жителя района. Писатель или владелец этой коллекции расскажет о незабываемых встречах с интересными, неординарными людьми, итогом которых станут подаренные книги с автографом автора. Творчеству писателей-земляков может быть посвящен цикл мероприятий — «Литературные портреты». Сюда можно включить организацию выставки, проведение беседы о творчестве писателей с показом презентации, обзоры литературы, громкие чтения. В любой библиотеке можно организовать, сделать традиционными «литературные пятницы» или «краеведческие среды», проведение которых покажет многоаспектную, активную работу библиотек по продвижению чтения произведений писателей — земляков. В День села или деревни можно провести акции на открытой площадке «Книжная юрта» или «Читающее село», «Уличный фестиваль книги и чтения», «Читальный зал на открытом воздухе», книжные выставки, познавательные мероприятия, адаптированные для проведения на улице, будут востребованы жителями любого поселения. Такие уличные мероприятия, встречи с писателями, презентации их произведений, будут способствовать приобщению сельского населения к творчеству писателей-земляков.

Работа клубных, любительских объединений. Клуб по интересам — это добровольное объединение группы людей на основе единства цели, задач, интересов. Клубы зачастую объединяют определенные и социальные категории читателей или группы людей с устоявшимися интересами. Клубы по интересам — одна из оптимальных моделей работы в библиотеках. Библиотека чаще всего выступает организатором, инициатором таких клубов, контролирует их деятельность и оказывает им действенную помощь. Создание клуба по интересам при библиотеке ценно тем, что оно организует культурный досуг пользователей, объединяет людей, имеющих общие интересы и увлечения, стимулирует творческую активность односельчан и помогает выявить новые таланты и дарования среди них. Популярным среди населения может стать кружок краеведов – любителей или юных краеведов, который объединит читателей библиотеки, интересующихся творчеством писателей-земляков, жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка даст возможность каждому проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, подготовит ревностных пропагандистов художественного слова, поможет развитию их творческих способностей. Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения местных писателей, ведут розыски литературно-краеведческого материала, помогают в организации экскурсий по местам, изучают произведения, посвященные родному краю и т. п.

Таким образом, Краеведение - это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны. Изучение этого может и должно способствовать формированию национального самосознания россиян. в библиотеке созданы все условия для комплексной краеведческой работы и патриотического воспитания. Не подменяя функции других социальных институтов образования и воспитания, библиотека должна опираться на свою главную задачу - стимулировать читательское развитие, рассматривая чтение как важнейший вид человеческой деятельности в духовной эволюции личности.

Краеведческие потребности пользователей библиотеки побуждают библиотечных профессионалов к активной деятельности в области краеведения. Это поиск эффективных форм и средств краеведческой работы, создание краеведческих ресурсов, осуществление обслуживания по краеведению.
Формы и названия мероприятий по краеведению

Беседа-диалог«Путешествие по улицам города, или Что в имени тебе моем»

Выставка-презентация«Село мое прекрасное на берегу реки»

Краеведческие посиделки «Родной земли многоголосье» (встреча с людьми творческих профессий)

Музыкально-поэтический вечер «И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной»

Выставка-фоторепортаж«С Днем рождения, любимый поселок»

Ретро-путешествие по старым улицам города «Прогулки по улицам __________»

Экскурсия по памятным и историческим местам Белорецка «Город можно как книгу читать»

Краеведческий вечер-познание «Город Белорецк: имена, события, факты»

«Фронтовой блокнот»«Они знают цену своей жизни: ветераны ХХ века – наши земляки»

Вечер-путешествие в историю родного края «Мой край родной – моя история живая»

Урок краелюбия «Что может быть милей бесценного родного края!»

Литературно-краеведческий час «Дыханье Родины храним»: Белорецк»

Краеведческий вечер ко Дню города «Ты всех краев дороже мне…»

Вечер доброго общения «Мне по сердцу маленькая Родина, мне по сердцу мой любимый край»

«Краеведческий калейдоскоп» «Родного края разноцветье»

Час краеведческих знаний «Земля, что дарит вдохновенье»

День литературного краеведения «Край в творчестве _________ писателей»

Краеведческий урок-вернисаж «Таланты родного края»

"Краеведческие посиделки" «Щедра талантами родная сторона»

Краеведческий урок-знакомство «Этот тихий край мне мил и дорог»

Цикл бесед для юношества «Молодежи о писателях Белоречья»

Краеведческий вечер славы и признания «Земляки известные и неизвестные», «Люди, прославившие наш край», «Чтоб жили в памяти герои-земляки»

Краеведческий вечер женской поэзии «Есть поэтессы в _______ глубинке с душою родниковой чистоты…»

Беседа«Литературное лицо малой Родины»: обзор творчества белорецких писателей и поэтов.

«Краеведческий серпантин» «Мой город – судьбы моей главная Пристань»

Час виртуального путешествия «В путешествие по родной земле отправляясь…»

День информации«Новинки издательств нашего региона»

Краеведческий час-поиск «Имя в летописи края»

Краеведческая библиопанорама «Люблю тебя, мой город!»

Краеведческий альманах «Чем и кем славен наш город»

Праздник поэзии«О малой родине стихами…»

Вечер-встреча с местными художниками «За красоту времен грядущих»

Праздник-открытие «Земли моей минувшие года»

Урок-прославление «Славен город делами, славен город людьми: Белорецк сегодня»

Видео-панорама«Помолчим у истории, бронзою ставшей»: Памятники Белорецка»

Литературно-музыкальный вечер «Край любимый сердцу снится…»

Цикл краеведческих бесед «Всему начало здесь, в родном краю», «Мой отчий край ни в чем неповторим»

Краеведческий вечер-открытие«Дорогая моя провинция»: Белорецк»

Краеведческая викторина« Мой край отеческий, моя глубинка»

Праздник «Прими, город в подарок! Встречи для вас» (ко Дню города)

Беседа-диалог«Край родной, навек любимый», «Вернись на родину, душа!»

Цикл краеведческих часов «Здесь ты живешь»

Видеосалон«Судьба края в лицах», «Родной земли очарованье»

Краеведческий вечер-посвящение «Любуюсь и горжусь тобой, любимый город!»

Литературно-музыкальный вечер-признание «Родина, услышь еще одно признание в любви: _____________ посвящается»

Краеведческая программа «Родники живой памяти»

«Краеведческая завалинка» «Вот она какая, сторона родная!»

Краеведческий ретро-вечер«Малая Родина в воспоминаниях старожилов»

Арт-салон«Дар, предназначенный судьбой»: Творчество местных поэтов, художников, музыкантов.

Краеведческие уроки«Нет милей родного края», «Поэты нашего города», «Слово о земле михайловской», «Город, в котором мы живем», «Утро доброе родному краю»

Краеведческий альманах«Традиции и нравы Белорецкой земли»

«Краеведческая шкатулка» «Неизвестные страницы истории родного края»

Экспедиция-поиск «Альбом памяти»: (Биографии местных ветеранов войны и тружеников тыла)

Краеведческий калейдоскоп«Глубинкою сильна Россия», «Гимн родной земле», «Молодые таланты – городу»

День краеведческой библиографии«Здесь Родины моей начало»

Библиотечный урок «Литературно-художественные краеведческие журналы для старшеклассников и молодежи»

Час краеведения «Тебе, мой город, посвящаю…»

Литературно-историческое ревю «Здесь Родины моей начало» (по произведениям местных авторов)

День краеведческого чтения «Большие открытия малого города»

Вечер - литературное путешествие«Земляки на карте города» (об улицах города, названных в честь земляков)

Историко-литературная экспедиция «Война в судьбе моих родных» (письма с фронта, воспоминания ветеранов-земляков), «Край родной – гордость моя»

Литературно-музыкальный вечер «Край родной в стихах и песнях»

Фотовыставки «Родного города черты», «По родному краю с фотоаппаратом», «Разноцветная палитра живой природы» (о цветах, насекомых, животных края)

Выставка-демонстрация творческих работ земляков «Красоту творим руками» (рукоделие, поделки, рисунки, резьба по дереву, плетение, вышивка и т.п.)

Картинная галерея«Художники города – в дар библиотеке»

Выставки-просмотры«Душа и память земли любимой», «Сердцу милый уголок – наш российский (любимый) городок»

Гурман-вечер любителей поэтического жанра «Поэзия края родного в душе зазвучала вновь…»

Выставка-открытие «Свет малой родины» (экспонаты из музея)

Историко-краеведческая экскурсия «Город мой, ты песня и легенда»

Час размышления «Наш город – нам его беречь»

Краеведческая викторина: «Мой край: настоящее, прошлое, будущее», «Пою мой край – край великих вдохновений», «Поэты родного края», «Тропинками родного края»

Краеведческие чтения«Родной земли многоголосье»

Устный журнал «Расскажу с любовью я о доме…»: Краеведение

Краеведческий урок-путешествие «Прогулки по __________»: История улиц города»

Урок-панорама «Родная улица моя» (с видеофильмом или слайд-презентацией)

Краеведческий час памяти«Помни их имена, ________!»

Выставка-восхищение «Мой край, мой Белорецк!»

Краеведческий вечер воспоминаний «Наши земляки – наша гордость!»

Краеведческая интеллектуальная игра«Где эта улица, где этот дом?», «Мой городок – душа России», «Серенада родному краю»

Краеведческая беседа-дайвинг «Легенды и были малой родины», «Судьба России и мой край: Страницы истории», «Моя родина сегодня» (население, занятия земляков, природа, транспорт, промышленность, знатные люди и т.п.), «Из сокровенной памяти старожилов»

Час краеведения «Помни род свой и песню», «Здесь род мой, истоки мои», «В судьбе малой родины – наша судьба», «Я эту землю родиной зову», «Я на этой земле родился»

Вечер поэтической магии «Волшебные места, где я живу душой»: Белорецк

Беседа-информация «Мы этой земли продолжение», «Про мир и дом, где мы живем»

«Краеведческий лабиринт» «В краю моем история России», «Родного края облик многоликий»

Литературная беседа «Малая родина в событиях и лицах»

Час памяти и мужества«Фронтовые подвиги наших земляков»

Музыкально-поэтический вечер «Земли моей лицо живое» (встреча с местными поэтами)

Тематический вечер «Живи в памяти людской» (посвящен строителям города, известным людям)

Арт-встреча «Чудеса народного искусства»

Краеведческий вечер-репортаж «Хроника рождения города»

Краеведческая викторина«Знаешь ли ты свой город?»

Историко-краеведческая ретро-беседа «Есть город в просторах России, ______ его зовут…»

Краеведческая беседа-откровение «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам…»

Литературно-краеведческий вечер-встреча (с местными поэтами) «В городе теплых сердец свечи в душах зажглись…»

Вечер творческого общения с интересными людьми города«Я зажег в своем сердце костер…»

Краеведческий вечер-респект «Есть в России уголок, милый сердцу городок…»: Творчество местных авторов»

Час занимательной экологии «Загадки природы родного края»

Краеведческое «рандеву» «Судьбой дарованные встречи»: Встречи с местными деятелями культуры.

 

v Я эту землю родиной зову

v Волшебные места, где я живу душой…

v Земли родной талант и вдохновенье (писатели-земляки)

v Услышать зов земли, которой ты частица (экология края)

v Тихая родина снова меня позовет

v Наш земляк – большой художник слова

v Жизнь его песни достойна

v Есть чем Белорецку гордиться

v Мимо башни твоей, сквозь года и столетья

v Пешком в историю (памятники города)

v Живые навсегда. Белоречане помнят войну

v Моей судьбы обычаи и нравы

v Литературные прогулки по городу

v Белоречье – любовь моя и гордость

v Не забуду тебя, Белорецк

v Белорецк на старых фотографиях

v Взгляд на город, в котором мы живем

v 255-летию – 255 добрых дел

v Их судьбы связаны с Белорецком

v Живая старина: история улиц и площадей

v Город на уральском перевале

v Белорецк. Годы. Люди

v Тебе, наш город, посвящаем…

v Имена на все времена, или история в историях о знаменитых земляках

v «Живут со мною рядом земляки»

v «Белоречья родные дали»

v «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу»

v «Я в этом селе живу, я это село знаю»

v «Край мой, исток мой, судьба моя»

v «Люби свой край, уважай свою историю»


Основы экскурсионного обслуживания

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах, библиотеках), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии нацелены на формирование общего представления о городе/населенном пункте, области в целом путем освещения нескольких подтем – истории, краткой характеристики промышленности, науки, культуры, образования и др. В них используется исторический и современный материал. Строятся такие экскурсии на показе самых различных объектов – памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. Хронологические рамки подобной экскурсии определяются временем существования города/населенного пункта – с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы и подразделяются на исторические, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные.

Из всего многообразия исторических экскурсий, выделяемых по содержанию, наибольший интерес представляют следующие виды:

• историко-краеведческие (например, «История возникновения города/ села», «Из истории, какой либо достопримечательности» и др.);

• археологические (например, в Аркаиме с показом вещественных исторических артефактов);

• этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народностей, местного населения;

• военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, места военных сражений в Гражданскую войну и др.);

• историко-биографические, литературно-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей, например: писателей);

• экскурсии в исторические, краеведческие музеи.

По способу передвижения различают экскурсии пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Использование средств передвижения обеспечивает мобильность экскурсионной группы. Типовая схема экскурсии включает вступление, основную часть и заключение.

Вступление предполагает знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте; краткое со- общение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, месте окончания экскурсии. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно составляет от 5 до 12. Показ – наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно; он предполагает систему целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, включающий демонстрацию объектов и предметов, пояснения к ним. Заключение, рассчитанное по времени на 5-7 минут, не связано с экскурсионными объектами. Оно содержит подведение итогов основного содержания экскурсии, выводы по теме, представление информации о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему.

 

Рекомендации по экскурсионно - краеведческой работе библиотек

Пространство большого города позволяет библиотечным специалистам варьировать с выбором вида экскурсий – можно использовать как обзорные, так и тематические экскурсии (например, «Исторический центр города Белорецка», «Гражданская война в Белоречье»), ограничивать экскурсии территориально (по отдельным районам, улицам, площадям и др.). В небольших населенных пунктах целесообразней проводить обзорные экскурсии. Исключение составляют территории, обладающие богатым историко-культурным наследием и природным разнообразием (например : горнозаводские посёлки Белоречья). При наличии транспортных средств маршрут экскурсии может включать посещение нескольких населенных пунктов, характеристику разных объектов. Обзорная экскурсия по населенному пункту может включать характеристику следующих подтем:

1. Принадлежность населенного пункта к определенному району, области (возможно демонстрация герба района и символики населенного пункта).

2. Анализ названия населенного пункта (происхождение названия, подходы к его трактовке, варианты названия при переименовании).

3. История создания населенного пункта (дата основания или первое упоминание в архивных документах, история заселения).

4. Статистические данные о населенном пункте (количество жителей, их распределение по половозрастным признакам, количество улиц, дворов и др.)

5. Характеристика природно-климатических условий, основных географических объектов (рек, озер, гор и др.), полезных ископаемых, флоры и фауны края (коротко).

6. Характеристика основных социальных объектов (школ, больниц, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, музеев, клубов, библиотек, общественных и творческих объединений и др.) и элементов благоустройства населенного пункта.

7. Основные улицы, площади, переулки (возникновение топонимов, исторические и современные названия, расположение).

8. Характеристика местных памятников архитектуры (история, стиль), строений, культовых сооружений (церквей, мечетей и др.), проектировочные и эстетические особенности местных домов.

9. Памятники, обелиски, мемориальные доски.

10. Выдающиеся земляки (уроженцы края или деятели), посещение села известными людьми.

11. Роль и место населенного пункта в истории региона, страны.

12. Проблемы и перспективы развития населенного пункта.

Экскурсии могут быть дополнены проведением встреч с известными земляками, старожилами, активной популяризацией ресурсов библиотеки с помощью демонстрации краеведческих документов, распространения рекомендательных списков краеведческой литературы и буклетов.

Материал подготовлен на основе: Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М : Советский спорт, 2007. – 216 с.
Библиотечное краеведение на страницах профессиональной печати :

Аннотированный список статей

Баркова, И. В. Виртуальное краеведение для детей // Библиография и книговедение. – 2016. – № 3. – С. 66-72.

См. так же [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/46972093 (15.07.2017).


Баркова, И. В. "Детское экскурсионное бюро" приглашает. Виртуальные экскурсии как средство знакомства с родным городом // Библиотечное дело. – 2015. – № 9. – C. 5-6.

В статье рассказывается о мультимедийном ресурсе "Детское экскурсионное бюро", созданном сотрудниками отдела детской библиографии Новокузнецкой муниципальной информационно-библиотечной системы (Кемеровская область). Виртуальные экскурсии этого ресурса знакомят ребят с интересными местами города Новокузнецка.

См. так же [Электронный ресурс]. – Режим доступа : URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2015/bd09.pdf (15.07.2017).

 

Бражникова, С. Электронный ландшафт села. Продвижение цифровых форм литературы в регионе / С. Бражникова // Библиополе. – 2016. - № 9. – С. 13 – 18.

Библиотекари призваны стать навигаторами в мире виртуальной информации, отбирая и предлагая потребителю качественный интернет - материал. Это могут быть постоянно пополняемые веблиографические списки, проекты, выставки-видеоролики, виртуальные выставки, буктрейлеры, электронные дайджесты. Сельские библиотеки оказывают дополнительные услуги населению, взяв на себя функции центров общественного доступа. Они создают также уникальные ресурсы – электронный архив села и виртуальный краеведческий музей

Бухаркина, Е. Край родной, сторона лесная : проект для взрослых и детей, объединивший темы краеведения и защиты окружающей среды : [экологическое просвещение] / Е. Бухаркина // Библиополе. - 2017. - № 1. – С. 55-59.

Даже самая маленькая сельская библиотека старательно собирает, хранит и выдаёт материалы о местной истории, ведёт экологическое просвещение. Проект, о котором рассказывает автор, включает мероприятия, предназначенные и для взрослых, и для подростков, и для малышей. Дается приложение «Рабочий план реализации программы «Я здесь живу, и край мне этот дорог».

Вавилова, Е. «Зелёные» объекты пешеходного маршрута. Использование QR – технологии для проведения экскурсий / Е. Вавилова // Библиополе. – 2017. - №5. – С. 75-77.

Совместный туристический проект «Культурный код Соли

Последнее изменение этой страницы: 2017-09-13

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...