Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика «Семья в образах животных»
Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй». Затем ребенку предлагается серия проективных рассказов. Имя ребенка должно совпадать с именем персонажа рассказа. В целом рассказы носят нейтральный характер. Взрослый с помощью интонации поддерживает интерес ребенка к деятельности. Рассказ 1. Имя ребенка должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение, надел нарядный костюм. А что случилось потом? Рассказ 2. Имя ребенка играет со своим другом в группе. Его позвал к себе воспитатель. А что случилось потом? Рассказ 3. Имя ребенка завтракает. Вот он уже все съел. А что случилось потом? Рассказ 4. Имя ребенка обедает. Больше ему есть совсем не хочется. А что случилось потом? Рассказ 5. Имя ребенка испачкал стол красками. А что было потом? Продолжение рассказа, которое придумывает сам ребенок, фиксируется в протоколе. Взрослый дает лишь общую оценку продолжениям каждого из рассказов. Они могут носить положительный, нейтральный и отрицательный характер. Например: «Саша должен выступать на празднике. Он выучил стихотворение. А что случилось потом?..
Если по результатам опроса детей более 75 % ответов от общего количества носят отрицательный характер, это рассматривается как негативное эмоциональное самочувствие детей 1.3.2. Методика «Определение ребенком
Для выполнения задания необходимы:
1. Ребенку предъявляют набор фотографий с изображением двух эмоциональных состояний (радость, грусть). Взрослый фиксирует положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен нарисовать грустное и веселое лица. 2. Ребенку предъявляют набор картинок с изображением ситуаций: а) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) грустное лицо; б) мальчик (девочка) с мамой идут в детский сад, у мальчика (девочки) веселое лицо; в) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) грустное лицо; г) мальчик (девочка) играет со сверстниками, у мальчика (девочки) веселое лицо. Психолог задает вопросы ребенку: Почему у мальчика (девочки) грустное (веселое) лицо? У тебя такое бывает? Затем фиксируются положительные и отрицательные ответы ребенка. После ответов на вопросы ребенок должен выбрать, какое лицо у него бывает чаще — грустное или веселое. 3. Ребенку предъявляется набор картинок, иллюстрирующих ситуации, где изображение лица персонажа отсутствует. Ребенку предлагается также набор веселых и грустных лиц, которые можно использовать, чтобы закрыть белое пятно и придать персонажу грустный или веселый вид. Ситуации могут быть следующими.
После проведения обследования педагог определяет индивидуальное и общее количество положительных и отрицательных ответов и решений детей. Если по результатам эксперимента более 60 % ответов отрицательные, это принимается как свидетельство негативного эмоционального самочувствия детей Методика «Разложи картинки»
Набор состоит из восьми картинок: 1. Дети бегут к воспитателю. 2. Ребенок разговаривает со взрослым. 3. Дети идут на прогулку парами. 4. Дети играют в группе. 5. Дети занимаются, сидя за столами. 6. Два взрослых и один ребенок стоят рядом и смотрят друг на друга. 7. Два ребенка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга. 8. Дети сидят на стульчиках. Педагог дает инструкцию ребенку: «Возьми в одну руку все грустные картинки, в другую – все веселые». Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания. По результатам эксперимента взрослый определяет индивидуальное и общее количество «грустных» и «веселых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество «веселых», это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе. Данную методику рекомендуется использовать в комплексе с другими, а также в сочетании с социометрическим обследованием детей, направленным на выявление особенностей взаимоотношений детей в группе детского сада. 1.4. Методика изучения понимания эмоциональных
Для этого используются картинки из журналов, фотографии с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражены эмоциональные состояния, а также сюжетные картинки и графическое изображение эмоций. С их помощью демонстрируются основные эмоции: радость, грусть, удивление, страх, гнев. Исследование проводится индивидуально с детьми 3–7 лет в два этапа. Сначала ребенку предлагается рассмотреть сюжетные картинки и фотографии с изображением детей и взрослых, затем задаются вопросы:
Второй этап: детям предлагаются карточки с графическим изображением на стилизованном лице базовых эмоций: радости, грусти, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной
Для изучения осознания детьми своих собственных эмоций с ними проводится беседа по следующим вопросам:
4. Что ты делаешь, когда тебе весело? 5. Когда тебе грустно?
Ситуации, объекты и действия, которые вызывают переживания детей:
1.5. Проективная игра «Почта»
Для этого:
Цель: изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье, выявление уверенности / неуверенности ребенка Ход игры: ребенку предлагается роль почтальона, разносящего письма адресатам – членам своей семьи. Диагностическая задача – ребенок должен выразить свое эмоционально-оценочное отношение к каждому из адресатов, распределяя письма-послания по собственному усмотрению. Выполнение такой задачи не требует от дошкольника ни чрезмерного умственного напряжения, ни обязательного участия речи, так как он получает готовое содержание посланий. Игра проводится с каждым ребенком отдельно. Он приглашается в комнату, где находится игровой материал. Взрослый сообщает ребенку: «Я хочу предложить тебе поиграть. Это игра в «Почту». Ты, конечно, знаешь, кто работает на почте и что он делает? (ребенок отвечает). Я хочу предложить тебе роль почтальона. Вот эти письма почтальон должен вручить адресатам». При этом перед мальчиками ставится игрушка - машинка, «груженая» почтой; девочкам предлагается красочная сумка почтальона, наполненная письмами и телеграммами. Пока ребенок рассматривает атрибуты к игре, взрослый продолжает: «Обычно письма посылают родным и близким. Пусть эти письма почтальон принесет твоим маме и папе, бабушке (называются все члены семьи ребенка). Выбери фигурки, которые будут изображать твою маму, бабушку, папу и других родственников». Малыш выбирает из картонных фигур-аппликаций те, которые будут обозначать членов его семьи – детей и взрослых. Отобранные фигурки устанавливаются на столе, оставаясь в поле зрения ребенка, у каждой свой почтовый ящик. «В нашей игре пожелал участвовать Незнакомец, – сообщает взрослый и ставит на стол внешне неброскую фигурку Незнакомца. – В почтовый ящик незнакомца почтальон тоже может опускать письма, но только в том случае, когда какое-то из писем он не захочет передать никому из своих близких». Чтобы предупредить механическое раскладывание писем по очереди в каждый ящик, важно напомнить ребенку после прочтения адреса (короткой фразе на конверте): «Подумай, к кому из адресатов письмо с таким адресом относится больше всего? Чтобы ребенок понимал, что чужие письма читать нельзя, взрослый до начала игры в доброжелательно-шутливой форме договаривается с ним считать содержание короткой фразы, которая ребенку будет прочитана, своеобразным адресом. Располагается такая фраза – «адреса» – на лицевой стороне конверта, а само письмо выглядит запечатанным. Игра длится обычно не более 15 минут. По окончании ее ребенку предлагается подсчитать количество писем в каждом почтовом ящике. Переключение его из тесной ситуации, требующей эмоциональных оценок, на деятельность по счету, в которой отсутствует зримое напоминание о распределении эмоциональных предпочтений, успокаивает ребенка. В игре используется 20 писем, из них 10 – с сообщениями об отношении ребенка к членам семьи: 1. Этого человека я люблю. 2. Этого человека я не люблю. 3. По этому человеку я скучаю. 4. По этому человеку я не скучаю. 5. С этим человеком я люблю играть, читать. 6. Иногда я боюсь этого человека. 7. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты. 8. На этого человека я часто сержусь. 9. Этому человеку мне нравится помогать дома. 10. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью. Другие 10 писем содержат сообщение об отношении членов семьи к ребенку (на основе его представлений): 1. Этот человек меня любит. 2. Этот человек меня не любит. 3. Этот человек всегда веселый. 4. Этот человек на меня злится и сердится. 5. Этот человек меня всегда жалеет. 6. Этот человек часто наказывает меня и ругает. 7. Этот человек часто играет со мной. 8. Этот человек никогда не играет со мной. 9. Этот человек самый добрый и хороший. 10. Этот человек всегда все запрещает мне. Обработка данных. Здесь учитывается то, как распределились между всеми адресатами письма с положительнёй и отрицательной направленностью. Особое значение придается письмам следующего содержания: «Этого человека я люблю», «Этого человека я не люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек не любит меня», так как письма обладают наибольшей степенью информативности об избирательности эмоциональных отношений ребенка. Если одному и тому же лицу ребенок адресует сообщение с положительной эмоциональной окраской («Этот человек меня любит», «Этого человека я люблю»), а также другие письма положительной направленности, типа: «Этот человек самый добрый и хороший», «...веселый», «...часто со мной играет» и т. п., то можно предполагать взаимную симпатию и близость с этим взрослым, доверие со стороны малыша к этому человеку. Если в почтовый ящик, относящийся к той или иной фигурке, ребенком не опущено ни одного письма, содержание которого обладает наибольшей эмоциональной насыщенностью, типа: «Этого человека я люблю», «Этот человек меня любит», «Этот человек самый добрый», – такой факт говорит об эмоционально-невыраженном отношении к данному лицу (индифферентном). На безучастность будут указывать и письма, иллюстрирующие О негативном отношении маленького человека к взрослому, о наличии эмоциональных проблем в отношениях с ним будет свидетельствовать то, что ребенок опустит реальным членам семьи (а не эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца) письма с отрицательными посланиями, типа: «Этого человека я не люблю», «Этот человек не любит меня», «Этот человек часто наказывает меня и ругает» и т. д. Адресованность одному и тому же лицу писем как с положительным, так и с отрицательным отношением ребенка или Кто-то из детей может адресовать послание «...я люблю», «...меня любит» эмоционально-нейтральной фигуре Незнакомца. Возможно, это свидетельствует об отсутствии у ребенка объекта любви и привязанности из числа близких людей. 1.6. Семейный тест отношений (СТО)
Семейный тест отношений (СТО) – проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене в 1957 году. Процедура исследования по СТО может нести желаемый психокорекционный эффект, позволяя ребенку открыто выразить свои чувства как позитивного, так и негативного характера. Этот метод позволяет родителям получить обратную связь, представить отношения в семье глазами ребенка. Это в свою очередь способствует большему пониманию родителями своих детей, объективизации своего поведения и, как следствие, установлению более благоприятного взаимодействия в семье. Стандартный вариант ТСОсостоит из двух частей: фигурок и карточек с различными высказываниями (письмами). Вторая часть теста – набор карточек, на которых написаны разные высказывания (сообщения, либо исходящие от определенного человека, либо обращенные к другому). Процедура исследования.Тестирование начинается с рисунка семьи, на этом этапе необходимо тактично задать вопросы о том, какие люди живут вместе с ребенком, какие роли в семье выполняют те персонажи, которых он изображает на рисунке, попросить пояснить ребенка некоторые детали рисунка. Очень важно выяснить у ребенка его концепцию семьи. На следующем этапе проводится собственно сам тест ТСО. Процедура обследования максимально приближена к игровой ситуации. После того, как рисунок семьи нарисован и сделаны необходимые пояснения, ребенку предлагается поиграть в почту. Психолог показывает набор писем, которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» своим членам семьи, при этом можно использовать пространство нарисованного им рисунка семьи, раскладывая около каждой фигурки стопки писем. Психолог объясняет ребенку, что только он сам вправе решить, какое послание кому подходит (при этом необходимо подчеркнуть, что самому себе тоже можно послать письмо), некоторые письма могут подойти сразу нескольким членам семьи, а может быть даже и всем. Исследователь знакомит ребенка с господином «Никто» – нарисованном на отдельном листке фигуркой мужчины в шляпе и пальто: ему надо будет посылать письма, которые никому не подходят. Около каждой фигурки можно также поставить свой почтовый ящик (коробка с прорезью), это особенно важно для детей, которые расстраиваются из-за неравномерного распределения писем между членами семьи. Если письмо никому не подходит, оно опускается в ящик господина «Никто». Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу. Исследователь отмечает в специальном бланке, кому оказался адресован каждый пункт. Карточки надо предъявлять в таком порядке, чтобы положительные и отрицательные реакции распределялись равномерно, в завершение обязательно должны быть даны высказывания позитивной направленности. Семейный тест отношений (СТО)
21. Этот человек иногда спорит со мной 22. Этот человек иногда портит нам удовольствие 23. Этот человек иногда теряет терпение 24. Иногда этот человек слишком много жалуется 25. Этот человек иногда излишне сердится 26. Этот человек напрасно ворчит 30. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь 31. Иногда я ненавижу этого человека 32. Иногда мне хочется побить этого человека 33. Я был бы счастливей, если бы этого человека не было в семье 34. Иногда этот человек мне слишком надоедает 35. Мне хочется сердиться на этого человека 36. Этот человек может сильно разозлить меня 40. Этот человек добр ко мне 41. Этот человек никогда не обижает меня 42. Этот человек очень меня любит 43. Этот человек готов помочь мне 44. Этот человек любит забавляться со мной 45. Этот человек действительно понимает меня 46. Этот человек всегда выслушивает меня 50. Этот человек любит баловать меня 51. Этот человек любит крепко обнимать меня 52. Этот человек любит помогать мне мыться 53. Этот человек любит пощекотать меня 54. Этот человек любит со мной спать 55. Этот человек хочет быть всегда со мной 56. Этот человек заботится обо мне больше, чем о ком-либо другом 60. Этот человек любит подразнить меня 61. Этот человек иногда ругает меня 62. Этот человек не соглашается со мной, когда мне хотелось бы 63. Этот человек не всегда помогает мне, когда у меня трудности 64. Этот человек иногда ворчит на меня 65. Этот человек иногда зол со мной 66. Этот человек слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время 70. Этот человек часто бьет меня 71. Этот человек слишком часто наказывает меня 72. Этот человек считает меня глупым 73. Этого человека я боюсь 74. Этот человек делает меня несчастным 75. Этот человек всегда недоволен мной 76. Этот человек недостаточно любит меня 80. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть 81. Мама беспокоится, чтобы этот человек не попал под машину 82. Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-нибудь себе повредить 83. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться 84. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться 85. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми 86. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест 95. Об этом члене семьи мама зачастую попусту волнуется 96. Этому члену семьи мама уделяет слишком много внимания 97. Этого члена семьи мама слишком балует 98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени 99. Этого члена семьи мама любит больше всех Интерпретация ответов: 00–07 слабые положительные чувства, исходящие от ребенка; 10–17 сильные положительные чувства, исходящие от ребенка; 20–27 слабые отрицательные чувства, исходящие от ребенка; 30–37 сильные отрицательные чувства, исходящие от ребенка; 40–47 слабые положительные чувства, приходящие к ребенку; 50–57 сильные положительные чувства, приходящие к ребенку; 60–67 слабые отрицательные чувства, приходящие к ребенку; 70–77 сильные отрицательные чувства, приходящие к ребенку; 80–87 характеризуют материнскую опеку; 95–99 характеризуют материнское и отцовское потакание. Регистрационный бланк
Возраст ___________
1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей
Комплексное применение этих методик позволяет заинтересовать ребенка и настроить его на совместную работу. При интерпретации рисунков обязательно надо учитывать изобразительный опыт «художника», так как графическая деятельность детей дошкольного возраста может быть плохо сформирована. Наличие или отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности — все это существенно влияет на диагностический портрет личности. 1.7.1. Основные параметры оценки
Некоторые исследователи считают, что размещение рисунка в правой части листа может рассматриваться как показатель преобладания положительно окрашенных эмоций. Соответственно, если рисунок размещается в левой части, это говорит Об эмоциональной напряженности могут свидетельствовать:
Показатели эмоциональной неустойчивости ребенка:
О высокой самооценке свидетельствуют:
Тест «Рисунок семьи»
Ситуация в семье, которую родители оценивают положительно, может быть воспринята ребенком совершенно противоположно. Узнав, каким он видит окружающий мир, семью, родителей, себя, можно понять причины возникновения многих проблем ребенка и эффективно помочь ему при их решении. Материалы:лист белой бумаги (20 ´ 29), 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Порядок проведения: из беседы с ребенком, которая по традиции проводится после самого процесса рисования, следует узнать:
Инструкция: «Нарисуй какую-нибудь семью так, как ты себе ее представляешь. Если хочешь, можешь добавить к рисунку другие детали». Слово «семья» не объясняется, чтобы не искажать суть исследования. Если ребенок спрашивает, что ему рисовать, инструкция повторяется вновь. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания в протоколе отмечается: а) последовательность рисования деталей; б) паузы более 15 секунд; в) стирание деталей; г) спонтанные комментарии ребенка; д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием. После выполнения задания у ребенка вербальным путем добирается информация: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?» Интерпретацию рисунка, семьи разделяют на три части, которые соответствуют трем выводам в конце работы. Интерпретация Структура рисунка: характеризуя основную структуру рисунка, можно сказать, что у самых рациональных натур преобладают статическое изображение и изолированные фигуры, не входящие между собой в контакт, в то время как наиболее восприимчивые, чувствительные дети склонны изображать семью |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |