Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЭКОНОМИКА И ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЙ МАССОВОГО ПИТАНИЯ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – сформировать у студентов комплекс представлений о предприятии массового питания как о едином целом по отношению к внешней среде, о внутренней структуре предприятия, основных его функциональных системах и их взаимодействии.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- методам управления персоналом предприятий массового питания;

- методам формирования и распределения прибыли на предприятиях массового питания;

- управлять основными и оборотными средствами предприятия массового питания;

- использовать баланс предприятия массового питания как источник информации о состоянии предприятия.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего менеджера организации в области экономического планирования, бухгалтерского учета, управления персоналом предприятия массового питания.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Экономика и инфраструктура предприятий массового питания» студент должен:

· знать:

- специфику организации производства и управления на предприятиях массового питания;

- формы и условия ценообразования на предприятиях массового питания;

- особенности оплаты труда работников предприятий массового питания;

- специфику бюджетирования и контроля затрат на предприятиях массового питания;

· уметь:

- планировать деятельность предприятий массового питания;

- использовать современные информационные технологии при подготовке решений в области управления затратами;

- использовать системы калькулирования деятельности в сфере массового питания;

- вырабатывать кадровую политику предприятия массового питания;

- формировать центры затрат, прибыли и инвестиций на предприятиях массового питания;

· получить навыки:

- подготовки управленческих решений в области ценообразования и финансирования.


ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Введение. Предприятия массового питания на внутреннем рынке услуг. - -
2. Оборотные средства предприятий массового питания - -
3. Персонал предприятий массового питания - -
4. Особенности оплаты труда работников предприятий массового питания - -
5. Особенности финансовых ресурсов на предприятиях массового питания - -
6. Затраты на реализацию услуг на предприятиях массового питания - -
7. Формы и условия ценообразования на предприятиях массового питания - -
8. Специфика организации производства и управления на предприятиях массового питания - -
9. Планирование деятельности предприятий массового питания - -
10. Прибыль, рентабельность, эффективность деятельности предприятия массового питания - -
11. Управление оборотными активами - -
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
  Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Введение. Предприятия массового питания на внутреннем рынке услуг.

Предмет и содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами специальности: «Экономической теорией», «Экономикой предприятия», «Статистикой», «Бухгалтерским учетом», «Финансами и кредитом». Понятие предприятия массового питания. Предприятие массового питания в условиях формирования рыночной экономики. Баланс предприятия массового питания как источник информации о состоянии предприятия. Структура имущества предприятия массового питания и ее отражение в активе баланса: основные средства, нематериальные активы, незавершенное строительство, доходные вложения, оборотные активы. Источники образования и пополнения имущества предприятия массового питания и их отражение в пассиве баланса: собственный и заемный капитал; уставный, добавочный и резервный капитал, целевые фонды, краткосрочные и долгосрочные обязательства. Внеоборотные активы предприятия массового питания.

Практическое занятие:

Разработка устава предприятия массового питания.

 

Тема 2. Оборотные средства предприятий массового питания

Оборотные средства: их состав и структура предприятий массового питания. Кругооборот оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств: коэффициенты оборачиваемости и загрузки оборотных средств, длительность оборота, относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств. Принципы управления оборотными средствами. Оценка материальных ресурсов предприятий массового питания. Виды запасов и формирование норм запаса. Показатели эффективности использования материальных ресурсов. Формирование и использование оборотных средств: собственные, заемные и привлеченные средства; устойчивые пассивы как специфический источник пополнения оборотных средств.

Практическое занятие:

Расчет эффективности использования материальных ресурсов.

 

Тема 3. Персонал предприятий массового питания

Персонал предприятий массового питания: его специфика, структура, количественные и качественные характеристики. Понятие производительности труда на предприятиях массового питания. Понятие об оценке эффективности использования трудовых ресурсов, основные показатели оценки уровня производительности труда на предприятиях массового питания, ее динамика, Специфика фонда рабочего времени, его формирование и использование, факторы и резервы роста производительности труда на предприятиях массового питания. Особенности управления персоналом на предприятиях массового питания. Кадровая политика, организация и специфика нормирования труда на предприятиях массового питания. Планирование численности персонала, проблема текучести кадров и ее влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятий массового питания.

Практическое занятие:

Расчет эффективного фонда рабочего времени работников предприятий массового питания.

 

Тема 4. Особенности оплаты труда работников предприятий массового питания

Виды оплаты труда. Основная и дополнительная заработная плата. Формы и системы оплаты труда на предприятиях массового питания. Тарифная система (сетки, ставки, тарифно-квалификационные справочники), формы тарифной оплаты труда на предприятиях массового питания. Принципы формирования заработной платы при бестарифной системе, выбор формы и системы оплаты труда на предприятиях массового питания. Фонд оплаты труда: понятие о ФОТ, принципы планирования фонда оплаты труда на предприятиях массового питания.

Практическое занятие:

Решение задач по оценке производительности труда на предприятиях массового питания.

 

Тема 5. Особенности финансовых ресурсов на предприятиях массового питания

Финансы предприятий массового питания, их сущность и функции. Специфика финансовых ресурсов предприятий массового питания. Направления использования финансовых ресурсов на предприятиях массового питания. Прибыль и виды прибыли на предприятиях массового питания. Порядок формирования и распределения прибыли на предприятиях массового питания. Особенности налогообложения предприятий массового питания. Влияние уровня налогообложения на финансовое состояние предприятий массового питания.

Практическое занятие:

Расчет налоговых отчислений и формирования финансового результата деятельности предприятия массового питания.

 

Тема 6. Затраты на реализацию услуг на предприятиях массового питания

Затраты на реализацию услуг на предприятиях массового питания. Понятие затрат на предприятиях массового питания и их характеристика. Классификация расходов предприятия массового питания (условно-переменные и условно-постоянные, по их влиянию на формирование финансового результата). Затраты на производство услуг. Формирование себестоимости услуг на предприятиях массового питания; понятие, виды состав по элементам затрат. Смета затрат, ее формирование. Себестоимость единицы продукции (услуги): группировка по статьям калькуляции, методы калькулирования, пути снижения себестоимости услуги в ресторанном бизнесе.

Практическое занятие:

Формирование сметы затрат предприятия массового питания.

 

Тема 7. Формы и условия ценообразования на предприятиях массового питания

Формы и условия ценообразования на предприятиях массового питания. Понятие и виды цен. Ценовая политика предприятия массового питания и ее особенности. Специфика системы торговых наценок и скидок на услуги предприятий массового питания. Методы ценообразования. Система экономической информации, внутренняя и внешняя среда деятельности предприятий массового питания.

Практическое занятие:

Применение методов ценообразования на предприятии массового питания (на примере конкретного предприятия или по выбору студента).

 

Тема 8. Специфика организации производства и управления на предприятиях массового питания

Специфика организации производства и управления на предприятиях массового питания. Особенности деятельности предприятий массового питания в условиях рынка. Специфика производственного процесса на предприятиях массового питания. Производственная и организационная структура предприятия массового питания. Понятие рабочего места на предприятии массового питания. Функциональные подразделения предприятия массового питания, инфраструктура предприятия массового питания. Факторы, влияющие на формирование структуры предприятия массового питания.

Практическое занятие:

Разработка и построение организационной структуры предприятия массового питания (на примере конкретного предприятия или по выбору студента).

 

Тема 9. Планирование деятельности предприятий массового питания

Понятие и содержание планирования. Основные принципы и методы планирования на предприятиях массового питания. Особенности стратегического, долгосрочного, текущего и оперативно-календарного планирования. Структура планов предприятия массового питания. Стратегия и тактика планирования предприятия массового питания. Сегментация рынка ресторанных услуг, прогнозирование состояния этого рынка и общего объема спроса.

Практическое занятие:

Расчет потребности в оборудовании предприятия массового питания.

 

Тема 10. Прибыль, рентабельность, эффективность деятельности предприятия массового питания

Формирование прибыли предприятия массового питания. Расчет рентабельности как показателя эффективности деятельности предприятия массового питания. Сущность и виды доходов предприятия массового питания. Источники образования доходов предприятия массового питания в условиях рынка. Факторы, влияющие на изменение доходности предприятия массового питания.

Практическое занятие:

Расчет чистой прибыли и ее распределения.

 

Тема 11. Управление оборотными активами

Управление оборотными активами: чистый оборотный капитал и текущие финансовые потребности, управление отдельными элементами оборотных средств, платежный календарь, баланс доходов и расходов предприятий массового питания.

Практическое занятие:

Анализ баланса доходов и расходов предприятий массового питания.


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубленное изучение лекционного материала;

- подготовку к практическим занятиям;

- подготовку к экзамену.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

– опрос на практических занятиях;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

учебно-методическое обеспечение дисциплины

список рекомендуемой литературы

 

Основная:

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2006.

2. Колбачев, Е. Б. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии : учеб. пособие / Е. Б. Колбачев. – Ростов н/Д : Феникс, 2004.

3. Мазманова, Б. Г. Управление оплатой труда : учеб. пособие / Б. Г. Мазманова. – М. : Финансы и статистика, 2003.

4. Трубочкина, М. И. Управление затратами предприятия : учебник / М. И. Трубочкина. – М. : ИНФРА-М, 2006.

5. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения : учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М. : ИНФРА-М, 2006.

Дополнительная:

1. Бурганова, Л. А. Теория управления : учеб. пособие / Л. А. Бурганова. – М. : ИНФРА-М, 2007.

2. Бычин, В. Б. Организация и нормирование труда : учеб. пособие / В. Б. Бычин – М. : Экзамен, 2003.

3. Головачев, А. С. Организация, нормирование и оплата труда : учеб. пособие / А. С. Головачев. – М. : Новое знание, 2004.

4. Емельянова, Т. В. Экономика общественного питания : учеб. пособие / Т. В. Емельянова. – М. : Высшая школа, 2004.

Периодические издания:

1. Международная экономика : журнал.

2. Мировая экономика и международные отношения : журнал.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные, видео и аудиоматериалы.

 

Составители: к.э.н., доц. Г. А. Павлова, ассистент Е. Д. Клейн кафедры «Менеджмент на предприятиях массового питания».

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Менеджмент на предприятиях массового питания» Н. А. Таирова.

 

 


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...