Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии классификации идеологий

 

Современные политические идеологии имеют множество различных форм выражения содержания и многообразны в своих конкретных видо­вых проявлениях. Идеология по различным основаниям подразделяется на несколько типов, видов или форм. Каждое из идейно-политических течений — это совокупность концепций, ценностей и ориентации, не всегда в полной мере и последовательно выраженных в программах тех или иных политических партий.

Идейно-политические течения отличаются друг от друга:

· по оценке ими роли отдельного человека, групп, партий, классов в политическом процессе;

· по их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем;

· по тому, какое место в жизни общества отводят они основным социальным и политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, церкви);

· по тому, как они относятся к возможности реформирования общества [41].

 

В соответствии с формами общественного сознания идеология классифицируется на экономическую, политическую, правовую, нравственную, эстетическую, национальную, экологическую, религиозную, атеистическую и т.п.

По субъекту она может быть рабочей, крестьянской, буржуазной, мелко­буржуазной, анархической и т.д.

С точки зрения идеалов желаемого будущего политические идеоло­гии делятся на:

· правые, основанные на идеалах свободной конкуренции, рынке, частной собственности и индивидуализма;

· левые, основанные на идеалах общественной собственности, социального равенства и спра­ведливости;

· центристские, стремящиеся преодолеть крайности первых двух идеологий, найти компромисс между ними, признавая социально-ориентированную рыночную экономику, идеологический и политиче­ский плюрализм.

 

С точки зрения технологии осуществления общественных идеалов политические идеологии делятся на:

· радикальные (революционные), предлагающие глубокие системные преобразования общества;

· консер­вативные (традиционалистские), стремящиеся сохранить и закрепить существующий порядок в обществе;

· умеренные (реформистские), пред­лагающие медленные структурные преобразования, не затрагивающие сущности общества.

 

По сфере распространения, политическому влиянию и общественно­му статусу политические идеологии делятся на:

· общественные, которые действуют, прежде всего, в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий и движений;

· государствен­ные (господствующие), которые имеют государственный масштаб и проявляются в сфере государственной политики [192, с.179].

Распространенным является также рассмотрение идеологий сквозь призму дихотомии «демократия — авторитаризм», наряду с использованием традиционных категорий — «левые», «правые» и «центр» как для характеристики идеологических ориентации в рамках определенной политической системы, так и для определения степени приверженности экстремистским или, наоборот, умеренным формам политического поведения и партиям.

Политические идеологии также различают по двум основаниям:

· по социально-политической парадигме, то есть по предлагаемой модели желаемого общества;

· по отношению к прогрессу и технологии его осуществления.

 

Если первое основание расчленяет политические идеологии на правые, центристские и левые (просоциалистические), то отношение к технологиям социальных измене­ний противопоставляет радикалов, выступающих за постоянные глубокие революционные преобразования, консерваторам, стремя­щимся к сохранению установившегося политического порядка и согласным лишь на самые незначительные изменения status-quo. Между ними располагаются силы с умеренной политической ори­ентацией, предпочитающие путь постепенных реформ.

Политические идеологии, возникшие в эпоху Просвещения, по-разному обосновывали идею прогресса, предлагали различные мо­дели общества и способы их реализации. С тех пор мало что изме­нилось в этом плане.

Правые идеологии связывают идею прогресса с обществом, ос­нованным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной соб­ственности и предпринимательства. Однако правые политико-социальные воззрения неоднородны. Они включают целый спектр политических идеологий от ультраправых (фашизма во всех его разновидностях, расизма) до либерально-демократических.

Левый политический спектр включает идеологии, которые ви­дят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Однако воплощение ценностей равенства и справедливости левые пред­ставляют себе по-разному. Коммунисты отдают предпочтение ра­дикальным способам преобразования общества, предполагают дос­тижение равенства и справедливости в условиях планово органи­зованной экономики, приоритета общественной собственности, осуществления принципа оплаты «по труду». Социалисты и соци­ал-демократы негативно относятся к идее использования револю­ционных средств социальных изменений и предпочитают рефор­мы. Равенство и справедливость они трактуют не как равенство результатов, а как равенство «стартовых условий», то есть созда­ние примерно равных социальных возможностей для индивидов, вступающих в самостоятельную жизнь. В этом они солидарны с коммунистами [155, с.347].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...