Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8. Маркировка пищевых продуктов

8.1 Формирование и совершенствование требований к маркировке пищевой продукции в России

8.2 ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»

8.3 Маркировка упаковки и укупорочных средств

 

 

8.1 Формирование и совершенствование требований к маркировке пищевой продукции в России

Этикетки и контрэтикетки, ярлыки, кольеретки, наклейки (стикеры), и другие способы представления информации о пищевых продуктах появились одновременно с началом их промышленного производства.

В Советском Союзе требования к маркировке пищевых продуктов прописывались в государственных стандартах на продукты вида технических условий или общих технических условий. Однако до 1997 г. в молочной промышленности действовало всего 11 стандартов на продукты, при этом только на те, которые подлежали государственному резервированию: масло коровье, сухие и сгущенные молочные консервы, сычужные сыры. Исключением был ГОСТ 13277 «Молоко коровье пастеризованное. Технические условия». Все остальные молочные продукты, в том числе самый широкий в мире ассортимент национальных кисломолочных продуктов и изделий из творога, изготавливались по техническим условиям. А так как ни одного федерального закона*, устанавливающего требования к объектам пищевой промышленности, на тот период не было, то разработчики документации и производители продуктов не утруждали себя вынесением на этикетку большого количества информации. Литровые бутылки с молочными продуктами различались только цветом колпачков из алюминиевой фольги: белый – молоко, зеленый – кефир и т.д. На алюминиевом колпачке тиснением наносили: номер предприятия изготовителя, вид молока (массовую долю жира), дату конечного срока реализации, розничную цену и обозначение стандарта.

Другое дело – консервы, в том числе и сгущенное молоко с сахаром, которые относились к продукции госрезервирования. К их маркировке предъявлялись жесткие и конкретные требования, установленные ГОСТ 3974 и ГОСТ 11811. В 1979 г. был принят ГОСТ 23651 «Продукция молочная консервированная. Упаковка и маркировка», в соответствии с которым обязательные требования предъявлялись отдельно к маркировке бумажной этикетки и к маркировке металлической банки. В соответствии с новым стандартом на этикетке должно было быть указано: наименование и местонахождение предприятия изготовителя или товарный знак предприятия, его имеющего; наименование продукции или вида; масса нетто; обозначение нормативно-технической документации на продукцию; розничная цена; условия и срок хранения; информационные данные о пищевой и энергетической ценности продукта; способ приготовления; краткая характеристика продукта; номер смены и дата выработки.

В случае чрезвычайной ситуации, при которой бумажная этикетка могла бы быть уничтожена (вода, огонь и т.п.), в соответствии с ГОСТ 23651 на каждой металлической банке должны были быть «…проштампованы или нанесены несмываемой краской условные обозначения:

– на дне металлической банки последовательно в один ряд: М (индекс молочной отрасли), номер предприятия-изготовителя, ассортиментный номер консервов, номер смены;

– на крышке металлической банки в один ряд: число изготовления продукции (до девятого знака включительно ставится впереди нуль); месяц изготовления (до девятого знака включительно впереди ставится нуль); год изготовления, обозначенный двумя последними цифрами этого года».

Конечно, в наши дни в условиях рыночной экономики обязательное вынесение на этикетку розничной цены продукции выглядит архаичным.

Первым национальным стандартом, установившим общие требования к информации для потребителя на пищевые продукты, стал ГОСТ Р 51074. По распоряжению Президента Б.Н. Ельцина стандарт был разработан в беспрецедентно короткий срок (март-июль 1997 г.) – как раз в тот момент в России заговорили о вступлении в ВТО. Стандарт был разработан рабочей группой, образованной распоряжением Госстандарта России от 27.03.1997 г. № 21, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 17.07.1997 г. № 255, а вводился стандарт уже с 03.01.1998 г.

Сложность внедрения стандарта была связана с неожиданным принятием и быстрым вводом его в действие, отсутствием переходного периода, не способностью государственных служб оказать предприятиям консультационную помощь по внедрению нового для применения национального стандарта. Этот стандарт содержал жесткие и четкие требования ко всем группам пищевых продуктов, в том числе и к молочным. Тогда впервые в стандарте был приведен термин – комбинированный молочный продукт, что позволило терминологически классифицировать традиционные молочные продукты и продукты со сложным сырьевым составом. Требования стандарта были реализованы в технических условиях на продукты, что соответственно отражалось в этикетных надписях («масло комбинированное», «сметана комбинированная»).

Стандарт совершенствовался, но вносимые в него поправки не всегда были правильно восприняты контролирующими органами. Например, из самых лучших побуждений была принята Поправка № 2 (ИУС 12–2002), которая не допускала наносить изображения животных и растений, не используемых при изготовлении продукта. В результате чего по стране прокатилась серия самых курьезных запретов использования упаковки молочных продуктов с тематическими рисунками. Изображение на этикетке кота с крынкой сметаны в лапах ассоциировался у надзорных служб с кормом для кошек, следовательно, нельзя было использовать такое изображение на упаковке сметаны; рисунок – лошадь, запряженная в дровни на пакете с коровьим молоком ассоциировался с кобыльем молоком – так же запрещался. Таких примеров было очень много. Поправка № 2 была отменена. А менее чем через год последовала отмена самого стандарта, что в первую очередь ударило по производителям пищевой продукции, т.к. конкретные стандартизованные требования к маркировке отдельных групп продукции отсутствовали. Потребители не почувствовали отмену стандарта, поскольку этикетка вещь инертная. Производители заказывают этикетки и маркированную потребительскую тару на несколько месяцев вперед, т.к. заказ нового клише стоит довольно дорого. В создавшейся ситуации производители продолжали придерживаться требований отменного стандарта.

Развитие, даже ужесточение требований к маркировке пищевых продуктов в российском законодательстве происходило постепенно. Был принят ряд документов, содержащих прямо или косвенно требования к информации для потребителя и к способам ее предоставления.

В 2000 г. был принят Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ, в 2002 – «О техническом регулировании» №164-ФЗ, актуализированы федеральные законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров», «О рекламе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 166-ФЗ, «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О рекламе», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

ГОСТ Р 51074 в редакции 2003 г. был особенно удачен, т.к. в нем были учтены ошибки и исключены излишние требования стандарта в редакции 1997 г. В соответствии с техническим заданием в процессе разработки национальный стандарт ГОСТ Р 51074 был гармонизирован с международным законодательством:

ü Директивой 2000/13/ЕС «Об унификации правовых предписаний государств-членов ЕС в отношении снабжения этикетками и оформления продуктов питания, а также рекламы»;

ü Директивой 2003/89/ЕС, уточняющей Директиву 2000/13/ЕС в отношении указания ингредиентов, присутствующих в продуктах питания;

ü Директивой 79/112/ЕЭС «О сближении законодательств стран-участниц в отношении маркировки, представления и рекламы пищевых продуктов для продажи конечному потребителю»;

ü Регламентом Совета ЕС 1139/98, касающимся обязательного указания в маркировке определенных пищевых продуктов, изготовленных из генетически модифицированных организмов, информации, уточняющей предусмотренную Директивой 79/112/ЕЭС;

ü Регламентом Комиссии ЕС 49/2000, уточняющим Регламент Совета ЕС 1139/98 в части обязательного указания на этикетках определенных пищевых продуктов, изготовленных из генетически модифицированных организмов, информации, предусмотренного Директивой 79/112/ЕЭС;

ü Регламентом Комиссии ЕС 50/2000 в части маркировки пищевых продуктов и пищевых ингредиентов, содержащих добавки и ароматизаторы, которые были генетически модифицированы или изготовлены из генетически модифицированных организмов;

ü Стандартом Комиссии Codex Alimentarius Codex Stan 1-1985 (Rev.1-1991) «Общий стандарт на маркировку расфасованных пищевых продуктов» – основополагающим международным документом.

Учитывая международный опыт, впервые на национальном уровне (ГОСТ Р 51074) был стандартизован термин, позволивший разделить научно-обоснованную техническую часть наименования продукта и придуманную, предназначенную для активного продвижения продукта на рынке:

фантазийное (придуманное) наименование: Слово или группа слов, которые могут не характеризовать потребительские свойства продукта, но позволяют отличить конкретные, близкие по составу и органолептическим показателям продукты друг от друга.

В ГОСТ Р 51074 были уточнены требования к вынесению следующей информации:

– сведения о содержании белков, жиров, углеводов и калорийности/энергетической ценности приводились в случае, если их значение в 100 г (мл, см3) пищевого продукта составляло не менее 2 %, а для минеральных веществ и витаминов не менее 5 % от рекомендуемого суточного потребления;

– по усмотрению изготовителя допускалось перечислять основные, естественно содержащиеся в продукте минеральные вещества и витамины без указания их количества, но с обязательной рекомендацией о суточной норме потребления такого продукта;

– допускалось не указывать значение массовой доли жира в процентах не только для мороженого, но и глазированных сырков;

– для молокосодержащих продуктов требовалось помимо значения массовой доли жира в процентах указывать значения массовой доли молочного жира;

– в информации о пищевой ценности продуктов, в составе которых имеется сахароза, кроме количества углеводов, требовалось указывать содержание сахарозы в 100 г (мл) продукта;

– содержание в готовом продукте молочнокислых бактерий (при наличии), бифидобактерий (при наличии), пробиотических культур (при наличии), дрожжей (при наличии) (КОЕ в 1 г продукта) для продуктов, изготовленных из молока, молочных ингредиентов или из сырья сложного состава, при наличии этих требований в документе, в соответствии с которым изготовлен продукт.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...