Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕОРИЯ ТРЁХКОМПОНЕНТНОСТИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ.В нашем зрительном анализаторе существует 3 вида нервных аппаратов. Изолированное возбуждение одного из них давало бы ощущение насыщенного красного, другого – зелёного, третьего – синего (по Ломоносову – красного, жёлтого, голубого). Обычно раздражающий цвет действует на все 3 или 2 аппарата. При этом волны различной длины ( l ) возбуждают эти аппараты в различной степени. Все цветовые особенности видимых предметов вызывают различные соотношения величин этих 3-х возбуждений в нашем зрительном аппарате.
* Обратите внимание снова на число 3 в зрительном устройстве человека. Он, человек, пропускает изображение мира всегда только лишь через эту триаду компонентов. Т.о. можно сказать, что только через призму Триединства можно вполне правильно созерцать мир. И это опять же нас возносит к упоминанию о Божественном триединстве – Пресвятой Троице. Т.о. наш глаз как бы анализирует воздействующие на него спектры предметов, раздельно оценивает участие в них коротковолновых, средневолновых и длинноволновых лучей. Кора головного мозга синтезирует эти относительные величины красных, зелёных и синих возбуждений, после чего мы и видим единый результирующий цвет предмета. Здесь действуют законы оптического смешения цветов, и это происходит мгновенно.
Схема трёхкомпонентной теории цветового зрения*.
КРАСНЫЙ
ЗЕЛЁНЫЙ
СИНИЙ 700 600 500 400 lв, m рис. 13
МЕХАНИЗМ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ.
Свет регистрируется различными типами колбочек. Затем до передачи его в мозг он кодируется в сетчатке глаза. Эта информация посылается в виде сигнала о яркости из всех трёх типов колбочек, а также в виде разностных сигналов каждых двух цветов. Сюда подключается также и двухяркостный канал от палочковой системы. Образующийся сигнал о цвете является результатом взвешивания сигналов. Так происходит действо нашего цветоощущения.
Табл. 1. СХЕМА СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВЫХ ЛУЧЕЙ В ЗРИТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ ЧЕЛОВЕКА.
К + З = ЖЁЛТЫЙ; К + С = ПУРПУРНЫЙ; + СУММА = БЕЛЫЙ. всех цветовых сигналов Отметим тот факт, что в нашей зрительной системе 3 существующих анализатора являются не триадой первичных цветов – красного, синего и жёлтого, а жёлтый здесь как бы «заменён» на зелёный /по Ломоносову же эта триада всё-таки присутствует: красный-жёлтый-голубой/. В чём же дело? Оказывается, что жёлтый и в этой системе присутствует, но как составной цвет!
Примечание.
Попытайтесь сопоставить две триады – Божественную и цветовую. Три первичных цвета, являющиеся символом Божественной Троицы /красный, жёлтый, синий/, в глазу у человека не однородны по составу, так как один из них – жёлтый – является двухсоставным. Жёлтый цвет является символом Божественной Ипостаси Иисуса Христа. Господь наш имеет две природы /божественную и человеческую/. Не возносится ли наше созерцание ко Христу, ко всей Божественной Троице, когда мы изучаем устройство нашего ока?! И ещё: не созерцание ли это Богоподобности устройства человека, да и всего мира? И ещё: сумма все трёх цветовых сигналов составляет белый цвет. Белый цвет есть символ нетварного Божественного света. Бог есть Свет. Бог есть Троица – Три Ипостаси, нераздельные и неслитные. Так же и триада первичных цветов – нераздельна, но и неслитна в белом луче…
Приведём и некоторую систематику цветоощущения, но сначала скажем ещё несколько слов об основных принципах смешения цветов.
СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ.
Рассматриваемый вопрос относится к одной из самых главных проблем теории цвета. Существует 2 основных метода смешения цветов: 1. Оптический. ll. Вычитательный.
Эти методы, в свою очередь, распадаются ещё на несколько видов смешения цветов. Рассмотрим каждый из них в отдельности. Оптическое смешение цветов. Наукой выявлены 3 основных принципа оптического смешения цветов: 1. Для всякого цвета имеется другой, дополнительный к нему. Будучи смешаны, эти два цвета дают в сумме ахроматический цвет (белый или серый). Здесь речь идёт о смешении лучей: двух световых потоков или полученных с помощью вертушки, окрашенной двумя цветами поровну. 2. Цвета недополнительные, т.е. лежащие ближе по цветовому кругу, смешиваясь, вызывают ощущение нового цвета, лежащего между смешиваемыми цветами. Наиболее это касается основных цветов – красного, синего, жёлтого. Из этого закона вытекает тот факт, что путём смешения трёх основных цветов можно получить практически любой цветовой тон. 3. Одинаковые цвета дают одинаково выглядящие смеси. Этот метод смешения цветов называется оптический или слагательный. С ним имеют дело физики, психофизики, получая их в лабораторных условиях. Но и в художественных произведениях этот метод применяется. На этом эффекте основана техника мозаики, в живописи – пуантилизм (Поль Синьяк). Ещё название этого метода – аддитивный.
Художники чаще всего работают непосредственно с поверхностью красочного слоя. И в этом случае вступает в силу другой закон – закон вычитательного смешения цветов.
Вычитательное смешение цветов. В этом случае существует 2 способа смешения цветов: 1. Первый – когда на окрашенную поверхность накладывается другая цветная пластина. В этом случае происходит вычитание или рассеивание (отсеивание) некоторых длин волн. Отсюда и происходит название – вычитательное. Другое название – субстрактивное. На этом методе основан принцип лессировки. Опытно можно показать этот принцип, наложив друг на друга 2 цветных стекла. 2. Второй метод - механическое смешение цветов (красок). В этом случае лучи различной длины последовательно поглощаются крупинками смешиваемых красок.
Результаты смешения цветов оптического и вычитательного метода будут разные: в первом случае смешение синего и жёлтого будет серый, а во втором – синий с жёлтым даст зелёный цвет. Смешение же трёх основных цветов даст тоже 2 разных результата: в первом случае получится белый цвет, а во втором – серый /см. таблицу 2/.
Табл. 2
Также при смешивании цветных лучей полученный цвет будет светлее, чем исходные, а при смешении красок наоборот.
Задание. Определить, к какому методу сложения цветов относятся тени (случай, когда к белому свету примешивается цветной). Например, рассмотрите тени на снегу от разных фонарей или тени на белой бумаге.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ГЛАЗА.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |