Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смотрящий на все сквозь призму писаний

 

 

В «Нектаре преданности» сказано, что приводя аргументы в беседе с Арджуной, Шри Кришна ссылался на авторитет «Веданта-сутры». И когда Господь Кришна явился как чистый преданный, Господь Чайтанья, Он был образцом тпаттва-дарши - того, кто видит истину глазами писаний. Прабхупада называл Господа Чайтанью идеальным проповедником «Шримад-Бхагаватам».

Господь Чайтанья постоянно цитировал шло-ки и наслаждался их смыслом в обществе Своих преданных, а также проповедуя непреданным и имперсоналистам. Господь Чайтанья - это Сам Кришна, но когда Он хочет описать вкус чистой любви или же опровергнуть философию майява-ды, Он обращается к совершенным утверждениям шастр. Когда Господь наставлял Санатану Госвами, Санатана попросил Его объяснить стих атмарама из «Шримад-Бхагаватам»:

 

атмарамаш ча мунайо ниргрантха апй урукраме

курвантй ахаитуким бхактим иттхаж-бхута-гуно харих

 

«Все различные атмарамы (те, кто черпает наслаждение в атме, духовном «я»), особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, желают нести беспримесное преданное служение Личности Бога, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что Господь обладает трансцендентными каче-| ствами и поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные души» Бхаг., 1.7.10

Господь Чайтанья дал этому стиху такое южество блестящих объяснений, что Са-натана пал к Его стопам и провозгласил, что Господь Чайтанья - тот самый Нараяна, из дыхания которого изошли все Веды. Господь Чайтанья ответил: «Зачем ты восхваляешь Меня? Прославляй "Шримад-Бхагаватам"». Таким образом, мы видим, что Господь отклонил прославления в Свой адрес и обратил наше внимание на потрясающую глубину самих ьиастр. Поэтому цитирование Кришной писаний не говорит о том, что Его знание неполно или что Он в чем-то несовершенен.

Испытывая разлуку с Кришной в настроении Шримати Радхарани, Господь Чайтанья цитировал слова гопи из «Шримад-Бхагаватам» и других шастр. Тем самым Он учил нас никогда не отклоняться от наставлений шастр, даже испытывая величайший экстаз в личной духовной жизни.

Если же мы отклоняемся от шастр, то становимся источником беспокойства для общества преданных. «Бхакти-расамрита-синдху» утверждает: шрути - смрити - пура-нади - панчартра - видхим вина…: «Преданное служение Господу, пренебрегающее такой авторитетной ведической литературой, как Упанишады, Пураны, Нарада-панчаратра и т.д. является лишь ненужным беспокойством для общества» (Б.-р.-с, 1.2.101).

Нет ничего удивительного в том, что Кришна на все смотрит глазами писаний, ибо писания составлены Им же в облике Его литературного воплощения, Шрилы Вьясадевы. Кришна в соавторстве с Вьясой представил вечные истины Вед в форме санскритских стихов, называемых шрути, и дополнений к ним, смрити. Если Кришна приходит в других воплощениях и цитирует то, что Он написал в облике Вьясы, это не означает, что Он - обычный ученик, изучающий Веды. Писания тождественны Кришне. Кришна - это персонификация бхагаваты, а писания - это литературная форма бхагаваты.

Когда мы смотрим глазам шастр и Кришна смотрит глазами шастр, это не одно и то же. У нас просто нет другого способа обрести совершенное видение. Поэтому в «Шримад54 Вхагаватам» провозглашается, что желающие увидеть во тьме века Кали должны воспользоваться ярким светом «Шримад-Бхагаватам».

Глядя глазами шастр, мы видим уникальность своей индивидуальности. Я - один из многочисленных слуг Кришны в духовном мире, и чтобы возродить свою вечную природу, мне вначале необходимо понять, кто я в самом общем смысле: я - вечная душа. Криш-ja учит этому положению с самого начала «Бхагавад-гиты», и эти наставления, данные Арджуне, касаются каждого из нас.

Мы продолжаем изучать «Бхагаватам», продвигаясь от шраддхи до премы. Того, кто никогда не отклоняется от слов шастр, эти слова будут вести ко все более высоким и более свободным выражениям любви к Господу. Тот, кто смотрит глазами писаний, - воистину видит. Все остальное - галлюцинации.

 

 

Чистый

 

 

В начале «Нектара преданности» говорится о шести характеристиках бхакти. Одной из них является чистота преданного служения. Там говорится, что преданное служение настолько чисто, что устраняет все грехи человека и ему нет нужды искупать их отдельно. Бхакти настолько чиста, что люди, рожденные и выросшие в грехе, могут избавиться от всех греховных привычек. Другими словами, чистота означает могущество. Чистота в сознании Кришны - это не какая-то разновидность чистоплотности или не имеющий особого значения нейтральный атрибут; сила этой чистоты так велика, что может устранить всякую скверну. В конечном счете, чистота - это Кришна. Если бхакти чиста (а бхакти - это путь преданного служения), то, несомненно, Господь Кришна в высшей степени чист. Не очистившись, мы не сможем постичь Его.

Согласно философии Абсолютной Истины, Имя Кришны тождественно Ему Самому. Его Имя - самая милостивая и доступная форма Господа, и мы можем получить доступ к могуществу чистоты Кришны, воспевая Его Святые Имена. Однако любые процессы проходят через определенные стадии; другим словами, наше повторение должно стать чистым. Существует три стадии повторения: оскорбительная, стадия избавления от оскорблений и чистая. Чистое Святое Имя, шуддха-нама, являет все могущество Святого Имени и приводит нас к чистой любви к Богу.

В своем объяснении «Брахма-самхиты» Прабхупада говорит, что Кришну можно увидеть. Он не лишен формы. Единственное качество, которое нам для этого необходимо, -премандукана-ччхурита-бхакти-вилочанена: наши глаза должны быть умащены бальзамом любви к Богу. Мы должны освободиться от склонности к удовлетворению чувств и умозрительному философствованию. Эти два главных вида осквернения, бхукти и мукти, иногда называют двумя ведьмами, а иногда -двумя сосудами с ядом. Удовлетворение чувств и умозрительное философствование привязывают нас к материальному телу. Есть и другое определение нечистоты. Сознание Кришны предлагает целый ряд методов очищения: самскары, посвящение, ачаман и, наконец, повторение Харе Кришна мантры, которое избавляет нас от сомнений, страха и других анартх. Господь Чайтанья говорит, что повторение Святого Имени очищает зеркало ума: чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам. Кришна настолько чист, что Его никак не затрагивает соприкосновение с чем-то или кем-то нечистым. Он всегда видит в наших действиях хорошее, даже если мы собираемся убить Его, как было в случае с Путаной. Кришна поступил с Путаной не просто по справедливости - Он признал ее одной из Своих кормилиц и даровал ей освобождение на Голоке Вриндавана. Кому же нам еще поклоняться, как не Кришне, всемилостивому Господу?

Чистота Кришны проявляется также в Сго способности пребывать в сердце каждого 1вого существа в форме Сверхдуши, оставаясь трансцендентным. Когда Кришна на-кодится в сердце свиньи, его не оскверняет не компрометирует деятельность свиньи, 1есмотря на то, что, казалось бы, Он сопри5? касается с живым существом, пребывающим в низших формах жизни.

Кришна не подвержен соблазну. Говорится, что в материальном мире власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. Слабость человеческая проявляется в обмане и злоупотреблении властью. Поэтому кто-то может считать, что чистота и власть -две противоположности. Можно «позволить себе» быть чистым, если вам нечего терять, но если дать человеку богатство, он падет жертвой жадности и амбиций.

Однако в Кришне эти два качества гармонично сосуществуют, проявляясь к тому же в безграничной степени. Все, что Кришна делает, чисто и благоприятно. Он есть чистая власть и чистая милость. Даже Его гнев является чистым - трансцендентным и направленным на благо всех душ.

Конечно, мы рассматриваем все эти качества с целью прославить индивидуальность Господа, Личность Бога. Мы хотим также нанести поражение представлениям об Абсолюте, которых придерживаются майявади. И все же нельзя сказать, что Кришна имеет только личностный аспект - Он также и безличен. Он - чистый свет, чистая земля, брахмаджйо-ти. Тем, кто воспринимает Кришну исключительно как нечто чистое - чистое могущество или чистый свет, - Кришна предстает именно в таком облике. Однако, как утверждает «Бхагавад-гита», чистый свет Брахмана исхо58 от Кришны в Его личностной форме. То, го Кришна является личностью, не является несовершенством, поскольку в Нем все совершенно. Его чистота не является односторонней или состоящей только из безличного света. Напротив, все разнообразие эмоций и деяний пребывает в Нем и исходит из Него. Вначале Его чистота признается непостижимой, а затем преданные наслаждаются непостижимостью этой чистоты. Непреданные же и демоны предпочитают взирать на Него в страхе.

 

 

Владеющий собой

 

 

Примером этого качества является тот факт, что имея тысячи прекрасных жен, Кришна остается невозмутимым. Кришна -Хришикеша, господин чувств. «Все шестнадцать тысяч жен Кришны отличались такой исключительной красотой, что их улыбки и застенчивость могли пленить даже великих полубогов, таких как Господь Шива. Но даже они при своей неотразимой женственности не могли вывести из равновесия Кришну» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 211).

Подобным образом восхвалял Кришну во время жертвоприношения раджасуя, проводимого Юдхиштхирой, Бхишмадева: «Я - брах-мачари, но если бы мне пришлось общаться со всеми этими прекрасными гопи, мне не удалось бы сохранить статус брахмачари. Однако Кришна постоянно общается с гопи в танце раса и в других ситуациях, не утрачивая самоконтроля».

Очевидно, Господь способен владеть Своими чувствами. Все вселенные зависят от Его постоянства и непогрешимости. Если бы Кришна не владел Собой, как Он смог бы быть Богом? В действительности, таково главное сомнение агностиков, ибо их умы не способны вместить идею Верховного Повелителя. Поскольку они меряют космическое проявление аршином собственного ограниченного опыта, и поскольку они никогда не соприкасались с Верховным Повелителем, им кажется, что никто не может обладать всей полнотой власти.

В материальном мире никто не выбирает место рождения и родителей. Нас просто ввергают в лоно матери, а затем выталкивают наружу, и мы начинаем заниматься той деятельностью, которая суждена нам по карме. Никто не способен обрести полный контроль над своей жизнью, и потому мы приходим в замешательство, когда пытаемся осознать положение Верховного Повелителя. Мы еще можем допустить, что какой-то там Бог или другое могущественное существо обладает некоторой властью, но как Он может обладать полной властью?

Однако если рассудить здраво, то мы увидим, что все подчинено чьей-то власти. Времена года, движение солнца, приливы и отли-I вы, а также время смерти - все подчиняется высшей силе. Из-за своей ограниченности мы | можем не видеть того, кто всем повелевает, но шастпры могут рассказать нам о Нем.

Когда мы узнаем, что Верховный Повелитель является личностью и владеет Своими чувствами, это не должно вызывать у нас удивление. Кришна повелевает всем и вся, и, конечно же, Он владеет Собой. Для обусловленной души владение своими чувствами подразумевает подчинение себя правилам и ограничениям, а также совершение аскезы. Кришне же нет нужды следовать каким бы то ни было правилам и ограничениям, чтобы научиться владеть Собой. Он обладает естественным и возвышенным самоконтролем.

Иногда кажется, что, привлеченный любовными отношениями со Своими чистыми преданными, Кришна утрачивает контроль Над Собой. Он приходит, чтобы покориться бхактпи, исходящей от чистых преданных. Таким образом, хотя Кришну и называют аджи-тпой, непобедимым, Он оказывается побежденным любовью Его преданных.

Тем не менее, бхаклпи тоже находится во власти Кришны. Кришна предоставляет бхактпи высочайшую власть над всем, и бхактпи служит Ему, порой покоряя Его Самого красотой служения Его чистых преданных. Поэтому, говоря о том, что Кришна владеет собой, мы не должны думать о Нем, как о начинаю61 щем преданном, который пытается избегать греховной деятельности и практикует самоконтроль только лишь под давлением указаний шастр или потому, что находится под бдительным наблюдением духовного учителя. Самоконтроль Кришны - часть экстатического потока Его деяний. Он - такой удивительный Верховный Господь, что никогда не действует беспорядочно, под влиянием страстей; все Его деяния прекрасны и безукоризненны.

Владение собой - всего лишь один из примеров Его совершенств. Самое удивительное заключается не в том, что Кришна владеет Своими чувствами, а в том, что Он - личность. Его личностная природа - трансцендентный факт, который признают и прославляют все писания.

«О Санатана, услышь о вечном образе Господа Кришны. Кришна - Абсолютная Истина, свободная от двойственности, однако Он живет во Вриндаване как сын Махараджи Нанды. Кришна - изначальный источник и совокупность всего сущего. Он лучший из юношей, и Его тело целиком состоит из духовного блаженства. Он является прибежищем всего мироздания и повелителем каждого. Изначальная Верховная Личность Бога - Кришна. Его изначальное Имя - Говинда. Он полон всех достояний, а Его вечная обитель зовется Голокой Вриндаваной» (Ч.-ч., Мадхья, 20.152-3, 155).

 

 

Решительный

 

 

В «Нектаре преданности» дается такое [Определение решимости: «Решительным на-'' зывают того, кто не прекращает усилий, пока [не достигнет поставленной цели» (гл. 21, стр. 212). Словарь английского языка Коллинза объясняет слово «решительный» как эпитет взгляда человека, «исполненного силы или (устремленного в определенном направлении». Кришна проявил решимость, войдя в пе-(Щеру, где прятался Джамбаван. Хотя Криш-! ну сопровождало множество людей, в пещеру Кришна вошел один. Спутники Кришны прождали Его у входа в пещеру двенадцать дней, а затем вернулись в Двараку. Кришна сражался с Джамбаваном в одиночку двадцать восемь дней и в конце концов одолел его. Конечно, Господь мог бы сделать это за минуту, но Он решил насладиться лылой выносливости в битве со Своим преданным Джамбаваном. Кришна много раз устремлял свой реши-тельный взгляд на демонов, одним из которых был Ариштасура, пожелавший сразиться с Ним. I Совет быть решительным перед лицом врагов (в лице Куру) Кришна дал Арджуне в битве на Курукшетре. Арджуна попросил Кришну выве-i сти колесницу между двумя армиями, чтобы он Мог увидеть, с кем ему сегодня предстоит сражаться. Но когда Арджуна решил уклониться от участия в сражении, Кришна сказал ему: «О ‹Арджуна, как могла эта скверна одолеть тебя?

Такое поведение недостойно того, кто знает истинную цель жизни».

Будучи обусловленными душами, мы готовы легко отказаться от своих целей, приложив к их достижению лишь небольшие усилия. Мы должны молить Кришну о том, чтобы Он дал нам силы быть стойкими и продолжать практику преданного служения. Даже если мы прошли подготовку в сознании Кришны и сосредоточились на достижении цели, майя может попытаться увести нас с этого пути. Какой бы ни была причина нашего отказа от намерения быть решительными, она не стоит того, чтобы отворачиваться от преданного служения Кришне. Чтобы сохранять твердость, нам нужна бала, сила. Даже если мы не обратимся за помощью к Кришне, Кришна останется верен Своему обещанию никогда не отвергать нас. Он будет ждать нас, предоставляя нам разнообразные возможности вернуться к Нему. Кришна не пасует перед трудностями, и мы тоже не должны этого делать.

Кришна проявил решимость иного рода, похитив одежду незамужних гопи. Гопи сначала умоляли Его оставить эти шутки, затем стали угрожать Ему, но когда «гопи увидели решимость и настойчивость Кришны», они подчинились Его воле.

Решимость абсолютно необходима, если мы хотим обрести сознание Кришны. Майя испытывает нас, чтобы выяснить, достойны ли мы находиться рядом с Кришной. И если [мы не практикуем решимость со всей серьез-юстью, нас ждет падение. Господь Кришна терпеливо относится к 1им неудачам. Мы настолько поглощены эбственными проблемами, что не замечаем, гасколько Господь решителен и постоянен. 1аже когда мы отворачиваемся от Него, Он гается нашим доброжелателем. Мы же от-гаемся непостоянством. Наша невнима-ьность по отношению к Кришне, на са-юм деле, оскорбительна, как оскорбительно невнимательное повторение Святого Имени. Однако Господь Кришна решителен: Он посылает нам духовного учителя и видит хорошее во всем, что мы делаем. Если мы повторили множество кругов невнимательно, но затем произнесли одну Харе Кришна мантру с преданностью, Господь сразу признает наши старания. Он - наш величайший благожелатель.

 

 

Терпеливый

 

 

В «Нектаре преданности» приводится элько один пример проявления Господом, Кришной этого качества: как Он терпеливо сносил все трудности во время обучения в гу-; рукуле: «Когда Кришна жил у духовного учителя, ради служения гуру Он был готов терпеть любые неудобства, хотя тело Его было очень нежным». Позже, встретившись со Своим одноклассником Судамой, Господь с любовью вспоминал те дни. Оба согласились, что духовный учитель просто обучал их - он никогда не был жестоким.

Шрила Прабхупада также отмечает, что если ученика не пригласили поесть, он должен поститься, а не пытаться напомнить о себе или требовать пищи. Как трудно молчать и не требовать того, что мы считаем своим законным правом! Даже если нам удается промолчать, внутренне мы ропщем, недовольные тем, что о нас забыли.

Господь Чайтанья объяснял терпение на примере дерева. Дерево не жалуется, если его не поливают или даже срубают. Несмотря на пренебрежение и дурное обращение, дерево продолжает отдавать другим свои цветы и плоды.

Сознание Кришны заключается в следовании стиху «Бхагаватам» тат те 'нукампам сусамикшамано. Те трудности, с которыми мы сталкиваемся в жизни - лишь малая толика того, что мы заслужили по карме. Преданный не только терпеливо сносит превратности судьбы, но также искренне склоняется перед Кришной, уверенный, что, в конце концов, Господь заберет его к Себе.

Шрила Рупа Госвами говорил об энтузиазме и терпении как двух наиболее важных факторах, благоприятствующих развитию бхакти. Ближайший синоним терпения - это настойчивость, и преданный должен стре66 ться развивать оба эти качества. Мы долж-стараться делать все от нас зависящее,:йствовать с энтузиазмом - даже в незначительных делах, - и терпеливо ожидать милости Кришны.

Оказавшись в трудном положении, мы можем черпать силы в памятовании о развлечениях Кришны, в которых Господь в совершен-[стве проявляет то или иное качество. Если нам | недостает стойкости, мы можем вспоминать о [жизни Кришны в гурукуле. Когда они с Су-t дамой однажды, выполняя просьбу духовного | учителя, отправились в лес, там их застигла ' гроза, и они всю ночь провели посреди пото-; ков воды. Развлечения Кришны могут стать [источником вдохновения в нашем собствен-| ном сознании Кришны.

Может возникнуть вопрос: зачем Богу проявлять терпение и как у Него могут быть трудные времена? Разве Кришна не может просто взять и устранить все препятствия? Нужно помнить, что все это - нара-лила Кришны, и порой Кришна бывает нетерпелив, например, Требуя материнского молока.

Демоны, нападавшие на Кришну, не до-f ставляли Ему особых беспокойств. Иногда Он расправлялся с ними немедленно, а иногда это занимало некоторое время. Он не боялся их. Во время Говардхана-лылы, когда Индра обрушил на обитателей Вриндавана потоки дождя, Господь проявил терпение. Так Он смог поставить Индру на место, не причинив серьезного ущерба его статусу и не подвергая опасности жизнь полубога. Все, что Кришна делает, Он делает совершенно. Поэтому преданные Кришны проявляют стойкость и терпение, убежденные в том, что в конечном итоге Кришна всегда выходит победителем.

 

 

Снисходительный

 

 

Рупа Госвами определяет снисходительность как способность «спокойно сносить всевозможные оскорбления своих недругов». Когда Шишупала оскорблял Кришну, Господь терпеливо слушал. «Далее Шри Ямуначарья говорит в своей молитве, что Господь Кришна даже снисходительнее Господа Рамачандры, потому что Шишупала имел обыкновение поносить Кришну не только в этой жизни -он делал это в течение трех жизней подряд. И тем не менее Кришна был так милостив к нему, что даровал Шишупале освобождение, позволив слиться со Своим бытием» («Нектар преданности», гл. 21, стр. 213).

Кришна - Верховный Отец. Он любит все живые существа. Господу присущи такие качества, как уверенность в Себе и безмятежность; Он всегда излучает благонастроенность. Именно эти качества являются основой снисходительности. И если мы проявляем снисходительность к другим, Господь Кришна будет волен нами. В «Бхагавад-гите» Кришна горит, что «все эти разнообразные качества вых существ» - снисходительность, разум, ание, правдивость, бесстрашие, ненасилие аскетизм - «созданы Мной одним» (Б.-г., 0.5). Таким образом, снисходительность свидетельствует о том, что человек достиг успеха I в развитии святости. Чанакья Пандит так-I же считает снисходительность главным ка-I чеством садху. Образцом снисходительности является Махарадж Амбариша, ибо он благо-f словил Дурвасу Муни, несмотря на то, что ранее тот попытался его убить. Точно так же по-I ступил Господь Нитьянанда, простив Джагая и Мадхая.

Господь Кришна учит нас снисходительности Своим собственным примером. Господь говорит, что если мы хотим, чтобы Он простил нас, мы должны сами научиться прощать. Святой прощает не только своих родственников, но и своих врагов. (А Кришна так милостив к Своим врагам, что дарует им освобождение). Прабхупада напоминал нам, что Иисус Христос молил Бога простить распявших его, цребываюших в невежестве. В молитве, которую Христос дал своим последователям, есть Такие слова: «И прости нам долги наши, как и Мы прощаем должникам нашим».

Прекрасный способ проявить снисходительность - продолжать нести людям сознание Кришны, невзирая на их неблагодарность. Таков дух проповеди. Хотя у нас может быть много поводов отвергнуть общество непреданных, вайшнав проявляет снисходительность и продолжает проповедовать.

Чтобы проявлять снисходительность, нужно быть честным и смиренным. В первую очередь необходимо честно признать, что мы сами являемся оскорбителями и нуждаемся в прощении. Поэтому мы смиренно молим Верховного Господа простить нас. Мы знаем, что за наши оскорбления, неправильное поведение, а также преднамеренные и непреднамеренные обиды, нанесенные другим живым существам, нас ждет наказание. Однако мы надеемся, что Господь простит нас, ибо мы пытаемся исправиться. И раз мы ожидаем, что Господь будет милосерден к нам, нужно самим проявлять милосердие по отношению к другим, прощая им намеренные и непреднамеренные оскорбления.

 

 

Серьезный

 

 

«Серьезным называют того, кто не каждому открывает, что у него на уме, или того, чей ход мыслей и план действий очень трудно поняты». Люди могут обладать серьезностью даже в обусловленном состоянии, и это означает, что они приобрели это качество в своих прошлых жизнях; оно не является следствием добродетельной жизни в этом воплощении. Шрила Прабхупада иногда говорил, что склонность к анической жизни или административной.ности есть следствие присущей челове-психофизической природы. Эти качества проявляются уже в раннем детстве и являются частью обусловленности человека.

Все преданные должны стараться развить | серьезность, независимо от того, обладают они этим качеством от природы или нет. Например, [даже если мы находимся в обществе людей, за-I нимающихся праджалпой, это не означает, что I нам нужно присоединиться к ним. Если кто-то I хохочет, это не означает, что мы должны хохо-I тать вместе с ним. Если кто-то плачет, это не I означает, что мы должны плакать вместе с ним. Быть серьезным - значит оставаться глубоко со-1 средоточенным на своей цели. Поверхностное общение и внешние раздражающие факторы I не должны отвлекать нас от главного. Если же нам недостает серьезности и мы ^подвержены влиянию окружения, нужно быть [внимательными в выборе общения и стараться I общаться с теми, кто серьезен, чист, снисходите[лен и наделен другими духовными качествами. Шри Кришну не могут отвлечь чьи-то приI чуды, а Его намерения не так просто понять. i Большинству людей не дано постичь Его: «Я ? скрыт завесой Йогамайи и потому глупцы этого мира неспособны познать Меня».

Если преданному выпала удача увидеть Гос-пода, он застывает от изумления, восхищенный непостижимой красотой и серьезностью Верховного Господа. Когда четыре Кумара встретили на Вайкунтхе Господа Вишну, Он обратился к ним с прекрасной, продолжительной речью. Однако Кумары так и не смогли понять ни смысла слов Господа, ни Его настроения. Шрила Прабхупада пишет:

«Жадно внимая Господу, мудрецы пытались понять значение слов, которые слетали с Его уст, и, хотя речь Господа была убедительна и глубокомысленна, они не совсем понимали, о чем Он говорит. Они не могли даже понять к чему Он ведет Свои речи и что собирается предпринять. Более того, они не понимали, гневается на них Господь или доволен ими» Бхаг., 3.16.14, комм.

Серьезность не мешает Кришне быть одновременно беззаботным и доступным для чистых преданных. В Своих детских лилах Кришна действовал так, что Его родителям и родственникам казалось, что они понимают, о чем Он думает: сейчас Он хочет молока, а сейчас хочет, чтобы Его приласкали, или же Он хочет поиграть с коровами и пастушками. Таково могущество Йогамайи. Но если Он хочет скрыть Свои планы, то даже Господу Ба-лараме не под силу понять их.

В «Нектаре преданности» сказано: «Кришна никому не рассказывал о своих взаимоотношениях с Радхарани, и даже Его старший брат Баладева, неразлучный с Ним, не мог понять именений, происходивших с Кришной, - настолько Тот был непроницаем» (стр. 214).

Те, кому выпала возможность общаться с [дорогим преданным Кришны, Шрилой Праб-[хупадой, знают, что он был настолько серьезен, что никогда нельзя было понять, о чем он (думает, несмотря на то, что он действовал от-| крыто и искренне, а иногда вел себя просто как ребенок. Поэтому говорится: вайшнавера ' крийа мудра виджне па буджхая - «не следует пытаться понять мысли вайшнава». Мы долж-' ны быть удовлетворены и счастливы тем, что [Господь и Его чистый преданный, в конечном счете, непостижимы для нас - если только по своей беспричинной милости они не пожелают открыться нам.

 

 

Ни в чем не нуждающийся

 

 

«Ни в чем не нуждающимся называют эго, кто черпает удовлетворение в самом себе, не имея никаких желаний, и не расстраивается, даже когда есть серьезные причины для огорчения». В «Бхагаватам» говорится: «Все различные атмарамы [те, кто черпает наслаждение в атме, духовном «я»], особенно Те из них, кто утвердился на пути самопознания, желают нести беспримесное преданное служение Личности Бога, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что Господь обладает трансцендентными качествами и поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные души» (Бхаг., 1.7.10). Это доказывает, что Имя, облик и качества Господа Кришны не имеют ничего общего с гунами материальной природы. Кришна привлекателен для всех и во всех отношениях - как для мудрецов- атмарам, так и для всех остальных.

«Юных пастушек привлек образ Господа, а Рукмини - рассказы о славе Господа. Господь привлекает даже ум богини процветания. В особых случаях Он привлекает умы всех юных девушек. Он привлекает умы пожилых женщин, испытывающих к Нему материнские чувства, а умы мужчин Он привлекает отношениями дружбы и служения». Бхаг. 1.7.10, комм..

Поскольку все пребывает в Кришне, Он никогда не пытается присвоить Себе заслугу за Свои деяния, никогда не испытывает беспокойств или страха. Кришна с удовольствием отдал Арджуне заслуги за победу в битве на Курукшетре, а Бхиме - за победу над Джарасандхой.

Кажущаяся потребность Господа Кришны в любви родителей, мальчиков-пастушков и гопи, является проявлением Его любовных отношений с ними, и вовсе не говорит о том, что Кришне чего-то не хватает. Когда осенней ночью гопи захотели танцевать с Кришной, Он вдруг исчез, и скорбь гопи вылилась в прекрасную песнь, носящую название «Гопи-гита». Когда же Кришна вновь предстал перед ними, они любовно пожурили Его, а затем спросили, кто из возлюбленных, по Его мнению, является самым достойным. Гопи описали три категории людей: «одни отвечают любовью на любовь, другие любят, даже если не встречают взаимности, а третьи не отвергают любовь, но и не откликается на нее. Кого из них Ты считаешь лучше, честнее?»

Кришна объяснил, к какой из этих трех категорий Он Себя относит. Он не торговец, отвечающий взаимностью только лишь ради того, чтобы получить чувственное удовлетворение. Кришна сказал, что вторая категория нравится Ему больше, потому что такой человек любит, даже если не встречают ответа. У таких людей есть какая-то любовь, они не просто торговцы. Что же касается третьей категории - тех, кто не отвечает взаимностью, но и не отвергает любящего - ее можно разделить еще на две группы. «К первой относятся те, кто находит удовлетворение в себе to не нуждается ни в чьей любви. Их называют атпмарамами: они поглощены мыслями о Всевышнем, поэтому им все равно, любит их кто-то или нет. Другая группа - это просто не-5лагодарные, бессердечные люди».

Затем Господь Кришна заговорил о Себе. Шрила Прабхупада пишет в книге «Кришна»: «В ответ на это Кришна сказал, что Он, будучи Верховной Личностью Бога, ни от кого не зависит. Он не нуждается ни в чьей любви, но в то же время не относится к числу неблагодарных». Затем Господь Кришна сказал гопи, что им не следует огорчаться из-за того, что Он ушел от них. Он исчез, просто чтобы усилить их любовь к Нему. Таким образом, Кришна ни в чем не нуждается, однако Его трогает любовь Его преданных, и Он всегда отвечает им взаимностью.

 

 

Беспристрастный

 

 

Кришна беспристрастен и никому не оказывает предпочтения. В материальном мире существует политика - люди стараются приобрести союзников ради укрепления своих позиций. А заключая с кем-то союз, мы естественно, приобретаем и врагов, которых нам каким-то образом нужно одолеть. Мы признаем или отвергаем кого-либо, движимые страхом, удовлетворением чувств или идеалистическими представлениями. Даже столь высоко ценимый в материальном мире альтруизм несовершенен, если не связан с сознанием Кришны.

Иногда человек притворяется беспристрастным, поскольку беспристрастность счи76 1ется хорошим качеством. Люди восхищают-уравновешенностью и беспристрастностью сого человека, считая их проявлением его атости и мудрости. Однако как только за-эагиваются интересы такого притворщика, эявляется его истинное лицо и вся беспри-: страстность исчезает под напором гнева или эгоизма.

«Нектар преданности» восхваляет беспристрастность Господа Кришны. Там приводятся молитвы жен Калии, которые говорят, что, несмотря на то, что преступник Калия был наказан Господом, это наказание очистило змея.

«О Господь, Ты ко всем относишься одинаково и не делаешь различий между Своими сыновьями и врагами. Наказание, которое Ты так милостиво назначил Калии, вполне заслуженно. О Господь, Ты явился для того, чтобы уничтожить все силы, нарушающие спокойствие в этом мире, и, поскольку Ты - Абсолютная Истина, Твоя милость и Твое наказание равноценны. Мы воспринимаем наказание Калии как благодеяние. Это наказание - знак большой милости к нам, ведь известно, что Твоя кара освобождает живое существо от бремени его грехов». «Кришна», гл.16, стр. 193 Затем они попросили Господа проявить еще большую беспристрастность, избавив их от дальнейшего наказания.

В «Нектаре преданности» приведена еще одна молитва, восхваляющая беспристрастность Господа Кришны: «Тот, кому Ты кажешься пристрастным, безусловно, ошибается». Господь Сам подтверждает это в стихе само 'хам сарва-бхутешу из «Бхагавад-гиты»: «Я ни к кому не питаю ни вражды, ни пристрастия. Я одинаково отношусь ко всем» (Б.-г., 9.29). В том же стихе Господь продолжает: «Но тот, кто с любовью и преданностью служит Мне, - тот Мой друг. Он всегда в Моем сердце, и Я ему тоже друг».

Шрила Прабхупада объясняет, каким образом Кришна может быть беспристрастным и в то же время проявлять особую заботу о Своих преданных: «Это совершенно естественно,… Кришну нельзя обвинить в пристрастности». Милосердный человек добр ко всем, но к собственным детям он относится с особой любовью. Так и Кришна с особой любовью относится к Своим преданным. Все живые существа являются детьми Господа Кришны, но те, кто служат Ему с любовью, получают Его особые благословения.

Каждый может удостоиться положения дорогого друга Кришны, это не предопределено рождением или другими кармическими факторами. Всякий, кто отзовется на призыв Господа, передаваемый через писания, через садху или через гуру, сможет обрести сознание Кришны и вступить в любовные отношения с Господом. О том же говорят Нагапатни: «Каж?г дый может освободиться от страха и отчаяния, если согласится исполнять Твою волю». Таким образом, даже благосклонность Кришны к Своим преданным - это беспристрастная пристрастность. Йе йатха мам прападйанте: «Как человек предается Мне, так Я и вознаграждаю его. Каждый во всем следует Моим путем, о сын Притхи» (Б.-г., 4.11).

В комментарии к этому стиху Шрила Праб-хупада пишет: «…Кришна является целью поисков каждого и каждому дает возможность общаться с Ним так, как человек того желает. В духовном мире Кришна тоже отвечает взаимностью на трансцендентные чувства Своих чистых преданных и относится к ним так, как того хотят сами преданные. Одни из них хотят видеть в Кришне верховного повелителя, другие - своего близкого друга, третьи относятся к Нему как к сыну, а четвертые - как к возлюбленному. И всех их Кришна вознаграждает в соответствии с силой и глубиной любви к Нему».

Кришна беспристрастен и любое соприкосновение с Ним каждому приносит благо, будь то чистый преданный или злонамеренная личность. Поэтому пусть все примут прибежище у этого всемогущего и беспристрастного Верховного Господа. «Человек с возвышенным складом ума - исполнен ли он материальных желаний, свободен от них или стремится к освобождению - должен во что бы то ни стало поклоняться высшему целому - Личности Бога» (Бхаг., 2.3.10).

 

 

Щедрый

 

Религиозный

 

Отважный

 

 

Когда Шри Кришна жил в Двараке, у Него было там 16108 дворцов и 16108 цариц. Каждый день в каждом из этих дворцов Кришна жертвовал 13054 коровы. Это один из примеров щедрости Кришны. Щедрый человек не держится за свою жизнь, богатство и разум, но отдает все это другим. Рупа Госвами молился Верховному Господу, Чайтанье Махапраб-ху: намо маха ваданйайа - «о самая щедрая из всех личностей». Господь Чайтанья свободно раздает то, что не давало никакое другое воплощение Бога, - кришна-прему. Он делает это посредством харинама-санкиртаны.

Следуя примеру Господа Кришны, Его преданные не являются скупцами. Они - махат-мы, люди широкой души, и стремятся делать благо другим. Мы же можем стать людьми широкой души, если сначала проявим щедрость по отношению к себе. Нужно первым делом самому обрести сознание Кришны, а потом уже давать его другим: апани ачари' прабху джи-вера иалкхайа. «Сначала сам стань совершенным, - учит Господь Чайтанья, - а потом учи других». Этому же учил своих учеников Шрила Прабхупада, когда они от его имени распространяли сознание Кришны по всему миру. го

Религиозный человек искренне следует своей религии и делится тем, что он понял, с другими. Среди шести обязанностей брахмана первые три - это изучать писания, совершать жертвоприношения (ягьи) и жить на пожертвования. Три другие обязанности - это обучать других, совершать ягъи ради блага других и делать пожертвования.

Кришна- провозвестник религии (дхармы) и решите<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...