Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный модуль 15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ

Конкретные цели:

1. Объяснять физиологические основы методов исследования высшей нервной деятельности: образование, сохранение и торможение условных рефлексов; раздражение и повреждение структур переднего мозга, что принимают участие в высших интегративних функциях ЦНС; регистрация вызванных потенциалов и ЕЕГ.

2. Объяснять механизмы возникновения биологических потребностей и мотиваций и их роль в формировании врожденных и приобретенных форм поведения организма.

3. Анализировать регулируемые параметры гомеостаза и объяснять структуру целостного поведенческого акта (функциональную систему поведения).

4. Объяснять механизмы формирования эмоций, их роль в поведенческих реакциях организма на основании физиологичных критериев эмоций.

5. Анализировать возрастные особенности высшей нервной деятельности (поведенческих реакций) организма.

6. Трактовать свойства нервных процессов возбуждения и торможения, которые обусловливают тип нервной системы (сила, уравновешенность и подвижность).

Тема 17. Функциональная система поведения. Исследование образования и торможения условных рефлексов.

Мотивационная характеристика темы.Знание физиологии слухового и вестибулярного анализатораи умение проводить простые клинические методы его исследования позволяют врачу дифференцировать физиологические и патологические явления, связанные с функционированием слуховой и вестибулярной системы.

Цели занятия: знать – 1) механизмы воспрития, проведения и анализв параметров раздражения слухового и вестибулярного раздражения; 2) физиологические основы клинических способов исследования функционального состояния слуховой и вестибулярной сенсорной системы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ УСТНОГО И ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

1. Понятие о высшей нервной деятельности, методах ее исследования. Вклад И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитие научных исследований ВНД.

2. Физиологические основы поведения. Функциональная система поведения Анохина П.К.

3. Потребности и мотивации, их физиологические механизмы, роль в формировании поведения.

4. Врожденные (безусловно-рефлекторные) формы поведения. Инстинкты, их значения для приспособительной деятельности организма.

5. Приобретенные (условно-рефлекторные) формы поведения, их значения для приспособительной деятельности организма. Закономерности образования условных рефлексов (И.П.Павлов).

6. Торможение условных рефлексов. Виды и значение торможения.

7. Эмоции, их виды, механизмы формирования, биологическая роль. Теории эмоций.

8. Мотивации и эмоции.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПИСЬМЕННОГО ОТВЕТА:

1. Нарисуйте схему функциональной системы поведения Анохина П.К.

2. Напишите классификацию условных рефлексов.

3. Нарисуйте схему замыкания временной связи.

4. Нарисуйте схему торможения в высшей нервной деятельности.

5. Нарисуйте схему расспределения эмоциональных возбуждений в организме.

6. Напишите классификацию мотивацій.

ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ.

Исследование влияния эмоциональных реакций организма на показатели сердечно-сосудистой системы.

Для работы необходимы: тонометр, фонендоскоп, секундомер. Объект исследования – человек.

Проведение работы: Исследуемому предлагают выполнить арифметические действия в условиях достаточного количества времени в условиях дефицита времени, что создает негативные эмоции. На листе бумаги записывают 2 цифры (одна под другой), а испытуемый складывает их значения и записывает сумму рядом с верхней цифрой. Если сумма больше 10, то число десятков опускают, а пишут только единицы. Верхнюю цифру переносят в нижний ряд. Потом складывают новые 2 цифры и записывают таким же образом. Например,

и т.д. Скорость работы 40 сложений за 1 минуту. Испытуемоу вначале измеряют АД и ЧСС в состоянии покоя. Затемв процессе исполнения задания. Задание исполняют дважды: первый раз –в состоянии покоя, второй – в условиях дефицита времени (не менее 40 сложений за 1 минуту). Работа начинается покоманде исследователя и длится 1 минуту. После окончания работы еще раз измеряют АД и ЧСС испытуемого.

Результаты работы и их оформление. Полученые данные записывают в протокол и сравнивают с показателями у разных испытуемых. В выодах отмечают, какое влияние на вегетативные реакции оказывает мыслительная деятельность и, как влияет на них эмоциональное напряжение, обусловленное дефицитом времени. Сама по себе мыслительная деятельность в спокойной ситуации не влияет на вегетативные процессы.-

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:


1. Остановку троллейбуса перенесли на сто метров. Студент опоздал на первую пару, т.к. долго ждал троллейбуса на старой остановке, хотя накануне ему говорили, что ее перенесли. Какой вид условного торможения нарушен у студента?

A. Дифференцирование

B. Запаздывание

C. Условный тормоз

D. Затухающее

E. Следовое

 

2. Во время спортивной эстафеты второй спортсмен побежал раньше, чем первый, передающий ему эстафетную палочку. Какой вид условного торможения нарушен у второго спортсмена?

A. Дифференцирование

B. Запаздывание

C. Условный тормоз

D. Следовое

E. Затухающее

 

3. Что является главной причиной возникновения биологических мотиваций?

A. Эмоции

B. Память

C. Сдвиги констант внутренней среды организма

D. Процессы торможения в головного мозге

E. Инстинкты

 

4. В эксперименте на животном выработали условный мочевыделительный рефлекс: включали мигающий свет и внутривенно вводили животному значительное количество физ.раствора. После нескольких повторений только одно включение «мигалки» вызывало увеличение диуреза. Назвать уровень замыкания условно рефлекторных связей:

A. Кора головного мозга

B. Промежуточный мозг

C. Средний мозг

D. Продолговатый мозг

E. Спинной мозг

 

5. У собаки выработали условный двигательный рефлекс: после включения мигающего света наносили на лапу болевое раздражение электрическим током. Условный рефлекс заключался в том, что при включении света собака поднимала лапу и размыкала электрическую цепь, опережая болевое раздражение. К какому классу условных рефлексов принадлежит данный рефлекс?

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...