Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 12. Речевая деятельность школьников в процессе изучения

Литературы

17. Контрольная работа: оценка сочинения по предложенной выше схеме.

18. Рецензия на школьное сочинение. Письменная работа прилагается. Методические рекомендации предложены выше.

Тема 13. Внеклассное чтение по литературе. Внеклассная и внешкольная работа, факультативные занятия, элективные курсы.

Публичная презентация конспекта внеклассного мероприятия по литературе с использованием мультимедийных средств обучения

Тема 14. Организация учебно-воспитательного процесса и учитель литературы

Анкетирование учителей-словесников: «Профессиональные компетенции»

Анкета

«Учитель-словесник»

За годы обучения в школе у Вас было много учителей. Среди них, конечно, и те, кто особенно дорог Вам, кто оставил добрый след в Вашей жизни, помог Вам найти себя. Сейчас Вы сумеете глубже и полнее оценить их опыт. Постарайтесь искренне ответить на предложенные здесь вопросы. Это поможет нам совершенствовать педагогический процесс на факультете, а Вам лучше подготовить себя к работе словесника.

Мы предлагаем Вам подробный вопросник, содержащий варианты возможных ответов, - используйте его текст, т.е. там, где возможно, подчеркните нужные слова, а в остальных случаях - кратко допишите ответ.

1. Можете ли Вы кого-либоиз школьных учителей назвать Человеком или Учителем с большой буквы?

2. Кто из учителей школы, в которой вы учились, оказал наибольшее влияние на выбор Вами профессии учителя русского языка и литературы (желательно назвать фамилию)?

3. Назовите учителей - словесников, которые обучали Вас в школе. Кто из них, с Вашей точки зрения, обладал наиболее высокими человеческими и профессиональными качествами?

4. Что Вы особенно цените в методическом стиле названного Вами учителя литературы? Какие качества, компоненты этого стиля Вы хотели бы развить в своем опыте в период вузовской подготовки и в будущей профессиональной работе?

Отвечая на этот вопрос, воспользуйтесь приведенной дальше общей схемой индивидуального стиля учителя - словесника, где нужно - конкретизируйте ответ, назовите не отмеченные нами черты, в отдельных случаях дайте развернутый текстуальный ответ.

а) нравственные качества: гуманизм, педагогическое подвижничество, чистота и цельность натуры, потребность учить, воспитывать, наставлять;

б) гражданские качества: любовь к Отчизне, идейная убежденность, национальная самобытность;

в) природные данные: особенности внешности, голос (сила, тембр, богатство и естественность интонаций, мелодичность и т.д.), природное обаяние, темперамент;

г) внутренняя свобода в общении с литературой, одухотворенность, вдохновленность, самобытное отношение к произведениям;

д) способности: педагогические, артистические, литературно - творческие, читательские, дар чтеца - интерпретатора, критика, литературоведа - исследователя, дар импровизации;

е) качества речи: ясность, правильность, богатство лексики, точность, образность, темп и ритм, содержательность, виртуозность;

ж) знания и умения: педагогические, литературоведческие, методические и др.; можно ли назвать данного учителя эрудитом, нужна ли ему эрудиция - с его и с Вашей точки зрения; все ли, к чему учитель профессионально способен, он освоил и развил, работая в школе; быть может, ему удается научить тому, чего он сам не умеет и т. д.;

з) поощрял ли учитель литературное творчество учащихся? Показывали ли школьники свои произведения ему?

и) владение методами преподавания (по любой из принятыхВами систем: скажем, успешно ли применял учитель рассказ, лекцию, беседу, методы: репродуктивный, эвристический, исследовательский, метод творческого чтения, проблемный и др.).

к) владение специфическими методами (художественная интерпретация литературной темы; метод критики - публицистической оценки, рассматривающей литературную тему в аспекте актуальных современных нам проблем с привлечением жизненного опыта учителя и учащихся; метод литературоведческого поиска, исследующий неясные учащимся моменты литературной темы с точки зрения теории и истории литературы); в какой мере в художественной интерпретации, критике - публицистической оценке и в литературоведческом поиске на уроках данного учителя принимали участие сами ребята? Предоставлял ли учитель каждому ученику возможность выбрать свой метод изучения литературной темы или предлагал общий для всех «сценарий» урока? Кем Вы чувствовали себя на таких занятиях - соратником учителя или подмастерьем - исполнителем? Имели ли Вы возможность думать самостоятельно или чаще всего старались угадать мысль учителя?

л) искусство методического приема:

в чем оно выражалось: в неожиданном построении системы уроков, в композиции урока, в разнообразии типов и форм уроков (диспуты, конференции, концерты, семинары, лекции и др.), в разнообразии приемов работы с текстом произведения (художественное чтение, инсценирование, устная постановка драматических произведений, устное словесное рисование, пересказывание, досказывание текстов, спор с устоявшимися критическими оценками произведений, сопоставление отдельных сцен, фрагментов, сопоставление произведений, привлечение черновиков писателей, пути анализа от детали к целому и от целого - к детали и др.), в организации образных форм работы учеников на уроке и при подготовке к нему (литературные игры, викторины и прочее, педагогические и методические игры: учитель в роли ученика, ученик в роли учителя и др., подготовка и обсуждение выставок по теме, докладов, рефератов, ведение разного рода записей - читательских дневников, оригинальных конспектов, которыми можно пользоваться на уроке и др.), в нестандартных вопросах, обращаемых к ученикам.

Было ли так, что яркий прием учителя отвлекал Вас от собственной мысли, от текстов произведения или же, наоборот, искусство приема позволяло учителю глубже раскрыть тему на уроке и помочь Вам найти свою мысль, путь и способ работы над темой? Подсказывал ли учитель приемы, которые больше всего подходят именно Вам, или он всех учил одинаково? Как Вам кажется, в чем разница между эффективным и эффектным приемами? Приемы какого из этих двух типов: эффективные или эффектные - характерны для методического стиля Вашего учителя?

м) искусство общения: оно, как известно, определяется отношением учителя к самому себе, к классу, к отдельному ученику - на уроке, во внеурочное время; в умении организовать общение учащихся друг с другом; психологи считают решающей в процессе общения фасцинацию - способность зачаровывать, владеть вниманием слушателей, определенным образом интонируя речь, ритмируя ее, сопровождая мимикой, а также касаясь проблем, в данных условиях жизненно важных для аудитории; однако не менее важной в общении является и децентрация - способность временно стать на точку зрения собеседника, чтобы лучше воспринять его мысль, и эмпатия - сопереживание, способность почувствовать так, как чувствует собеседник; что больше характерно для Вашего учителя - эмпатия, децентрация или фасцинация? Когда ярче проявлялось искусство общения Вашего учителя на уроке? На занятиях кружка, факультатива? Во внеклассной работе? В условиях внешкольного общения?

5. После того, как Вы описали методический стиль Вашего учителя, подумайте о его недостатках (если таковые были). Быть может, что-то вызывает у Вас сомнения, неудовлетворенность или даже чувство протеста? Что именно?

а) наличие отрицательных качеств (недостаточная эрудированность, стремление «незаметно» навязывать свое мнение всем, недоброе отношение к тем, кто слишком самостоятелен, самовлюбленность, мстительность, неискренность, любовь к успеху и др.);

б) отсутствие некоторых положительных качеств из отмеченных выше: скажем, недостаточное владение искусством приема и др. (см. вопрос 3);

в) негармоничность в развитии одних положительных качеств в ущерб другим: например, виртуозное владение методом литературоведческого поиска - в ущерб художественной интерпретации и критике - публицистической оценке и др.

Знает ли учитель о недостатках своего методического стиля? Пытались ли Вы помочь ему избавиться от этих недостатков (по его, по Вашей инициативе)? Как учитель к этому отнесся? Каков результат?

В каких случаях недостатки не мешают (и даже помогают!) учителю успешно преподавать, а в каких - существенно ограничивают его возможности? Что в этом смысле Вы можете сказать о Вашем учителе?

6. Отметьте черты стиля деятельности и поведения лучших Ваших учителей-словесников, которые были им присущи (а если возможно, то и степень выраженности этих черт);

а) благородная простота, связанная с великодушием;

б) открытость для учеников, людей, общества;

в) цельность (т.е. единство высокого слова и благородного дела);

г) ясность поведения;

д) мужественная сдержанность;

е) поглощенность своей деятельностью;

ж) оптимизм;

з) лаконизм, т.е. чувство меры в педагогических наставлениях, немногоречивость, скупость в словах, в которых чувствуется воля, уверенность, сила.

7. Как Вы оцениваете свою подготовку по литературе по окончании средней школы (уровень начитанности, грамотность, широта культурных интересов и др.)? Удалось ли Вам за время обучения в школе выработать свой метод и стиль творческого освоения литературы? Кто Вы по типу: пишущий читатель? читатель - художник? читатель - критик? читатель - литературовед? Быть может, в Вашем стиле методы эти сочетаются? Как? Попытайтесь это определить.

8. Какие книги Вы прочитали под влиянием идей любимого учителя - словесника?

9. Чему больше учил Вас учитель - словесник - литературе или жизни? Быть может, тому и другому? А как, по Вашему мнению, должно быть?

10. Если Вы хотите отметить таких учителей - какими, по Вашему мнению, не следует быть, назовите черты личности, поведения, преподавания, которые помешали им успешно работать.

________________________________________________________________

Укажите школу, которую Вы окончили

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...