Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Струкова Е. Ю., Кочерова М. В., Соломатина Н. В., Чуприкова М. В.ОГБУЗ «Тамбовская психиатрическая клиническая больница» Образование пациентов, как направление деятельности профессионалов в области охраны здоровья, начало развиваться в клинике внутренних болезней и лишь спустя некоторое время уже в виде так называемого «психообразования» получило широкое распространение в психиатрии. Психообразовательные программы представляют собой ограниченные по времени группы закрытого типа, работающие под руководством профессионалов в области психического здоровья и нацеленные на образование и обеспечение поддержкой пациентов - участников данных групп, которые выступают не пассивными «реципиентами» информации, а активными участниками процесса. Особым звеном в психообразовании является работа с пациентами, находящимися на принудительном лечении и в группе активного динамического наблюдения (АДН). Данная группа пациентов заинтересовала нас, как наиболее тяжелая и сложная в отношении реабилитационного и терапевтического воздействий. Состояние и поведение пациентов нельзя объяснить только простым сочетанием неблагоприятным клинических и социальных причин, оно определяется более широким комплексов факторов. Одними из причин совершения пациентами этих групп противоправных действий являлись: 1. насилие в прошлом; 2. социопатические тенденции (психопатия, импульсивность); 3.активная психопатологическая симптоматика серьезного психического расстройства; 4. нарушение требований надзора в прошлом; 5. трудности с трудоустройством. В части случаев создается порочный круг, в котором клинические и социальные факторы играют значительную роль: 1. Персистирующая или часто рецидивирующая острота психического состояния, массивность продуктивной психопатологической симптоматики, приводящие к значительным нарушениям поведения, к агрессивным и аутоагрессивным тенденциям. 2. Семейная дезадаптация, стресс в семье, отсутствие получения личностной поддержки. 3. Неблагоприятное социальное окружение, в частности наличие контакта с асоциальными личностями, бедность социальной сети, алкоголизация пациентов. 4. Стигматизация пациентов, негативное отношение к ним со стороны окружающих. 5. Утрата навыков независимого проживания (включая навыки управления бюджетом и социального взаимодействия и т. д. Было проведено обследование 49 пациентов на базе двух отделений (мужского и женского) ОГУЗ «Тамбовская психиатрическая больница». Таблица № 1
* ООД - Особо-опасные действия.
По нозологической структуре пациенты распределились следующим образом: Таблица № 2
Обращает на себя внимание то, что среди пациентов, находящихся на принудительном лечении и в группе АДН, риск возникновения проявлений насилия более высок, если их возраст не достигал 20 лет на момент первого известного в анамнезе эпизода правонарушения, а так же наличие ранних (до 17 лет) проблем, связанных с адаптацией дома, в школе или обществе. Личностные расстройства пациентов, особенно асоциального или эмоционально-неустойчивого типа, как и злоупотребление алкоголем или наркотиками, значительно повышают риск криминального поведения в целом и в отношении насилия в частности. У пациентов выражено недостаточно критическое отношение к своему состоянию, проявляющееся в большей степени неспособностью к осознанию и признанию своего психического расстройства, его значения для окружающих, необходимости лечения. Они также более склонны к негативным оценкам окружающих с высказыванием устойчивых прокриминальных или антисоциальных взглядов, которые имеют некоторую вероятность перехода в насилие. Основными задачами групповой психообразовательной работы с социально-опасными пациентами являлись: - получение информации о психических заболеваниях, чтобы правильное понимание своего состояния вело если не к управлению своим заболеванием, то хотя бы к своевременному распознаванию и контролю отдельных болезненных проявлений и симптомов; - обеспечение психосоциальной поддержки, активация жизненной позиции, повышение социальной компетентности. Психообразовательная работа проводилась в закрытых группах с числом участников по 8 - 10 человек совместно с психологом. Каждый цикл психообразования состоял из 10 занятий продолжительностью 45 минут с частотой 1 - 2 раза в неделю. Занятия строились по принципу тематического семинара с элементами социально-поведенческого тренинга, с обязательным уважением индивидуального опыта участников. За отчетный период было проведено групповых психообразовательных занятий с 24 пациентами, находящимися на принудительном лечении и с 18 пациентами из группы АДН. Проводились занятия по темам: знакомство, правило группы, нарушения восприятия, аффективной сферы, расстройства мыслительной деятельности, основные формы и методы оказания психиатрической помощи, алкоголизм и его стадии, алкогольные психозы, лечение, шизофрения, фармакотерапия при психических расстройствах, расстройства поведения, первые признаки обострения заболевания, последствия несоблюдения лекарственного режима, амбулаторная служба, регулярность обращения к участковым врачам, службы социального обеспечения, правовые последствия правонарушений, Закон РФ об оказании психиатрической помощи. В ходе занятий пациенты общались между собой, становились более уверенными в поведении, интересовались гранью между болезненными и здоровыми проявлениями психики, рассказывали о своих болезненных переживаниях, приеме лекарственных препаратов, проявляли адекватную оценку своевременного обращения к участковым психиатрам, задавали юридические вопросы по оказанию психиатрической помощи, о порядке проведения принудительного лечения, а также раскрывали свои социально значимые проблемы, в том числе интересовались правами на наследство, дополнительное жилье. Проводилась оценка эффективности психообразовательной программы с помощью специально созданного опросника: получение от участников данных, подтверждающих приобретение во время занятий информации о психопатологической симптоматике, восстановление контроля за своим поведением, достижение положительного отношения к поддерживающему лечению и групповым занятиям в амбулаторных условиях. Каждый пациент до начала и завершения программы прошел тестовый контроль имеющихся и полученных знаний. Оценка проводилась в баллах от 1 до 3 (1 - нет знаний, 2 - знания недостаточные, 3 - знания достаточные). В целом, средний балл до начала занятий составлял 12,7; по завершению программы - 29,1. Сравнение базисных оценок в начале обучения и оценок по окончании цикла занятий показало значительное улучшение в процессе обучения по самооценке, уровню осведомленности и степени уверенности. Благодаря психообразовательным занятиям с пациентами, находившимися на принудительном лечении и в группе АДН, снижается риск возникновения госпитализма, выстраивается новый стиль общения, что в дальнейшем приводит к улучшению качества жизни пациентов, настраивает их на размышление и осознание личностных проблем, на своевременное посещение психоневрологического диспансера и обращение к врачам-психиатрам, формирует позитивное отношение к противорецидивному лечению и снижение напряженности и агрессии в целом. Так же одним из показателей эффективности проводимой групповой работы служит снижение процента поступлений по социальным показаниям и снижение процента совершения повторных социально-опасных действий. Среди пациентов, прошедших психообразовательную реабилитационную программу, повторного совершения социально-опасных действий не отмечалось, а повторные поступления в стационар являлись причиной обострения психического заболевания. Таким образом, результаты данной работы могут служить отправным пунктом для проведения полномасштабного изучения психологических аспектов качества жизни пациентов, находившихся на принудительном лечении и в группе АДН. Изучаемые показатели могут стать одной из важнейших составляющих оценки качества психиатрической помощи, служить основой для выделения отдельных групп пациентов, имеющих сходные социальные проблемы, особенности их функционирования и самооценки, что позволит создать базу для формирования адресно-ориентированных реабилитационных программ и более целенаправленно осуществлять социально-психологическую помощь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |