Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ИЗЛОЖЕННОМУ В ГЛАВЕ II. (ЛЕКСИКОЛОГИЯ)

 

1.Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические сред­ства языка. М.: Наука,1974.

2.АхмановаО.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М.:

3.Учпедгиз, 1957.

4.Звегинцев В. А. Семасиология. Изд. МГУ, 1957.

5.Касарес X. Введение в современную лексикографию / Русский пер. М., 1958.

6.Левковская К. А. Теория слова, принципы ее построения и аспекты изучения лексического материала. М.: Высш. шк., 1962.

7.Лексикографический сборник. Вып. I-VI. М.: Гос. изд-во иностран­ных и национальных словарей, 1957-1963.

8.Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. М.:

9.Изд. АН СССР, 1959.

10.Уфимцева А. А. Опыт изучения лексики как системы. М.: Изд. АН СССР, 1963.

11.Уфимцева А. А. Лексическое значение. Принцип семиологи-ческого описания лексики. М.: Наука, 1986.

12.Цейтлин P.M. Краткий очерк истории русской лексикографии (Словари русского языка). М.: Учпедгиз, 1958.

13.Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. М.: Про­свещение, 1964.

14.Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики. М.:

15.Наука,1973.

16.Юшманов Н.В. Грамматика иностранных слов // Словарь ино­странных слов, вошедших в русский язык. М., 1933, или Словарь ино­странных слов. М., 1937. С. 689- 728; 2-е изд. М., 1941. С. 797-831.

17.Общее языкознание. Внутренняя структура языка. М.: Наука, 1972.

18.Языковая номинация. Общие вопросы. М.: Наука, 1977.

19.Языковая номинация. Виды наименований. М.: Наука, 1977.

ОСНОВНЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ СЛОВАРИ (РУССКОГО ЯЗЫКА)

 

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 3-е изд.; Под ред. И. А. Бодуэнаде Куртенэ. М., 1903-1909; 4-е изд.;

2. Под ред. И.А.Бодуэна де Куртенэ. М., 1912-1914; 5-е изд. - 1994. Переиздание изд. 2 (1880-1882) - 1935 , 1955, 1980, 1992.

3. Толковый словарь русского языка; Под ред. проф. Д. Н. У ш а к о -в а. Т. 1-4. М.: Гос. ин-т. “Советская энциклопедия”, 1935-1940.

4. Словарь русского языка в четырех томах. Т. 1-4. М.: Гос. изд-во ино­странных и национальных словарей, 1957-1961.

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка. 1-е изд. М.: Гос. изд-во ино­странных и национальных словарей, 1949; 6-е изд., стереотипное с 4-го. М.: Сов. энцикл., 1964. Новое изд: Ожегов С. И., Ш в е д о в а Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.

6. Словарь современного русского литературного языка. Т. 1-17. М.- Л.: Наука, АН СССР, 1950-1965.

7. Фразеологический словарь русского литературного языка; Под ред. А. И. Ф е д о р о в а. Т. 1-2. Новосибирск, 1991; 2-е изд., 1995.

8. Фразеологический словарь русского языка; Под ред. А. И. М о л о т -к о в а. 5-е изд. М., 1994.

9. Словарь иностранных слов; Под ред. И. В. Л е х и н а, С. М. Л о к ш и н о и, Ф. Н. Петрова, Л. С. Ш а у м я н а. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Сов. энцикл., 1964.

10. Бабкин А.М.,Шендецов В. В. Словарь иноязычных выра­жений и слов. Л., 1981-1987. Т. 1. 1981; Т. 2. 1987.

11. Преображенский А. Этимологический словарь русского язы­ка (последнее издание в двух томах вышло в Гос. изд-ве иностранных и национальных словарей. М., 1959).

12. Vasmer M. Russisches etymologisches Worterbuch. T. 1-3. Heidel­berg, 1950-1958; Русское изд. словаря: Ф а с м е р М. Этимологический словарь русского языка / Пер. О. Н. Трубачева. М.: Прогресс, 1964-1973. Т. 1. 1964; Т. 2. 1967; Т. 3. 1971; Т. 4. 1973.

13. Bielfeldt H. H. Rucldaufiges Worterbuch der russischen Sprache der Gegenwart (Обратный словарь современного русского языка). Ber­lin, 1958.

14. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977.

15. Правильность русской речи. Словарь-справочник; Под ред. С. И. Оже­гова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1965.

 


ГЛАВА Ш. ФОНЕТИКА

 

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКА

 

Речь доступна для восприятия слушающих благодаря матери­альности своих знаков. Знаки эти - звуковые при устном обще­нии и графические - при письменном. Поэтому изучение звуко­вой стороны языка является неотъемлемой частью языковедения. Этот раздел называется фонетикой (фонетика - от греческого phone - “звук”, “звучание”).

Звуковой строй языка - особый ярус в его структуре, и поэто­му фонетика - особый раздел языковедения, имеющий свой осо­бый предмет.

Больше того: не зная фонетики, нельзя понять и современное письмо, нельзя правильно разобраться и в грамматике; так, в школе, где фонетике уделяют очень мало внимания, путают звуки и буквы, а в результате неверно излагают и грамматику, напри­мер, утверждая, что в формах глагола играть и играют одна и та же основа игра- (а конечные части-ть и -ют), на самом деле здесь две разных основы [игра-т'] и [играj-ут], без понимания чего вся система форм глагола получает неправильное объяснение; для правильного же понимания необходимо строго различать буквы и звуки (в данном примере одна буква ю, которая передает два звука [j] и [У]) и уметь понять, из каких звуковых единиц составлены корни, приставки, суффиксы, окончания. Всем известно, что луна, луны, луну - разные падежи, различающиеся между собой. Но чем же они различаются? Тем, что различает звуки [а], [ы], [у], а об этом различии можно узнать только в фонетике.

Фонетика не сразу вошла в науку о языке, несмотря на блестящие достижения в этой области древнеиндийских ученых и удач­ную классификацию звуков у греческих александрийских ученых; в дальнейшем лингвистика мало обращала внимания на звуковую сторону языка. Исключением являются работы француза Кордемуа, видного представителя славянской общественной мысли XVII в. Ю. Крижанича, М. В. Ломоносова (XVIII в.) и некоторых других. Но даже еще в первой половине XIX в. ученые плохо раз­личали звуки и буквы.

Необходимость составлять грамматики туземных языков в ко­лониях, изучение бесписьменных диалектов и сравнительно-исто­рические описания языков и их групп двинули фонетику вперед.

Возникла экспериментальная (экспериментальный - от французского experimental, из латинского experimentum - “опыт”, см. ниже, § 42) фонетика, свя­занная с применением звукозаписывающих инструментов, что по­зволяло не “на слух”, а совершенно объективно наблюдать разли­чия и сходства звучаний по графической записи на закопченной или на ферромагнитной ленте.

Физика, анатомия, физиология, теория пения с разных сто­рон помогали молодой языковедческой дисциплине - фонетике. Однако к концу XIX в. успехи экспериментальной фонетики на­столько поглотили изучение всех остальных сторон звукового строя языка, что фонетику стали рассматривать как естественную нау­ку, не имеющую ничего общего с изучением других сторон языка, подлежащих ведению общественной науки. Выход из создавшего­ся положения был найден в теории фонем, которая, будучи все­цело элементом общественной науки и высшей формой объясне­ния звуковых явлений языка, не отменяет экспериментальных методов, считая их вспомогательным видом исследования.

Мы уже знаем, что материальные знаки языка - звуки (а во-вторых, и буквы) - выполняют две функции: функцию доведе­ния речи до восприятия (звуки - ухом, буквы - глазом) -пер­цептивную и функцию различения значимых единиц языка морфем и слов - сигнификативную. Поэтому следует прежде всего ознакомиться с материальной природой звуков, что необходимо для понимания того, что же мы можем воспринимать органами чувств (ухом).

СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ

 

Общей теорией звука занимается раздел физики -акусти­ка (акустика - от греческого akustikos - “слуховой”). С точки зрения акустики, звук - это результат колебатель­ных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляе­мый действием какой-либо движущей силы и доступный для слу­хового восприятия. Тело может быть любого вида (твердое - хло­панье в ладоши, жидкое - всплеск воды, газообразное - звук выстрела). Среда должна быть проводником звука до органа вос­приятия; в безвоздушном пространстве, как известно, звук обра­зоваться не может.

Акустика различает в звуке следующие признаки:

1. Высоту, что зависит от частоты колебаний, причем, чем выше частота колебаний, т. е. чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук; чем ниже частота колеба­ний, т. е. чем меньше их приходится на единицу времени, тем ниже звук.

Человеческое ухо может различать высоту звуков в пределах от 16 до 20 000 Гц (герц - от собственного имени немецкого физика - единица звуковых коле­бательных движений, равная одному колебанию в секунду).

Так называемые инфразвуки (ниже указанных пределов) и ульт­развуки (выше указанных пределов) человеческое ухо не воспри­нимает, тогда как, например, для восприятия собак, лис, летучих мышей и особенно дельфинов ультразвуки вполне доступны.

2. С и л у, что зависит от амплитуды3 (размаха) колебаний (амплитуда - от лат. amplitude - “пространность”, “обширность”), т. е. от расстояния высшей точки подъема и низшей точки падения звуковой волны; чем больше амплитуда колебания (т. е. чем силь­нее размах), тем сильнее звук.

3. Длительность или долготу, т. е. продолжитель­ность данного звука с его количеством колебаний во времени; для языка важна главным образом соотносительная длительность зву­ков. Так, в русском языке ударные гласные длительнее безудар­ных, но во многих языках под ударением бывают и долгие, и крат­кие гласные (в немецком, английском, французском, киргизском, туркменском и др. языках).

4. Тембр (тембр - от французского timbre - “колокольчик”) звука, т. е. индивидуальное качество его акусти­ческих признаков.

Для уяснения этого следует рассмотреть прежде всего типы звуковых колебаний.

Колебания могут быть периодическими (иначе: рав­номерными), когда количество колебаний на единицу време­ни не изменяется, а остается постоянным, и непериоди­ческими (иначе: неравно мерными), когда количество колебаний на единицу времени меняется. В результате периоди­ческих колебаний возникают тоны (таковы в процессе речи колебания голосовых связок и воздуха, заполняющего полости рта и носа); в результате же непериодических колебаний возникают шумы (таковы колебания губ, языка, маленького язычка, звуки трения и взрыва у сближенных или сомкнутых органов речи). Тоны имеют абсолютную высоту, шумы обладают лишь от­носительной высотой, поэтому можно говорить о более высоких и низких шумах, но определить абсолютную высоту шума нельзя. Для образования звуков, и в частности звуков речи, очень важную роль играет резонанс (резонанс - от французского resonance - “отзвук). Резонанс возникает в замкну­той воздушной среде (дека струнных инструментов, полое про­странство в духовых инструментах, помещение, где произво­дится звук, ротовая, носовая и глоточная полости речевого ап­парата).

Благодаря наличию резонатора основной первоначальный тон усиливается и обогащается наслаивающимися на него гармони­ческими обертонами[224] (обертон - от немецкого Oberton - “верхний тон”), более высокими тонами, число ко­лебаний которых является кратным по отношению к числу коле­баний основного тона .

Однако тоны в резонаторе могут возникать и без наличия ос­новного тона. Это резонаторные тоны (или собственные тоны ре­зонатора), возникающие от колебательных движений содержаще­гося в резонаторе воздуха, возбуждаемых движущей силой (на­пример, дуновением, силой дыхания). Каждый резонатор имеет собственную тоновую настройку, которая будет различной в зависимости от объема и формы резонатора, его перегораживания и от состояния стенок резонатора.

Новейшими экспериментальными исследованиями доказано, что резонаторы, через которые проходит воздушная волна (на­пример, полые духовые инструменты, а также ротовая полость человека), резонируют задней и передней частью отдельно, удли­нение и укорочение резонатора также меняет его тоновую на­стройку. Область резонирования (задняя, передняя), а также (ме­тонимически) и результат резонирования (низкие, высокие тоны) называются формантой (форманта - от лат. formans, fonnantis спектрографическую методику). Общий собственный тон резонато­ра - результат наложения формант друг на друга с преобладани­ем какой-нибудь из них.

Роль стенок резонатора основана на известном физическом законе: гладкая поверхность отражает, а рыхлая поглощает. Поэ­тому напряженная мускулатура языка содействует излучению резонаторных тонов, рыхлая же поверхность ненапряженного языка впитывает тоны и смазывает характерные резонаторные тоны.

Таким образом, тембр звука - явление сложное, содержащее в себе основной тон и шум (или их комбинацию), гармонические обертоны (если есть основной тон) и резонаторные тоны.

АНАТОМИЯ РЕЧЕВОГО АППАРАТА И

ФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ РЕЧИ

 

Термин речевой аппарат (т.е. совокупность органов речи, к которым относятся: губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, брон­хи - легкие, диафрагма) следует понимать условно.

Так как язык - явление общественное, а не биологическое, то от природы никаких “органов речи” нет. Все перечисленные ор­ганы имеют прямые биологические функции как органы обоня­ния, вкуса, дыхания, приема и переработки пищи. Это создано природой. Применение этих органов для производства звуков речи - всецело заслуга человечества, давшего им добавочную “культнагрузку” Ф. Энгельс писал: “...Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. По­требность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно науча­лись произносить один членораздельный звук за другим”[225].

Для образования звуков речи нужны те же условия, что и для образования звуков вообще: движущая сила, тело, колебания ко­торого дадут тоны и шумы, и резонатор для оформления тембра звуков.

Источником образования большинства звуков речи, т. е. дви­жущей силой, служит струя воздуха, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. Таким образом, речевой аппарат человека по­хож на духовые инструменты, состоящие из мехов (у человека - легкие), “язычка” или иного способного к ритмическим колеба­ниям тела, дающего тон (у человека - голосовые связки в горта­ни), и надставной трубы или резонатора (у человека - полость глотки, рта и носа). Однако речевой аппарат человека гораздо богаче по своим возможностям любого инструмента, да, пожалуй, и всех вместе взятых, о чем можно судить по звукоподражатель­ным способностям человека.

Весь речевой аппарат лингвистически, т. е. с точки зрения образования звуков речи, можно разделить на три части: 1) всё, что ниже гортани, 2) гортань и 3) всё, что выше гортани.

Нижний этаж речевого аппарата, состоящий из двух легких, двух бронхов и трахеи, выполняет роль мехов и нагнетает струю выдыхаемого воздуха посредством напряжения мускулов диа­фрагмы (или грудобрюшной преграды), нужную для образова­ния звуков в качестве движущей силы; образовать звуки речи в нижнем этаже речевого аппарата нельзя.

Средний этаж - гортань- состоит из двух больших хря­щей: перстневидного (в виде перстня, печатка которого об­ращена назад) и поставленного на нем щитовидного (в виде двух щитов, соединенных кпереди и выступающих углом вперед). В просторечии выступ щитовидного хряща называется “адамовым яблоком” или “кадыком”[226].

 

 

Рис. 3.

Эти два хряща образуют остов гортани, внутри которого наклонно от верха передней части к низу задней части натянуты мускулис­тые пленки в виде занавеса, сходящегося двумя половинами к се­редине, причем верхние края этого занавеса прикреплены к внут­ренним стенкам щитовидного хряща, а нижние - к маленьким пирамидальным, или черпаловидным, хрящам, ко­торые имеют вид треугольников и могут также раздвигаться и сдви­гаться к центру; снизу пирамидальные хрящи прикреплены к внут­ренней стенке “печатки” перстневидного хряща (см. рис. 3).

Центральные края занавеса из мускулистой пленки называют-ЗД голосовыми связками. Голосовые связки очень мус­кулисты и эластичны и могут укорачиваться и растягиваться, раз­двигаться на разную ширину раствора, а также быть расслаблен­ными и напряженными. Пространство между голосовыми связка­ми называется междусвязочной щелью; пространство же, образующееся между расходящимися в стороны пирамидальными хрящами, называется межхрящевой щелью. Обе эти щели в совокупности образуют голосовую щель, верхняя, большая часть которой расположена между связками, а нижняя, меньшая - между пирамидальными хрящами. Голосовая щель может быть открыта во всю длину или же частично: или только между связками, или только между пирамидальными хрящами.

Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти сквозь перстневидный хрящ и голосовую щель; при этом возможны следующие положения в гортани (см. рис. 4):

 

Рис. 4.

 

1). Обе щели широко раскрыты; так происходит свободное дыхание без речи: при вдохе щель раскрыта шире, при выдохе – несколько уже (положение 1 – вдох, положение 2 – выдох)[227].

2). Обе щеки слегка раздвинуты, причем струя воздуха, проходя в узкую щель, трется о перенапряженные связки м о пирамидальные хрящи, что образует гортанный шуршащий звук, придыхание (положение 3)[228].

3). Обе щели сомкнуты; для выхода в резонатор струе воздуха нужно прорвать это препятствие, вследствие чего возникает щелчок в гортани, или, иначе, гортанный взрыв(«кнаклаут»[229]) – звук, который произносится в немецком языке перед гласными, начинающими слово (положение 4).

4). Междусвязочная щель закрыта, межхрящевая – открыта; так возникает шепот (положение 5).

5). Межхрящевая щель закрыта; а междусвязочная немного приоткрыта в верхней части, напряженный верх связок, колеблясь от движения струи воздуха, производит очень высокие звуки – это фальцет (положение 6).

6). Межхрязевая щель закрыта, а междусвязочная слегка приоткрыта, причем (в отличие от положения 3) связки напряжены, и воздух, проходя в междусвязочную щель, не шуршит, а колеблет голосовые связки (голосовые связки вибрируют), что вызывает образование голоса (положение 7)[230].

Для звуков речи можно использовать[231]: положение 3 (гортанное придыхание без голоса, в немецком Haus, в английском house – «дом», и с голосом, в украинском голова, в чешском hrad – «зáмок»); положение 4 (гортанный взрыв без голоса, в немецком Knaklaut: [?apfel][232] - Apfel) и положение 7 (голос, который может присоединиться к любому шуму, образованному во рту, озвончая его), так образуются звонкие согласные [б], [в], [д], [з], [ж], [г], а также звучат без шума, озвончая и усиливая резонаторные тоны (что бывает при нормальном произношении гласных). Шепот и фальцет (положения 5 и 6) могут быть использованы в речи как выразительные средства (особенно шепот), но для языка - это те же звуки, и эти положения различать звуки - то, что важно для языка, - не могут.

Источником образования всего богатства звуков речи служат верхний этаж речевого аппарата - надставная труба, ре­зонатор, где образуются обертоны и резонаторные тоны, а также шумы от трения воздуха о сближенные органы или от взрыва со­мкнутых органов.

Надставная труба начинается полостью глотки (ф а р и н к с - фаринкс - от греческого pharynx - “зев”), где расположен хрящ надгортанника, и далее подразделяется на две выходные трубы - две полости: ротовую и носовую; разделяет эти две полости нёбо, передняя часть которого твер­дая, это твёрдое нёбо (костное, palatum [палатум] (палатум - от лат. palatum - “нёбо”)); задняя же часть нёба мягкая, это мягкое нёбо (бескостное, velum palati [вэлум палати] (вёлум палати - от лат. velum palati - “парус нёба”)), иначе -нёбная занавеска, закан­чивающаяся маленьким язычком (uvula [увула] (увула - от лат. uvula - “язычок”)).

Если мягкое нёбо приподнято, а маленький язычок прижат к , задней стенке глотки, то воздух не может пройти в нос и должен идти через рот (тогда получаются звуки ротового резонанса, или ротовые звуки); если же мягкое нёбо опущено и маленький язычок продвинут вперед, воздух может пройти через нос и выйти через ноздри (тогда получаются звуки носового резонанса, или| н о с о в ы е з в у к и).

Речевое (или фонационное) дыхание (фнационный - от французского phonation - “звучание”, из греческого phone “звук”) отличается от обычного, неречевого, тем, что, когда мы дышим, не говоря, вы­дох равен вдоху, они следуют ритмически друг за другом, и мы выдыхаем за один прием весь воздух из легких; когда же мы гово­рим, то вдыхаем на паузах, а затем выдыхаем постепенно, отдельными толчками (см. ниже).

Полость носа - неизменяемый по объему и форме резо­натор, придающий звучанию, когда он включен, носовой (назаль­ный) тембр, например при звуках [м], [н] или при французских и польских носовых гласных.

Полость рта, наоборот, может всячески менять свою фор­му и свой объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, маленького язычка, мягкого нёба и в некоторых случаях надгор­танника.

Из губ большей подвижностью обладает нижняя, которая может смыкаться с верхней губой (как при звуках [п] [б] [м]) или образовать с ней губное сужение (как при образовании англий­ского [w] или при тушении свечи), губы могут также дрожать (глав­ным образом нижняя губа; как при произношении слова тпру!); обе губы могут вытягиваться в трубочку (как при [у]) или округ­ляться в колечко (как при [о]); наконец, нижняя губа может обра­зовать щель, приближаясь к верхним передним зубам (как при [ф], [в]).

Язык - самый подвижный из органов, входящих в речевой аппарат человека. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, подразде­ляемой на заднюю, среднюю и переднюю части; особо можно вы­делить кончик языка.

Различные части языка обладают разной степенью подвиж­ности: наибольшей подвижностью обладает кончик, который мо­жет ложиться на нижние зубы, образуя с верхними зубами меж­зубную щель (как при английских звуках, изображаемых на пись­меth), может прижиматься к задней стенке передних верхних зу­бов (как при русских зубных [т], [д], [н], [л], [ц]), к краю верхней десны (как при немецких гингивальных (гингивальные - от лат. gingiva - “десна”) [t], [d], [n], [I], [ts]), к альвеолам (альвеола - от лат. alveolus - “желобок”, “выемка”)- бугоркам у корней верхних зу­бов (как при английских альвеолярных [t], [d], [n], [1]); может загибаться вверх к твердому нёбу (как при особых глуховатых на слух церебральных (церебральные - от лат. cerebrum - “мозг”) индийских и некоторых других вос­точных языков [t], [d], [n], [1]); может образовать в тех же местах сужения (как при разных сиз), может дрожать у твердого нёба (как при русском р) или же быть опущенным вниз (как обычно бывает при произношении гласных).

Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика к твердому нёбу, образуя с ним сужение (с плоской по­верхностью, как при русских корональных (корональные - от лат. corona - “венец”, воен) [ш], [ж], или с выгнутой горбом поверхностью, как при соответствующих дор­сальных (дорсальные - от лат. dorsum - “спина”) французских и английских звуках).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях; без подвижки передней или задней части она может только поды­маться к твердому нёбу, образуя с ним сужение (как при й [j]) или же смыкаясь с ним (как при северновеликорусских звуках на мес­те [к] и [г] мягких в словах руки, ноги, звучащих [руħи, нођи], см. ниже, § 30).

Задняя часть языка может смыкаться с твердым и мягким нёбом, подымаясь вертикально или с подвижкой кпереди или кзади (как при разных к и г), или же образовать теми же движениями суже­ния (как при разного рода х).

Кроме того, поднимаясь разными своими частями на тот или другой уровень и не образуя смыкания или сужения с нёбом, язык может перегораживать полость рта, тем самым разделяя рот на две резонирующие полости с разным объемом и разной формой, что создает различные условия резонанса, а это особенно важно при произношении гласных (см. § 31), чему способствует также поднимание и опускание нижней подвижной челюсти, меняю­щей этими движениями раствор рта.

Маленький язычок может дрожать прерывисто, смы­каясь с задней частью языка (как при одной из разновидностей французского [р] - это картавое, или увулярное, р).

Надгортанник, иначе, эпиглоттис (грушевидный или, точнее, листовидный хрящ, расположенный в глотке под кор­нем языка над гортанью, откуда и название надгортанник), слу­жит физиологически для прикрывания гортани в момент прохода пищи в пищевод, но может быть использован и в качестве органа речи. Не имея собственной мускулатуры, надгортанник связан с богатой мускулатурой подъязычной костью, благодаря чему он может не только прикрывать гортань, но и образовать сужение с задней стенкой глотки (так это происходит при особых, “сдавлен­ных” на слух, надгортанниковых, или эпиглоттальных, согласных арабского языка).

Итак: 1) диафрагма, легкие, бронхи и трахея являются источ­ником струи воздуха, которая используется при образовании зву­ков речи как движущая сила; 2) гортань является источником го­лоса (нужного по-разному для звонких согласных и гласных) и особых гортанных шумов (гортанное придыхание и гортанный взрыв) и 3) надставная труба - полости рта и носа - является источником обертонов и резонаторных тонов; кроме того, в по­лости рта при смыкании и сужении органов возникают различ­ные шумы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ

 

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией (артикуляция - от лат. articulare - “членораздельно выговаривать”). Артикуляция складывает­ся из трех частей: из приступа (или экскурсии) звука (экскурсия - от лат. excursio - “выбегание”, “вылазка”), когда органы “выходят на работу”[233] средней части (или выдержки), когда органы установились для данной артикуля­ции, и отступа (или рекурсии (рекурсия - от лат. recursus - “обратное движение”, “возвращение”)), когда органы возвраща­ются в нерабочее состояние.

Звуки с мгновенной выдержкой - мгновенные звуки (например, [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [п], [б], [т], [д], [к], [г]), или же при протя­гивании они дают другое слуховое впечатление: не [ц], а [с], не [ч], а [щ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой - длительные звуки, хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (тако­вы гласные, а также звуки [м], [н], [л], [р], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [и], [х]; в русском всегда длительно [щ]).

Благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [п], [б], [т], [д], [ц], [ч], [к], [г], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого за­держкой размыкания (например, в таких случаях, как оббить, оттого, поддал, палаццо, так как и т. п.).

Все звуки можно разделить прежде всего на гласные и согласные, и это деление может исходить как из акустичес­ких, так и из артикуляционных признаков[234].

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные (сонорные - от лат. sonorus - “звучный”) определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в р - разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума.

В звуках речи крайними точками по сонорыости могут слу­жить гласная [а] и шумная согласная [п]. Характерное для [а] зву­чание состоит из чисто тонального эффекта, т. е. определяется только данным резонаторным тоном, шумов в [а] нет, а если по­чему-либо (что не является нормальным) они и примешиваются, то не играют никакой роли для характеристики [а], наоборот, для звука [п] тональные эффекты сведены к нулю; то же, что характе­ризует тембр [п], состоит именно в характерном шуме взрыва со­мкнутых губ, а голос в образовании звука [п] не участвует.

Между этими двумя полюсами - чисто тональных звуков типа гласного [а] и далее в убывающем по сонорности порядке (благо­даря уменьшающемуся раствору рта) [э], [о], [и], [у] и чисто шу­мовых, типа глухого, мгновенного шумного [п] - находятся зву­ки, переходные от сонорных к шумным: в пределах сонорных - сонорные согласные [м], [н], [л], [р], [и], [w], а в пределах шумных - звонкие шумные длительные, как [в], [з], [ж], и мгновенные, как [б], [д], [г], глух и е шум­ные длительные, как [ф], [с], [ш], [х], и мгновенные, как [п], [т], [к]. Таким образом, акустически гласные выделяются как чисто тональные звуки. Еще очевиднее выделение гласных по артикуляционным признакам.

Есть звуки речи, артикуляция которых направлена на умень­шение раствора рта, в пределе - на закрывание рта ([п]), - это, по В. А. Богородицкому, “ртосмыкатели”, или согласные; артику­ляция другого рода звуков направлена на расширение раствора рта, в пределе - на полное раскрывание рта ([а]), - это “рторас-крыватели”, или гласные. Проверить эту тенденцию артикуляции согласных и гласных можно, усиливая интенсивность артикуля­ции (в основном - мускульного напряжения): если в результате усиления мускулы будут сильнее сжимать рот, то это согласный звук ([п], [б], [т], [д], [к], [г], [ц], [ч], [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [х], [м], [н], [л], [р], а также [w] и [j]); если же в результате усиления мускулы будут сильнее раскрывать рот, то это гласные звуки ([а], [э], [о], [и], [у]), которые при данном опыте все стремятся к глас­ной широкого раствора [а]: гласные среднего раствора [э] и [о] непосредственно, а гласные узкого раствора [и] и [у] через сту­пень [э], [о][235].

Происходит это потому, что ртораскрывание и ртосмыкание совершаются при преобладании действия разных групп мускулов (мышц): “Первое действие совершается при помощи мышц, иду­щих от нижней челюсти к подъязычной кости, а второе - по­средством жевательных мышц, заложенных между обеими челюс­тями”[236].

Так называемые “полугласные” звуки (й [j], ў [w] и т. п.), на­ходящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда ока­зываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [и], [у] и соот­ветствующих согласных й [j], ў[w].

Н. С. Трубецкой (1890-1938) был сторонником определенного разграничения гласных и согласных и аргументировал это так: “Гласные” и “согласные” - это звуковые, т. е. акустические, по­нятия, и их можно определять только как звуковые понятия”[237]. Он сопровождал это положение такой аналогией: “...кто-нибудь на­свистывает или напевает мелодию в мундштук трубы и одновре­менно с этим попеременно то прикрывает рукой, то открывает раструб этой трубы. Очевидно, в воспринимаемых на слух резуль­татах этого процесса можно различить троякого рода элементы: во-первых, отрезки между прикрытием и открытием раструба, во-вторых, отрезки между открытием и прикрытием раструба, в-тре­тьих, отрезки насвистываемой или напеваемой в трубу мелодии.

Элементы первого рода соответствуют согласным, элементы вто­рого рода - гласным, а элементы третьего рода - просодичес­ким единицам”[238].

Сила выдоха (экспирации (экспирация - от лат. explratio - “выдох”)) неодинакова у разного рода звуков: она всего сильнее у глухих согласных (почему они называ­ются fortes - сильные), слабее у звонких согласных (почему они называются lenes - слабые[239], еще слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В “слабости” гласных и боль­шинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.

 

СОГЛАСНЫЕ

 

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, мо­жет быть:

1) свободным, когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные (см. § 31);

2) суженным, когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя возду­ха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные' согласные (иначе спиранты (спиранты - от лат. spirans, spirantis - “дующий”, “выдыхающий”), щелевые, щ е л и н ы е, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х], а также и гортанные придыхательные [h];

3) с б м к н у т ы м, когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо пре­одолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка. Смычные подразделяются на:

1) в з р ы в н ы е, когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости нару­жу; это [п], [б], [т], [д], [к], [г], а также и гортанный взрыв [г1];

2) аффрикаты (аффриката - от лат. affricare - “притирать”) (с мычно- фрикативные (фрикативные - от лат. fricdtio - “трение”)), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фри­кативных не длительно, а мгновенно; это [пф], [ц], [дз], [ч], [дж];

3) носовые (или назальные (назальные - от лат. nasalis - “носовой”)), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое нёбо и продвинуть маленький язычок впе­ред, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образо­вана смычка); это [м], [н] и другиен (gn французское,ng немец­кое и английское);

4) боковые (или латеральные (латеральные - от лат. lateralis - “боковой”)), когда смычка оста­ется ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым нёбом; это разного типа л;

5) дрожащие (или в и б р а н т ы (вибранты - от лат. vibrans, vibrantis - “дрожащий”, “колеблющийся”)), когда смычка последо­вательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, т. е. органы речи производят дрожание, или вибрацию', вследствие чего струя воздуха выходит нару­жу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода”; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкаса­ясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кон­чик языка, соприкасаясь с твердым нёбом (таково русское [р]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове mnpy!)[240].

Такова классификация звуков речи по способу обра­зования, отвечающая на вопрос как? Способ обра­зования определяется как характер прохода для струи воз­духа при образовании звука речи (свободный, суженный, сомк­нутый).

Все фрикативные (за исключением в некоторых случаях [w] и [j] и) относятся к шумным согласным и поэтому бывают в двух разновидностях: глухие [ф], [с], [ш], [х] и звонкие [в], [з], [ж], [у] ([у] - звонкое [х]); к шумным относятся также взрывные и аффрикаты: а именно -глухие взрывные[п], [т], [к], р ] (р] - гортанный взрыв) и аффрикаты [пф], [ц], [ч]; звонкие взрывные [б], [д], [г] и аффрикаты [дз], [дж].

Наоборот, носовые, боковые и дрожащие обычно относятся к сонорным, так как, несмотря на смычку, являющуюся экскурсией этих звуков, они образуются в результате свободного прохода воз­духа (являющегося рекурсией этих звуков): у носовых - через нос, у боковых - между языком и щекой, у дрожащих - в момен­ты размыкания органов. Тем самым объясняется их принадлеж­ность к сонорным согласным (это не щель, где образуются шумы от трения, что нужно для фрикативных согласных).

Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, их нельзя “тянуть”, а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дро­жащие согласные относятся к длительным - их можно “тянуть”. Как уже выше было сказано, бывают и долгие взрывные, и афф­рикаты, где долгота получается за счет задержки размыкания на выдержке, например: оттого [Λт:Λвó], так как [тáк:ǝк], палаццо[пΛлáц:о], братца [брáц:Λ], блюдце [бл’ýц:Λ], браться [брáц:Λ], бе­рется [б’иэр’óц:Λ] и т.п.

Сужение и смыкание органов может возникать в различных участках надставной трубы; так, могут взаимодействовать губы, язык с губами и различными своими

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...