Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г/ Контраст взаимодополнительных цветов.

Взаимное повышение насыщенности.

а б

Рис. 25 а,б.

 

       
   
 


Рис. 26 а, б. Эффект симультации.

 

 

а б

§ Эффект симультации /рис.26/ возникает на границе цветов, контрастных по цветовому тону, но одинаковых по насыщенности и светлоте. Это один из самых интенсивных контрастов по воздействию на цветовое зрение. Поэтому крайне важно учитывать это обстоятельство ри работе с цветом – избегать его или, наоборот, применять его там, где это необходимо.

 

Д/ Контраст по насыщенности.

При этом виде контраста сопоставляются ахроматические тона /чёрные, серые, белые/ с хроматическими /цветными/.

           
     
 
     
 
   
 

 

 


Рис. 27

Этот вид контраста особенно заметно выражается в изменении светлоты цветового тона. На чёрном более контрастны жёлтые цвета, т.к. они более светлые, на белом – наоборот: жёлтые будут менее контрастны, а синие – более контрастны.

Контраст по насыщенности особенно заметен именно при сопоставлении ахроматических цветов с хроматическими. При этом на чёрном или тёмно-сером фоне какой-либо цвет понижет свою насыщенность, и наоборот, на белом или светло-сером фоне повышает. Этот вид контраста очень широко используется в практике, давая художнику возможность добиваться необыкновенно интенсивного звучания.

Ж/ Одновременный контраст в тенях.

 

Этот контраст можно заметить, наблюдая за тенями, когда к бесцветному свету примешиваются цветные лучи.

Например, если к белому свету примешивается красный, то тени на снегу или на белой поверхности будут не серыми, а зелёными. Если лампа имеет оранжеватый оттенок, то тени от неё будут сине-зелеными, если же свет лампы с синеватым оттенком, то тени будут в желтом спектре и т.д. – по закону дополнительных цветов /см. раздел о цветовых кругах/.

 

Задание.

 

Понаблюдайте за тенями от разных источников света – от солнца /утреннего, дневного и вечернего, на закате/, от луны, от фонарей и ламп разного света или с фильтрами различных оттенков спектра.

Приведите примеры.

 

НЕСОБСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЦВЕТА.

 

Несобственные качества цвета – это те качества, которые объективно цветам неприсущи, они появляются вследствие эмоциональной реакции, возникающей при их восприятии. Это такие свойства, которые характеризуются, например, словами: тёплый – холодный, лёгкий – тяжёлый, глухой – звонкий, выступающий – отступающий (цветовая перспектива), мягкий – жёсткий (по насыщенности), вялый – активный и т.д.

Задание. Приведите примеры вышеозначенных пар.

Таким образом, цветовосприятие зависит от настроения человека, от тех чувств, которые переживает он в момент созерцания художественного произведения (чувство страха, радости, тревоги или стыда, например).

Исследуя воздействие отдельно изолированного цвета на чувство зрения, Гёте, например, утверждал, что через зрение цвет воздействует и на душу человека. Так, жёлтый обладает, по его мнению, прелестью, вызывает благодушие; синий всегда приносит что-то тёмное, чувство холода, пустоты, пространства, печали, красный даёт впечатление достоинства, прелести, грации, в зелёном глаз находит реальное удовлетворение. При этом нужно иметь ввиду, что Гёте говорил о чистых цветах. Он отмечал, что изменение их чистоты приводит иногда к другому действию. Так, например, грязный жёлтый цвет весьма неприятен.

 

Задание.

1.Проанализировать воздействие чистых цветов на себя и своих близких.

2. Также и замутнённых цветов.

3. Сравнить результаты с Гёте и другими исследователями.

 

 

СИМВОЛИКА ЦВЕТА.

 

Данный раздел большей частью заимствован из 4-го тома «Настольной книги священнослужителя».

 

О символике цветов не говорится в церковной литургической литературе, а в иконописных подлинниках указывается только, какого цвета одеяния следует писать на иконах, но не объясняется почему. В связи с этим «расшифровка» символического значения цветов в Церкви довольна затруднительна. Однако, некоторые указания Священного Писания Ветхого и Нового Завета, толкования Иоанна Дамаскина, Софрония Иерусалимского, Симеона Солунского, творения, которые связаны с именем Дионисия Ареопагита, некоторые замечания в Деяниях Вселенских и Поместных Соборов дают возможность установить ключевые принципы расшифровки цветовой символики. Помогают этому и труды современных светских учёных. Много ценных указаний по данному предмету содержится в статье нашего отечественного учёного В.В.Бычкова «Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве». Труд этот основан на данных истории, археологии и писаниях учителей Церкви. Другой автор работы по символике цвета Н.Б.Бахилина основывается на других источниках - памятниках письменности и фольклора.

В сложившемся церковном каноне по существу мы имеем два явления – белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит (или на которое он разлагается), и чёрный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.

Предлагаемая ниже трактовка основных значений цветов в церковной символике даётся с учётом современных научных исследований в этой области.

 

 
 


БЕЛЫЙ ЦВЕТ.

В церковной символике белый цвет – не просто один из многих других цветов, он есть символ Божественного нетварного света, переливающегося всеми цветами радуги, как бы содержащего в себе все эти цвета. Евангелист Марк, описывая Преображение Господне, говорит, что «одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег» (Мк. 9.3). А снег при ярком блистании на солнце даёт, как известно, именно радужные переливы.

Бычков подчёркивает, что в иконописи Божественный свет символизировался не только золотом, но и белым цветом, который означает сияние вечной жизни и чистоты.

По мнению А.Н.Овчинникова, исследователя и реставратора древних икон, «белый свет и золотой имеют разное значение. Исходя из иерархии цветов, белый стоит на первом месте. Золотой, обозначающий божественный свет,- тоже на первом». Однако, исследуя белофонные и золотофонные иконы, также и древние фрески, автор статьи пришёл к выводу, что белый цвет символизирует свет рая, и всякое изображение на белом фоне следует принимать как сопричастное раю. Райский свет наглядно представлен на таких иконах как Страшный Суд , Лествица Иоанна Лествичника, О Тебе радуется и т.д. «Белый цвет является синонимом не золота, а серебра»,- утверждает автор.

Белый цвет принят в Церковной практике в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Преображения и Вознесения Господня потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. Также принят белый цвет и для поминовения усопших, потому что выражает смысл упокоения со святыми отошедших в иной мир, в селениях праведников, облечённых, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного Света.

Привести примеры.

 

СЕРЕБРО.

Серебро символизирует райский свет и вечность божественной гармонии.

Привести примеры.

ЗОЛОТО.

Золото благодаря своему солнечному блеску является в церковной символике таким же знаком Божественного света, как и белый свет. Оно имеет и особое смысловое значение – царственной славы, достоинства, богатства. Впрочем, это символическое значение золота духовно объединяется с его первым значением как образа «Божественного света», «Солнца правды» и «Света миру». Господь Иисус Христос есть «Свет от Света» (Бога Отца), так что понятия царственного достоинства Небесного Царя и присущего Ему Божественного света объединяются на уровне представления о Едином в Троице Боге, Творце и Вседержителе.

В.В.Бычков в указанной выше статье пишет об этом так: «Свет играл важную роль практически на любом уровне восточно-христианской культуры. Весь мистический путь «познания» первопричины в той или иной форме был связан с созерцанием в себе «Божественного света». «Преображённый» человек мыслился как «просветлённый». Свет, освещение, возжигание различных светильников и свечей имело большое значение в структуре богослужения – литургическом пути приобщения к высшему знанию. «Канон утрени» завершался восклицанием предстоятеля: «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Имелся в виду и свет солнца (восход), и свет истины, ибо Иисус Сам сказал о Себе: «Я свет миру» (Ин. 9.5). Поэтому и золото – устойчивый символ истины».

О.П.Флоренский в работе «Иконостас» пишет: «Икона пишется на свету, и этим высказана вся онтология иконописная. Свет золотится, т.е. является именно светом, чистым светом, а не цветом. Иначе говоря, все изображения возникают в море золотой благодати, омываемые потоками Божественного света.

Хорошо сказал о золоте свт. Василий Великий, уподобляя его воздействие с воздействием света на человека: «Как понятие красоты удерживает место в свете, который по природе прост и однороден? Не потому ли, что свету приписывается соразмерность не в отношении к собственным его частям, но в отношении к неболезненному и приятному действию на зрение? Так и золото прекрасно, хотя имеет привлекательность для взора и приятность не по размерности частей, но по одной доброцветности. И вечерняя звезда приятнее всех звёзд не потому, что соразмерны части, из которых она состоит, но потому, что лучи её падают на глаза, не производя никакого болезненного ощущения и с приятностью».

Привести примеры.

 

О соотношении спектра и золотахорошо сказал кн.Евгений Трубецкой. Читаем: «Иконописная мистика – это прежде всего солнечная мистика в высшем духовном значении этого слова. Как бы ни были прекрасны другие небесные цвета, всё-таки золото полуденного солнца – из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг него «чин». Перед ним исчезает синева ночная, блекнет мерцание звёзд и зарево ночного пожара. Самый пурпур зари – только предвестник солнечного восхода. И, наконец, игрою солнечных лучей обусловливаются все цвета радуги: ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесьи источник – солнце.

Такова в нашей иконописи иерархия красок вокруг «солнца незаходимого». Нет того цвета радуги, который не находил бы себе места в изображении потусторонней Божественной славы. Но изо всех цветов один только золотой, солнечный означает центр божественной жизни, а все прочие – её окружение. Один Бог – сияющий «паче солнца» - есть источник царственного света. Словно иконописец каким-то мистическим чутьём предугадывает открытую веками позже тайну солнечного спектра, будто все цвета радуги ощущаются им как многоцветные преломления единого солнечного луча Божественной жизни».

 

СПЕКТР.

Спектр солнечного света – это цвета радуги. Семицветная радуга составляет и основу цветовой гаммы древних икон. Радуга, это поразительное по красоте своей явление, была представлена Богом Ною как знамение « завета вечного между Богом и между землёю и между всякою душёю живою во всякой плоти, которая на земле» (Быт. 9,16). Радуга, подобно дуге или мосту, переброшенным между некими двумя берегами или краями, означает и связь между Ветхим и Новым Заветами, и «мост» между жизнью временной и вечной в Царствии Небесном. Эта связь (в обоих смысловых значениях) осуществляется Христом и во Христе за весь род человеческий, дабы он более не был истреблён волнами потопа, но обретал бы спасение в Воплотившемся Сыне Божием. С этой точки зрения радуга есть не что иное, как образ сияния славы Господа Иисуса Христа. В откровении апостол Иоанн Богослов видит Господа Вседержителя , Сидящего на престоле, «и вокруг престола радуга» (Откр.4,3). В другом месте он видит «Ангела сильного, сходящего с неба, облечённого облаком; над головою его была радуга» (Откр.10,1).

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу 7, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия,- шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т.д.

Праздник праздников – Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстаёт каждый раз в ризах иного цвета. В этом есть смысл: игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.

Внешний, вещественный земной свет всегда рассматривался Церковью как образ и знамение невещественного Божественного света. В самом деле, если нет и не может быть ничего внешнего, что не было бы явлением в видимом веществе невидимого, духовного, то свет и составляющая его цветовая гамма должны содержать в себе отображения определённых Божественных истин и явлений, быть образами тех цветов, которые в области небесного бытия присущи определённым духовным явлениям и лицам. Откровение Иоанна Богослова изобилует поразительным множеством цветовых подробностей. Отметим главные. Святые и ангелы в области небесной жизни облачены в белые ризы Божественного света, в такие же светлые одежды облачена « жена Агнца» – Церковь. Этот общий для Божественной святости свет как бы раскрывается в многоцветии радуги, и в сиянии вокруг престола Вседержителя, и в блеске различных драгоценных каменьев и золота, из которых состоит «Новый Иерусалим», духовно также означающий Церковь – «жену Агнца». Господь Иисус Христос является то в подире (ветхозаветное облачение первосвященника, которое у Аарона было голубым), то в одеянии цвета крови (красном), что соответствует пролитию крови Сына Божия за спасение человеческого рода и тому, что Господь Иисус Христос постоянно питает Кровию Своей Церковь в таинстве Причащения. Ангелы опоясаны золотыми поясами, на главах Христа и окружающих Его старцев – священников Тайнозритель видит золотые венцы.

Задание. Найти в природе отражения спектра и наблюдать, в какой последовательности находятся в спектре цвета, в какой среде они более ярки и чисты. Найти или изготовить призму для наблюдения эффекта спектра в повседневной жизни.

 

¨ Приступая к рассмотрению цветового спектрального ряда, отметим в нём три самостоятельных цвета – красный, жёлтый, синий /голубой/. Наличие в красках трёх непроизводных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице, а производные от этой триады цвета соответственно напоминают нам о созданном Богом - Троицей творении.

Примечание. Троичность в цветоведении можно наблюдать ещё и в зрительном аппарате человека /см. выше/.

Привести примеры.

 

Итак, сначала рассмотрим 3 основных (непроизводных) цвета – красный, синий /голубой/, жёлтый, а затем все остальные.

 

 
 


КРАСНЫЙ ЦВЕТ

«После белого вторым цветом по значению является красный цвет – символ Воскресения, Второго Пришествия, Небесной действительности - огненной природы небесного мира (издревле небесная стихия представлялась огненной)». /А.Н.Овчинников/

Красный цвет принято считать первым как цвет пламенной любви и огня. Он преимущественно связан с представлением Ипостаси Бога Отца. «Бог есть Любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи всего человечества. Бог есть огнь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю.

«Красный цвет, кроме всего, символизирует неразрывную связь Христа и Богоматери. На службе Введения во храм Пресвятой Богородицы поётся: «Пречистая! Царь и Бог пройдя (чрез Тебя) и одевшись в пурпур из красноты Твоей, обновил весь род человеческий по милосердию Своему»» /А.Н.О./.

Красный цвет усвоен праздником мучеников в богослужебной практике в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душёю» (Мк. 12,30). Красный цвет в церковной символике – это цвет безграничной любви Бога и человека.

Привести примеры.

 

 
 


СИНИЙ ЦВЕТ.

Третий по значению – синий цвет, представляющий небесную истину и символ бессмертия. Также синий цвет символизирует Софию – Премудрость Божию /Овчинников/.

По словам кн. Трубецкого, «краски здешнего, видимого неба, получили условное, символическое значение знамений неба потустороннего».

! Сочетание красного цвета с синим при множестве вариантов сводится в основном к главной идее православия – воскресению и бессмертию по устроению Премудрости Божией, т.е. возвращению сотворённого к Творцу.

Привести примеры.

 

ГОЛУБОЙ ЦВЕТ.

Голубой цвет неба, извечно льющий дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного – невещественной области небесного бытия, Дух Святой и называется Царём Небесным.

Привести примеры.

 

 
 


ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ.

Жёлтый цвет преимущественно является синонимом, образом золота, но сам по себе, непосредственно не заменяет белый цвет, как может заменять его золото. Жёлтый /золотой/, как уже отмечалось, есть цвет царского и архиерейского достоинства., что символизирует «сияние славы Отчей», «Царя мира», «Архиерея грядущих благ» – Сына Божия Иисуса Христа.

Привести примеры.

§ Лица Святой Троицы едины в Существе Своём, так что, по учению Православной Церкви, Сын – в Отце и Духе, Отец – в Сыне и Духе, Дух – в Отце и Сыне. Поэтому если принимать цвета в качестве символов Троицы, то любой из цветов может символически отражать представления о любом из Лиц Триединого Божества. Все промыслительные действия Божии содержат в себе участие всех Лиц Троицы. Но есть Божественные акты, в которых преимущественно прославляются или Бог Отец, или Бог Сын, или Бог Дух Святой. Так, в Ветхом Завете заметней всего слава Бога Отца – Творца и Промыслителя мира. В земной жизни и Крестном подвиге Иисуса Христа прославлен Бог Сын. В Пятидесятнице и последующем излиянии благодати в Церкви прославляется Утешитель, Дух Истины. Соответственно этому красный цвет может выражать преимущественно представления о Боге Отце, жёлтый /золотой/- Боге Сыне, синий /голубой/ - о Боге Духе Святом. Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, фрески, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трёх основных, непроизводных цветов.

Привести примеры.

 


ОРАНЖЕВЫЙ ЦВЕТ.

Оранжевый цвет присутствует в церкви с древнейших времён. Этот цвет очень тонкий. Будучи соединением красного и жёлтого цветов, он постоянно скользит: с оттенком в сторону жёлтого он может восприниматься как жёлтый /золото часто даёт оранжевый отлив/, а с преобладанием красного – как красный.

Привести примеры.

 

 
 


ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ.

Зелёный цвет образуется сочетанием голубого и жёлтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Своё обетование послать от Отца на соединённую со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа Животворящего». Всё имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом Вечной Жизни является Древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. Поэтому праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, - Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен не голубой, как можно было бы ожидать, а зелёный цвет. Зелёный цвет используется в богослужении также и во дни памяти подвижников и преподобных. Это означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его с Царём Славы (жёлтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Привести примеры.

 
 


ФИОЛЕТОВЫЙ ЦВЕТ.

Фиолетовый цвет – седьмой по счёту от красного, с которого начинается спектральная гамма. Это соответствует седьмому дню творения мира, упокоению Бога от дел творения после создания человека. Фиолетовый цвет присущ памяти о Кресте и Распятии Спасителя. Крестная смерть явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его Дел Спасения человека в земном человеческом естестве. Кроме того, он обозначает некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в Крестном Подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею Смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом круге никакого места черноте как символу смерти.

Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о Крестном Подвиге Спасителя этот цвет употреблён для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в Крестный Подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные смысловые значения имеют фиолетовые наградные скуфьи и камилавки духовенства.

Привести примеры.

ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ.

 

В церковном каноне чёрный цвет является сионимом отсутствия света, символ небытия , траура, смерти или отречения от мирской суеты и богатства. Чёрный цвет как противоположность белому означает цвет ада, смерти, духовной тьмы. Поэтому в иконописи чернотой закрашивались только изображения пещеры, где в белых пеленах выходит воскресший Лазарь, отверстие ада, из глубины которого изводятся Воскресшим Христом праведники (тоже – в белых пеленах). А когда на иконах нужно было изобразить нечто, имеющее в обыденной земной жизни чёрный цвет, то старались этот цвет заменить каким – нибудь другим. Например, чёрных коней рисовали синими.

Привести примеры.

 

КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ.

В древней иконописи старались избегать и коричневого цвета, ибо он является по существу цветом «земли» и грязи. И когда на старинных иконах мы встречаем иной раз коричневый цвет, то можно думать, что живописец всё же имел в виду тёмно-жёлтый, охристый цвет, стремился передать некую телесность, но не земную, повреждённую грехом.

Привести примеры.

 

Слово о символике цвета в иконе о. Павла Флоренского.

«Цвет в иконе символичен. Он предопределён и лишён произвола. Например, в софийных иконах мы видим три основных цвета: красный, синий и зелёный.

Красный мы видим тогда, когда, склоняясь к закату, солнце пробивает своими лучами толщу земной атмосферы. Красный цвет активен.

Голубой – зовущий, уводящий – это цвет неба с противоположной стороны заката.

Зелёный цвет нейтрален, и им окрашена средняя часть неба, находящаяся выше красной полосы заката.

Те же цвета мы обнаруживаем в софийных иконах. Цвета эти глубоко символичны. София – Премудрость Божия – есть мысль Бога о мире, о его первичных судьбах, заключённая в едином мире вечность. Поскольку мысль эта стала плотью, она активна и символизируется красным цветом.

Поскольку Божество самобытно, Оно не нуждается в мире, но мир нуждается в Нём. Это стремление мира к Божеству выражается голубым цветом.

Диалектический синтез двух первых атрибутов софийности выражен в зелёном цвете, являющим гармонию Божественного бытия в Его первичном покое.

Божия Матерь изображают в красной одежде, когда хотят возвеличить Её Богоматеринство, и в голубой – когда хотят прославить Её Приснодевство. На иконе «Знамение» Богородица изображена в красном одеянии, ибо этот образ запечатляет Её предвечную избранность как Пречистого Сосуда, воплотившего Слово. Богоматерь «Нерушимая Стена» Киевского Софийного Собора изображена в синем гиматии. Здесь Она прославляется как Невеста Неневестная, Взбранная Воевода, Заступница христиан».

Привести примеры.

ЦВЕТОВОЕ ПРЕДПОЧТЕНИЕ.

 

«На вкус и цвет товарищей нет» - поговорка, известная в народе. Но всё же в результате исследований выявилась некоторая закономерность в цветовом предпочтении у людей разного пола и возраста.

Так, по исследованиям Г.Фрилинга и К.Ауэра,

у детей любимыми являются яркие цвета, причём, для детей 7-8 лет предпочтительные цвета:

-у мальчиков – красный, у девочек – синий.

-вообще, у дошкольного возраста более любимый цвет – красный.

-у взрослых – синий, а потом красный. Причём, в следующей последовательности, которую можно обозначить как крестоперекрёстную:

 
 


У МУЖЧИН У ЖЕНЩИН

1. ЗЕЛЁНЫЙ 1. СИНИЙ

2. СИНИЙ 2.ЗЕЛЁНЫЙ

3. КРАСНЫЙ 3.БЕЛЫЙ

4. БЕЛЫЙ 4.КРАСНЫЙ

5. ЖЁЛТЫЙ 5.ЧЁРНЫЙ

6 .ЧЁРНЫЙ 6.ЖЁЛТЫЙ

Табл. 7

Вообще, более предпочтительны пастельные, серые тона.

Больной человек не воспринимает яркий цвет так, как здоровый человек, но более бледным.

Ещё немаловажное замечание: предпочтение цвета зависит от среды обитания и внутренних склонностей человека. Так, где ландшафт составляет лес, т.е. зелёная среда обитания, глаз «скучает» по противоположному цвету – красному. Наблюдение русского художника К.Петрова-Водкина, которое подтверждает психофизиологическую основу предпочтения цветов: «Наш кумачовый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающий выход зелёному. И того красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки».

Где же городская среда обитания с малым количеством лесного массива, там человек скучает по зелени.

Также существует и другой эффект: например, у жителей морской державы Греции, где среда обитания сине–голубая /небо-море/, любимый цвет – сине-голубой. Поскольку там яркая природа, то и жители предпочитают яркие цвета. Вообще, это касается южных стран.

Задание. Привести другие примеры.

ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ.

Раздел заимствован из книги А.Зайцева «Наука о цвете и живописи».

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...