Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционная работа с военнослужащими.

 

Поступление на службу в Вооруженные силы ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности человека, что сопровождается физиологической и эмоциональной адаптацией и перестройкой отдельных функций организма. Принципиально меняется социальная ситуация развития человека, перестраиваются его жизненные отношения. С одной стороны, изменение социального статуса, отрыв от привычного социального окружения, изменение бытовых условий, иные стрессоры усиливают риск возникновения различных эмоциональных нарушений. С другой – участие в боевых действиях создает условия для получения ранений, травм различной степени тяжести и нарушений в различных функциональных системах организма. Все эти условия неизбежно влияют на дальнейшее развитие личности военнослужащего, его психическое развитие. Психическое развитие (по Л.С. Выготскому) – это процесс качественных преобразований, ломки старых, отживших структур и формирования новых. Оно не останавливается никогда и продолжается всю жизнь человека. Однако, если в обычных условиях это происходит «гладко», эволюционно, то в случае получения травмы или иного дефекта, психическое развитие резко меняет вектор направленности и создаются предпосылки для изменения личностных качеств. Люди, получившие дефект в зрелом возрасте, имеющие уже достаточный жизненный опыт и соответствующий ему набор навыков и привычек функционирования в социальных условиях, в этом случае представляют собой для специалистов по коррекционной педагогике и психологии довольно сложный объект работы. В связи с этим, применительно к военнослужащим, большинство специалистов вынуждено учитывать только общепсихологический аспект при определении «нормы личности», что, естественно, позволяет повысить качество жизни военнослужащего, получившего дефект, однако не решает проблемы в целом.

Проблема критериев нормы развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционной деятельности с военнослужащими, решения задач воспитания и перевоспитания.

В основе коррекционной работы лежит положение о том, что судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. В соответствие с позицией А.Н.Леонтьева личность – совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях и предназначенная для саморегуляции социального поведения человека относительно других индивидуумов. Сущность личности, ее позиции, мотивы и способы поведения, реализующие те или иные жизненные цели человека, проявляется в поступках человека, которые определяются биогенетическими задатками, воздействиями социальных факторов и психосоциальным ядром «Я».

При изменении хотя бы одной из этих трех составляющих, соответственно, меняются и остальные две, а, следовательно, меняются и сущностные характеристики всей личности, и, соответственно, поступки. Таким образом, в случае изменения биологической (физиологической) составляющей, меняется как структура воздействия социальных факторов, так и концепция «Я». Нарушение одного из компонентов человечес­кого сознания на определенном этапе неизбежно должно отразиться на остальных компонентах. Поэтому при различных отклонениях в развитии личности формируются типичные черты, что проявляется в изменении потребностного профиля, сужении сферы интересов, снижении уровня как общей, так и социальной активности, ослаблении мотивационной сферы с до­минированием мотива избегания неудачи и усиления эгоцентрических установок. Другими словами – хронические соматические и фи­зические дефекты ведут к нарушению поведения и эмоциональным расстройствам.

Л.С. Выготский, введя понятие «социальная ситуация развития», указывал на социальную составляющую как на источник развития, а не на «обстановку». Человек зависим от социальной ситуации развития, от других людей, которые ее создают. Перестройка же сознания человека, приобретшего дефект, к концу определенного периода меняет всю систему отношений с другими и отно­шение к самому себе. Меняется и среда, понимаемая как «образ жизни».

Важным моментом является и собственное отношение военнослужащего к своим дефектам. Военнослужащий очень болез­ненно переживает свой физический недостаток или ограничения, связанные с болезнью, а также различные нервные проявления. Он теряет возможность принимать участие в некоторых, ранее привычных, а нередко и жизненно важных социальных видах деятельности. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у человека чувства неполноценности, сказывается на самооценке, вы­зывает замкнутость, трудности в поведении и конфликтные пере­живания. Человек целиком погружается в вопросы своего здоровья и лечения, и у него не ос­тается времени для других дел и общения. Отношения между личностью и окружающим ее миром неоднозначны и очень сложны. Для нормальной адаптации человеку необходимы специальные условия, он нуждается в определенной поддержке и защите, при отсутствии которых превраща­ется в ограниченное существо с «синдромом враждебного отноше­ния к жизни», вместо того чтобы научиться не только быть самостоятельными и уметь заботиться о себе, но и жить полноценной жизнью.

Немаловажным фактором, усиливающим нарушения личностно­го развития, могут быть ценности, нормы, ориентиры и модели поведения той социальной группы, частью которой стал такой военнослужащий. Оценки со стороны окружающих могут ис­кажать внутренние переживания человека. В соответствии с навязанным ему социально значимым окружением образом самого себя и в соответствии с собственными установками человек старается быть таким, каким от него ожидают, а не тем, что он есть. Навязанные образы, ценности вытесняют и замещают «истинные» пе­реживания и ценности, что ведет к саморазрушению физиологической составляющей личности и концепции «Я». Соци­альная группа усиливает те черты личности и те виды и формы поведения, которые соответствуют ей, и ослабляет нежелательные для нее. Чтобы обрести в связи с изменением своего статуса признание и уважение в такой социальной группе, человек может начать искать власти над другими или же прибегать к соревновательности, и при этом сам факт победы становится для него важнее, чем способ ее дости­жения. Неудовлетворенность, проигрыш в такой соревновательности может стимулировать внешнюю агрессивность, направленную на членов своей группы, а в некоторых случаях возможно обращение агрессии внутрь, против самого себя, вплоть до само­уничижения.

В этих условиях принципы клиент-центрированной терапии по К. Роджерсу становятся единственно возможными при работе с военнослужащим. Чтобы изменить составляющие личности, сделать ее здоровой, двигаясь в направлении самоактуализирующейся личности (по А. Маслоу), необходимо, чтобы у него сложилась реалистичная картина мира и его окружения. Значимые люди должны быть едины и целостны в своих чувст­вах, в их восприятии и высказывании о них. Они должны быть искренними, правдивыми, не притворяться, не надевать «маски». В итоге коррекционной работы должна быть достигнута задача: безусловно принять человека таким, какой он есть, воспринимать его как человека с особыми свойствами. Неудовольствие и отрицательные переживания должны высказываться не в виде отрицательной оценки личности человека, а в виде субъективного отношения к данному «здесь и теперь» поведению. Тогда эмпатическое понимание, без которого безусловное принятие может означать просто недифференциро­ванное благодушное отношение ко всему происходящему, позволит проникнуть в чувства и мысли человека, суметь увидеть проблему с его позиции, что, в свою очередь, облегчит процесс принятия его и создаст предпосылки ненужности манипулирования мотивами и, следовательно, отпадет необходимость быть неискренним, «надевать маску».

Центральным вопросом как специальной психологии, так и коррекционной педагогики является проблема компенсации функций. Задача специально организованного обучения и воспитания заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Компенсация, как внутрисистемная, так и межсистемная, применительно к военнослужащим – это возмещение нарушенных функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций с вовлечением в действие новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.

На начальных этапах работы основным препятствием к обучению и перевоспитанию является только первичный дефект. При дефицитарном развитии личности военнослужащего,связанным с тяжелыми нарушениями отдельных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата), первичный дефект ведет к недоразвитию функций, соотносящихся с ними наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Со временем это проявляется в психических конструкциях и формирует сначала вторичный, а потом и третичный дефект, которые, в свою очередь, изменят иерархические отношения между первичными, вторичными, а нередко и третичными нарушениями, что потребует более сложных специальных усилий по преодолению нарушения. Именно поэтому вторичное нарушение является основным объектом психолого-педагогической коррекции.

Синтез биологического и социального факторов, по Л.С. Выготскому, применительно к компенсаторной деятельности среди военнослужащих, получивших в связи со своей служебной или иной деятельностью физиологические дефекты, можно интерпретировать следующим образом:

1. Включение военнослужащих при приобретении дефекта в разнообразную социально значимую деятельность для создания активных и действенных форм нового опыта, полученного компенсаторным путем, и приобретения навыка к получению нового опыта компенсаторным путем.

2. Первичное нарушение, например, потеря конечности, влечет за собой вторичные отклонения в развитии, которые меняют всю системную структуру психики (отдельные элементы познавательной и эмоционально-волевой сферы) и отклонения третьего порядка – своеобразное развитие всех познавательных процессов. При разной первичной причине многие вторичные отклонения имеют сходные проявления. Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов, через которые и осуществляется воздействие на третичные, а в определенных случаях даже на первичные дефекты.

3. Подчиняя специальное воспитание и обучение социальному, используя их взаимозависимость, необходимо получить социально активную целостную личность с иными мотивами и свойствами, что обеспечивает получение соответствующего иного социального статуса.

4. Включение военнослужащего в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования различных видов сотрудничества при научении новым навыкам коммуникации и общения, необходимых для полноценной интеграции в общество.

5. Судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. В зависимости от внешних социальных условий, осознанности характера и степени дефекта, возможно добиться не только включения и раскрытия компенсаторных механизмов, но и определить уровень компенсации.

Полноценно функционирующий человек доверяет своему организму в выборе лучшего варианта поведения из множества возможных в данный момент, в соответствии с физиологическими предрасположенностями, характеризуется способностью осознавать свои мотивы, способностью к их подчинению и переподчинению. Он становится более функциональным человеком, так как полностью и адекватно осознает себя, свои переживания.

 

 

Выводы по теме.

 

Нарушение одного из компонентов человечес­кого сознания на определенном этапе неизбежно должно отразиться на остальных. Поэтому при различных отклонениях в развитии личности формируются типичные черты, которые характеризуют личность в целом со стороны ее незрелости. Следует учитывать не только функциональное, но и духовное развитие. Тем не менее, строгого научного определения понятия «норма личности» не существует. Выбор коррекционных методов во многом зависит от результатов наблюдений на основе концепции возрастно-психологической периодизации, основанной на изучении развития черт личности, процесса ее формирования в соответствии с каждым конкретным возрастным периодом.

Проведение правильно построенной индивидуальной образовательной и коррекционной программы каждого ребенка с отклонением в развитии, прежде всего – профилактической работы по предупреждению отклонений, основано на знании сущности, причин и времени возникновения нарушений в различных системах организма.

Основные предпосылки нарушений личностного развития складываются в детстве. В этом большую роль могут играть половые различия, свойства нервной системы, хронические соматические и фи­зические дефекты, затянувшиеся неразрешенные конф­ликты.

В огромной степени причины патологий, нарушений развития кроются в социальных условиях жизни человека.

Существующие стратегии построения коррекционной работы с детьми с нарушениями строятся на положении о том, что развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка, что дает основание для оптимизма.

Сущность работы с детьми с отклонениями в развитии заключается в стимуляции и развитии сенсорных и моторных функций, являющихся базой становления психических процессов, стимуляция компенсаторных механизмов, более активных и действенных формах детского опыта.

В основе коррекционной работы лежит принцип подчинения специального воспитания социальному; это относится и к компенсаторной деятельности среди военнослужащих, получивших в связи со своей служебной или иной деятельностью травмы или различного рода дефекты. Причем работа с ними осложняется тем, что получение дефектов в зрелом возрасте приводит к резкому изменению личностных качеств, к перестройке сознания и изменению отношений к самому себе и к окружающим.

Вопросы для самоконтроля.

1. Перечислите существующие научные подходы к проблеме психологической нормы.

2. Раскройте, каким образом связаны полушария мозга с эмоционально-личностными и познавательными особенностями человека

3. Охарактеризуйте периоды в психическом развитии детей.

4. Дайте определение понятия «личность».

5. Охарактеризуйте основные критерии развития личности.

6. Раскройте, как влияют отклонения в развитии на формирование личности.

7. Перечислите предпосылки нарушений личностного развития детей.

8. Раскройте, как социальное окружение влияет на развитие личности.

9. Перечислите параметры, определяющие тип нарушения психического развития.

10. Охарактеризуйте основные типы нарушений психического развития.

11. Охарактеризуйте влияние биологического и социального факторов, по Л.С. Выготскому, применительно к компенсаторной деятельности среди военнослужащих.

 

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...