Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стили родительского воспитания и развитие личности ребенка

Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще. Типологию поведения ребёнка и, даже какой тип личности будет у ребёнка, когда он вырастет, можно прогнозировать заранее в зависимости от стиля воспитания, который применяют родители.

Авторитарный (властный, контролирующий) стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. При таком стиле воспитания взаимодействие между старшими и младшими происходит по инициативе старших, младшие проявляют инициативу лишь в случае необходимости получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от старших к младшим. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой – может вызвать у них отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью. Подобный стиль общения приводящий к дефициту положительных эмоциональных компонентов межличностных отношений в семье формирует у детей негативные качества: лживость, скрытность, озлобленность, жесткость, безынициативность или протест и полное неприятие авторитета родителей. Такая родительская позиция, такой стиль воспитания приводит к формированию у ребенка тревожного типа личности, неуверенности в себе, замкнутости, недоверчивости. Ребенок вырастает приниженным, завистливым, несамостоятельным. Дети из таких семей склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность.

Демократический стиль воспитания– определяется высоким уровнем вербального (речевого) общения между детьми и родителями; включённостью детей в обсуждение семейных проблем, учётом их мнения; готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, верой в успех самостоятельной деятельности ребёнка. Этот стиль воспитания включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями – родителями и детьми. Достоинство ребёнка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и тёплые. Ребёнок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем. Ребёнку предоставляется полная свобода действий, родители уделяют внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личный опыт. Что касается поведения и поступков ребёнка, то все проступки родители обсуждают с ним, что бы понять мотивы и чтобы ребёнок мог сделать выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени уже сформированы нравственные качества. На глазах у ребёнка с детства благожелательное отношение его родителей к окружающим, внимательное, уважительное и неконфликтное. Семья имеет много друзей и знакомых, а к родственникам и родителям относится заботливо. Вот в такой семейной обстановке и вырастают люди с сенситивным типом личности. Вкратце эти люди достаточно общительны, однако не любят больших шумных компаний, привязаны к родителям. Болезненно относятся к упрёкам и нотациям в свой адрес. Однако это вдумчивые и рассудительные люди, которые не всегда могут постоять за себя и отвоевать «место под солнцем». В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрессивность, стремление контролировать других, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они имеют хорошее физическое развитие, социально активны, легко вступают в контакты со сверстниками, однако им не очень присущи альтруизм, сензитивность и эмпатия.

В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать неидентичные друг другу стили (например, отец – более авторитарен, мать – демократична).

Исследователями выделены следующие аномальные стили воспитания (А.Е. Личко, Г.Г. Эйдемиллер):

1. Гипопротекция (гипоопека): недостаток опеки и контроля за поведением, доходящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребёнка, делам, интересам, тревогам. Невключённость ребёнка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворённости потребности в любви и привязанности.

2. Доминирующая гиперпротекция (гиперопека). Проявляется в повышенном, обострённом внимании и заботе к ребёнку, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребёнка не приучают к самостоятельности, подавляют развитие его чувства самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя.

3. Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребёнка, чрезмерное покровительство и обожание, приводящие к непомерно высокому уровню притязаний ребёнка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные возможности.

4. Эмоциональное отвержение. Ребёнком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребёнка обузой и проявляют общее недовольство ребёнком. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребёнку повышенной заботой и вниманием к нему. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребёнка.

5. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребёнке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребёнком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

6. Повышенная моральная ответственность: не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребёнка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на него ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни – всё это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребёнка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

 

 

Феномен детской привязанности

У младенцев старше 6 мес можно обнаружить эмоциональную привязанность к определенным людям. Обычно первым объектом привязанности является мать. В течение 1—2-го мес после возникновения признаков первой привязанности большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. Признаки привязанности: объект привязанности лучше и быстрее других может успокоить и утешить ребенка; младенец чаще, чем к другим, обращается к нему за помощью и утешением; в присутствии объекта привя­занности он реже испытывает страх. Например, в незнакомой обстановке годовалые дети реже проявляют явные признаки страха или намерение расплакаться, если в комнате находится мать. Ребенок готов общаться и играть с незнакомым человеком, если рядом находится кто-то из близких, но стоит его чем-то напугать или взволновать, он тут же обернется к объекту привязанности. Чтобы установить степень опасности ситуации, ребенок, как правило, также обращается к своему объекту привязанности. Например, ребенок, приближающийся к новому предмету, незнакомой игрушке, мгновенно остановится и поползет к матери, если на ее лице отразится испуг или она произнесет любую бессмысленную фразу испуганным голосом. Но если мать улыбнется и скажет что-то подбадривающим голосом, младенец снова поползет к игрушке.

 

 

Кризис 1 года

Эмпирическое содержание кризиса первого года жизни связано с несколькими моментами.

Первый — развитие ходьбы. Главное в обретаемом акте ходьбы, не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого, Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы»: теперь не мать ведет ребенка, а ребенок ведет мать, куда захочет. Поэтому ходьбаважное основное новообразование младенческого возраста, знаменующее собой разрыв старой ситуации развития.

Второй момент относится к речи, к появлению первого слова. Значение его то же: там, где было единство, становится двоевзрослый и ребенок (старая ситуация распалась и между ними выросло новое содержание — предметная деятельность).

Третий момент кризиса, по Л. С. Выготскому, относится к сфере аффектов и воли. В связи с кризисом у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции, противопоставления себя другим – «гипобулические реакции». Такие реакции выявляются с большей силой и закрепляются как формы поведения при неправильном воспитании. Особенно они выявляются, когда ребенку в чем-то отказано, что-то запрещено: он кричит, бросается на пол, отказывается ходить (если уже ходит), бьет ногами об пол, отталкивает взрослых и т.д

 

 

48. Характеристика психологических новообразований младенчества.

Комплекс оживления

Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. До этого движения ребенка были хаотичны, некоординированы. В комплексе зарождается координация движений.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности. Физиологический критерий конца кризиса новорожденности – появление зрительного и слухового сосредоточения, возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

Потребность в общении.

Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.

Во-первых, младенец даже биологически — беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом — его отношение к действительности изначально социально.

Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения — речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное — бессловесное.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными возможностями общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...