Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1: Бытие и мышление взаимосвязаны.

Необходимо рассмотреть проблему соотношения бытия и мышления в истории философии – у каких авторов тождество, а у каких различие. «Корневые фигуры» - Парменид, Платон, Декарт, Кант, Хайдеггер.

Тема не простая, крепитесь)

Литература.

http://philosophica.ru/mironov2/03.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%F0%EC%E5%ED%E8%E4

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/912/%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%94

http://www.yourcmc.ru/wiki/%D0%92%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF._%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F_%D1%81_2003/08._%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF_%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%85_%28%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B4_%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B9%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86,_%D0%93%D0%B5%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%29

http://online-studies.ru/myshlenie-o-bytii-i-bytie-kak-myshlenie/

 

Рене Декарт - французский философ (1596-1660г.) Его считают отцом философии нового времени. Декарт - продолжатель великого интеллектуального наследия греков, бывшего в забвении в римскую эпоху и средние века. Идеи греков стали возрождаться за несколько веков до Декарта, однако именно у него они вновь обрели свой первоначальный блеск. Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Дуалистическая философия сталкивается с тремя трудностями: онтологической, космологической и эпистемологической. Все они обсуждались мыслителями, которые развивали идеи Декарта. Прежде всего, познание предполагает установление тождества в кажущемся разнообразии; поэтому полагание принципиально неустранимой двойственности наносило удар самому духу философии. Возникли попытки свести дуализм к монизму, т. е. отрицать одну из двух субстанций или допустить существование единой субстанции, которая бы являлась одновременно и разумом и материей. Так, окказионалисты доказывали, что поскольку разум и тело по своей сути неспособны воздействовать друг на друга, то очевидные «причины», которые мы наблюдаем в природе, являются результатом прямого вмешательства Бога. Эта позиция получила логическое завершение в системе Спинозы. Отождествляя материю с протяжением, Декарт понимает её не столько как вещество физики, сколько как пространство стереометрии. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности (это противоречило идеям возрожденной во времена Декарта античной атомистики, которая мыслила мир состоящим из неделимых частиц, разделённых пустотами). Каждую частицу материи Декарт рассматривал как инертную и пассивную массу. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их. Декарт подчеркивает значение ума-мышления. Его рационализм выражался в тезисе « Я мыслю, следовательно, существую». Этот тезис имеет два смысла: 1) Декарт вкладывал следующий факт, человек мыслит, т.е. из этого факта мышления вытекает факт существования: 2) второй смысл: только мыслящий человек по- настоящему живет» или « как мы думаем, так и живем». Человек мыслит, следовательно, существует. Чем более человек мыслит, тем более живет. Декартовское « Я мыслю, следовательно, существую»- основа не только рационализма, но и идеализма. Ведь существование, бытие человека выводится из факта его мышления. Мышление первично, бытие вторично. Вооружённый достоверными средствами мышления - интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Как и все другие философы Нового времени Декарт тоже едва ли не основное внимание уделял выработке эффективного метода философствования и познания. По его мнению, таким методом может быть только метод дедуктивного мышления. В своих основных философских произведениях: "Раздумья о методе" и "Правила для управления умом" он, солидаризуясь с Аристотелем и Френсисом Беконом, излагает свои собственные мысли о важности метода для науки и для философии. При этом он в отличие от Бекона, придерживается дедуктивного метода и считает, что правда, истина всегда должна быть предельно ясна как для восприятия, так и для изложения. Декарт предлагает все подвергать сомнению: 1- исходить только из абсолютно несомненного; 2- мыслить только по законам дедуктивного мышления; 3- единственным же, абсолютно несомненным для начала дедуктивного познания он считает тезис: "Мыслю, - следовательно, существую" (Cogito, ergo sum). Другими словами: если я мыслю, то это есть несомненным доказательством того, что я существую. От Декарта в науку и в педагогику вошло требование: "Всегда надлежит идти от известного - к неизвестному, от простого - к сложному и от абстрактного - к конкретному." Декарт предложил способ мышления, который приняла вся Европа - рационализм. Если у эмпиризма начало познания - опыт, то Декарт понимал, что это не так. Декарт считал, что начало познания - ум, но его сначала нужно развить, научить всему, в том числе математике (той, которая была у древних греков). Человек (его ум, интеллект) располагает двумя способами познания: 1. Интуиция - ум и только он усматривает некое простое знание. Это прирожденные истины, но они не заданы физическими родителями (от них только тело). Эти знания - от Бога. Например: природа телесна, детерминирована, состоит в движении тел, движение неуничтожимо. Интуиция дает аксиомы. Два критерия аксиомы: ясность и очевидность. 2. Дедукция - знание об одной вещи через знание другой вещи, выводное знание - обоснование теорем в науке. Дедукция осуществляется средствами математики, так как она предполагает количественную определенность. Под математикой Декарт понимал, кроме арифметики и геометрии, астрономию, музыку, механику. То есть под математикой понимаются те науки, в которых есть количественные соотношения, и совершенно все равно, в чем отыскивается эта мера (числа, фигуры, звуки, звезды). Три орудия познания: 1. Чувства - контакт с настоящим. Интеллект нужен для интерпретации чувств. 2. Память - контакт с прошлым.

3. Воображение - проектирование будущего. Возникают сомнения в том, что дают чувства, в знаниях, полученных от других. Доказательство возможности достоверного знания: я сомневаюсь в достоверности своего знания, но я не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь, что существует моё сомнение, моя мысль - существую я сам - существует мир вокруг меня. “Cogito ergo sum”. Способность к мышлению задана сверхприродой человека - Богом. Кроме мышления у человека есть способность воли. Воля часто забегает вперед мышления и ошибается. Ошибки и заблуждения объясняются не кознями дьявола, а тем, что человек сначала действует, а потом думает. Метод научного познания Декарта называется аналитическим или рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности и непротиворечивости операций самого мышления (что обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем движения мысли от простого к сложному. Критерий истинности - в ясности и очевидности знания. Правила рационалистического метода Декарта состоят из четырёх требований:

1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности;

2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи;

3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному

4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.Совершенство знания и его объём определяются, по Декарту, существованием в нас врождённых идей, разделяемых Декартом на врождённые понятия и врождённые аксиомы. Достоверно известно очень немногое о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеческом духе и ещё больше о Боге.

В области мышления Декарт рассматривал главным сомнение. Он выдвинул принцип методологического сомнения. По его мнению, человек не должен сразу принимать все , что он слышит, видит или ощущает. Необходимо подвергать сомнению и рассмотрению, а существует ли это на самом деле? Иначе нельзя понять природу вещей и сделать правильный выбор или вывод. Декарт, считал, что нужно сомневаться, но не вообще, а только на определенном этапе познания, размышления: утверждения и критика этого утверждения: отрицание и критика этого отрицания: в результате мы избегнем многих ошибок. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарта - сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания Декарт- философ- дуалист. Он считает, что в основе мира лежит не одно начало, материальное или духовное, а два- и материальное и духовное: протяжение и мышление .Духовное существует рядом с физическим, а физическое ( материальное) рядом с духовным. Они не пересекаются, а взаимодействуют друг с другом благодаря высшей силе, которая называется Богом. Декартовский дуализм послужил основной теорией психофизического параллелизма, которая сыграла конструктивную роль в науках о человеке. Так как Декарт был рационалистом, он считал, что разум человека изначально содержит в себе некоторые идеи, которые не зависят от действий и поступков человека, так называемые « врожденные идеи». Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства - от латинизированной формы имени Декарта. Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как идеализма, так и материализма. Учения Декарта о непосредственной достоверности самосознания, о врождённых идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального явились опорой для развития идеализма. С др. стороны, учение Декарта о природе и его всеобщий механистический метод делают философию Декарта одним из этапов материалистического мировоззрения нового времени. Заслуга Декарта перед философией в том, что он: - обосновал ведущую роль разума в познании; - выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах; - стал автором теории дуализма, чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии; - выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".

http://filosbank.narod.ru/Fails/Temi/Htm/Bitieinebitie.htm

Проблемы бытия в философии

Формирование понятия бытия

Бытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический материализм исходит из того, что материальное бытие определяет сознание, требует". объяснения общественного сознания из общественного бытия" (Ленин В.И., Полн. собр. соч., 5 изд., т.26, с.56). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.

Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов; первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия "самого по себе" (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...