Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РАБОТА С СИМВОЛАМИ И ОБРАЗАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙУТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой общей психологии и истории психологии факультета психологии __________________О. А. Шамшикова «_____» ____________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РАБОТА С СИМВОЛАМИ И ОБРАЗАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА Направление подготовки: Психология Уровень высшего образования: Бакалавриат
Форма обучения:
Очная
Новосибирск 2014 СОСТАВИТЕЛЬ: Тайгулова Галина Сергеевна, ст. преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии ФП_______________
РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ на заседании кафедры общей психологии и истории психологии (протокол № 10.1 от 27 августа 2014 г.) Декан факультета психологии _______________ О.О. Андронникова
СОГЛАСОВАНО Начальник УМУ _______________ Ю.В. Северина Печать УМУ
Директор библиотеки _______________ Л.Н. Есина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Место дисциплины в структуре образовательной программы: Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки бакалавриата 37.03.01 Психология, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 августа 2014 г. № 946, вступил в силу 15 октября 2014 г., профессиональным стандартом «Психолог в социальной сфере», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 682н. Дисциплина относится к вариативной части блока профильной подготовки(Б.1.3.) учебного плана образовательной программы, изучается в 2 семестре. Индекс дисциплины в учебном плане: Б1.ДВ.23 Трудоемкость дисциплины: 4 ЗЕ / 144 часа, в том числе 44 часа - контактная работа с преподавателем, 100 часов - самостоятельная работа (таблица 2). Цели освоения дисциплины:развитие способности самопознания, а также знакомство студентов с основными направлениями работы с символами и образами в практической деятельности психолога, формами и методами работы с детскими и подростковыми группами. Важное место в процессе изучения дисциплины принадлежит практическим занятиям по изучению работы с символами и образами в практической деятельности. Основная цель дисциплины реализуется через подготовку бакалавров к решению следующих задач профессиональной деятельности: а) освоение техник работы с символами и образами для интеграции полученных знаний и навыков в практическую деятельность психолога; б) развитие способности самопознания, а также знакомство студентов с основными направлениями работы с символами и образами, формами и методами работы с детскими и подростковыми группами, с теоретическими основаниями арт-терапевтических техник; в) формирование представления об особенностях применения символов и образов в практической деятельности; г) обучение студентов использованию основных техник работы с символами и образами. Планируемые результаты обучения: Дисциплина направлена на формирование компетенции ПК-3, ПК-5, СК-2, и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1. Таблица 1 Перечень планируемых результатов обучения
*Элементы трудовых действий профстандарта «Психолог в социальной сфере» Контроль результатов освоения дисциплины Текущий контроль успеваемости осуществляется путем оценки результатов выполнения заданий практических, самостоятельной работ, посещения лекций. Итоговый контроль по дисциплине (промежуточная аттестация) осуществляется в форме экзамена на основании совокупности выполненных работ с учетом самостоятельной работы студента. Оценка "зачтено" выставляется при наличии портфолио, и успешного выполнения письменной проверочной работы. на основании результатов текущего контроля успеваемости, успешно выполненной самостоятельной работы и итогового тестирования (off-line) по дисциплине. Оценочные средства результатов освоения дисциплины, критерии оценки выполнения заданий представлены в разделе 7 «Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации» и фонде оценочных средств образовательной программы. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием контактной работы с преподавателем (п.3.1), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (п.3.2), использовать рекомендованные ресурсы (раздел 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета. 3.1 Содержание контактной работы с преподавателем Тема лекционного занятия: Рисунок как способ символического самовыражения Вопросы, рассматриваемые на лекции: 1. Терапевтичность и ресурсность рисуночных методик. 2. Тайный мир рисунка. 3. Интерпретация рисуночных техник. «Метафорический портрет», «Убежище», «Настроение», «Герб» и др. Планируемые результаты обучения:ПК-3. Б1.ДВ.23-у Ресурсы, необходимые для освоения:1,3,18,20. Тема 7. Маскотерапия. РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Основная учебная литература 1. Капшук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 221 с. 2. Бекоева, Д. Д. Практическая психология / Д. Д. Бекоева. - М.: Академия, 2009. - 192 с.
1.2 Дополнительная учебная литература 3.Арт-терапия / сост. и общ. ред. А. И. Копытина. - СПб.: Питер, 2001. - 320 с. 4. Андерсен-Уоррен, М. Драматерапия / М. Андерсен-Уоррен, Р. Грейнджер. – СПб.: Питер, 2003. – 288 с. 5. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2010. - 197 с. 6.Арт-педагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская – М.: Академия, 2001. – 248 с. 7.Арттерапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина – СПб.: Речь, 2002. – 224 с. 8. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству:методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы / О.А. Белобрыкина. – Новосибирск: НГПИ, 1993. – 62 с. 9. Большунова, Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие / Н.Я Большунова. – Новосибирск: НГПУ, 2000 – 372 с. 10. Бреслав, Э.Г. Цветопсихология и светолечение для всех / Э. Г. Бреслав. – М.: Б.&К.,2009. – 214 с. 11. Бретт, Д. Жила была девочка, похожая на тебя / Д. Бретт. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000г. – 214с. 12.Диагностика в арттерапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Речь, 2002. 13. Дженнингс, С. Сны, маски и образы. Практикум по арттерапии / Пер. с англ. И. Динерштейн / С. Дженнингс, А. Минде – М.: Эксмо, 2008. – 384 с. 14. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2000. – 310 с. 15. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Златоуст, 1998. – 352 с. 16. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко., М.: Речь, 2003. – 400 с. 17. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [технологии института терапии] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева., СПб.: Речь, 2006. – 176 с. 18. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. М.: Речь, 2005.–340 с. 19. Киселева, М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с. 20. Колошина, Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге. Характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. - М.: Речь, 2010. – 192 с. 21. Колошина, Т.Ю., Тимошенко, Г.В. Марионетки в психотерапии / Т.Ю. Колошина, Г.В. Тимошенко. – М.: Ин-т психотерапии, 2001. – 192 с. 22. Копытин, А.И. Системная арттерапия / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2001. 23. Копытин, А.И. Теория и практика арттерапии /А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с. 24. Лебедева, Л.Д. Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. – СПб.: Речь, 2003. – 256 с. 25. Мария-Луиза фон Франц. Психология сказки Толкование волшебных сказок. Психологический смысл мотива искупления в волшебной сказке. http://jungland.ru/ 26. Назарова, Л.Д. Фольклорная арттерапия / Л.Д. Назарова. – СПб.: Речь, 2002. – 240 с. 27. Никольская, И.М., Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. – СПб:Речь, 2000. – 507с. 28. Оклендер, В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии / В.Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 336 с. 29.Свободное тело. Хрестоматия/ Ред.-сост. Баскаков В.Ю. – М., 2004. – 224 с. 30. Серов Н.В. Цвет культуры: психология, культурология, физиология / Н.В.Серов. – СПб.: Речь, 2004. – 672 с. 31.Арттерапия: Хрестоматия/ А.И.Копытин. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. 32. Чередникова, Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков (методика «Цветоструктурирование») / Т.В. Чередникова. – СПб.: Речь, 2004. – 352 с.
a. Ресурсы сети "Интернет" 1. Практическая арт-терапия [Электронный ресурс]: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2008. - 288 с. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. 2. Арт-терапия - новые горизонты [Электронный ресурс] / под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. 3. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Электронный ресурс] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - М.: Когито-Центр, 2007. - 197 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56436/ 1.3.2 Ресурсы открытого доступа: 33.Практическая арт-терапия [Электронный ресурс]: лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2008. - 288 с. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». 34.Арт-терапия - новые горизонты [Электронный ресурс] / под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». 35. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Электронный ресурс] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2007. - 197 с. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». 1.3.3 Ресурсы открытого доступа: 36.Практическая арт-терапия [Электронный ресурс] : лечение, реабилитация, тренинг / под ред. А. И. Копытина. - Москва : Когито-Центр, 2008. - 288 с. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - Режим доступа: ссылка на электронный ресурс. 37.Арт-терапия - новые горизонты [Электронный ресурс] / под ред. А. И. Копытина. – М.: Когито-Центр, 2006. - 336 с. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». 38. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Электронный ресурс] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2007. - 197 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56436/. 4.3.2. Ресурсы открытого доступа: 39.Куб – электронная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.koob.ru/. 40.Всё для студента – электронная библиотека [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.twirpx.com/ Методическое обеспечение 41.Персональные сайты преподавателей университета [Электронный ресурс] Элек. дан. - Режим доступа: http://prepod.nspu.ru/. 42.Информационно-психологический кабинет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ipkfp.nspu.ru
5. РЕСУРСЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Информационные технологии Образовательный процесс осуществляется с применением локальных и распределенных информационных технологий (таблица 4, 5). Таблица 4 – Локальные информационные технологии
Таблица 5 – Распределенные информационные технологии
Материально-техническая база Таблица 6 Материально-техническая база
Доклад по теме Контролируемые результаты обучения: ПК-3. Б1.ДВ.23-з, ПК-5. Б1.ДВ.23-з, СК-2. Б1.ДВ.23-з, Этапы контроля: по завершению тем 1-2 Время на выполнение: в течение семестра Форма проведения контроля: устно Метод оценивания: зачтено-незачтено Критерии оценки результатов выполнения: оценка «зачтено» ставится за грамотную работу студента с современными источниками информации и способность дополнять учебный процесс новым материалом. Темы докладов: 1. Психологические концепции цвета. 2. Значение символов и образов в арт-терапии. 3. Значение цвета в арт-терапии. 4. Влияние цвета на характер человека. 5. Интерпретация цвета в арттерапии. 6. Арт-терапия с пожилыми и престарелыми людьми. 7. Арт-техники в индивидуальной и групповой работе. 8. Оснащение арт-терапевтического процесса. 9. Возможности групповой арт-терапии. 10. Арт-терапевтические упражнения в работе с семье. 11. Сказкатерапия как направление арт-терапии. 12. Арт-терапия в работе с семьями «группы риска». 13. Основные направления игровой терапии. 14. Танцевальная терапия. 15. Основные принципы и задачи танцевальной терапии. 16. История возникновения песочной терапии. 17. Основные цели, задачи и возможности песочной терапии. 18. Танцедвигательная терапия как направление арт-терапии. 19. Музыкальная терапия как направление арт-терапии. 20. Общие представления о фототерапии. 21. Арт-терапия в работе с правонарушителями. 22. Групповая арт-терапия с подростками. 23. Методики арт-терапевтической работы с жертвами насилия. 24. Арт-терапия в работе с детьми и подростками в условиях школы. 25. Медитативные техники в арт-терапии. 26. Арт-терапия в социальной сфере.
7.1.1 Портфолио Контролируемые результаты обучения: ПК-3. Б1.ДВ.23-в, ПК-5. Б1.ДВ.23-в, СК-2. Б1.ДВ.23-в, Этапы контроля: по завершении тем 3-7 Время на выполнение: в течение семестра Форма проведения контроля: письменная Метод оценивания: зачтено-незачтено Структура: содержание, психодиагностические методики для индивидуальной и групповой работы, список литературы. Критерии оценки результатов выполнения: оценка «зачтено» ставится при соблюдении структуры работы, правильной культуре оформления и представления портфолио, оригинальности и эстетичности при оформлении портфолио, объёме не менее 5 методик для индивидуальной работы и 5 методик для групповой работы наличие ссылок на указанные диагностические методики. Конспект книги Контролируемые результаты обучения: ПК-3. Б1.ДВ.23-у, ПК-5. Б1.ДВ.23-у, СК-2. Б1.ДВ.23-у, Этапы контроля: по завершении тем 8-12 Время на выполнение: в течение семестра Форма проведения контроля: письменная Метод оценивания: зачтено-незачтено Типовые задания/примерный вариант: Пример Конспекта. Конспект Подготовлен по книге Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии /Т.Ю. Колошина, Г.В.Тимошенко. – М.: Ин-т психотерапии, 2001. – 192 с Книга состоит из предисловия, двух частей по четыре главы каждая и заключения. Первая часть книги называется «………………..». В первой главе описывается ……………………………………….[С.33]. Во второй главе…………………………………………………… [С.33]. В третьей главе …………………………………………………… [С.33]. Четвертая глава ……………………………………………………..[С.24.] Вторая часть книги называется «………………..». В первой главе рассматривается …………………………………. [С.33]. В этой главе раскрывается …………………………………………[с.33]. Четвертая глава второй части ………………………………………[С.80]. В заключении: Критерии оценки результатов выполнения: оценка «зачтено» ставится при грамотной работе с учебником, грамотное форматирование текста.
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой общей психологии и истории психологии факультета психологии __________________О. А. Шамшикова «_____» ____________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ РАБОТА С СИМВОЛАМИ И ОБРАЗАМИ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА Направление подготовки: Психология Уровень высшего образования: Бакалавриат
Форма обучения:
Очная
Новосибирск 2014 СОСТАВИТЕЛЬ: Тайгулова Галина Сергеевна, ст. преподаватель кафедры общей психологии и истории психологии ФП_______________
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |