Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика «Неоконченные предложения»
Ребёнку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью, делать это нужно быстро. Инструкция. «Мы с тобой поиграем. Я буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придёт в голову». Эксперимент проговаривает предложения в быстром темпе. Законченные предложения можно разделить на 6 групп: 1. Отношение к отцу 13, 21 предложения. 2. Отношение к матери 8, 24 предложения. 3. Отношение к себе 3 , 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29 предложения. 4. Отношение к сверстникам 2, 22, 26, 30 предложения. 5. Отношение к Д/С 1, 16, 19, 23 предложения. 6. Отношение к опасениям 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28 предложения. Вопросник к методике
Методика «Сюжетные картинки»
Ребёнок должен дать моральную оценку изображённым на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) – на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодование) – на безнравственный. Обработка результатов: 0 баллов – ребёнок неправильно раскладывает картинки 1 балл – ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны. 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо. 3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции. 1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения
Проведение исследования: исследование состоит из двух серий, которые проводят независимо друг от друга. Первая серия: экспериментатор задаёт ребёнку вопросы:
Анализ результатов исследования проводится по схеме:
1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей
Первая серия. Подготовленные дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у группы, что чувствуют персонажи этой сценки. Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает изобразить её. 1 ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы и сочувственное лицо девочки. 2 ситуация – строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика. 3 ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз. 4 ситуация – показать обиду девочки. 5 ситуация – показать радость за другого ребенка. Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж. Обработка данных. Экспериментатор анализирует, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках; делает вывод о богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.
Методика «Часики»
Материал: подготовить поле, используя следующие цвета: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Для варианта А – подготовить две пиктограммы с изображением печального и веселого лица. Для варианта Б – 12 пиктограмм: страх, внимание, мечтание, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессия / агрессивность, радость, обида, стресс, веселость. Инструкция. «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас». Фиксируются: цвет, пиктограмма, выбранная ребенком, его высказывания. С помощью данной методики можно отмечать психическое состояние детей в течение дня, например, до и после занятия, до и после про гулки и т. д. Можно предложить и родителям использовать дома такие «Часики», это научит ребенка определять свое состояние, состояние окружающих. Фиксировать показатели можно как в тетрадке, так и на шкале, изготовленной специально по типу градусника, мож- В целях выявления индивидуального соотнесения психических состояний и цвета предлагается предварительно провести методику «Матрешки». Для ее проведения необходимо использовать набор цветовых стимулов, в котором представлены цвета спектра (желтый, красный, зеленый, голубой вместо синего), три смешанных тона (оранжевый, фиолетовый, коричневый), два ахроматических цвета (черный, серый). Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартизированным набором цветов. Цветовые стимулы должны быть представлены в виде силуэтов матрешек, с целью привлечения внимания Это позволяет проводить исследование в виде привлекательной для дошкольников игровой деятельности. Дошкольникам предлагаются 12 пиктограмм (схематичное изображение лиц определенного психического состояния) с выражениями: 1 – страха, 2 – удивления, 3 – спокойствия, 4 – злости, 5 – печали, 6 – агрессии / агрессивности, 7 – радости, 8 – мечтания, 9 – веселья, 10 – обиды, 11 – стресса, 12 – скепсиса. Перед детьми на белом фоне складываются силуэты матрешек и в беспорядке – пиктограммы. Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету. В ходе эксперимента фиксируются: моторика, двигательные реакции глаз, руки, двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания. Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограммами, фиксируются в таблице:
С целью более полного анализа применяется шкала соотнесения того или иного состояния к определенной группе и уровню психической активности сознания: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |