Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Флешмоб как метод снижения стрессового напряжения старшеклассников

План исследования

· Актуальность

 

Проблема стресса в последние годы стала одной из самых актуальных. По оценкам некоторых экспертов, 70% заболеваний современности связано с эмоциональным стрессом. Основной причиной возникновения нарушений становится эмоциональное напряжение; основные хронические заболевания нашего времени возникают на фоне эмоционального неблагополучия, острого или хронического стресса. Ученики старших классов остро ощущают влияние стресса на себе: этот период времени преподносит им много испытаний (экзамены, выбор профессии, новые социальные отношения и т.д.). К тому же, научно-технический прогресс, в условиях которого мы живем, привел к увеличению информации и информационных носителей, что, в свою очередь, привело к увеличению стрессогенных факторов

 

Актуальность темы заключается в том, что стресс оказывает воздействие, как на физическое здоровье организма, так и на психические процессы и на социльно-психологические функции старшеклассников, что естественно отражается на всех сферах их жизнедеятельности и откладывает свой отпечаток на возможности и способы взаимодействия с окружающим миром. Он влияет на поведение, работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и с семьей. И именно поэтому так важно принимать меры по снижению стрессового напряжения старшеклассников. Один из способов снижения будет рассмотрен в моей работе.

Цель:Определить влияние флешмоба на уровень стрессоусточивости и стрессового напряжения старшеклассников.

Гипотеза:Если старшеклассники систематически принимают участие в флешмобах, то уровень их стрессового напряжения значительно снижается.

Задачи:

1. Изучить работы современных психологов по данной проблеме.

2. Провести анкетирование учащихся 10-11классов.

3. Выявить основные причины стрессового напряжения старшеклассников и уровень их стрессоустойчивости.

4. Проследить динамику стрессового напряжения после занятия флешмобом.

Предметом исследованияявляется уровень стрессового напряжения старшеклассников.

Объектом исследованиявыступают учащиеся десятого и одиннадцатого класса.

2. Методы исследования:

· Сбор информации по теме исследования

· Аналитический метод

· Анкетирование

· Систематизация

· Сравнительный метод

Библиография

В моей работе в качестве основных теоретических источников были использованы работы Шерон Мельник «Стрессоустойчивость», Ганса Селье «Стресс без дистресса» и Щербатых Ю. В. «Психология стресса и методы коррекции».

 

I. Теоретическая часть.

Понятие и сущность стресса.

В последнее время стресс является актуальным предметом исследований различных отраслей науки: биологии, медицины, психологии и социологии. У физиков термин позаимствовал канадский психолог и физиолог Ганс Селье, всю жизнь исследовавший защитные реакции, возникающие у человека при действии внешних и внутренних раздражителей. Впервые понятие «стресс» появилось в его труде 1956 года «The stress of life» («Стресс в нашей жизни») и, согласно теории Селье, обозначало неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, представляющий собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям[[1]].

Понятие «стресс» также используют в технике, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению. Перенесенное в область социальной психологии понятие «стресс» включает в себя целый спектр состояний личности, вызванных множеством событий: от поражений или побед до творческих переживаний и сомнений. Некоторые специалисты считают, что стресс – это то давление в мире, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Другие полагают, что эмоциональный дискомфорт – это стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами[[2]].

Являясь одновременно самостоятельным физиологическим, психическим социальным явлением, стресс по своей сути представляет собой еще один вид эмоционального состояния. Это состояние характеризуется повышенной физиологической и психической активностью. При этом одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость. При благоприятных условиях это состояние может трансформироваться в оптимальное состояние, а при неблагоприятных условиях — в состояние нервно-эмоциональной напряженности, для которого характерно снижение работоспособности и эффективности функционирования систем и органов, истощение энергетических ресурсов. Психологический стресс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда[[3]]. При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание.

Исследования Ганса Селье показали, что степень стресса в небольшом количестве – является полезным для человека и способствует его приспособлению к окружающей действительности. Однако если мы имеем дело с сильным стрессовым состоянием и оно продолжается длительное время, то он перегружает возможности адаптации человека и приводит к так называемым «поломкам» в организме. Эмоциональные проявления стресса затрагивают различные стороны психики. В первую очередь это касается характеристик общего эмоционального фона, который приобретает негативный, мрачный, пессимистичный оттенок. Эмоциональные стрессы ведут к нарушению работоспособности, они могут выражаться в дезорганизации организма, неадекватных реакциях на неожиданные раздражители. При длительном стрессе человек становится более тревожным по сравнению с его нормальным состоянием, теряет веру в успех и в случае особо затяжного стресса может впасть в депрессию. На фоне такого измененного настроения у человека, испытывающего стресс, отмечаются более сильные эмоциональные вспышки, чаще всего — негативного характера. Это могут быть эмоциональные реакции раздражительности, гнева, агрессии, вплоть до аффективных состояний.

Длительный или повторяющийся кратковременный стресс может приводить к изменению всего характера человека, в котором появляются новые черты или усиливаются уже имевшиеся: интраверсия, склонность к самообвинениям, заниженная самооценка, подозрительность, агрессивность и т.д. [[4]].

При наличии определенных предпосылок все вышеописанные изменения выходят за пределы психологической нормы и приобретают черты психопатологии, которые чаще всего проявляются в виде различных неврозов (астенического, невроза тревожного ожидания и т. д.)[[5]].

 

Отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревога, пессимизм, негативизм, повышенная агрессивность) одновременно являются и следствиями и предпосылками развития стрессов. Исследование особенностей учебных стрессов показало, что страх перед будущим (как фактор, провоцирующий возникновение стрессовых состояний) способствовал развитию таких проявлений стресса, как повышенная тревожность, неуверенность в себе, депрессивное настроение, навязчивые негативные мысли и ощущение беспомощности[[6]].

 

Классификация стресса.

1. Эмоционально положительные стрессыиэмоционально отрицательные стрессы

Стресс может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд. Чаще всего это зависит от личного восприятия события. Например, у одного, такое событие, как проверка знаний на уроках вызывает радостные эмоции и состояние стресса и, одновременно, у другого — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Вроде бы, эмоционально положительный стресс, должен порождать положительные эмоции, но люди со слабым здоровьем могут получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше.

2. Кратковременные(острые) стрессы идолгосрочные(хронические) стрессы

Эти два вида стрессов вызывают разное отражение на здоровье человека. Более тяжёлые последствия для организма несут в себе долговременные или хронические стрессы.

Острый стресс обычно наступает быстро и неожиданно. Его крайней степенью является шок. Если человек не справляется с ситуацией шока, постоянно возвращаясь к ней и вспоминая пережитое, как правило, острый стресс переходит в хронический.

Хронический стресс, может наступить без стадии острого стресса, если присутствуют постоянно действующие, казалось бы, малозначительные факторы — напряжённые отношения с кем-либо, неудовлетворённость какой-либо ситуацией и другие факторы постоянного действия[[7]].

Виды стресса.

Стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации. В настоящее время ученые различают эустресс и дистресс.

Эустресс:

  • вызван позитивными эмоциями;
  • стресс слабой силы, мобилизующий человека; [[8]]

Эустресс, вызванный позитивными эмоциями.Эмоциональное состояние, при котором человек осознает все предстоящие проблемы или задачи и знает, как их решить, предвкушая положительный результат.

Эустресс, мобилизующий человека, является движущей силой в решении каждодневных задач, их планирования и необходим при полноценной жизни здорового организма. Это состояние именуется — «реакция пробуждения». Небольшой выброс адреналина нужен, чтобы быстро проснуться и настроится на полный планов предстоящий день, добраться до работы и с удовольствием, максимально эффективно поработать. По сути, данный вид стресса, сохраняет и поддерживает в нас жизнь.

Дистресс:

Разрушительно действует на весь организм. Приступ данного вида стресса возникает, чаще всего, неожиданно, спонтанно, при состоянии напряжения, достигшем критического значения. А может являться и результатом «накопленного» стресса, при котором медленно происходит снижение сопротивляемости организма, с последующим угасанием. Если не принять вовремя необходимых мер, то состояние обычного эмоционального дискомфорта перейдёт в болезнь. Как правило, это состояние носит хронический характер[[9]].

Дистресс может быть разных видов.

  • Дистресс физиологического характеравозникает при воздействии на организм различных внешних воздействий — жары, холода, жажды, голода, диеты и других.
  • Дистресс психологического или эмоционального характерасвязан с появлением ситуаций, в которых особо сильно переживаются различные эмоции. Причём, не имеет значения их причина, она может быть как положительной, так и отрицательной. В данном случае, организм выдаст одинаковую реакцию — психологический дистресс.
  • Дистресс кратковременного характера имеет под собой естественную основу, связанную с инстинктом самосохранения. Возникает внезапно и мгновенно проходит все стадии развития стресса. Как правило, данный вид стресса короткого периода действия и не представляет опасности для человека.
  • Дистрессхронического характер.Человек, подверженный ему каждодневно, привыкает к напряжению настолько, что перестаёт обращать внимание на симптомы и их последствия. Как правило, данный вид стресса, приводит к нервному срыву, депрессии и суициду. Может сопровождаться различного рода фобиями и страхами.
  • Дистресс нервного характера - следствие воздействия на организм чрезмерного стресса.

Стадии развития стресса.

1) Стадия тревоги (непосредственная реакция на воздействие);

2) Стадия резистенции(максимально эффективная адаптация);

3) Стадия истощения (нарушение адаптационного процесса).

На первой стадии – стадии тревоги – осуществляется мобилизация защитных сил организма, повышающая его устойчивость. При этом организм функционирует с большим напряжением. Однако на данном этапе он еще справляется с нагрузкой с помощью поверхностной, или функциональной, мобилизации резервов, без глубинных системных перестроек. В целом, человек может на этой стадии чувствовать себя вполне нормально.

Вслед за первой стадией наступает вторая. Ее обычно называют стадией стабилизации, или максимально эффективной адаптации. На данном этапе отмечается сбалансированность расходования адаптационных резервов организма. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование организма на воздействующие факторы среды. Возникает равновесие между силой вопроса - непривычным требованием окружающей среды и силой ответа - изменением, новым уровнем равновесий внутренней среды организма. Эта стадия может длиться очень долго - месяцами и даже годами.Здесь осуществляется сбалансированное расходование адаптационных возможностей. На этой стадии человек уже ощущает усталость, растерянность перед трудностями.

Неизбежно наступает третья стадия – стадия истощения. Поскольку функциональные резервы исчерпаны на первой и второй стадиях, в организме происходят структурные перестройки, но когда для нормального функционирования не хватает и их, дальнейшее приспособление к изменившимся условиям среды и деятельности осуществляется за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, что в свою очередь заканчивается истощением. Человек исчерпал запасы основной энергии и физиологические и психологические механизмы защиты являются сломленными. На этой стадии личность уже не в состоянии защищаться и в отличие от первоначальной стадии проявления стресса, когда развиваются резервные возможности организма, то на этой стадии у человека уже идет «призыв о помощи».

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...