Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИАКОММУНИКАЦИИ

Л.В. Матвеева

Глобализация информационного пространства и технические достижения в области СМИ (средства массовой информации) превратили телевидение и Интернет в мощнейший фактор воздействия на картину мира, как отдельного человека, так и политических и экономических коллективных субъектов. СМИ в настоящее время представляют собой громадный этнокультурный перекресток, на котором осуществляется попытка построения «информационной Вавилонской башни», проводятся информационные войны и реализуются сценарии информационного терроризма. Основной целью такого мощного информационного вторжения является структура индивидуального и коллективного сознания человеческого сообщества. Начало вышеупомянутым процессам было положено «Докладом Бангеманна», сделанным комиссаром Европейского Союза Мартином Бангеманном на заседании Европейского Совета в 1994 г. на о. Корфу. В нашей стране в июле 2001 г. Правительством Российской Федерации одобрена Федеральная целевая Программа (ФЦП) «Электронная Россия на 2002–2010 годы», которая предусматривает «создать дополнительные стимулы для развития независимых СМИ на основе внедрения информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) в их профессиональную деятельность». Таким образом, в нашей стране положено начало созданию информационного общества, идея которого в середине XX в. появилась в Японии. Концепция информационного общества предполагает повышение удельного веса информационной составляющей в любом продукте, услугах и коммуникациях как личного, общественного, так и официального характера. Все это делает актуальным проблему информационной безопасности, как личности, так и общества в целом.

Главной задачей психологии в области информационной безопасности, на наш взгляд, является научная рефлексия характера информационных взаимодействий в ментальном плане с участием СМИ. Прежде всего, нам хотелось бы выделить три основные черты, характеризующие существование человечества в информационной «глобальной деревне» М. Маклюэна:

1). Развитие средств массовой коммуникации породило феномен «дефицита от изобилия» (Дилигенский Г.Г.). Этот дефицит выражается не «Ев недостатке фактических сведений, а в типичном именно для общественно-политического познания каузальном дефиците (т.е. недостатке информации о причинно-следственных связях)». При этом наблюдается переизбыток эмоциональных, зрелищных и событийных сюжетов, превращающих даже политического лидера скорее в шоумена, чем в вождя нации.

2). Повсеместное распространение мультимедийных средств коммуникации модифицировало все стороны жизни общества (общественно-политическую жизнь, информационные взаимодействия, межличностное общение и т.д.) в спектакль, отрежессированный как по содержательной, так и по пространственно-временной характеристике, т.е. породило еще одну размерность в картине мира человека – перфомансность, что находит свое выражение в смешении игровой и практической деятельности, которое Хейзинга называет универсальной характеристикой современной культуры, выражающейся в категории «пуерилизма» (ребячливость). Хейзинга видит проявление этого феномена в потребности в банальных развлечениях, тяге к сенсациям, массовым зрелищам и в потребности поведения как бы по мерке отроческого и юношеского возраста, что выражается в обычаях, привычках и современных формах духовного общения.

3). Доминирование опосредствованных способов взаимодействия между людьми привело к тому, что визуальная коммуникация, визуальные коды и визуальные образы стали основным средством передачи информации. Понятие харизмы видоизменяется в понятие имиджа, а понятие красоты видоизменяется в понятие выразительности.

Все это приводит к размыванию нормативов человеческого сообщества в информационном обществе, человек начинает искать базисные, устойчивые категории для самоидентификации и находит их в половой и этнокультурной сфере. В силу этого основными категориями анализа межкультурного информационного пространства являются этнические стереотипы и этническая картина мира, которая характеризуется прежде всего ритуалами, характером восприятия пространства и времени, системой ценностей и отношениями личности и общества.

На наш взгляд, особенно значимым является анализ телевизионного общения как наиболее распространенного и доступного типа медиакоммуникации.

Значительное количество межличностных взаимодействий современного человека тем или иным образом опосредствовано техническими средствами. Это не может не сказаться на структуре и содержании самого процесса общения.

В свое время А. Кларк назвал космические телевизионные системы новой Вавилонской башней, способной превратить Землю в глобальную деревню М. Маклюэна, а современное поколение – поколением, воспитанным тремя родителями. И как результат – отсутствие преемственности в человеческой истории, разрыв между поколениями, когда молодежь знает больше своих родителей, иначе говоря, разрушаются привычные естественные способы общения как сферы формирования картины мира и мотивационной структуры личности. В настоящее время сформировалась новая наука, которую можно отнести к категории метанаук, и которая «изучает системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей» (Землянова) и получила название «коммуникативистика».

Что же происходит с процессом общения между людьми, когда в него вторгается машина?

Рассмотрим процесс взаимодействия партнеров по коммуникации на 4-х разных уровнях: экологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом как в случае межличностного общения (рис. 1), так и в случае опосредствованного общения (на примере телевизионной коммуникации (рис. 2 а, б).

Таблица 1 Особенности межличностного типа общения по уровням анализа

Уровни анализа Особенности и характеристики коммуникативного акта
Экологический – ограниченная пространственная среда общения – одновременность коммуникативной активности партнеров по общению – спонтанность в организации среды общения
Поведенческий – непосредственный контакт партнеров по общению – смена ролей, позиций и активности общения
Когнитивный – актуализация образа «Я» – формирование образа партнера в процессе обмена информацией – порождение новой информации – восприятие, понимание и ассимиляция информации
Эмоциональный – формирование эмоциональной атмосферы общения – обмен состояниями и переживаниями – взаимная регуляция состояния по интенсивности и ритму

Рис. 1. Структура коммуникативного акта в случае межличностного общения

Рис. 2. Структура коммуникативного акта в условиях опосредствования на примере телевизионного общения

2а – на уровне коммуникатора:

2б – на уровне реципиента:

Таблица 2

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...