Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Объективность в качественным исследованиях
Часто слышны жалобы на то, что качественное исследовательское интервью страдает недостатком объективности, в особенности из-за свойственного ситуации интервью личностного взаимодействия. Обратившись к трудам по методологии общественных наук или к словарям обычного языка, можно найти десятки значений слова объективность (см. Polkinghorne, 1989; Webster's, 1967). Объективность часто рассматривается как одна из сторон неких полярностей: объективное—субъективное, непредвзятое—-предвзятое, общественное—частное, межличностное—личностное, отражающее природу объекта — отражающее только личное впечатление; реальность как она есть, не зависящая от наблюдателя — реальность, зависящая от наблюдателя; свободное от оценок — нагруженное оценками; беспристрастное—пристрастное; факты—оценки; физическое—смысловое; поведение—сознание; количественное—качественное; стабильное— изменчивое и универсальное—локальное. Согласно определению объективности как интериндивидуальной согласованности, недостаток согласия между собеседниками свидетельствует, что объективность является скорее субъективным понятием. Ввиду разнообразия концепций объективности качественное интервью не может быть объективно охарактеризовано ни как объективный, ни как субъективный метод. Объективность знания, полученного в результате взаимодействия в интервью, должна обсуждаться с учетом различных трактовок объективности и темы конкретного опроса. Здесь будут обсуждаться три трактовки объективности: объективность как непредвзятость, как интерсубъектные знания и как отражение природы объекта. Первая точка зрения — понимание объективности как отсутствия предвзятости — требует от знаний надежности, проверенности и контролируемости, неискаженности личной предвзятостью. Такая общепринятая концепция объективного как непредвзятого предполагает проведение хорошего, солидного, мастерски выполненного исследования, в котором полученные знания систематически проверяются, перепроверяются и верифицируются. В принципе, интервью можно считать объективным методом исследования в том смысле, что это непредвзятый метод. Это будет доказано позже в связи с валидностью как критерием мастерства (см. главу 13, «Валидность как свойство мастерства»). Вторая точка зрения — понимание объективного как интерсубъектных знаний — широко распространена в общественных науках. Научные данные должны быть интерсубъективно воспроизводимы и проверяемы: повторные наблюдения одного и того же феномена разными наблюдателями должны давать один и тот же результат. Объективность в данном случае может относиться к тому, сколько испытуемых или экспертов наблюдают процесс, и ее называют «экспертной надежностью». М. Скривен (Scriven, 1972) критиковал эту количественную концепцию объективности как «ошибку интерсубъективизма» — никакое количество наблюдателей, описавших один и тот же феномен, не гарантирует истины (сценический успех всевозможных магов — только один из возможных примеров обратного). Я могу еше добавить крайнюю позицию одного из центральных персонажей пьесы Ибсена «Враг народа»: «Самый опасный враг свободы и истины — сплоченное большинство... Меньшинство всегда право» (действие IV). В представлениях об объективности как об интерсубъектном соглашении мы можем различать арифметическое и диалогическое представления. Арифметическая интерсубъектность апеллирует к надежности, измеренной механически, как мера согласия между независимыми наблюдателями. Диалогическая интерсубъектность опирается на согласие, достигнутое путем рационального обсуждения и взаимной критики среди тех, кто определяет и интерпретирует феномен. Этот процесс может проходить в форме валидизации через общение исследователей между собой или исследователей с исследуемыми (глава 13, «Коммуникативная валидность»). В принципе, качественное интервью может соответствовать понятию объективности в смысле арифметической интерсубъектности. Хотя отдельное интервью вряд ли можно повторить, разные интервьюеры, следуя одной процедуре и общей схеме интервью, могут провести с разными исследуемыми очень похожие интервью. С точки зрения диалогической концепции интерсубъектности, интервью вообще занимает привилегированную позицию — оно включает беседу и обсуждение смысла между интервьюером и его собеседником. С третьей точки зрения, объективность может означать также отражение природы исследуемого объекта, предоставление объекту возможности говорить, адекватность исследуемому объекту, выражение действительной природы изучаемого объекта. Объективность метода, таким образом, зависит от его отношений с природой изучаемого объекта и предполагает теоретическое понимание содержания предмета исследования. И с этой точки зрения интервью в принципе может быть объективным. Если понимать объект интервью как существующий в лингвистически сконструированном и межличностно согласованном социальном мире, тогда качественное исследовательское интервью как лингвистический, межличностный и интерпретационный метод становится наиболее объективным методом в общественных науках, более объективным, чем методы естественных наук, которые были разработаны для области негуманитарной. Качественное исследовательское интервью и здесь занимает привилегированное положение относительно объективного знания социального мира: интервью чувствительно к природе изучаемого объекта и отражает эту природу, в процессе интервью объект говорит сам. В заключение отмечу, что само по себе интервью не является ни объективным, ни субъективным методом — суть его состоит в интерсубъектном взаимодействии. Вопрос об объективности знания, получаемого с помощью интервью, связан с всеобщей дихотомией объективизма и субъективизма в западной философии. Р. Бернстайн в работе «За пределами объективизма и релятивизма» описывает объективизм как фундаментальное убеждение в том, что существует некая постоянная внеисторическая матрица или схема, к которой мы можем в конечном счете апеллировать при определении природы знания, истины, реальности и добра (Bernstein, 1983). Реалистическая версия объективизма предполагает, что объективная реальность существует независимо от наблюдателя и что существует только один единственно верный взгляд на эту реальность. Противоположная позиция релятивизма состоит в том, что все концепции знания, истины, реальности и добра относятся к определенной теоретической схеме, жизненному укладу или культуре. Пытаясь выйти за пределы полярности объективистский реализм — релятивизм типа «все сойдет», Бернстайн следует герменевтической традиции, ратуя за диалогическую концепцию истины, согласно которой истинные знания рождаются в рациональной аргументации участников беседы. А средством беседы выступает язык, который не является ни объективным или универсальным, ни субъективным или индивидуальным, — он интерсубъектен.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |