Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цветовое зрение в живой природе.

 

В растительном мире цвета обусловлены пигментами – веществами, поглощающими свет, химическая структура которых часто бывает невероятно сложной.

У животных цвет воспринимается часто в зависимости от явлений интерференции в многослойной тонкой плёнке или от дифракции в чешуйках.

Замечательно, что в живой природе истинная яркость и насыщенность цветов не воспринимается даже днём, пока не выйдет солнце.

 

Что касается наличия цветового зрения у животных, вывлено, что:

- цветовое зрение имеется у костистых рыб,некоторых амфибий (лягушек), черепах, ящериц, большинства птиц, обезьян;

- плохое, несовершенное цветовое зрение имеется у собак и белок;

- грубое или отсутствует цветовое зрение у лемуров;

- не доказано наличие цветового зрения у кошек;

- отсутствует цветовое зрение у быков, грызунов (кроликов и мышей), ночных животных, некоторых дневных животных.

 

 

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.

 

Как уже отмечалось выше, восприятие цвета тесно связано с явлениями психологического порядка, поэтому данная тема относится к разделу цветопсихологии.

 

 

КОНТРАСТ.

 

Суть контраста состоит в том, что резко противоположные по каким-либо параметрам предметы или явления вместе вызывают в нас качественно новые ощущения и чувства, которые не могут быть вызваны при восприятии их по отдельности.

Контрастирующие цвета могут вызвать целую цепь новых ощущений. Например, контраст белого и чёрного может вызвать некоторый шок в результате внезапного перехода от белизны к черноте, также кажущееся изменение размеров и светлоты, возникновение пространственного эффекта и т.д. Это психофизиологические последствия цветового контраста. Они играют важную роль в художественном произведении.

Контрасты разделяются на 2 вида:

ахроматический (световой) и

хроматический (цветовой).

 

В каждом виде различаются 3 контраста:

одновременный,

последовательный и

пограничный (краевой).

 

Итого, различается 6 видов контрастов: Табл.6

ТИПЫ КОНТРАСТОВ СВЕТОВОЙ ЦВЕТОВОЙ
ОДНОВРЕМЕННЫЙ
ПОГРАНИЧНЫЙ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ

 

Рассмотрим каждый из этих видов контраста на примерах.

 

§ Опыты проводятся на образцах формата А4.

 

 

1. Одновременный световой контраст.

 

Рис. 14
Суть его в том, что светлое пятно на тёмном фоне кажется более светлым/рис.14/,

 

       
   

 


а тёмное пятно на светлом –

ещё темнее, чем оно есть

на самом деле /рис.15/. Рис.15

 

 

Сюда же можно отнести контраст монохроматический – когда два цвета имеют одинаковый цветовой тон, но различный по светлоте /рис.16/.

Рис. 16

 

Примеры: Показ наглядного пособия.

Одновременный цветовой контраст.

 

Он возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или при сопоставлении ахроматического и хроматического цвета. В этом случае сопоставляются цвета, различные по насыщенности и цветовому тону.

Примеры.

А/ Красный и красно-коричневый / по насыщенности/.

Рис.17а.

       
   


Б/Жёлтый на оранжевом и оранжевый на жёлтом /по цветовому тону/.

       
   


В/Сопоставление серых и цветных тонов – повышение насыщенности цвета.

Рис 17 А,Б,В.

Пограничный световой контраст.

Пограничный цветовой контраст.

Пограничный контраст возникает на границе двух смежных окрашенных поверхностей.

При световом пограничном контрасте светлая полоса на границе с тёмной будет казаться светлее.

При цветовом пограничном контрасте соседние цвета изменяются также, как при одновременном цветовом контрасте: жёлтое пятно на границе с красным будет казаться с зеленоватым оттенком. Также можно наблюдать т.н. эффект ореолов: цветное пятно на белом фоне будет иметь ореол противоположного ему цвета, если же белое пятно находится на окрашенной поверхности, то внутри его будет означенный ореол /рис. 19/.

Примеры.

1.Пограничный световой контраст. Пограничный контраст создаёт эффект рельефности. Этот эффект будет тем отчётливее, чем более контрастны соприкасаемые тона /рис.18а,б/.

 

 
 


а

 

 

А/ рис.18а

 

 


Рис. 18 А,Б.

 

Б/

 

 

2. Пограничный цветовой контраст /рис. 19 а, б/.

А/

       
   


Б/

Рис.19 А,Б.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...