Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сензитивные и критические периоды индивидуального развития человека.
Сензитивные периоды – периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности в данном возрасте к опреде-го рода воздействиям.( обучению, игре)
Критические периоды – «узловые точки» онтогенеза индивида в возрастном интервале кот.повышается чувствительность индивида к неадекватным раздражителям( 3,7,12 лет)
Гетерохронность развития человека – неравномерность старения отдел. систем.
При характеристике биологического возраста отмечается, что одинаковые по календарному возрасту люди могут существенно различаться по выраженности признаков старения и созревания.
Периодизацию биологического возраста, возрастную периодизацию в онтопсихологии, нельзя смешивать с периодизацией развития личности в социальных группах, а также с периодизацией жизненного пути развития личности
15. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе Зигмунда Фрейда.
Развитие взглядов 3. Фрейда на периодизацию развития Э. Эриксоном.
Зигмунд Фрейд
В качестве критерия для выделения фаз развития ребенка берется перемещение либидозной энергии в организме человека.
Либидо во фрейдизме — теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на основе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Первоначально З. Фрейд понимал под либидо только энергию сексуального влечения, имеющего прежде всего бессознательную форму. Затем оно было распространено и на другие формы поведения, связанные с отношениями к родителям, детям, к самому себе. В силу того, что либидо может иметь не только энергетический потенциал, но и определенную направленность, было сформулировано положение, что в индивидуальном развитии возможно перенаправление либидозной энергии в новое русло. Так была сформулирована идея о вытеснении и замещении сексуальной фиксированности либидо путем регрессии или сублимации. В окончательном варианте фрейдовского психоанализа под либидо понималась энергетическая основа двух основных влечений человека — к удовольствию и жизни (Эрос), с одной стороны, и к разрушению и смерти (Танатос), с другой.
Теория психосексуального развития Фрейда подчеркивает то обстоятельство, что определенные виды раннего опыта, полученного в течение сенситивных периодов, оказывают продолжительное воздействие на человека, что основные особенности личности закладываются в первые 5-7 лет жизни ребенка, поэтому Фрейд выделяет фазы психосексуального развития именно ребенка.
I. Оральная фаза развития. Основной источник удовольствия для младенца на этой фазе – его рот (сосание, кусание и т.д.) (от 0 до 1.5 лет).
II. Анальная фаза развития – ребенок начинает контролировать свои побуждения (акты дефекации) в соответствии с требованиями культуры. Через контроль этого процесса у ребенка впервые появляется самоконтроль, саморегуляция (от 1 до 3 лет).
III. Фаллическая фаза развития ребенка. Главная психологическая задача этого возраста – это адекватная половая идентификация. Ребенок начинает сознавать генитальные различия и удовольствие, вызываемое стимуляцией генитальной зоны, как в случае мастурбации Мальчик в этом возрасте должен преодолеть свое бессознательное влечение к матери («Эдипов комплекс»), а девочка к отцу («комплекс Электры») (от 3 до 5 лет).
IV. Латентная фаза (4-7). Эта фаза продолжается вплоть до начала полового созревания. Она характеризуется снижением сексуальных реакций. Фрейд считал, что на той фазе сексуальность дремлет, уступая время формированию сознательного «Я» и предметных интересов ребенка.
V. Генитальная (7-12) фаза, во время этой фазы либидо начинает искать себе удовлетворение адекватным способом. Это период полового созревания. Характеризуется усилением инстинктивных сексуальных влечений, ослаблением родительских привязанностей и возникновением конфликтов с подростками.
Фрейд полагал, что если человек проходит первые три стадии без психической травмы, то скорее всего он будет психологически здоровой личностью. Однако, если во время прохождения этих стадий какие-то из базисных потребностей фрустрируются, развитие личности будет задержано или, говоря иначе, произойдет фиксация и личность будет искажаться на всех последующих стадиях развития.
Эрик Эриксон
Подобно Пиаже и Фрейду, неофрейдист Эрик Эриксон верил в истинность стадиального подхода к развитию. Однако он не разделял психосексуальных концепций Фрейда, считая их слишком узкими, и утверждал, что личность не полностью определяется событиями раннего детства, а продолжает развиваться на протяжении всей жизни. Эриксон разработал свою, состоящую из восьми стадий, периодизацию психосоциального развития, в к-рой приходящиеся на раннее детство стадии практически полностью идентичны стадиям Фрейда.
Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:
Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.
Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.
В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана личности":
I. Младенчество (рождение до 1.5 лет) - кризис доверия и недоверия. С 6 до 18 месяцев ребенок привязывается к наиболее значимым людям.
II. Ранняя молодость (с 18 до 36 месяцев) – чувство стыда. Главная задача этого этапа – получить навыки самостоятельности и самоконтроля.
III.Игровая стадия – ребенок руководствуется своим видением, что хорошо, а что плохо.
IV. Школьный этап (с 6 до 11 лет). Появляется понятие системы, развиваются способности дедукции. Происходит борьба между трудолюбием и чувством неполноценности.
V. Подростковый период (с 11 до 18) – развивается стереотипное поведение.
VI. Ранняя взрослость (с 18 до среднего возраста): дихотомия интимность или самоизоляция.
VII. Средняя взрослость (с 40-45 до 60): производительность или застой.
VIII. Поздняя взрослость (старше 60): целостность или отчаяние.
Развитие личности по Эриксону - это борьба крайностей. Освоение жизненного опыта происходит через телесное познание. Эриксон указывает при этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация" между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений переплетаются.
Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты. Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.
Стадия развития
| Нормальная линия
| Аномальная линия
| 0 - 1 год
младенчество социальное качество - надежда
| o доверие к людям, к окружающему миру.
o взаимная любовь, связь ребенок - родитель
o удовлетворение потребности в общении с родителями
| o недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
| 1-3 года
ранний возраст (ранний возраст) социальное качество - воля
| o самостоятельность
o уверенность в себе
| o сомнения в себе
o гипертрофированное чувство стыда
| 3-5 лет
возраст игры социальное качество - целеустремленность
| o инициативность
o активность, живое воображение
o подражание взрослому
o признаки полоролевого поведения
| o чувство вины
o пассивность
o отсутствие инициативы
o отсутствие признаков полоролевого поведения
| 6-11 лет
школьный возраст социальное качество- компетентность
| o стремление к достижению
o трудолюбие
o развитие познавательных и коммуникативных навыков
| o чувство собственной неполноценности
o избегание сложных заданий, ситуаций соревнования
o слаборазвитость познавательных и трудовых навыков
o конформность
| 11-18 лет половая зрелость
подростковый возраст социальное качество- верность
| o эгоидентичность (собственная уникальность)
o жизненное самоопределение
o поиск себя
o формирование мировоззрения
o половая поляризация в формах поведения
| o диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет)
o путаница ролей
o смещение временных перспектив
o смешение форм полоролевого поведения
| 18 – до начала среднего возраста
ранняя взрослость социальное качество - любовь
| o интимность
o стремление к контактам с людьми
o желание и способность посвятить себя другим людям
o рождение и воспитание детей
| o изоляция
o избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
| 40 (45) - 60 лет
средняя взрослость социальное качество - забота
| o творчество (особенно в труде)
o продуктивная и творческая работа над собой и другими
| o застой (особенно в труде)
o эгоизм, эгоцентризм
o непродуктивность в работе
o ранняя инвалидность
| Старше 60
Поздняя взрослость социальное качество
| o целостность
| o отчаяние, безысходность
|
|
|