Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Двигательная активность как способ борьбы со стрессом

Для современного подростка важнейшими стрессовыми факторами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех своих проявлениях очень часто вызывает у подростка отрицательные эмоции.

Старшеклассники постоянно перевозбуждается, и напряжение накапливается. Если подросток выполняет тонкую или монотонную работу или занимается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность.

Двигательная активность старшеклассника недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапливается, и достаточно небольшого негативного воздействия, чтобы наступил психический срыв. Поэтому исключение такого естественного биологического компонента, как движение, заметно сказывается на состоянии нервной системы — нарушается нормальное течение процессов возбуждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психических процессов[[15]].

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия может двигательная активность[[16]]. Двигательная активность может проявляться в: занятии спортом, танцами, йогой, ходьбой, флешмобом.

Понятие «флешмоб».

Флэшмоб представляет собой двигательную активность большой группы людей, выполняющих заранее оговоренные действия под музыку. Первые попытки описать подобные флэшмобу акции можно найти в книгах фантаста Ларри Нивена, которые вышли ещё в 60-х годах прошлого столетия. Идея собирать людей вместе, о которой писал автор, весьма похожа на современный флэшмоб. Интересно и то, что тогда же в 60-х состоялась акция, которую сегодня мы назвали бы флэшмобом. Её инициатором был радиоведущий Жан Шеферд, он попросил своих слушателей собраться в определённом месте в заданное время и начать петь.

В октябре 2002 года была опубликована книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция», в которой автор писал о потенциальных возможностях толпы, способной собираться за пару часов с помощью современных цифровых технологий (e-mail, sms и т.п.). Многие флэшмобберы на Западе считают его «отцом-основателем» всего движения.

Создатель сайта FlockSmart.com, 28-летний компьютерщик, после ознакомления с книгой Рейнгольда, поставил перед собой цель организовать какое-либо движение. «Представьте себе, что в теплый летний полдень вы сидите на скамейке в парке. Внезапно неизвестно откуда рядом вырастает толпа, поднимает небольшую скульптуру и исчезает. А теперь представьте, что вы — человек из этой толпы, часть живой, физически существующей общины. А еще лучше представьте, что у вас есть хорошая идея и вы сами организуете такую общину, — говорится в разделе „О нас“ сайта FlockSmart.com. — Наша цель — облегчить появление „умных толп“ и построить вокруг них сообщество».

Участники флэшмобов говорят о положительном его влиянии на их эсмоциональное состояние. Это достигается за счёт «эффекта толпы» и отвлечения от основного вида деятельности.


II. Практическая часть.

 

Нами был проведен эксперимент. Учащиеся 10-го класса были разделены на две группы: основная группа и экспериментальная. Участники экспериментальной группы принимали активное участие во флешмобах, проводимых школой.

 

Первой задачей, поставленной перед нами, было определение основных причин стрессового напряжения старшеклассников. Для этого им было предложено перечислить причины, вызывающие у них стрессовое напряжение.

Были получены следующие результаты (Рисунок 1):

Рисунок 1  

Вывод. В своих ответах старшеклассники указывают различные причины стрессового напряжения, среди них: конфликты со сверстниками, семейные проблемы, нехватка времени. Но наиболее распространенными причинами оказались: страх перед будущим, большая учебная нагрузка, боязнь получить плохую отметку и большое давление в связи с экзаменами со стороны родителей и учителей.

Второй задачей, поставленной перед нами, было отслеживание динамики вклада этих причин у двух выделенных нами групп. Для этого участники обеих групп оценивали вклад каждой из причин в общую картину стресса по 10-балльной шкале.

Были получены следующие результаты (Рисунок 2 и Рисунок 3):

Рисунок 2  

Рисунок 3  

Вывод. На диаграммах мы видим, как меняется картина стрессового напряжения старшеклассников в разные периоды опроса. И основная и экспериментальная группы показывают наличие этих причин на всех этапах опроса. Но заметно, что в экспериментальной группе, которая на протяжении года участвовала в проводимых флешмобах, динамика значительно ниже. А это значит, что роль этих проблем для них становится все менее значительной.

Третьей задачей, поставленной перед нами, было определение уровня стрессоустойчивости старшеклассников выделенных нами групп. Для этого был использован метод оценки уровня стрессоустойчивости С.Коухена и Г. Виллиансона(Приложение 1).

На основе анализа были получены следующие результаты (Рисунок 4 и Рисунок 5):

Рисунок 4  
Рисунок 4  
Рисунок 5  
Рисунок 5  


Вывод.На диаграмме мы видим, что в экспериментальной группе на протяжении всего периода опроса, уровень стрессоустойчивости не подвергается серьезным изменениям. Тогда как стрессоустойчивых старшеклассников основной группы становилось все меньше.

 

Вывод.

Данное исследование показало, что и основная и экспериментальная группы подвержены стрессу, и в обеих группах это связано, прежде всего, с такими факторами, как страх перед будущим, большая учебная нагрузка, боязнь получить плохую отметку и большое давление в связи с экзаменами со стороны родителей и учителей.

По результатам проведенных опросов мы видим, что экспериментальная группа, участники которой принимали систематическое участие во флешмобах, то есть меняли свой вид деятельности на более активный, показала более высокие результаты стрессоустойчивости и меньший уровень вклада основных причин стресса, выделяемым старшеклассниками, чем группа, не участвующая во флешмобах, что подтверждает нашу гипотезу.

Заключение.

Изучив работы психологов по теме «Стрессовое напряжение и борьба с ним», мы сделали для себя выводы, что именно деятельностный подход к решению этой проблемы является наиболее эффективным. Тогда мы решили узнать, какие методы по борьбе со стрессом старшеклассников практикует наша школа. И нам стало известно, что уже около трех лет у нас практикуется «флешмоб».

Мы поставили перед собой цель: понять, как влияет занятие флешмобом на уровень стрессового напряжения учеников старших классов. Также, мы выдвинули гипотезу о том, что флешмоб, будучи как раз таки двигательной активностью, то есть ярким примером деятельностного подхода, должен положительно влиять на уровень стрессоустойчивости и стрессового напряжения старшеклассников.

Для начала, мы выявили основные причины, которые, по мнению учащихся, оказывают наиболее яркое влияние на уровень их стрессового напряжения. Этими причинами оказались: боязнь будущего, психологическое давление в связи с приближающимися экзаменами со стороны родителей и учителей, боязнь получить плохую оценку и немаловажную роль играет большая учебная нагрузка.

Разделив старшеклассников на две группы, основная и экспериментальная, и взяв за основу четыре основные причины стресса, мы попросили учащихся оценить роль каждой из них на стрессовое напряжение. Затем, пользуясь методом оценки уровня стрессоустойчивости С.Коухена и Г. Виллиансона, мы проследили динамику стрессоустойчивости учащихся обеих групп. Анкетирование проходило в три периода: начало обучения в 10-м классе, конец обучения в 10-м классе и начало обучения в 11-м классе.

Результат подтвердил нашу гипотезу: участники экспериментальной группы, регулярно принимающие участие в флешмобах, проводимых нашей школой, в течение учебного года не так сильно ощущают влияние причин стресса и остаются более стрессоустойчивыми, чем участники второй группы, не принимающие участие в них.

И, опираясь на результаты нашего исследования, мы хотели бы порекомендовать и другим школам использовать нашу практику для помощи старшеклассникам в уменьшении их стрессового напряжения.

 

Список использованной литературы.

1. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции, 2006.

2. А.А. Реан. Психология подростка, 2003.

3. Шэрон Мельник. Стрессоустойчивость,2010.

4. Аболин Л. М. Психический механизм эмоциональной устойчивости человека, 2000.

5. Куприянов Р. В и Кузьмина Ю. М.Психодиагностика стресса,2012.

6. Ганс Селье. Стресс без дистресса, 1982.

7. Ганс Селье.На уровне целого организма, 1972.

8. А.А. Реан, Ж.К. Дандарова.Психологические особенности подростков,1980.

9. Изард Э. Психология эмоций, 2011.

10. Эверли Дж.С., Розенфельд Р, Стресс. Природа и лечение. 2004.

11. Василюк Ф.Е.Психология переживания, 1984.

12. Л.В. Куликов. Психические состояния, 2000

13. Тарасов Е.А. Как победить стресс, 2002.

14. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса,1981.

15. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стресс

16. https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрессоустойчивость

 

 

 

 

 

 

Приложение №1.

 

Цель - данная методика разработана для диагностики уровня стрессоустойчивости у испытуемых.

Инструкция. Анкета состоит из 20 утверждений, на каждое из которых испытуемый дает один из трех вариантов ответа: редко, иногда, часто. Каждый вариант соответствует определенному количеству баллов: 1, 2 и 3.

Интерпретация результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемых по всем вопросам теста. Уровень стрессоустойчивости определяется по Таблице № 1.

 

1) Вас легко раздражают мелочи, пустяки? ___

2) Вы нервничаете, когда приходится кого-нибудь ждать? ___

3) Вы способны обидеть кого-нибудь, когда сердитесь? ___

4) Вы не переносите критики, выходите из себя? ___

5) Вы краснеете, попав в неловкое положение? ___

6) Если вас кто-то толкает в транспорте, то отвечаете ли вы тем же или говорите что-нибудь грубое? ___

7) Вы всегда приходите на встречу заранее или опаздываете на неё? ___

8) Вы заполняете всегда чем-нибудь всё своё свободное время? ___

9) Вы не умеете терпеливо выслушивать других, вставляя реплики? ____

10) Вы неважно чувствуете себя по утрам? ___

11) Вы страдаете отсутствием аппетита? ____

12) Вы бываете беспокойны без видимой причины? ____

13) Вы постоянно чувствуете себя уставшим, не можете отключиться от переживаний? ____

14) После продолжительного сна вы чувствуете себя не важно? ____

15) У вас бывают боли в спине и шее? ____

16) Вам кажется, что у вас не в порядке сердце? ___

17) Вы часто барабаните пальцами по столу, а когда сидите – покачиваете ногой? ____

18) Вы мечтаете о признании, хотите, чтобы вас хвалили за то, что вы делаете? ____

19) Вы считаете себя во многом лучше других, хотя этого никто не признает? ____

20) Вы не соблюдаете диету, ваш пищевой рацион крайне не постоянен? ____

 

 

Количество набранных баллов Уровень стрессоустойчивости
18-22 балла Очень высокий уровень стрессоустойчивости.
23-37 баллов Высокий уровень стрессоустойчивости.
38-41 балл Средний уровень стрессоустойчивости.
42-50 баллов Низкий уровень стрессоустойчивости.
51-54балла Очень низкий уровень стрессоустойчивости.

 

 


[1] Hans Selye «The stress of life», 1956 (стр. 21-25)

[2] Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции, 1985. (стр. 111-112)

[3] Куприянов Р. В и Кузьмина Ю. М. Психодиагностика стресса, 2012. (стр 203-204)

[4] Аболин Л. М. Психический механизм эмоциональной устойчивости человека, 2000 (стр 184-187)

[5] Ганс Селье «Стресс без дистресса», 1982. (cтр. 300-303)

[6] Аболин Л. М. Психический механизм эмоциональной устойчивости человека, 2000 (стр. 201-202)

[7] Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова., 2000 (стр. 152)

[8] Изард Э. Психология эмоций.- М., 2011 (стр. 233)

[9] Изард Э. Психология эмоций.- М., 2011 (стр. 235)

[10] Психология подростка, 2003 (стр. 139)

[11] Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.,1981. (стр. 133)

[12] Ганс Селье. На уровне целого организма. 1972. (стр. 158)

[13] Шэрон Мельник Стрессоустойчивость., 2010 (стр. 333)

[14] Аболин Л. М. Психический механизм эмоциональной устойчивости человека., 2000. (стр. 301)

[15] Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс. Природа и лечение., 2004. (стр. 249)

[16] Тарасов Е.А. Как победить стресс. - М.: Айрис-пресс, 2002. (стр. 283)

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...