Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЛЕЧЕБНЫЕ БЛОКАДЫ В НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ для врачей-неврологов
Минск, 2016
Разработчики программы:
В.В. Пономарев, заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор; К.А. Садоха, доцент кафедры неврологии и нейрохирургии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», кандидат медицинских наук, доцент;
И.И. Михневич, заведующий 1-м неврологическим отделением УЗ «5-я клиническая больница г. Минска», кандидат медицинских наук
Рецензент: Э.К. Сидорович, ведущий научный сотрудник ГУ «РНПЦ неврологии и нейрохирургии», кандидат медицинских наук
Рекомендована к утверждению: Кафедра неврологии и нейрохирургии государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» Протокол заседания от ______________________201__г. № ______
Научно-методический совет государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» Протокол заседания от ______________________201__г. № ______ ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................. ………...4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.........................................…………………….. 5 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ…........................................ 9 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................11
ВВЕДЕНИЕ Учебная программа повышения квалификации «Лечебные блокады в неврологической практике» разработана с учетом достижений современной медицинской науки и новых подходов к диагностике вертеброгенной патологии, заболеваний периферической нервной системы. Учебная программа предусматривает обучение в объеме 40 часов. Цель обучения – повышение квалификации врачей-неврологов, обладающих достаточным уровнем знаний и владеющих основными практическими навыками, необходимыми для самостоятельной работы, как в стационарных условиях, так и в амбулаторных условиях. Задачи обучения: совершенствование и приобретение слушателями новых знаний по диагностике и лечению вертеброгенной патологии, заболеваний периферической нервной системы. Учебная программа состоит из двух разделов: «Общий раздел» и «Профильный раздел». Программой предусматриваются следующие виды занятий: лекции, практические занятия. Лекции проводятся в аудитории с использованием мультимедийной техники. Практические занятия проводятся в учебных комнатах кафедры, в лечебных и диагностических отделениях УЗ «5-я ГКБ». Методы обучения: клинические разборы пациентов с обсуждением полученных данных. Средства обучения: мультимедийный проектор. Во время практических занятий осуществляется совершенствование методик проведения лечебных блокад в практической неврологии, при вертеброгенной патологии и заболеваниях периферической нервной системы. С целью контроля качества усвоения учебного материала на практических занятиях проводится устный опрос слушателей, решение ситуационных задач по избранным разделам. Для определения уровня знаний слушателей на начальном этапе обучения и по окончании обучения в рамках практических занятий проводится тестовый контроль знаний. Формой итоговой аттестации является собеседование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Общий раздел Основы идеологии белорусского государства Стратегия и приоритетные задачи общественного развития Республики Беларусь. Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Стратегическая цель социально-экономического развития – общество постиндустриального типа. Модель социально-экономического развития Республики Беларусь. Социально ориентированная многоукладная рыночная экономика. Приоритетные задачи в социальной сфере. Приоритетные направления развития здравоохранения. Государственные программы в области охраны здоровья населения. Основные направления и факторы формирования здорового образа жизни среди населения. Антикоррупционное законодательство.
Профильный раздел Неврология Неврологические нарушения при остеохондрозе Боль. Классификация боли Определения боли, функция боли, виды боли. Патогенетическая класси- фикация боли. Патофизиология боли: типы ноцицепторов и сенсорных нейро- нов, механизмы формирования ноцицептивной и нейропатической боли, анти- ноцицептивная система, восприятие боли. Причины развития и характерные клинические симптомы ноцицептивной и нейропатической боли. Характе- ристика гиперестезии, гипералгезии, гиперпатии, парестезии, дизестезии, аллодинии. Субъективная и объективная (инструментальная) диагностика боли.
Клинические разборы пациентов с различными видами болевых синдромов Практическое занятие. Клинические разборы пациентов с различными видами болевых синдромов (при тригеминальной и постгерпетической неврал- гии, тендовагините, комплексном регионарном болевом синдроме, парестети- ческой мералгии, фасеточном синдроме, фибромиалгии и др.). Выделение ве- дущей причины боли: ноцицептивной, нейропатической, психогенной или сме- шанной.
Неврологические нарушения при остеохондрозе поясничного отдела Позвоночника Терминология. Этиология болей в нижней части спины (вертеброгенные, невертеброгенные). Теории развития остеохондроза. Стадии остеохондроза. Па- тогенез остеохондроза. Классификация неврологических проявлений остео- хондроза поясничного отдела позвоночника. Клинические проявления: особен- ности болевого, рефлекторно-тонического, вегетативно-сосудистого и нейро- дистрофического синдромов при остеохондрозе, их отличия при спондило- артрозе и остеопорозе. Особенности неврологических проявлений при грыжах межпозвонковых дисков: периодизация, характер течения, частота обостре- ний, алгоритм обследования пациентов. Особенности вертеброневрологичес- кого осмотра. Анализ инструментальных методов исследований (рентгено- грамма, КТ и МРТ позвоночника, остеоденситометрия). Примеры формулиро- вания диагноза. Методы лечения (медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое, оперативное, нетрадиционное). Показания к паравертебраль- ным и эпидуральным (перидуральным) блокадам. Вертеброневрологический осмотр пациентов с остеохондрозом поясничного отдела позвоночника. Особенности неврологических наруше- ний у пациентов со срединными, парамедианными и фораминальными грыжами межпозвонковых дисков Практическое занятие. Совместный с преподавателем и самостоя- тельный вертеброневрологический осмотр пациентов с остеохондрозом пояс- ничного отдела позвоночника. Особенности неврологических нарушений и клинические разборы пациентов со срединными, парамедианными и форами- нальными грыжами межпозвонковых дисков. Выявление специфичных симп- томов (Нери, Вассермана, осевой нагрузки, кашлевого и др.). Подготовка пациента к проведению блокады, получение информированного согласия.
Подготовка к проведению блокад. Выбор лекарственных смесей. Показания, противопоказания к лечебным блокадам Практическое занятие. Подготовка к проведению блокад. Отработка алгоритма действия врача. Выбор наиболее обоснованной лекарственной бло- кады и адекватной лекарственной смеси. Показания и противопоказания к ле- чебным блокадам. Разбор возможных побочных эффектов и осложнений при проведении блокады. Анализ необходимых мероприятий для их купирования.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. – Минск: Амал- фея, 2007. – 479с.
6. Камчатнов П.Р., Умарова Х.Я., Казаков А.Д. Хроническая поясничная боль: возможности профилактики и лечения // Нервно-мышечные болезни. – 2013, № 3. – С. 16-21. 7. Кремер Ю. Заболевания межпозвонковых дисков. – М.: Медпресс-информ. – 2013. – 469 с. 8. Курушина О.В., Гордеева И.Е., Барулин А.Е. Инвазивные методы лечения с использованием глюкокортикостероидов: методическое пособие.–М., 2014.–39 с. 9. Левин О.С. Основные лекарственные средства, применяемые в неврологии. – М., 2006. 10. Медведева Л.А., Загорулько О.И. Локальная инвазивная терапия хронической боли // Журн. неврол. и психиатр. – 2014,№ 4. – С. 57-62.
12. Основы идеологии белорусского государства: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. С.Ф. Князева, С.В. Решетникова. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 491с.
15. Поражение периферических нервов и корешковые синдромы / ред. М. Мументалер. – М.: Медпресс-информ. – 613 с.
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ:
23. Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006г. № 165–З (с изменениями и дополнениями). 24. Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993г. № 2435–XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008г. № 363–З, с изменениями и дополнениями). 25. Закон Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» от 14 ноября 2005г. № 60–З (с изменениями и дополнениями). 26. Инструктивное письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О мерах по улучшению доступности оказания медицинской помощи» от 20.01. 2006 № 02-3-04/738. 27. Инструктивное письмо Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О медицинском применении отдельных лекарственных средств и порядке их отпуска из аптек» от 23.07. 2009 № 12-1-10/831-681. 28. Клинические протоколы диагностики и лечения больных с патологией нервной системы. Утверждены приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении клинических протоколов диагностики и лечения больных» от 19 мая 2005г. № 274. 29. Кодекс Республики Беларусь от 09.07. 1999 № 275–З «Уголовный кодекс Республики Беларусь» (с изменениями и дополнениями). 30. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и допол- нениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2006. – 48с. 31. Лукашенко А.Г. О состоянии идеологической работы и мерах по ее совер- шенствованию. Доклад Президента Республики Беларусь на постоянно дейст- вующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003г. // О состоянии идеологической рабо- ты и мерах по ее совершенствованию: Материалы постоянно действующего семинара республиканских и местных государственных органов. – Минск, 2003. 32. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. / Национальная комиссия по устой- чивому развитию Республики Беларусь. – Минск: Юнипак, 2004. 33. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении Инструкции о порядке выписки рецепта врача и о внесении изменений и дополнений в постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006г. № 120» от 31.10. 2007 № 99 (с изме- нениями и дополнениями). 34. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении надлежащей аптечной практики» (с дополнениями и измене- ниями) от 27.12. 2006 № 120 (с изменениями и дополнениями). 35. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27 декабря 2006г. № 120 и от 31 октября 2007г. № 99» от 9 сентября 2014 г. № 66. 36. Приказ Министерства здравоохранения Республики Беларусь «О некоторых вопросах деятельности комиссии по противодействию коррупции в системе Министерства здравоохранения Республики Беларусь» от 5 января 2012г. № 9 (с изменениями и дополнениями).
Руководитель авторского коллектива ____________ / К.А. Садоха/
Заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии ____________ / В.В. Пономарев /
Начальник учебно-методического отдела ____________ / Е.Ю. Писарик /
Методист учебно-методического отдела ____________ / Е.Ф. Белова /
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |