Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административно-правовое принуждение как средство борьбы с совершением административных правонарушений. Понятие и виды административно-правового принуждения.

Административное принуждение является разновидностью государственного принуждения. Оно используется как средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т. е. выполняет карательную функцию. Кроме того, оно применяется для предупреждения и пресечения правонарушений.

Административное принуждение характеризуется рядом специфических черт:

1. Оно применяется в государственном управлении для охраны складывающихся в этой сфере общественных отношений, регулируемых, как правило, нормами административного права.

2. Применение административного принуждении результат реализации государственно-властных полномочий, Лицо, применяющее административное принуждение, должно иметь статус представителя власти, ибо применение административно-принудительных мер невозможно внутри той или иной ведомственной системы управления. Оно должно обладать соответствующими полномочиями вне своего органа управления, в отношениях с «внешней средой». Закон строго определяет круг лиц, имеющих подобные полномочия.

З. Административное принуждение состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

4. Административное принуждение применяется с целью: а) прекращения противоправных действий; б) привлечения к ответственности нарушителей; в) обеспечения общественной безопасности, когда наступление экстраординарных определяет необходимость принудительных мер в целях предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий, их локализации.

5. Основанием применения административного принуждения являются: 1) совершение административного правонарушения, 2) наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой (например, стихийных бедствий, катастроф техногенного характера, эпидемий и других чрезвычайных обстоятельств). В данных случаях меры административного принуждения используются при отсутствии правонарушения и вины человека.

6. Административное принуждение осуществляется, как правило, в рамках административно-процессуальных норм.

Таким образом, административное принуждение представляет собой средство психологического, физического, материального или организационного воздействия, основанное на нормах административного права, применяемое специально уполномоченным субъектом в определенных процессуальных формах с целью обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Принуждение может быть психическим, физическим, материальным. Психическое принуждение воздействует на психику личности путем применения насилия или других мер воздействия, влекущих невыгодные для него последствия (например, требование прекратить противоправные деяния). Физическое принуждение выражается в непосредственном воздействии на личность, ограничивая свободу ее действий (например, применение физической силы и специальных средств, задержание правонарушителя) Материальное принуждение заключается в ограничении владения и пользования имуществом, а также в лишении материальных благ (например, взыскание с правонарушителя штрафа).

Меры административного принуждения многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

Наиболее распространено деление мер административного принуждения на три группы: 1) административно-предупредительные меры, 2) меры административного пресечения, З) меры административной ответственности (взыскания).

Можно выделить меры обеспечения административного процесса и административно-восстановительные меры, применяемые с целью восстановления нарушенного права.

Административно -предупредительные меры — способы и средства, направленные на предупреждение и предотвращение правонарушений и обстоятельств, угрожающих жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных органов, предприятий и организаций.

Основания применения административно-предупредительных мер — наступление особых условий, как связанных, так и не связанных с действием человека (несчастные случаи, стихийные бедствия и т. д.).

Цели применения административно-предупредительных мер: предупреждение правонарушений в сфере государственного управления, предотвращение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности.

Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т. е. в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий компетентных исполнительных органов (должностных лиц), Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что достаточно показательно характеризует их принудительную природу

Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений. Они их предотвращают и в этом смысле предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении административных правонарушений.

Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни и различными субъектами с компетенцией контрольно-надзорного характера (специальные государственные инспекции и т.

Наиболее типичными являются следующие виды адми нистративно-предупредительных мер: проверка докумен тов; прекращение движения транспорта и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности; регистрация транспортных средств, регистрация и перерегистрация оружия; надзор за техническим состоянием транспортных средств; досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов; надзор за соблюдением правил дорожного движения; надзор за соблюдением правил пожарной безопасности и т. д.

Меры административного пресечения — способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправных действий и предотвращения наступления общественно опасных последствий.

Суть подобных мер состоит в принудительном прекра щении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

Основание применения мер административного пресе чения — совершение административного правонарушения. Они также могут применяться и для прекращения преступных действий. Кроме того, основанием применения указанных мер может послужить совершение объективно проти воправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. Например, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, имеют право выносить постановления об уничтожении, переработке или ином использовании продуктов питания, признанных негодными к употреблению, несмотря на то, что непригодными продукты могут стать как в силу правонарушения, так и в силу естественных причин.

При применении мер пресечения установление вины не требуется, так как в процессе осуществления этих мер отсутствует всесторонняя оценка нарушения с точки зрения предстоящего привлечения к ответственности, Их применение не влечет для субъекта состояния наказанности. Указанными особенностями объясняется то, что меры пресечения могут применяться и для прекращения объективно-противоправных деяний, совершенных невменяемыми, душевнобольными.

Среди средств административного принуждения меры административного пресечения наиболее многочисленны и разнообразны.

В зависимости от цели и способа воздействия меры пресечения подразделяются на обычные и специальные.

К обычным мерам пресечения относятся, например: требование прекратить противоправное деяние; превентивное задержание: помещение в медицинский вытрезвитель, приемник-распределитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание нарушителей комендантского часа и др.; запрещение эксплуатации транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям; запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по общественной безопасности и т. п.

Специальными мерами административного пресечения являются применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники. Цель применения специальных мер административного пресечения — прекращение противоправного деяния. Они применяются только тогда, когда иными способами прекратить такое деяние не представляется возможным.

Применению специальных мер административного пресечения, когда это возможно, должны предшествовать пре дупреждения о намерении их использовать. Специальные средства не применяются против женщин с видимыми признаками беременности (а огнестрельное оружие — против всех женщин), малолетних, а также инвалидов с явными признаками инвалидности, за исключением случаев совершения ими вооруженного нападения или иных действий, угрожающих жизни и здоровью людей,

Во всех случаях, когда избежать применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники невозможно, специально уполномоченные на то должностные лица обязаны стремиться причинить минимальный вред здоровью, чести, достоинству и имуществу граждан, а также обеспечить предоставление пострадавшим медицинской и иной помощи.

Принудительное лечение, как и иные виды административного принуждения, осуществляется в административном порядке.

Оно не связано с правонарушением. Цель принудительного лечения: во-первых, оказание помощи больным, защита их интересов; во-вторых, защита интересов общества и здоровья населения.

Принудительное лечение — это помещение в лечебное учреждение и лечение против воли и желания человека.

Безусловно, каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь и лечение. Однако при определенных заболеваниях такое право является его обязанностью. К подобным заболеваниям относятся те, которые представляют угрозу для окружающих людей.

Порядок принудительной госпитализации и лечения зависит от вида заболевания.

Так, граждане, имеющие венерические заболевания или больные туберкулезом подвергаются принудительной госпитализации и лечению лишь в случаях избегания от добровольного осмотра и лечения. Избеганием от лечения считается: отказ принять приглашение явиться на лечение; нарушение больничного режима, отказ от лечения или самовольный уход с приема врача или стационара; неявка без уважительных причин в установленное время для контрольного осмотра; самолечение.

Вопрос о принудительной госпитализации и лечении решает суд в течение 5 дней со дня поступления заявления лечебно-профилактического учреждения с обязательным присутствием лица, в отношении которого возбуждено дело. В случае уклонения от явки оно может быть подвергнуто приводу.

В Республике Беларусь существует принудительное лечение и лиц, страдающих психическими заболеваниями. Общими основаниями для госпитализации в психический стационар являются:

1) наличие у гражданина психического расстройства (заболевания);

2) решение врача-психиатра территориального органа охраны здоровья о проведении обследования или лечения стационарных условиях или решение суда;

З) необходимость проведения психиатрической экспертизы в случаях и порядке, установленных законодательством.

Вопрос о принудительном лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, ставится в тех случаях, когда лицо представляет непосредственную опасность для себя или окружающих, или беспомощно, то есть неспособно самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...