Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Факторы возникновения, становления и развития подданнической политической культуры
При всех многообразных социально-экономических, политико-идеологических и духовных изменениях в развитии российского общества на протяжении досоветского, советского и постсоветского периодов тип взаимоотношения населения и власти, по мнению Р.Т. Мухаева, [155] демонстрирует постоянство и преемственность. В его основе лежит подданническая политическая культура, характеризующаяся отношениями односторонней зависимости индивида от власти, надеждами на получение от нее благ. Вместе с тем, подданнический тип политической культуры обычно характеризуется общепринятой приверженностью населения к таким ценностям, как привычка подчиняться власти, дисциплинированность, наличие социальных гарантий, равенство и т.д. В России все по-другому, во-первых, ее политическая культура двойственна и представляет собой неорганичное взаимодействие (иногда жесткое противоборство) двух социокультурных потоков, ориентированных на разные системы ценностей. Доминирующий социокультурный поток, вбиравший в себя большинство населения, всегда ориентировался на ценности корпоративизма (коллективизма, соборности), справедливости и равенства. Его сторонники отличались приверженностью патриархальным традициям (привычке подчиняться власти, потребности в руководстве и т.д.). Поток другой субкультуры содержит ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма и т.д. Неорганичное сочетание двух систем ценностей в России обусловлено ее положением между Западом и Востоком, которые оказывают существенное влияние на российское общество. Существование относительно свободного индивида в период раннего Древнерусского государства сменилось заметным влиянием властей, ростом зависимости населения. Подданнические политические ориентации идеологически закреплялись христианством в форме православия. Приняв христианство, власть приобрела божественный характер и абсолютную легитимность через божественное право. Принципы и механизмы практической реализации отношений господства и подчинения между властью и населением были заимствованы из практики организации монгольской империи. Характер фундаментальных поведенческих ценностей они приобрели в период завершения формирования централизованного российского государства при Иване Грозном. Однако одновременно с влиянием Востока активизировались отношения России с европейскими странами, что способствовало привнесению в Россию западных ценностей. Наиболее активно данный процесс происходил при Петре I, хотя и тогда социальная база активистской политической культуры была узкой: носителями этих ценностей выступал правящий класс и немногочисленная интеллигенция. Во-вторых, разобщенность и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характеротношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции. В-третьих, доминирование подданнических политических ориентации обусловлено концентрацией, начиная с раннего средневековья, политического господства в руках правящего класса. Процесс концентрации политического могущества был вызван тем, что освоение громадных российских просторов при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры можно было осуществлять лишь с помощью сильной власти князей и их дружин. Да и для защиты бесконечных границ государства от воинственных соседей требовалась концентрация политического и военного могущества. В связи с этим именно политические факторы (политическая воля монарха, сильное государство, разветвленный бюрократический аппарат, развитая репрессивная система) обеспечивали поступательное развитие российского общества. Естественно-исторические механизмы социальной эволюции (экономические интересы, собственность, наличие самостоятельного производителя, конкуренция, рынок), породившие зрелое гражданское общество и активистские политические ориентации на Западе, в России не получили широкого распространения. Дифференциация интересов и статусов осуществлялась не за счет механизмов экономического неравенства (отношений собственности), а за счет отношений власти. Наличие или отсутствие власти было основным критерием деления общества на два класса: правящий класс, обладающий монополией на власть и, следовательно, исключительными правами на управление, на собственность, привилегии; и зависимое население, лишенное экономических, социальных и политических прав. Высокая степень концентрации и централизации всех видов власти у правящего класса приводила к тому, что малейшее ослабление его господства оборачивалось нарастанием неуправляемости системы, потерей темпов экономического и социального роста и, в конечном счете, революциями. В 60-е гг. XIX в. в стране возникли благоприятные условия для развития демократической политической культуры. Было ликвидировано крепостное право, началось формирование новых социальных сил: буржуазии и разночинной интеллигенции, осуществлялась масштабная правовая реформа. Однако неспособность правящих элит верно реагировать на вызовы времени, привели к революции 1917 г. А последовавший затем большевистский переворот остановил данный процесс. В-четвертых, отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества всегда приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходилось лишь выполнять предписания правящего класса. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |