Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование разоружения и сокращения вооружений.

 

Конечно, можно посчитать целью разоружения – полную ликвидацию вооружений в мире. Однако, представляется, что это эта цель не достижима. Главной задаче регулирования вооружений является их постепенное сокращение до необходимого минимума. Разоружение — это широкий комплекс согласованных госу­дарствами мероприятий, призванных уменьшить материальные средства ведения войны. В основе разоружения лежит принятие взаимных обязательств по их сокращению и даже отказ от наиболее опасных его видов (оружия массового поражения). Выше уже описывалась ситуация стратегического паритета в мире, однако нельзя сказать, чтобы разоружение касалось только РФ и США. В этом процессе участвуют все государства мира. Налагаемые на вооружения ограничения распространяются и на других субъектов.

Цель разоружения была предусмотрена еще в Уставе ООН. В настоящее время эта организация рассматривает и одобряет планы по разоружению. Для этих целей даже был создан специальный орган – Комиссия по разоружению. Хотя с момента создания этого органа было проведено несколько встреч, вклад Комиссии в разоружение нельзя назвать весомым.

Вторым направлением разоружения является использование переговорных механизмов (переговоры в Вене о сокращении обычных вооружений в Европе, переговоры между Россией и США о сокращении стратегических ядерных вооружений и др.).

Третье направление – использование международных конференций. Хотя международные конференции как метод сотрудничества все больше уходить в прошлое, уступая свое место международных организациям – постоянно действующим субъектам, тем не менее, в области международной безопасности они сохраняют свою роль. Так, например, в Женеве проходит Кон­ференция по разоружению, которая собирается вне рамок ООН.

В литературе принято выделять две программы разоружения: всеобъемлющую и частичную. Всеобъемлющее разоружение было установлено в Совместном заявлении Прави­тельств СССР и США 1961 года, где предусматривался полный роспуск вооруженных сил, ликвидация военных и обслуживающих армию учреждений, полное уничтожение оружия массового поражения и средств их доставки и т.п. Государства могли сохранить только неядерные вооружения, вооруженные силы, средства и учреждения, которые будут признаны необходимыми для поддержания внутреннего порядка и личной безопасности граждан. Идея всеобъемлющего разоружения была поддержана Генеральной Ассамблеей ООН.

Частичное разоружение касается отдельных видов оружия, обычно наиболее опасного. В программу частичного разоружения попали: ядерное оружие, химическое оружие, бактериологическое оружие, обычные виды вооружений. Кроме того, частичное разоружение не ставит цели полной ликвидации всех вооружений, а лишь их сокращение до разумных пределов.

Центральное место в проблеме разоружения занимает ядерное разоружение. В доктрине и на практике существует спор о том, можно ли применять ядерное оружие. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций о запре­щении применения ядерного оружия: Декларацию о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия от 24 ноября 1961 г. и Декларацию о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 г. Однако эти декларации нельзя однозначно рассматривать как обязательные для государств. Прямого запрета на применение ядерного оружия в международных договорах (так называемого, конвенционного запрета) нет. Даже Международный суд ООН, в который обратилась с просьбой дать по этому поводу консультативное заключение Генеральная Ассамблея ООН, не смог ответить однозначно – применять ядерное оружие нельзя. Хотя и отметил, что его можно отнести к оружию массового поражения, неизбирательного действия, применение которого запрещено нормами международного гуманитарного права. В результате вывод Суда получился таким: если государство все-таки прибегает к использованию этого оружия, то на него ложится вся ответственность за последствия его применения. Также следует отметить заявления СССР и США о неприменении ядерного оружия против агрессии неядерных держав.

В отношении ядерного разоружения в настоящее время предпринято следующее:

1. Запрет испытаний ядерного оружия (Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963 г., Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 г.). Последний договор еще не вступил в силу, поскольку его не ратифицировали 12 «пороговых» (т.е. близких к созданию собственного ядерного оружия) стран. Хотя большинство государств с 90-х годов прошлого века не проводят испытания ядерного оружия, остается до сих пор неясным вопрос о проведении в 2006 году ядерного подземного взрыва Северной Кореей (КНДР).

2. Запрет распространения ядерного оружия (Договор о нераспространении ядерного оружия (вступил в силу 5 марта 1970 г., с 1995 года действует бессрочно). Ядерные государства отказываются от передачи материалов, технологий и готового оружия неядерным странам, а последние отказываются от собственного его создания и производства и приобретения у других стран. Это направление также натолкнулось на ряд проблем. Так, не все государства безоговорочно отказались от своей военной ядерной программы. В частности, остается нерешенной проблема программы Ирана, который заявляет о создании собственного производства обогащенного урана, что создает угрозу создания этим государством ядерного оружия.

3. Система гарантий МАГАТЭ. Она представляет собой специфический институт Агентства, призванный не допускать, чтобы ядерные объекты, которые подлежат контролю, были использованы для военных целей. В настоящее время действует более 200 соглашений о гарантиях, подписанных 140 государствами (а также Тайванем, провинцией Китая), из них 136 всеобъемлющих соглашений в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия. Предусматриваются предоставление государствами отчетов Агентству, а также проведение им инспекций.

4. Создание безъядерных зон. Речь идет не только о международной территории (Антарктика), но и вовлечение в эти зоны территории государств. Примером может служить Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке и Карибском бассейне (Договор Тлателолко) 1967 г., Договор Раротонга 1985 г., создавший такую же зону в южной части Тихого океана, Бангкокский договор 1995 г. – в Юго-Восточной Азии, Пелиндабский договор 1996 г. – в Африке. Также отдельную зону образует одно государство – Монголия. Пока только предполагается создание таких зон в Центральной Азии (Казахстан, Киргизстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан), в Центральной Европе, Южной Азии и на Ближнем Востоке.

Ликвидация ракет средней и меньшей дальности. Регулируется подписанным в Вашингтоне в 1987 году договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней даль­ности и меньшей. Договор предусматривал ликвидацию всех ракет сред­ней и меньшей дальности (826 РСД + 926 РМД со стороны СССР; 689 РСД + 170 РМД со стороны США), пусковых установок к ним, вспомогательных сооружений и вспомогательного оборудования. Сроки ликвидации были установлены в 3 года для ракет средней дальности, и полтора года – для ракет меньшей дальности. Договор предусматривал достаточно жесткие меры контроля – взаимные уведомления и отчетность, создание специальных комиссий и инспекция исполнения договора.

Ограничение и сокращение стратегических вооружений. Стратегическое вооружение является самым современным и наиболее грозным видом вооруже­ния, оно составляет сердцевину боевой мощи ядерных держав. Поэтому разоружение в области ядерного оружия невозможно без сокращения стратегических вооружений. В 1972 г. в Москве были подписаны два соглашения — Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Времен­ное соглашение о некоторых мерах в области ограничения (стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В 1979 г. в Вене между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

Договор ПРО установил обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развертывания систем или компонентов противоракетной обороны. Каждое обязалось иметь не более двух систем ПРО (вокруг столицы и в районе сосредоточения пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет), где в радиусе 150 километров могло быть развернуто не более 100 пусковых неподвижных противоракетных установок. А с июля 1974 года, по дополнительному протоколу к этому Договору, - только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок (для СССР — с центром в столице; для США — на базе Гранд-Форкс). В 2001 году США нарушили договор по ПРО, передав на территорию Норвегии РЛС «Глобус-2», а 12 июня 2002 США в одностороннем порядке вышли из договора. Поэтому Договор ПРО в настоящее время не действует.

Согласно Договору СНВ-1 СССР и США должны были в течение 7 лет сократить свои ядерные арсеналы таким образом, чтобы у каждой стороны осталось не более 6 тысяч единиц. В результате в СССР осталось 6,5 тыс. боеголовок, а в США – 8,5 тыс. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.

По Договору СНВ-2 запрещено использование баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Хотя он был ратифицирован и РФ, и США, в силу так и не вступил. В ответ на выход в 2002 году США из договора ПРО Россия вышла из СНВ-2.

Договор СНВ-2 был заменен более мягким Договором СНП (Договор сокращении стратегических наступательных потенциалов), подписанным в мае 2002. Условия договора ограничивают количество ядерных боеголовок, стоящих на боевом дежурстве, до 1700-2200 для каждой из сторон. Договор о СНП вступил в силу, срок его действия истекает 31 декабря 2012. Договор имеет менее жесткую систему контроля и отсутствие поэтапности исполнения.

Запрет химического и бактериологического оружия. Впервые запрет на применение этих видов вооружений в общей форме был сформулирован еще в «оговорке Мартенса», закрепленной в Гаагских конвенциях 1907 года, затем он был закреплен в Женевском протоколе 1925 г. Полный запрет разработки, производства, накопления бактериологического оружия был установлен Конвенцией о запрещении раз­работки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, а химического – Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и при­менения химического оружия и о его уничтожении 1993 года. Обе конвенции устанавливают для государств обязанность уничтожить имеющиеся запасы биологического и химического оружия, не производить его и не передавать третьим странам.

Близко к запрету оружия массового поражения стоит запрет враждебного воздействия на природную среду, который был установлен заключенной в 1977 году одноименной конвенцией. Речь идет о нанесении ущерба или причинении вреда любому другому госу­дарству-участнику путем воздействия на природу, имеющего широкие, долгосрочные или серьезные последствия (искусственные земле­трясения, наводнения, уничтожение растительного мира и т. д.).

Сокращение обычных вооружений и вооруженных сил. Это направление разоружения было продиктовано тем обстоятельством, что наибольшее сосредоточение вооруженных сил было на территории Центральной Европы. Именно там находился центр противостояния НАТО – ОВД. В результате государства начали переговоры об их сокращении. Эта проб­лема всегда привлекала внимание государств. В итоге в 1990 году был подписан Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). В соответствии с Договором сокращению подлежат наземные и воздушные виды вооружений, обладающие наступательными возможностями (танки, боевые бронированные машины, артиллерийские системы, боевые самолеты, ударные вертолеты). Процесс сокращения осуществлялся в течение 40 месяцев после вступления Договора в силу. Был установлен контроль за осуществлением сокращения, важнейшей формой которого будет является инспекция на местах (без права отказа со стороны инспектируемых стран). Высказывается мнение, что процесс сокращения обычных вооружений должен быть продолжен. Однако события последних лет заставляют в этом усомниться.

28 мая 2007 года Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ — Нидерландам — с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 в Вене. На конференции был поставлен ряд вопросов европейской безопасности. Другие государства предложения РФ не поддержали. 13 июля 2007 года В. Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Причинами этого шага, по мнению Президента РФ, явились соображения безопасности России, вызванные поведением партнеров по соглашению. Объявление моратория означает отказ от взаимного военного инспектирования, отказ от количественных ограничений. Срок действия моратория не ограничен, его снятие поставлено в зависимость от поведения стран-членов НАТО.

 

Контроль за ходом разоружения

Взаимные инспекции

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...