Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специализация: «менеджмент торговых предприятий»

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – дать студентам основные теоретические знания в области рационального управления организацией (предприятием) торговли, организации систем управления, совершенствования управления в соответствии с тенденциями социально – экономического развития Российской Федерации.

Задачи дисциплины – ознакомить студентов:

– с системой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в Российской Федерации, с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 061100 к основной образовательной программе подготовке выпускника, уровню подготовки выпускника;

– с объектами профессиональной деятельности выпускников, перечнем должностей руководителей, специалистов и других служащих предприятий торговли;

– с принципами формирования и содержанием Учебного плана по подготовке менеджера торгового предприятия;

– с технологией выполнения курсовых проектов и работ, подготовки рефератов, поиском и использованием библиографической информации;

– с тенденциями социально – экономического развития Российской Федерации, происходящих в стране экономических реформах, возрастающей роли сферы сервиса и ее важнейшей составляющей – торговли в современном обществе.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Введение в специальность» студент должен:

· знать:

– содержание управленческой деятельности;

· уметь:

– применять принципы подготовки, принятия и реализации управленческих решений;

– применять теорию и современные подходы к формированию и совершенствованию организационных структур управления производством;

· получить:

– навыки оценки организации, функционирования и развития менеджмента предприятия с позиций его результативности и эффективности.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике - -
2. Основы гражданского законодательства - -
3. Возрастание роли сферы сервиса в современном обществе - -
4. Значение менеджера в бизнесе и предпринимательстве - -
5. Роли менеджера - -
6. Профессиональные и личные качества менеджера - -
  Всего: -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в условиях перехода к рыночной экономике

Народное хозяйство Российской Федерации на этапе перехода к рыночной экономике. Основные понятия и признаки рыночной экономики. Процессы разгосударствления, приватизации, акционирования.

Практическое занятие:

Расчет и анализ динамики основных макроэкономических показателей (решение задач).

 

Тема 2. Основы гражданского законодательства

Понятие юридическое лицо. Организационно-правовые формы предприятий. Хозяйственные товарищества и общества. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерное общество. Производственные кооперативы. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Малые предприятия: роль и значение в развитии рыночных отношений в экономике России.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Виды законодательства, существующие в Российской Федерации.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации.

Литература:

1. Правоведение : учебник / под ред. В. А. Козбаненко. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2005.

2. Шкатулла, В. И. Основы права : учебник / В. И. Шкатулла. – 4-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2007.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Законодательство о банкротстве.

2. Роль малых предприятий в развитии рыночных отношений в экономике.

Литература:

1. Мескон, М. Х. Основы менеджмента : учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2006.

2. Правоведение : учебник / под ред. В. А. Козбаненко. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2005.

 

Тема 3. Возрастание роли сферы сервиса в современном обществе

Факторы развития сферы услуг. Природа услуг. Отличия услуги от товара. Классификация сферы услуг. Методологические подходы к определению понятийного аппарата, роли и места сферы сервиса в экономике страны.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. История менеджмента.

2. Управленческие революции.

Литература:

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский – М. : ИНФРА – М, 2006.

2. Вершигора, Е. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Е. Е. Вершигора – М. : ИНФРА – М, 2006.

3. Мескон, М. Х. Основы менеджмента : учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2006.

Тема 4. Значение менеджера в бизнесе и предпринимательстве

Понятие менеджмент. Понятие бизнес. Понятие предпринимательства. Уровни управления организацией. Типы Top-менеджеров. История развития менеджмента и его школы.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие менеджмент, организация.

2. Окружающая среда организации.

3. Школы менеджмента.

Литература:

1. Алексеевский, В. С. Введение в специальность «Менеджмент организации» : учеб. пособие / В. С. Алексеевский, Э. М. Коротков. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2004.

2. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2004.

 

Тема 5. Роли менеджера

Классические и современные роли менеджера. Межличностные роли. Информационные роли. Роли, связанные с принятием решений. Создатель «сети». Создатель культуры организации.

Практическое занятие:

Деловая игра «Полет на Луну» (принятие решений в группе).

 

Тема 6. Профессиональные и личные качества менеджера

Ресурсы успеха в менеджменте (американская модель, европейская модель, японская модель). Потенциальный ресурс менеджера. Самоменеджмент. Роль управленческой команды в менеджменте. Требования к личностным характеристикам менеджера. Профессионально-личностная модель эффективного менеджера. Структура культуры менеджмента. Профессиональные умения и навыки, необходимые менеджеру.

Практическое занятие:

Тест «Качества менеджера». Тест «Профпригодность».

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

– повторение и углубленное изучение лекционного материала по рекомендованной литературе;

– решение практических задач;

– подготовку к семинарским и практическим занятиям;

– подготовку к зачету.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

4. Текущий контроль:

– опрос на семинарских и практических занятиях;

– выполнение заданий на практических занятиях;

– рубежный контроль.

5. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом.

6. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Роберт Оуэн – инноватор раннего менеджмента.

2. Принципы менеджмента Ф.Тэйлора.

3. Основные понятия и признаки рыночной экономики.

4. Принципы управления Эмерсона.

5. Научный менеджмент Френка и Лилиан Гилбретов.

6. Принципы менеджмента Анри Файоля.

7. Концепция Мэри Паркер Фоллет.

8. Концепция менеджмента Элтона Мэйо.

9. Анализ национальных культур Гирта Хофстеда.

10. Японские системы менеджмента.

11. Американские системы менеджмента.

12. Западноевропейская система менеджмента.

13. Сравнение американских и японских систем менеджмента.

14. Российские системы менеджмента.

15. Теории процесса управленческой деятельности Розмари Стюарт и Генри Минцберга.

16. Иерархия человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу.

17. Теории X и Y Дугласа Макгрегора.

18. Возникновение научной организации труда и управления в России.

19. Организации труда и управления по Ф.Э. Дзержинскому.

20. Школа Н.А. Витке.

21. Организации труда и управления по Гастеву А.К.

22. Межличностные коммуникации в менеджменте.

23. Типы конфликтов в организациях.

24. Причины возникновения конфликтов.

25. Подбор и прием на работу новых сотрудников.

26. Методы адаптации сотрудников.

27. Организационные структуры управления.

28. Типы организаций по М. Веберу.

29. Планирование, как функция менеджмента.

30. Организация – одна из функций менеджмента.

31. Контроль – функция менеджмента.

32. Мотивация – функция менеджмента.

33. Управление конфликтами в организациях.

34. Руководитель и его роль в процессе управления.

35. Основные формы власти.

36. Лидерство в системе менеджмента.

37. Теории лидерских качеств.

38. Концепции лидерского поведения.

39. Концепции ситуационного лидерства.

40. История развития менеджмента.

41. Научная школа менеджмента.

42. Административная школа менеджмента.

43. Школа человеческих отношений.

44. Математическая школа.

45. Планирование рабочего времени менеджера.

46. Содержание понятия «менеджмент».

47. Профессиональные качества менеджера.

48. Личностные качества менеджера.

49. Состав комплекса менеджмента в организации.

50. Системность в менеджменте.

51. Внутренняя среда организации.

52. Внешняя среда организации.

53. Характеристика основных функций управления.

54. Стиль руководства и его влияние на эффективность организации.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Басовский, Л. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Л. Е. Басовский. – М. : ИНФРА-М, 2006.

2. Буров, В. П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика : учеб. пособие / В. П. Буров,
В. А. Морошкин, А. Л. Ломакин. – М. : ИНФРА-М, 2006.

3. Вершигора, Е. Е. Менеджмент : учеб. пособие / Е. Е. Вершигора. – М. : ИНФРА-М, 2006.

4. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник / И. Н. Герчикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2004.

Дополнительная:

1. Алексеевский, В. С. Введение в специальность «Менеджмент организации» : учеб. пособие / В. С. Алексеевский, Э. М. Коротков. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2004.

2. Мескон, М. Х. Основы менеджмента : учебник / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М. : Дело, 2006.

 

Составители: ассистент П.В. Ворогушин, д.э.н., проф. И.Ф. Феклистов кафедры «Менеджмент торговли».

Рецензент: д.и.н., проф. кафедры «Менеджмент торговли» П.М. Золин.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...