Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г.ПРОГРАММА РЕВОЛЮЦИОННЫХ ДЕЙСТВИЙ

(С.Г.Нечаев)

Мы не можем не признать, что главнейшей причиной бедствия нашего общества служит дурной экономический строй его, допускающий и узаконивающий господство сильного над слабым, богатого над бедным, тунеядца капиталиста над выбивающимся из сил рабочим. Одни работают с раннего утра до поздней ночи и получают за это скудную плату , неспособную подкрепить их и восстановить потраченные силы: вместо одежды у них грязные, жалкие лохмотья, вместо жилища-какая-нибудь отвратительная конура, сырой смрадный подвал, да и это только в том счастливом случае если у него есть работа. А то ещё ужасная жизнь в заводских казармах где десятки а то и сотни работников живут как каторжники в едином смрадном и полутёмном узилище.

А что же делают те от кого зависит их работа, а следовательно само их существование? Они отбирают у первых весь продукт труда их, оставляя им самое необходимое для поддержания их голодного существования. Чтоб не утомится и этим трудом отбирания, они нанимают управляющих, приказчиков и.т.д. Они ползуются комфортом и почётом. Более развитые из них, на эти ограбленные у крестьян и ремесленников деньги, поошряют изящные искусства и литературу..

Если вдуматься в окружающее, невольно покажется, что мы живём в царстве сумасшедших-так странны и неестественны взаимные отношения людей, так странно и непонятно их спокойное отношение к той массе мерзости, подлости и несправедливости которые поражают наш общественный строй.

Грабить и считать себя честным, давать ограбленному из у него же отнятых тысяч како-то грош и искренне считать себя за это благодетелем, это уже не наивность эгоиста, это сумасшествие. Но как понять то, что такой порядок вещей считают естественным даже сами ограбленные?

Но такой порядок жизни не может продолжаться вечно. Народ уже сознаёт что право и сила на его стороне, и когда он воспрянет, то победа будет на его стороне. Этот исход неизбежен. Всё дело в том, чтобы по возможности ускорить его, разъясняя народу его право и его силу. Разъясняя необходимость объединения и восстания.

Полная свобода обновлённой личности лежит в социальной революции. Только радикальная перестройка нелепых и несправедливых общественных отношений может дать людям прочное и истинное счастье. Но достигнуть этого при настоящем политическом строе невозможно потому что в интересах существующей преступной власти- мешают этому всеми возможными способами.

Поэтому, пока будет существовать настоящий политический строй общества, экономическая реформа общества невозможна, и единственный выход- это политическая революция, истребление гнезда существующей власти, государственная реформа.

Итак, социальная революция-как конечная цель наша и политическая-как единственное средство для достижения этой цели..

* * * * * * * * * * * * * * *

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ

АНАРХИЯ. 1868г.

М.А.БАКУНИН

ИЗ ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ

Целью революции может быть только:

А) Уничтожение всех государств и всех властей в Европе, религиозных, монархических, аристократических и буржуазных. Следовательно разрушение всех существующих держав со всеми их политичекими, юридическими, бюрократическими и финансовыми учреждениями.

Б) Восстановление нового общества на единственной основе свободно ассоциированного труда, принимая за точку отправления коллективную собственность, равенство, справедливость.

Революция такая, как мы её понимаем, или лучше сказать какою её необходимо делает теперь сила вещей, носит характер, главным образом, интернациональный или всемирный. Виду угрожающий коалиции всех привилегированных интересов и всех реакционных властей в Европе, располагающих огромными средствами, которые им даёт искусно устроенная организация. ввиду глубокой розни, царящей теперь повсюду между буржуазией и рабочими,- никакая национальная революция не может достичь успеха, если она тотчас не распространится на все другие нации, но она никогда не может перейти границы одной страны и принять такой всемирный характер, если только она не будет носить в себе самой всех элементов этой всемирности. То есть если она не будет открыто социалистической, разрушающей государство и творящей свободу посредством равенства и справедливости; потому что теперь ничто не в состоянии соединить, электризовать, поднять эту великую единственную истинную силу века- рабочих, кроме совершенного освобождения труда на развалинах всех покровительствующих учреждений, наследственной собственности и капитала..

… Мы понимаем революцию в смысле разнуздания того, что теперь называют дурными страстями, и разрушения того, что на том же языке называется «общественным порядком»

Мы не боимся, мы призываем анархию, убеждённые что из этой анархии, то есть полного выражения разнузданной народной жизни, должна выйти свобода, равенство, справедливость, новый порядок и самая сила революции против реакции. Эта новая жизнь- народная революция- без сомнения, не замедлит организоваться, но она создаёт свою революционную организацию снизу вверх, от окружности к центру- сообразно с принципом свободы, а не сверху вниз, не от центра к окружности по способу всякой власти так как для нас мало имеет значения, как называется эта власть,- церковь, монархия, конституционное государство, буржуазная республика, или даже революционная диктатура. Мы их ненавидим и отвергаем всех одинаково как непременные источники эксплуатации и деспотизма.

Революция, такая как мы её понимаем, должна в первый же день уничтожить радикально и окончательно государство и государственные учреждения. Естественными и необходимыми последствиями этого разрушения будут: А) Банкротство государства; Б) Прекращение уплаты частных долгов при вмешательстве государства, предоставляя каждому должнику право платить свои долги, если он хочет;

В) Прекращение платы всяких податей и взимания всяких налогов, прямых или косвенных;

Г) Распущение армии, магистратуры, бюрократии, полиции и священников;

Д) Упразднение официального правосудия, отменение всего, что юридичеки называется правом, а также и действия этих прав. Следовательно упразднение и сожжение всех документов на собственность, актов наследства, купчих, дарственных, всех процессов – одним словом всего бумажного хлама юридического и гражданского. Везде и во всём революционное действие вместо права, созданного и гарантированного государством;

Е) Конфискация всех производительных капиталов и орудий труда в пользу рабочих ассоциаций, которые должны пользоваться ими коллективно;

Ж) Конфискация всех церковных и государственных имуществ, а также и драгоценных металлов у частных лиц в пользу Федеративного Союза всех рабочих ассоциаций..

 

АНАРХИЯ. БАКУНИН.

НАША ПРОГРАММА

(Из № 1. «Народное Дело за 1868г)

МЫ ХОТИМ ПОЛНОГО УМСТВЕННОГО, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ НАРОДА

I. Умственного освобождения. Потому что без него, политические и социальные свободы не могут быть ни полными, ни твёрдыми. Вера в бога, вера в безсмертие души и всякого рода идеализм вообще, служа с одной стороны, непременной опорой и оправданием деспотизма, для всякого рода привилегий и для эксплуатирования народа, с другой стороны, деморализует самый народ, разбивая его существо как бы на два друг другу противоречащие стремления и лишая его таким образом энергии необходимой для завоевания его естественных прав и для полного устройства свободной и счастливой жизни.

Из этого явно следует, что мы сторонники атеизма и материализма.

II. Социально-экономического освобождения народа, без которого всякая свобода была бы отвратительной и пустозвонной ложью. Экономический быт народов был всегда краеугольным камнем и заключал в себе настоящее объяснение их политического существования. Все доселе существовавшие и существующие политические и гражданские организации в мире держаться на следующих главных основаниях: на факте завоевания, на праве наследственной собственности, на семейном праве отца и мужа и на освящении всего этого религией, а всё это вместе и составляет сущность государства. Необходимым результатом всего государственного устройства было и должно быть рабское подчинение чернорабочего и невежественного большинства так называемому образованному эксплуатирующему меньшинству. Государство без привилегий политических и юридических, основанных на привилегиях экономических немыслимо.

Желая действительного и окончательного освобождения народа мы хотим:

1.Упразднения права наследственной собственности.

2. Уравнения прав женщины , как политических так и социально-экономических, с правами мужчины; следовательно, мы хотим уничтожения семейного права и брака, как церковного, так и гражданского, неразрывно связанного с правами наследства.

3. С уничтожением брака рождается вопрос о воспитании детей. Их содержание со времени определившейся беременности матери до самого их совершеннолетия, их воспитание и образование равное для всех- от низшей ступени до специального высшего научного развития,- в одно и то же время индустриальное и умственное, соединяющее в себе подготовление человека и к мускульному, и к нервному труду, должно лежать главным образом на попечении свободного общества.

Основой экономической правды мы ставим два коренных положения:

Земля принадлежит только тем, кто её обрабатывает своими руками – гражданским общинам. Капиталы и все орудия работы – работникам – рабочим ассоциациям.

III. Вся будущая политическая организация должна быть ничем другим, как свободною федерациею рабочих, как земледельческих, так и фабрично-ремесленных артелей(ассоциаций)

И потому во имя освобождения политического мы хотим прежде всего окончательного разрушения государства, хотим искоренения всякой государственности со всеми её церковными, политическими, военно- и гражданско-бюрократичекими, юридическими, учёными и финансово- экономимическими учреждениями.

Мы хотим полной воли для всех народов, ныне угнетённых Империею, с правами полнейшего самораспоряжения, на основании их собственных инстинктов, нужд и воли, дабы федерируясь снизу вверх, те из них, которые захотят быть членами русского народа, могли бы создать действительное вольное и счастливое общество в дружеской и федеративной связи с такими же обществами в Европе и в целом мире.

 

Г. «НАРОДНАЯ РАСПРАВА»

(Из передовой статьи)

«Всенародное восстание замученного русского народа неминуемо и близко!..Мы, т.е. часть народной молодёжи которой удалось так или иначе получить развитие, должны расчистить ему дорогу, то есть устранить всё мешающие препятствия и приготовить все благоприятные условия.

Мы хотим чтобы наши задавленные государством отцы, братья и сёстры сбросили со своих плеч праздное тунеядствующее меньшинство; мы хотим чтобы русский мужик широко, свободно вздохнул мощной вольной грудью.

Мы хотим народной мужицкой революции…

.. «Мы не позволим себя закупить никакими революционными фразами на которые ныне так щедры доктринёрствующие поборники бумажной революции. Мы потеряли всякую веру в слова; слово для нас имеет значение только когда за ним чувствуются непосредственно следуют дела. Например скромная и чересчур остроумная организация тайных обществ, без всяких практических проявлений в наших глазах не более как мальчишеская игра, смешная и отвратительная, фактическими же проявлениями мы мы называем только ряд действий разрушающих положительно что-нибудь.

.. «Мы берёмся сломать гнилое общественное здание в котором мучается большинство обитателей для доставления нечистых радостей и грязных наслаждений небольшой гордости счастливцев. Пусть новые здания строят новые плотники, которых вышлет из своей среды народ, когда мы дадим возможность вздохнуть ему полной грудью, сбросить с неё тяжкий гнёт преступного государства..

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...