Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Роль и значение политической психологииРассмотрение политической психологии как специфического фактора политического процесса позволяет выяснить, что политические чувства и эмоции - это наиболее подвижный и динамичный элемент политического сознания, который организует и определяет субъективные образы лидеров, государства, власти, складывающиеся у человека. Именно чувства заставляют человека оценивать политические явления не по их реальному содержанию, а в зависимости от того, какими они отражаются в его сознании. Например, недоверие к той или иной партии, к режиму в целом формируется у человека по преимуществу не в результате анализа их программы и действий. Более важным оказывается отношение, скажем, к неэтичному поступку их лидера или просто возникшая антипатия или симпатия. Таким образом, человек воспринимает политическую реальность чаще всего такой, какой она представляется его чувствам и эмоциям, которые, действуя по собственным законам, вполне могут и неадекватно отражать окружающий мир [213, с.242]. Психологические компоненты политического сознания людей очень подвижны и изменчивы, и поэтому далеко не так просты, как это представляется нередко власть имущим. Политическая психология играет роль сущностного компонента в структуре политического сознания субъекта. В нее входят традиционные особенности национального менталитета, такие как этническая культура и историческая память народа. В период советской власти, при утверждении «великой общности советского народа», т.е. при искусственном создании нации, абсолютно игнорировалась национальная политическая психология людей. Во многом этот процесс продолжается и сегодня, и примером могут служить достаточное число печальных прецедентов, приведших к военным конфликтам, вплоть до самого страшного — войны с Чечней [188]. Показателем влияния политической психологии на политические процессы является и формирование в сфере власти особых психологических укладов (типов), предопределяющих характер выполнения людьми своих ролей и функций. Опыт показывает, что свои политические роли люди осуществляют по-разному: · экстраверт (общительный и энергичный человек, чьи чувства устремлены к внешнему миру); · и интроверт (замкнутый на себя человек); · сенсорик (рационально мыслящая личность, знающая, чего она хочет, и стремящаяся к порядку); · и интуит (ориентирующийся на спонтанные чувства и более склонный к анархии); · романтик (творческая личность, склонная к меланхолии); · и перфекционист (критически мыслящий и рационально действующий).
По-разному действуют в политике люди, склонные: · к насилию или человеколюбию; · экзальтации или рационализму; · конформисты и нонконформисты; · те, кто стремится жестко (ригидно) придерживаться установленных правил; · и обладающие подвижной (лабильной), пластично изменяющейся в соответствии с обстановкой системой чувств; · и другими психологическими свойствами.
Классическим примером внутреннего соответствия психологических и властных структур в жестких режимах правления стала характеристика американским ученым Т. Адорно [1] личности «авторитарного» типа, поддерживающей систему власти своим догматизмом, ригидностью, агрессивностью, некритическим восприятием групповых ценностей и шаблонным мышлением. Политический экстремизм базируется на гипертрофированных иррациональных мотивациях человека, которые в свою очередь чаще всего являются следствием некой психической ущербности человека, тормозящей его рациональный выбор и заставляющей обращаться к подобным видам деятельности. По данным некоторых социологических исследований, правые и левые экстремисты значительно чаще испытывают чувства социальной изолированности, одиночества, бессмысленности жизни, тревоги за свое будущее, по сравнению со сторонниками других политических течений [65, с.278]. Такие психологические основания предопределяют главным образом прямое, непосредственное реагирование людей на политические события, заставляют их отвечать на вызов вызовом, стремиться достичь цели любым способом. В противоположность такому психотипу люди, принадлежащие к центристскому типу личности, способны «экранировать» (гасить) отрицательные и преобразовывать разрушительные эмоции в созидательные. Они демонстрируют смешанный тип реагирования на вызовы среды и сочетают при этом сильную волю с отзывчивостью, а импульсивность – с ответственностью. Такая личность способствует сбалансированию политических сил и снятию напряженности в обществе. Особую роль играют типы лидеров, чьи психические доминанты стиля деятельности могут существенно повлиять на характер принимаемых в государстве решений и даже изменить некоторые параметры политической системы в целом. Так, Г. Лассуэлл [109] считал, что история политики – это история психопатологии личностей, занятых управлением обществом, а их действия в свою очередь определяются внутренней «борьбой мотивов». Не случайно, в современной науке большое распространение получило психобиографическое направление, т.е. исследование биографий выдающихся политиков XX в. – Линкольна, Мао-Цзедуна, Лютера, Ганди и др. «Сила психоистории, – писал Э. Эриксон, – состоит во внимательном исследовании смешения рационального и иррационального в политических событиях и в интригующем и тревожном сочетании устойчивого и неустойчивого, функционального и дифункционального в политических лидерах...» [213, с.247]. Многочисленные современные исследования убедительно показывают зависимость политических процессов от характера деятельности лидеров, заданного их психологическим типажом. Например, · лидеры компульсивного типа устремлены к идеалам и, пытаясь все сделать наилучшим образом, не могут гибко подойти к использованию внештатных ситуаций; · «актеры» видят смысл своей политической деятельности в том, чтобы привлечь внимание общественности к собственной персоне; · политики депрессивного типа ориентируются на защищенность своего статуса и присоединение к более сильному действующему в политике лицу и т.д.
Взгляд на политику с психологической точки зрения показывает зависимость политического субъекта при осуществлении тех или иных ролей от его чувств и эмоций. Психологические свойства выступают как фактор, который и влияет на его поведение, и предопределяет возникновение самих этих ролей и функций. Например, природа такого явления, как политический экстремизм, зачастую объясняется не столько его социальными причинами (невстроенностью групп в общественную систему или их неумением представлять свои интересы в легальных органах власти), сколько психологическими. Как доказано многочисленными исследованиями, этот тип политического поведения людей всегда базируется на гипертрофированных иррациональных мотивациях, которые в свою очередь чаще всего являются следствием некой психической ущербности человека, тормозящей его рациональный выбор и заставляющей обращаться к подобным видам деятельности. Зная законы формирования психологических образов, можно определять их структуру и направленность, тем самым успешно влияя на отношения граждан к государству и на их индивидуальное поведение. В истории немало примеров того, как отдельные правители, создавая очаги временного психологического возбуждения у населения, подавляли структуры его рационального мышления, а также, используя другие приемы манипулирования сознанием, заставляли людей испытывать чувства единения с государством и ненависти к его врагам, объединяться вокруг лидера и переживать при этом массовое воодушевление, утрачивать ощущение реальности или понижать восприимчивость к тем проблемам, которые невыгодны власть имущим [199]. Политическая психология включает в себя как универсальные чувства и эмоции человека, специфически проявляющиеся в политической жизни (например, гнев, любовь, ненависть и др.), так и те ощущения, которые встречаются только в политической жизни (чувства симпатии и антипатии к определенным идеологиям или лидерам, чувства подвластности государству и т.п.). Различная роль этих чувств и эмоций предопределяет двоякое значение психологии в политической жизни. С одной стороны, она выступает тем духовным явлением, которое опосредует все разновидности политического мышления и поведения человека, придает форму всем субъективным проявлениям его мыслительной и практической активности. В этом отношении политическая психология представляет собой тот внутренниймеханизмпреобразования человеческих представлений в который органически встроен политический процесс. Иными словами политическая психология выступает в этом случае как механизм микширования политической информации, поступающей извне, с политическими эмоционально-чувственными представлениями личности. Результаты этого сопоставления реализуются в конкретной реакции личности на явления политического процесса. Реакция может быть различной: от агрессии, до внешнего игнорирования, но она обязательна. С другой стороны, политическая психология представляет собой генетически первичную, эмоционально-оценочную реакцию политического сознания и тот специфический духовныйфактор, который оказывает самостоятельное воздействие на выработку мотивов и политическое поведение человека, отличаясь при этом от влияния, например, его рациональных или ценностных побуждений. Как писал И. Хейзинга, «непосредственные проявления страсти», создавая внезапные эффекты, способны «вторгаться в политическую жизнь в таких масштабах, что польза и расчет... отодвигаются в сторону» [161, с.11]. Общеизвестно, что спокойствие чувств, эмоциональное привыкание людей к складывающейся в государстве ситуации является главным фактором устойчивости режимов. Не случайно, как отмечает ряд российских ученых, «власть интересуют не мнения общества... а настроения», которые «могут охватывать миллионы. ...Настроения, охватившего массу, достаточно, чтобы все изменилось» [232, с.86]. Но особенно ярко влияние психологических факторов проявляется в переломные для государства периоды. Например, в условиях революционных изменений на политическую арену приходит множество людей с повышенным эмоционально-чувственным фоном, а то и просто неуравновешенных и даже психически больных. Как писал С. Сигеле, «...число сумасшедших всегда велико во время революций или возмущений не только потому, что сумасшедшие принимают в ней участие, но и потому, что общество делает сумасшедшими тех, кто только был предрасположен к сумасшествию» [209, с.64]. История дала немало убедительных примеров и того, как в эти периоды психически эволюционировали многие политические лидеры-революционеры. Например, Робеспьер и ряд других известных его соратников по мере развития революционных процессов превращались из радостных, многоречивых романтиков в подозрительных, неприязненно относящихся к несогласным с ними людям, а затем и вовсе эволюционировали в личностей, не терпящих возражений, замыкавшихся в себе, мнящих повсюду заговоры и предательства. В результате, как писал Г. Лебон, «трогательный гуманизм» Французской революции, «начав идиллией и речами философов, кончил гильотиной» [110, с.365]. Неустранимость из политической деятельности универсальных психических способов взаимодействия и общения людей превращает психологию в своеобразный универсальный измеритель всей политики в целом. Иными словами, власть, государство, партии, разнообразные политические поступки субъектов, а также другие явления политики представляются как те или иные формы психологического взаимодействия людей. В связи с этим в политологии сложилось целое направление, представители которого абсолютизируют роль психологических факторов. Они однозначно сводят все причины возникновения революций и тираний, демократизации или реформирования государства и общества к психологическим основам политического поведения людей. Даже массовые политические процессы объясняются психологическими качествами индивида или малой группы (Э. Фромм [238], Г. Олпорт, Е. Богарус и др.). В этом случае «человек политический» понимается как продукт личностных психологических мотивов, перенесенных в публичную сферу (Г. Лассуэлл [109].). Сама же политика практикуется как «явление психологическое в первую очередь, а потом уже идеологическое, экономическое, военное и др.» [271, с.16]. Люди усваивают политические идеи не механически, а избирательно, принимая одни из них и отвергая другие. Политическая психология и является той сферой, изучение которой позволяет ответить на вопросы: как, почему и с помощью каких внутренних механизмов политические идеи превращаются в движители реальной политики [198, с.459]. Зная законы формирования психологических образов, можно определять их структуру и направленность, тем самым успешно влияя на отношения граждан к государству и на их индивидуальное поведение. В истории немало примеров того, как отдельные правители, создавая очаги временного психологического возбуждения у населения, подавляли структуры его рационального мышления или, используя приемы манипулирования сознанием, заставляли людей испытывать чувства единения с государством и ненависти к его врагам, объединяться вокруг лидера и переживать при этом массовое воодушевление, утрачивать ощущение реальности или понижать внимание к тем проблемам, которые невыгодны власть имущим[213, с.246]. С помощью политической психологии воздействия среды, соизмеряясь с потребностями и ценностями человека, превращаются в мотиваторы его поведения. Психология осуществляет проекцию на политическое поведение индивидуальных качеств личности, а также конвертирует, «перерабатывает» влияние на него различных внешних факторов [198, с.459]. Таким образом, политическая психология является средством оперативной реакции на внешние политические раздражители. Природа ее функционирования построена на использовании стереотипов, связанных с политическим процессом. Если от человека не требуется немедленной реакции на события, механизмы рационального сознания способны внести коррективы в позицию индивида, или даже полностью нейтрализовать возникшее настроение. Если этого временного лага нет, человек реагирует на политическую ситуацию импульсивно, со всеми вытекающими из этого последствиями. Нередки ситуации, когда в силу случайных или сознательно организованных обстоятельств, человеку не удается подключить к осмыслению явления логические механизмы. В таких случаях вся деятельность индивида определяется механизмами политической психологии, способными отключить или принципиально деформировать механизмы логического мышления. Тогда человек надолго или навсегда теряет способность рационально оценивать политическую ситуацию, воспринимает ее только чувственно-эмоционально. На создание такой ситуации направлена деятельность тоталитарных и диктаторских режимов. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |