Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика «Неоконченные предложения»


Эта методика выявляет скрытые переживания ребёнка, которые порой не удаётся выявить в свободной беседе. Ответы на вопросы могут выражать положительное, отрицательное или безразличное отношение ребёнка.

Ребёнку предлагается послушать предложение и сразу, не задумываясь, продолжить его первой пришедшей в голову мыслью, делать это нужно быстро.

Инструкция. «Мы с тобой поиграем. Я буду говорить предложения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придёт в голову».

Эксперимент проговаривает предложения в быстром темпе. Законченные предложения можно разделить на 6 групп:

1. Отношение к отцу 13, 21 предложения.

2. Отношение к матери 8, 24 предложения.

3. Отношение к себе 3 , 4, 7, 10, 12, 18, 27, 29 предложения.

4. Отношение к сверстникам 2, 22, 26, 30 предложения.

5. Отношение к Д/С 1, 16, 19, 23 предложения.

6. Отношение к опасениям 5, 6, 9, 11, 14, 15, 17, 20, 25, 28 предложения.

Вопросник к методике
«Неоконченные предложения»


  1. Мой детский сад...

  2. Мой друг...

  3. Если меня называют, то...

  4. Я играю чаще всего...

  5. Мои сны...

  6. Боюсь...

  7. Моя мечта...

  8. Моя мама и я...

  9. Сделал бы всё, чтобы забыть...

  10. Не люблю, когда меня ругают...

  11. Плачу, когда...

  12. Когда меня спрашивают...

  13. Мой папа и я...

  14. Когда смотрю «ужасы» в кино...

  15. Когда я один дома...

  16. Моя воспитательница...

  17. Когда меня мама ругает...

  18. Больше всего люблю...

  19. Когда прихожу в детский сад...

  20. Когда бывает темно...

  21. Когда мой папа...

  22. Ребята в детском саду...

  23. Когда меня спрашивают на занятии...

  24. Когда моя мама...

  25. Когда все ругаются...

  26. Когда я выхожу играть во двор...

  27. Я всегда хотел...

  28. Меня беспокоит...

  29. Скрываю...

  30. Старшие ребята...

Методика «Сюжетные картинки»


Инструкция: ребёнку предлагают разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой плохие.

Ребёнок должен дать моральную оценку изображённым на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребёнка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение) – на нравственный поступок и отрицательная (осуждение, негодование) – на безнравственный.

Обработка результатов:

0 баллов – ребёнок неправильно раскладывает картинки
(в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – правильно раскладывая картинки, ребёнок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребёнок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции.

1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения
дошкольников


Подготовка исследования: выучить наизусть вопросы и ситуации.

Проведение исследования: исследование состоит из двух серий, которые проводят независимо друг от друга.

Первая серия: экспериментатор задаёт ребёнку вопросы:


  1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

  2. Можно ли обижать животных? Почему?

  3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

  4. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

  5. Можно ли драться, если другой ребёнок отобрал у тебя игрушку? Почему?


Вторая серия. Ребёнку предлагают закончить несколько ситуаций:


  1. Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель сказал ей: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить уборку». Что ответила Маша?

  2. Петя принёс в детский сад новую игрушку – самосвал. Всем детям хотелось поиграть с этой игрушкой. Вдруг к Пете подошёл Сережа, выхватил машину и стал с ней играть. Что сделал Петя?

  3. Катя и Вера играли в пятнашки. Катя убегала, а Вера догоняла. Вдруг Катя упала. Что сделала Вера?

  4. Таня и Оля играли в дочки – матери. К ним подошел маленький мальчик и попросил: «Я тоже хочу играть». – «Мы тебя не возьмём, ты ещё маленький» – ответила Оля. Что сказала Таня?

  5. Коля играл в лошадки. Он бегал и кричал: «Но, но, но!». В другой комнате мама укладывала спать его маленькую сестру Свету. Девочка не могла заснуть и плакала. Мама сказала Коле «Не шуми, пожалуйста». Коля ей ответил… Что ответил Коля?

  6. Таня и Маша рисовали. К ним подошёл воспитатель и сказал : «Молодец, Таня. Твой рисунок очень хороший». Миша тоже посмотрел на Танин рисунок и сказал… Что сказал Миша?

  7. Саша гулял около дома. Вдруг он увидел маленького котёнка, который дрожал от холода и жалобно мяукал. Тогда Саша…Что сделал Саша?


Обработка данных:

Анализ результатов исследования проводится по схеме:


  1. Как ребёнок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдаёт ли кому предпочтение и почему.

  2. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по желанию, по просьбе, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, неохотно, формально, с энтузиазмом и т. п.).

  3. Замечает ли эмоциональное состояние другого, как на это реагирует.

  4. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, в каких действиях выражается эта забота.

  5. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, неадекватно, завидует успеху другого, радуется его неудаче).


При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребёнка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.

1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей
при разыгрывании сюжетных сценок


Подготовка исследования: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:


  1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка прибирается дома.

  2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются; мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь не над чем.

  3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замёрзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замёрз.

  4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

  5. Мальчик радуется за своего друга, чей рисунок оказался лучшим в группе.


Подготовить 2–3 ребёнка для инсценировки этих сюжетов.

Первая серия. Подготовленные дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у группы, что чувствуют персонажи этой сценки.

Вторая серия. Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает изобразить её.

1 ситуация – показать печальное, страдающее лицо мамы и сочувственное лицо девочки.

2 ситуация – строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика.

3 ситуация – как мальчик не хочет показать, что он замерз.

4 ситуация – показать обиду девочки.

5 ситуация – показать радость за другого ребенка.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый персонаж.

Обработка данных. Экспериментатор анализирует, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках; делает вывод о богатстве экспрессивно-мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям.

Возраст детей Правильность передачи эмоций Всего
ситуация
1 2 3 4 5
5 лет
6 лет
             

Методика «Часики»


Данная методика представлена в двух вариантах: для детей
с 2,5 до 4,5 лет – вариант А, для детей старшего дошкольного возраста — вариант Б. Методика направлена на выявление психического состояния детей дошкольного возраста.

Материал: подготовить поле, используя следующие цвета: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый, серый, коричневый, черный.

Для варианта А – подготовить две пиктограммы с изображением печального и веселого лица.

Для варианта Б – 12 пиктограмм: страх, внимание, мечтание, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессия / агрессивность, радость, обида, стресс, веселость.

Инструкция. «Выбери цвет, который тебе в данный момент нравится. А теперь соедини его с лицом, которое у тебя сейчас».

Фиксируются: цвет, пиктограмма, выбранная ребенком, его высказывания.

С помощью данной методики можно отмечать психическое состояние детей в течение дня, например, до и после занятия, до и после про гулки и т. д.

Можно предложить и родителям использовать дома такие «Часики», это научит ребенка определять свое состояние, состояние окружающих.

Фиксировать показатели можно как в тетрадке, так и на шкале, изготовленной специально по типу градусника, мож-
но вычерчивать с детьми и график: хорошее психическое состояние – вверх поднимается линия, обозначается красным цветом, плохое – черная линия опускается ниже отметки «О».

В целях выявления индивидуального соотнесения психических состояний и цвета предлагается предварительно провести методику «Матрешки».

Для ее проведения необходимо использовать набор цветовых стимулов, в котором представлены цвета спектра (желтый, красный, зеленый, голубой вместо синего), три смешанных тона (оранжевый, фиолетовый, коричневый), два ахроматических цвета (черный, серый).

Как показывает опыт, ассоциативные реакции на цвет весьма чувствительны к изменению его сенсорных характеристик. Поэтому возникает безусловная необходимость пользоваться во всех проводимых экспериментах строго стандартизированным набором цветов. Цветовые стимулы должны быть представлены в виде силуэтов матрешек, с целью привлечения внимания
к проводимому эксперименту.

Это позволяет проводить исследование в виде привлекательной для дошкольников игровой деятельности.

Дошкольникам предлагаются 12 пиктограмм (схематичное изображение лиц определенного психического состояния) с выражениями: 1 – страха, 2 – удивления, 3 – спокойствия, 4 – злости, 5 – печали, 6 – агрессии / агрессивности, 7 – радости, 8 – мечтания, 9 – веселья, 10 – обиды, 11 – стресса, 12 – скепсиса. Перед детьми на белом фоне складываются силуэты матрешек и в беспорядке – пиктограммы.

Инструкция включает задание подобрать к цветному силуэту соответствующее выражение лица, подходящее, по его мнению, к такому цвету.

В ходе эксперимента фиксируются: моторика, двигательные реакции глаз, руки, двигательное оживление, эмоциональные реакции, высказывания.

Результаты, полученные при работе с силуэтами матрешек и пиктограммами, фиксируются в таблице:

Фамилия, имя ребёнка Цвет
Зелёный Красный Оранжевый Голубой Жёлтый Фиолетовый Коричневый Серый Чёрный


В колонках фиксируется номер пиктограммы. Такое соотнесение цвета и пиктограмм позволит учитывать индивидуальные предпочтения каждого ребенка и получить наиболее точные результаты при обработке данных методики «Часики».

С целью более полного анализа применяется шкала соотнесения того или иного состояния к определенной группе и уровню психической активности сознания:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...