Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯВ процессе эксплуатации электрооборудования необходимо следить за надежностью электрических соединений. Перед выездом необходимо проверять работу освещения и сигнализации. При обнаружении неисправности детали, вышедшие из строя, подлежат замене. В системе зажигания периодически (через 4000 км пробега) надо проверять зазоры между электродами свечей и контактами прерывателя. Зазор между электродами свечей регулируется подгибанием бокового электрода. Для проверки зазора в контактах прерывателя необходимо снять переднюю крышку картера и крышку прерывателя. Затем Зачистить контакты специальным напильником, которыый можно изготовить из надфиля с мелкой насечкой,, прошлифовав его с одной стороны до толщины 0.4—0,5 мм. При зачистке контактов более толстым надфилем плоскости контактов при замыкании будут непараллельны, контакт будет ненадежным. Не следует при зачистке контактов спиливать большой слой металла, поскольку это сокращает срок службы прерывателя. Небольшие раковины па поверхности контактов не нарушают ценообразования. После зачистки контактов, вращая кикстартсром коленчатый вал, устанавливают его так, чтобы рычажок прерывателя был на вершине кулачка. В таком положении проверяют зазор между контактами (0,4—0,6 мм), Если зазор не соответствует требуемому, надо его отрегулировать. Для этого необходимо ослабить стопорный винт контактной стойки и, вращая регулировочный винт в ту или иную сторону, установить требуемый зазор. После чего затянуть стопорный винт контактной стойки и еще раз щупом проверить зазор, так как при затягивании винта зазор может нарушиться. Иногда (например, при замене прерывателя) .может потребоваться установка момента опережения зажигания. Для облегчения этой операции на маховике нанесены метки; чтобы видеть их, слеза на картере выполнено отверстие, закрытое резиновой пробкой. Возле отверстия нанесены риски с надписями «ВМТ» справа и «РЗ» слева. Соответственно на маховике нанесены две стрелки: одна — влево, другая вправо. Для установки момента опережения зажигания необходимо стрелку на маховике, направленную влево, совместить с риской около надписи «РЗ», что будет соответствовать положению поршня в цилиндре при раннем опережении зажигания (40° до ВМТ). Если совместить стрелку на маховике, направленную вправо, с риской около надписи «ВМТ», поршень будет находиться в верхней мертвой точке. Далее необходимо ослабить винты крепления корпуса прерывателя к крышке распределительной коробки и повернуть его до упора по ходу вращения распределительного вала (против часовой стрелки). Включить зажигание и к сердечнику катушки зажигания приложить легкий железный предмет (например, ключ 7X8), который должен удерживаться у сердечника. Затем одной рукой нужно развести па полный угол грузики автомата опережения зажигания и, удерживая их в таком положении, вращать против хода вращения распределительного вала (по часовой стрелке) корпус прерывателя до начала размыкания контактов прерывателя (соответствует моменту искрообразования). При размыкании контактов ток в катушке исчезает, сердечник размагничивается, железный предмет падает. В этот момент вращение корпуса прерывателя надо прекратить и закрепить корпус прерывателя винтами. Предмет, прикладываемый к сердечнику, не должен намагничиваться. В противном случае он будет удерживаться у сердечника даже при отсутствии тока в катушке. После этого желательно проверить правильность установки момента опережения зажигания при размыкании контактов одним и другим кулачком. Для этого необходимо выполнить следующее: 1) вращая коленчатый вал кикстартером, установить маховик так, чтобы стрелка, направленная влево, совпала с риской около метки «РЗ»; 2) приложить к сердечнику катушки железный предмет; 3) развести рукой грузики автомата опережения зажигания до упора, железный предмет должен упасть; 4) повернуть коленчатый вал на 1 оборот и вновь совместить стрелку маховика с риской около метки «РЗ»; 5) вновь приложить железный предмет к сердечнику катушки и развести грузики автомата опережения зажигания (теперь контакты прерывателя будут размыкаться вторым кулачком прерывателя); падение железного предмета должно произойти при таком же положении грузиков автомата, как и в первом случае (допускается отличие в 1 —1,5°). При большей разнице в отклонении положения грузиков необходимо выяснить причину этого. Возможными причинами могут быть несимметричность кулачка или изгиб переднего конца распределительного вала. Можно попробовать развернуть кулачок на 180° и повторить проверку. При отсутствии положительных результатов надо проверить, исправен ли кулачок. Для этого берут исправный кулачок с другого мотоцикла и, если при его установке разница в опережении зажигания исчезнет, то причина неисправности — кулачок, если дефект сохранится — неисправен распределительный вал. ЗАЖИГАНИЕ ОТ МАГНЕТО На двигателях спортивных мотоциклов осуществляется от магнето М-90- автономного агрегата, самостоятельно вырабатывающего электроэнергию и преобразующего ее в высокое напряжение. Магнето имеет магнитную систему, состоящую из вращающегося постоянного магнита — ротора, двух полюсных башмаков и сердечника трансформатора. При вращении ротора его полюса поочередно то приближаются, то удаляются от полюсных башмаков, При этом в башмаках и в сердечнике трансформатора то возникает, то исчезает магнитный поток, т. е. создается переменное магнитное поле. На сердечнике трансформатора расположены две обмотки: первичная из нескольких сот витков толстого провода и вторичная из нескольких тысяч витков тонкого провода. Первичная обмотка одним концом соединена с «массой», вторым — с подвижным контактом прерывателя. Прерыватель устроен аналогично рассмотренному ранее. Параллельно его контактам подсоединен конденсатор. Один конец вторичной обмотки соединен с «массой», второй — через распределитель и провода высокого напряжения поочередно соединяется то с левой, то с правой свечой (рис. 7.4). Работает магнето следующим образом. При вращении ротора в магнитной системе создается переменный магнитный поток, который создает в первичной обмотке переменное напряжение. Если в тот момент, когда в первичной обмотке возникает напряжение, замкнуть контакты прерывателя, то по первичной цепи потечет ток: от первичной обмотки, через замкнутые контакты и через «массу» обратно к первичной обмотке. Ток первичной обмотки создает собственное магнитное поле и совместно с магнитным полем, создаваемым ротором, возбуждает во вторичной обмотке напряжение. Однако скорость изменения магнитного поля невелика, поэтому и напряжения вторичной обмотки для образования искры недостаточно. Для увеличения напряжения вторичной обмотки первичную цепь размыкают с помощью прерывателя в тот момент, когда ток в ней достигает максимального значения. При этом ток в первичной цепи мгновенно исчезает и мгновенно изменяется магнитное, поле, за счет чего во вторичной обмотке возникает высокое напряжение. Таким образом, принцип образования высокого напряжения в системе зажигания дорожного и спортивного мотоцикла одинаков. Отличие заключается в том, что в батарейной системе зажигания при замыкании контактов прерывателя в любой момент времени в первичной цепи протекает) ток. В магнето же ток будет возникать только в строго определенный момент, так как при вращении ротора в первичной обмотке возникает переменное напряжение, изменяющееся от нуля до максимума. Если контакты прерывателя магнето замкнуть и разомкнуть в тот момент, когда в первичной обмотке напряжение равно нулю, то в первичной обмотке тока не будет и не будет изменения магнитного поля при размыкании контактов прерывателя. Положение ротора магнето, наиболее выгодное ГЛАВА БОКОВОЙ ПРИЦЕП (КОЛЯСКА) УСТРОЙСТВО БОКОВОГО ПРИЦЕПА Боковой прицеп состоит из рамы, колеса с подвеской и кузова. Рама прицепа трубчатая замкнутая сварная. Для нее используются трубы из стали 35 размером 50Х 3 (см. рис. 6.П. Применение труб такого большого сечения придает плоской раме большую жесткость и обеспечивает мотоциклу хорошую устойчивость и управляемость. Рама коляски крепится к раме мотоцикла в четырех точках: внизу двумя цанговыми зажимами, вверху— двумя стойками. Задний цанговый зажим крепится к раме коляски с помощью клеммного соединения (труба заднего цангового крепления устанав ливается внутрь трубы рамы коляски и фиксируется стяжным болтом). За счет этого заднее цанговое крепление можно вдвигать в раму или выдвигать из рамы коляски, при этом будет изменяться угол установки колеса коляски относительно колес мотоцикла, что используется при регулировке схождения колес мотоцикла и коляски. Заднее цанговое крепление может поворачиваться относительно рамы коляски. При этом будет изменятся высота рамы и кузова коляски относительно земли, но, что более существенно, одновременно будет меняться и межосевое расстояние между передним и задним цанговыми креплениями. Если межосевые расстояния у цанговых креплений коляски и шаровых опор на раме мотоцикла будут разными, то при креплении коляски к мотоциклу в раме мотоцикла и в раме коляски могут возникать большие внутренние напряжения. При этом передняя труба рамы коляски будет испытывать значительный изгиб в районе кронштейна крепления передней стойки. Кроме того, от самой стойки на раму коляски передаются значительные усилия, поэтому трещины на раме коляски обычно появляются как раз около кронштейна крепления передней стойки. Следовательно, при регулировке высоты коляски относительно земли необходимо обращать внимание на соосность узлов крепления мотоцикла и коляски. Колесо прицепа установлено на оси маятникового рычага, который крепится к раме с помощью двух сайлент-блоков, аналогичных сайлент-блокам маятника заднего колеса. Амортизатор колеса коляски, (пружинно-гидравлической) и амортизатор задней подвески взаимозаменяемы. Колесо устанавливают на консольную ось (т. е. с односторонней опорой) в отличие от двухопорных осей переднего и заднего колес. На раму устанавливают кузова различных типов: пассажирские (два варианта), грузовой, специального назначения. В настоящее время наибольшее распространение получил пассажирский кузов, сваренный из листовых гнутых заготовок. Такой кузов имеет умеренную стоимость и высокую ремонтопригодность. В деталях кузова нет заготовок, получаемых глубокой вытяжкой, а используются только гнутые заготовки, поэтому при значительных повреждениях кузова поврежденный участок не рихтуют, а удаляют и заменяют заплатой из стального листа с последующей шпаклевкой и покраской. Такая конструкция особенно удобна в условиях бездорожья. Однако определенный круг людей использует мотоциклы в населенных пунктах, в оживленных местах отдыха, где внешний вид мотоцикла играет не последнюю роль. Для таких мотоциклистов разработан городской вариант мотоцикла ИМЗ-8.103 [(рис. 11), который имеет более элегантный кузов коляски, новый щиток переднего колеса и ряд других изменений в отделке. Стоимость такого мотоцикла выше. Для сельских жителей предназначен мотоцикл с грузовой коляской ИМЗ-8.503, выполненный на базе мотоцикла ИМЗ-8.103—10 (рис. 8.1 и 8.2). Вместительный кузов позволяет перевозить грузы общей массой до 150 кг. Важным достоинством такого мотоцикла является то, что грузовой и пассажирский кузова взаимозаменяемы. В разгар хозяйственных работ можно установить грузовой кузов, для прогулок, отдыха — пассажирский. В модели ИМЗ-8.103 и во всех ее модификациях предусмотрен тормоз колеса коляски (рис. 8.3). Устроен тормоз следующим образом. К рычагу оси колеса коляски приварен фланец, к которому тремя шпильками крепится крышка тормоза с тормозными колодками. Колодки разжимаются кулачком (аналогичным кулачку заднего тормоза), который поворачивается рычагом и тягой привода заднего тормоза. Регулировка тормоза осуществляется барашком, как и на тормозе заднего колеса. Для привода тяги под рамой коляски расположен вал с двумя рычагами. Специальный палец педали заднего тормоза поворачивает один (левый) рычаг и вал. Второй рычаг при повороте перемещает тягу и обеспечивает торможение. Длины рычагов подобраны так, что эффективность тормоза коляски меньше, чем эффективность заднего тормоза (пропорционально нагрузке на колесо коляски и на заднее колесо). Для того чтобы при колебаниях рычага оси колеса коляски не происходило затормаживания колеса, ось крепления тяги к рычагу привода на валу Должна совпадать с осью качания рычага оси. Для этого кронштейны крепления рычага оси необходимо удлинить. Таким образом, рама коляски и рычаг оси колеса у мотоциклов с тормозом колеса коляски и без него не взаимозаменяемы. Не рекомендуется для оборудования мотоциклов ранних моделей самостоятельно изготавливать тормоз колеса коляски, поскольку в случае нарушения требуемой кинематики процесс торможения может стать неконтролируемым. 8.2. ЭКСПЛУАТАЦИЯ БОКОВОГО ПРИЦЕПА
В процессе эксплуатации мотоцикла с коляской надо следить за величиной развала и схождения колес. Развал означает, что мотоцикл отклонен от вертикали влево («развален»), схождение — что плоскости колес мотоцикла и колеса коляски пересекаются (сходятся) впереди. В процессе движения заднее колесо создает тягу, направленную вперед, а колесо коляски создает силу сопротивления качения, направленную назад, вследствие чего возникает момент, поворачивающий мотоцикл вправо, для компенсации которого и устанавливают схождение. При этом колесо коляски стремится уехать относительно мотоцикла влево и создает увод мотоцикла вправо. Однако, устанавливать большое схождение нельзя, так как при прямолинейном движении мотоцикла колесо коляски движется под углом к направлению движения, и возникает скольжение колеса относительно дороги, вызывающее повышенный износ шин. Для компенсации увода мотоцикла вправо кроме схождения используют развал колес, за счет которого руль стремится повернуться влево и компенсирует увод мотоцикла вправо без вмешательства водителя. Большой развал нежелателен Регулировка схождения и развала. Для регулировки схождения мотоцикл надо установить на ровную площадку, приложить к колесам бруски и произвести замер схождения. Колеса при этом не должны иметь осевое биение более 2 мм. Если колесо имеет значительное биение, его надо заменить исправным (запасным, передним или задним). В случае невозможности замены колеса надо выполнить два замера, повернув колесо на 180°, и найти среднее значение которое и будет соответствовать схождению. Регулируется схождение перемещением заднего цангового крепления при ослабленном стяжном болте. Если цанговое крепление выдвигать — схождение увеличится, если вдвинуть в трубу рамы — схождение уменьшится. При регулировке схождения изменяется расстояние между точками крепления стоек, поэтому хотя бы одну из них (заднюю) надо отсоединить. При регулировке развала надо обратить внимание на то, чтобы осевое биение переднего колеса не превышало допустимого. В противном случае, как и для колеса коляски, надо сделать два замера, повернув колесо на 180°. Среднее значение покажет величину развала. При регулировке развала устанавливают необходимую длину стоек, выворачивая регулировочные вилки. Затем вилки необходимо законтрить. Если пренебречь тщательным регулированием длины стоек, то их все же удается соединить с рамой. Однако после затягивания контргаек зазоры в резьбе вилок исчезнут, длина стоек изменится, и возникнут дополнительные напряжения в раме, приводящие к трещинам. Правильность регулировки развала и схождения Ранее было отмечено, что на схеме указаны приближенные значения развала и схождения, так как они зависят от условий эксплуатации. Если, например, водитель едет с одним пассажиром сзади, то задняя подвеска сожмется сильнее, а подвеска коляски меньше, при этом развал увеличится и мотоцикл, «поведет» влево. Если же одного пассажира посадить в коляску, то сильнее сожмется подвеска коляски развал умёньшится, да и сопротивление качения колеса коляски увеличится — мотоцикл «поведет» вправо. «Увод» мотоцикла возможен и при движении по дорогам с поперечным уклоном. Например, при движении по правой стороне большинства дорог мотоцикл наклоняется вправо. Это аналогично уменьшению развала, что приводит к «уводу» вправо. Выбирать значение развала и схождения следует, исходя из наиболее вероятных условий эксплуатации (способа загрузки, характера дорог, режима движения). Правильность выбора проверяют в движении. Регулировка тормоза колеса коляски. Поскольку тормоза заднего колеса и колеса коляски приводятся одной педалью, синхронность их срабатывания и пропорциональность распределения тормозных усилий зависит от правильной регулировки. Сначала регулируют величину свободного хода привода заднего тормоза при открученном барашке тормоза колеса коляски. Далее регулировку желательно проводить вдвоем. Один человек нажимает на педаль заднего тормоза, выбирая свободный ход, второй — заворачивает барашек тормоза коляски, проверяя одновременно наличие свободного хода рычага, установленного на кулачке. Барашек надо закручивать до тех пор, пока рычаг кулачка можно будет отвести от барашка вперед на 1—2 мм. Качество регулирования проверяют при торможении в движении. При торможении без юза мотоцикл_ должен сохранять прямолинейное движение. При затормаживании же до юза заднего колеса, до юза должно тормозиться и колесо коляски. У тормозов мотоцикла «Урал» есть одна особенность: при частом торможении (например, при движении в горах) колодки нагреваются и расширяются, при этом уменьшается свободный ход, причем задний тормоз нагревается интенсивнее. Естественно, что свободный ход на заднем тормозе уменьшается больше, чем на тормозе коляски, и последний становится малоэффективным. Восстановить эффективность тормоза коляски можно, уменьшив свободный ход подкручиванием барашка. Однако при возврате к нормальным условиям эксплуатации необходимо вернуть барашек в исходное положение. РЕМОНТ БОКОВОГО ПРИЦЕПА Основными дефектами бокового прицепа являются трещины рамы коляски, изгиб оси колеса, вмятины на кузове. Трещины на раме коляски обычно возникают около кронштейнов крепления стоек и бывают преимущественно поперечными. Поврежденное место надо заварить, используя накладки. Швы должны быть продольными или диагональными. Изгиб оси колеса коляски обычно происходит вследствие сильного удара при наезде на крупное препятствие пли вследствие перегруза коляски. Ввиду больших нагрузок ось колеса коляски изготавливают из легированной стали ЗОХГС, подвергают термообработке, а наиболее нагруженное место дополнительно упрочняют наклепом. Изогнутую ось необходимо заменить новой заводского изготовления. Заменять ось самодельной или выправленной недопустимо, так как такая ось быстро разрушится со всеми вытекающими отсюда последствиями. При снятии пришедшей в негодность оси нельзя опирать рычаг оси на кронштейн крепления амортизатора во избежание повреждения последнего. Следует удалять ось, установив рычаг оси в специальное приспособление. Можно рекомендовать еще один очень простой, но довольно эффективный способ взяв рычаг осп около сайлент-блоков, сильно ударить несколько раз осью (как молотком) о массивный металлический предмет (например, наковальню, станину какого-либо станка и т. л.). Обычно этого бывает достаточно для удаления оси. Надо только следить, чтобы при ударах оси не было сколов металла, иначе может быть травма. Удалять втулку сайлент-блока крепления амортизатора отдельно не надо, так как ось сама вытолкнет ее. Запрессовывают новую ось с помощью пресса или массивного молотка. Рычаг при этом упирают в основание с отверстием диаметром 25—26 мм. После запрессовки оси надо будет установить сайлент-блок крепления амортизатора. Для этого необходимо: 1)в кронштейн рычага установить резиновую втулку; 2)изготовить направляющий наконечник — «пульку», например из дерева (рис. 8.5); 3) установить пульку в металлическую втулку; 4) смазать пульку, металлическую втулку и внутреннюю поверхность резиновой втулки маслом; 5) вставить пульку в резиновую втулку и ударом молотка по металлической втулке запрессовать ее в резиновую втулку; 6) выступающий конец пульки обломать отверткой или другим предметом, а затем удалить остатки пульки. Способ ремонта вмятин на кузове коляски выбирают в зависимости от характера вмятин. Небольшие вмятины рихтуют, используя поддержки различной кривизны. Лучше привлечь для этой цели специалиста. Если отрихтованная поверхность имеет мелкие неровности, их нужно зашпаклевать, зачистить и закрасить. Обширные вмятины ре монтируют с помощью заплат. Поврежденное место можно удалить, но можно и оставить. К нему прикладывают лист тонкого железа, выгибают его по контуру, прижав к кузову коляски, и размечают контур заплаты. Затем зачищают место установки заплаты и припаивают заплату, предварительно вырезанную по контуру, к кузову. Место пайки зачищают и красят. Если вмятина находится на стыке двух панелей, то устанавливают две заплаты и место стыка заплат пропаивают. Приваривать заплаты не рекомендуется, так как при газовой / сварке листовой материал сильно коробится, а элёктросваркой легко прожечь металл и кузова и заплаты. 8.4. ГРУЗОВОЙ КУЗОВ ПРИЦЕПА Начиная с 1983 г. разрешено самостоятельное изготовление грузовых кузовов к мотоциклам с коляской. Кузов может иметь произвольную конструкцию, однако при этом должны быть выполнены определенные технические требования. Грузоподъемность самодельного кузова не должна превышать 100 кг. Нельзя ориентироваться по грузоподъемности заводского кузова—150 кг, так как в домашних условиях трудно добиться необходимой прочности конструкции. Наружные размеры кузова должны быть в пределах 1800X550X300 мм. Разрешается наращивать борта, но не выше 750 мм от дороги. Расстояние от левого борта до продольной оси мотоцикла допускается не менее 350 мм. Радиусы закруглений кромок и граней кузова должны быть не менее 2,5 мм. Если кузов имеет открывающиеся борта с петлями, замками, то допускается выступание петель, крючков не более 30 мм, а замков, ручек — 40 мм. Кузов должен быть окрашен несмываемой краской. Крепление кузова к раме осуществляется в точках крепления пассажирского кузова. При этом задние гофрированные резиновые элементы ставить не надо, а лучше прикрепить кузов непосредственно к фланцам рамы через резиновые прокладки толщиной 5—10 мм. Грузовой кузов должен быть зарегистрирован в ГАИ, о чем делается запись в техпаспорте мотоцикла. Для регистрации необходимы акт технической комиссии городской (районной) организации добровольного общества автомотолюбителей, который удостоверяет соответствие конструкции техническим требованиям, а также документы, подтверждающие законность приобретения материалов для изготовления кузова. Г ЛАВ А 9 ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОЦИКЛА В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |