Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Григорьева-Голубева В.А., Платонова С. М., Комарова А.В.

Григорьева-Голубева В.А., Платонова С. М., Комарова А.В.

Методические рекомендации

К выполнению и защите дипломных исследований по педагогике

Санкт-Петербург

В.А.Григорьева-Голубева, С.М.Платонова, Комарова А.В.Методические рекомендации к выполнению дипломных исследований по педагогике. –СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, – 2009. – 43 с.

 

В предлагаемых рекомендациях содержатся требования и методические указания к выполнению дипломных работ, список рекомендованной литературы. Данная работа направлена на то, чтобы помочь студентам IV и V курсов дневного отделения и V, VI курсов ОЗО факультета психологии в преодолении тех трудностей, которые возникают в процессе создания дипломного проекта по педагогике и работы над ним.

 

 

Рецензенты:

доктор пед. наук, профессор кафедры психологии и педагогики НОУ «Санкт-Петербургский институт управления и права» Коновалова Л.И.,

доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина А.Г. Маклаков.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………..

Раздел 1. Подготовка и оформление дипломного исследования

1.1. Цели итоговой государственной аттестации в форме защиты дипломных исследований …………………………………

1.2. Требования к выбору и формулировке темы дипломного исследования………………………………………………….

1.3. Этапы и организация работы над дипломным исследованием…

1.4. Методика выполнения дипломной работы…………………

1.4.1.Содержание введения в тему исследования………………..

1.4.2. Требования к структуре и содержанию теоретической главы педагогического исследования………………………………

1.4.3. Структура и содержание экспериментальной главы (глав) исследования………………………………………………….

 

Раздел 2. Система методов педагогического эксперимента

2.1. Характеристика методов педагогической диагностики…….

2.2. Методы диагностики, фиксации и оформление их результатов (наблюдение, анкетирование, опрос, анализ результатов деятельности, метод экспертных оценок)………………………………………………………..

2.3. Методы педагогического эксперимента……………………

2.4. Результативность опытно-экспериментальной работы……

Раздел 3. Оформление дипломного исследования и его защита

3.1. Оформление титульного листа

3.2. Требования к оформлению текста дипломной работы

3.3. Подготовка заключения дипломного исследования

3.4. Оформление списка литературы

3.5. Оформление приложений

3.6. Взаимодействие с научным руководителем

3.7. Подготовка и проведение защиты дипломной работы

 

Рекомендуемая литература…………………………………

Приложение 1. Цель, гипотеза, объект, предмет исследования

Приложение 2. Варианты оглавлений

Приложение 3. Схема рецензии научного руководителя

Приложение 4. Схема отзыва рецензента

Введение

 

Предложенные методические рекомендации адресованы студентам, обучающимся по специальностям «педагогика и методика начального образования», «дошкольная педагогика и психология», «социальная педагогика» и начинающим подготовку к самому объемному и значимому виду деятельности в высшем учебном заведении – дипломному исследованию. Дипломное исследование представляет собой форму соединения теоретического и практического знания, направленного на решение актуальной для современных образовательных систем проблемы. Создание дипломного исследования является творческой профессиональной деятельностью, продукт которой должен обладать оригинальностью и новизной.

Для большинства студентов включение в процесс создания дипломного проекта и дальнейшая работа над ним вызывает ряд серьезных трудностей. Предлагаемое пособие направлено на то, чтобы помочь в их преодолении и обеспечить самостоятельный характер работы студента.

Приступая к работе над созданием методических рекомендаций, авторы вычленили типичные ошибки и недочеты в дипломных работах студентов факультета психологии и постарались направить усилия на их предотвращение. Исходя из этого, в нашем пособии, в сравнении с другими, расширены разделы по выбору темы исследования, формулировке целей, задач и гипотезы, оформлению теоретической части исследования, написанию выводов и т.д. Выявленные проблемы в подготовленности студентов к осуществлению практического исследования побудили нас включить в рекомендации мини – справочник по методам исследования, способам обработки материала, подходам к его анализу.

Особенностью данных методических рекомендаций является также включение в них для иллюстрации различных положений в качестве примеров материалов из дипломных исследований студентов факультета психологии.

Рекомендации имеют подробное оглавление для того, чтобы облегчить студентам поиск ответов вопросы, возникающие в просе работы над дипломом.

Мы надеемся, что предложенное учебное пособие поможет студентам выполнить научно - исследовательскую работу эффективно и плодотворно.

 

Раздел 1. Подготовка и оформление дипломного исследования

Требования к выбору и формулировке темы исследования

Тема (от греч. tema – предмет изложения, исследования, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования. Темы выпускных квалификационных работ по педагогике определяются высшим учебным заведением. Студенту предоставляется право выбора темы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки, чтобы дипломное исследование было фактором совершенствования профессиональной деятельности студента и соответствовало решаемым им на практике задачам, его интересам. Тема утверждается и закрепляется за студентом на заседании кафедры, на которой ее представляет научный руководитель.

Важнейшим требованием к теме является ее актуальность. В настоящее время, например, актуальными являются исследования по проблемам совершенствования содержания образования, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, по усилению воспитывающего и развивающего характера обучения, личностно-ориентированного подхода, создания современной системы воспитательной работы со школьниками и т.д.

Тема дипломной работы формулируется конкретно, это обеспечивает четкость и целенаправленность работы исследователя. В большинстве случаев формулировка темы должна помочь ответить на три вопроса:

1. Какие аспекты личности ребенка мы развиваем? Чего хотим добиться?

2. У кого? У каких детей? В каком учреждении?

3. Какими основными средствами? При помощи чего? Каким путем?

Данные позиции ясно прослеживаются в формулировке следующих тем, предложенных для примера: «Использование различных видов устных упражнений как средство формирования познавательного интереса младших школьников к математике», «Сенсорное развитие детей с ЗПР во взаимодействии с игрушками различного типа», «Нравственное развитие учащихся второго класса в условиях совместной учебной деятельности», «Формирование у учащихся третьего класса умения ставить орфографическую задачу».

Выбор темы должен быть продиктован и степенью ее востребованности современной школой, ее ожидаемой практической значимостью и новизной. Раскрытие темы должно проходить через некоторую проблему, противоречие, новую идею, не быть давно известным, отработанным в теории и практике материалом. Актуальность темы может быть связана с наличием какой-либо проблемы, несоответствия, негативной тенденции, недостатков, неудовлетворенной потребности детей или взрослых и т.д. Актуальность и новизна темы, изученной ранее, может быть обусловлена изменением социальных условий, наличием сомнения в возможности привнесения старого опыта в жизнь сегодняшних учащихся и педагогов, в поиске условий переноса старого опыта, личной заинтересованностью исследователя и т.д.

Дипломная работа не должна повторять вопросы, решенные студентом при выполнении курсовой работы. Однако является возможным дальнейшее развитие и углубление рассматриваемой в курсовой работе проблемы с целью ее более полного и разностороннего изучения и доведения результатов до уровня конкретных рекомендаций и выводов, создания программ работы, системы уроков, упражнений, которые могут быть использованы в практике работы с детьми.

 

Содержание введения в тему исследования

 

Текст дипломного исследования начинается с введения. Оно должно занимать 2-3 страницы печатного текста и содержать в себе обоснование выбора темы, цели и хода исследования. Здесь раскрывается актуальность исследуемой проблемы, научная новизна и практическая значимость работы. Для этого студенту необходимо показать значимость выделенной проблемы и обосновать необходимость ее разрешения в настоящее время. Проблема (от греч. problema – задача, задание) – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования. Чёткая, конкретная формулировка проблемы позволяет определить прогнозируемые результаты исследования, которые станут объектом анализа. Решение проблемы не содержится в известном знании и не может быть получено путём преобразования имеющейся информации. Чтобы выявить проблему, необходимо описать проблемную ситуацию, вскрыть недостатки в обученности или воспитанности учащихся или в воспитательном процессе, которые следует устранить и, по возможности, выявить противоречия, на разрешение которого будет направлено исследование. Далее необходимо показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, перечислить авторов, которые изучали данную проблему, указать на недостаточно изученные аспекты.

Таким образом, во введении кратко отражается информация о замысле исследования, формулируется цель, гипотеза, объект, предмет и задачи исследования.

Наиболее убедительным основанием, определяющим тему исследования, является социальный заказ, отражающий самые острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения. Социальный заказ требует обоснования конкретной темы. Обычно это анализ степени разработанности вопроса в науке.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости. Она выражает основное противоречие, которое должно быть раскрыто средствами науки. Решение проблемы обычно и составляет цель исследования. Цель – переформулированная проблема.

Формулирование проблемы влечет за собой выбор объекта исследования. Им могут быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречие. Другими словами, объектом может быть все то, что явно или неявно содержит в себе противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект – это то, на что направлен процесс познания. Предмет исследования – часть, сторона объекта. Это те значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, как теоретические (ключевые слова: ознакомиться, изучить, рассмотреть, разработать понятийно-терминологическую систему, проанализировать, сопоставить точки зрения, обобщить и т.д.), так и практические (ключевые слова: подобрать и создать методики, исследовать, разработать, апробировать, проанализировать, выявить особенности, определить условия, сравнить, определить результативность и пр.). Количество задач может варьироваться от 3-4 до 10-12. Иерархически организованная последовательность задач образует основу программы исследовательской деятельности.

Задачи исследования, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке. Гипотеза представляет собой пробное обобщение относительно природы изучаемых явлений и возможных путей разрешения проблемы. Гипотеза должна содержать в себе предположение о закономерной (причинной) связи исследуемых явлений. Гипотеза может состоять из одного или двух - трех утверждений. Чаще всего в гипотезе встречаются конструкция типа: «Если ….., то ……..» или «Мы предположили, что становление …… возможно при следующих условиях……».

Критерий научной новизны применим для оценки качества завершенных исследований. Он характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизмы, содержание, принципы и технологии, которые к данному моменту не были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение. Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, получении гипотезы, закономерности, метода, модели выявления проблемы, тенденции, направлении. Практическая значимость исследования состоит в подготовке предложений, рекомендаций и т.п.

Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследования, они зависят также от времени получения нового знания.

Логика и динамика исследовательского поиска предполагают реализацию ряда этапов: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического (или теоретического), прогностического.

Несколько фрагментов дипломных исследований студентов, описывающих базовые позиции исследования во введении, представлены в Приложении 2.

В процессе работы над дипломной работой гипотеза, цели и задачи исследования могут дополняться, уточняться, корректироваться. Например, В.И. Загвязинский, ссылаясь на философскую литературу, пишет о рабочей и научной или реальной гипотезе. Рабочая гипотеза представляет собой временное предположение о закономерной (причинной) связи явлений, необходимое для систематизации теоретического и фактического материала. Научная гипотеза – это уточненная рабочая гипотеза, появляющаяся при накоплении нового теоретического и практического материала.

Требования к структуре и содержанию теоретической главы педагогического исследования

Структура дипломной работы зависит от характера темы, конкретного содержания материала. Для большинства дипломных работ является обязательным наличие следующих структурных компонентов:

1. Введение

2. Глава, посвященная теоретическим основам избранной темы

Выводы (по первой главе)

3. Глава (главы), содержащие материалы опытно-исследовательской работы с детьми

Выводы

4.Заключение, выводы по результатам исследования, педагогические рекомендации

5. Список литературы

6. Приложение

 

В первой главе дипломного исследования раскрывается история и теория исследуемого вопроса, осуществляется многоплановый сравнительный анализ литературы по теме с позиций философии, психологии, истории педагогики, современной педагогической науки и методики, анализируется передовой опыт обучения и воспитания в дошкольном учебном заведении или начальной школе, дается критический анализ современной литературы, определяются позиции автора.

Условием плодотворной работы является четкость понятийного аппарата. Основные теоретические понятия, связанные с темой работы должны быть сформулированы полно и четко. С этой целью необходимо пользоваться материалами учебников, психологическим и педагогическим словарями, педагогической энциклопедией, монографическими работами. В случае некоторых различий в толковании того или иного понятия, необходимо привести в работе их варианты и избрать один окончательный вариант, который станет базовым для всего исследования.

Работу следует начинать с подбора литературы по избранной теме. Для написания исследования необходимо проработать не менее 30 источников.

Выделяются три источника библиографической информации:

· первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

· вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т.д.);

· третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Для теоретического исследования, безусловно, наибольшей ценностью обладают первичные источники информации. Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании дипломной работы следует просмотреть периодические издания за два последних года: «Педагогика», «Народное образование», «Воспитание школьников», «Мир образования», «Магистр», «Классный руководитель» и другие общепедагогические журналы, а также методические журналы, имеющие отношение к специальности: «Русский язык в школе», «Начальная школа», «Математика в школе», «Иностранные языки в школе» и другие. Тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов. Полезно также ознакомиться с обзорами литературы по определенным темам.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:

· Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?

· Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?

· В чем конкретно они состоят?

Вся добытая студентом информация фиксируется в виде записей разного рода. По аналогии с существующей в информатике классификацией научной информации (первичная, вторичная, третичная), материалы, которые собирает и обрабатывает студент в процессе информационного поиска, также будут относиться к этим трем группам:

· к первичным материалам относятся записи на библиографических карточках, выписки, прямые цитаты, ксерокопии, микрофильмы, алфавитный каталог по проблеме исследования;

· вторичные материалы – записи, являющиеся продуктом аналитико-синтетической переработки информации, содержащейся в одном научном документе: планы (простые и сложные), графы-схемы, самостоятельно составленные предметные указатели, аннотации, тезисы, конспекты;

· третичными материалами считаются записи, обобщающие первичные и вторичные. Они представлены в виде содержательного обзора, в котором фиксируется полученное студентом знание об уже известных в науке фактах, закономерностях, теориях, объяснениях по теме исследования.

Очень важно, чтобы оформляемый в результате теоретического исследования текст содержал в себе ссылки на авторство, цитаты с указанием первоисточника, только в этом случае он будет носить научный характер.

Каждый параграф должен заканчиваться выводом, вбирающим в себя основные рассмотренные идеи, правила и, представляющим собой обоснованный текстом параграфа ответ на проблему, заключенную в названии параграфа. Вывод может начинаться словами: «итак», «таким образом», «подводя итог сказанному» и т.д. На основе сделанных в первой главе выводов формулируется гипотеза исследования, выдвигаются конкретные задачи и определяются адекватные поставленным задачам методы исследования.

При изучении литературы не следует конспектировать все подряд. Необходимо тщательно выбирать из каждого источника только то, что имеет непосредственное отношение к теме. Следует широко пользоваться такой формой конспектирования, как тезисы, выписки и т.п. Если отдельные выписки будут приведены дословно, в форме цитат, то в основном тексте дипломной работы необходимо указать номер данного источника по списку использованной в работе литературы и страницу, с которой сделана выписка. При использовании косвенной речи следует указать только номер источника по списку использованной в работе литературы. Такие приемы работы служат хорошим средством для иллюстрации и усиления доказательности выдвинутых в работе положений. Автору дипломной работы нужно внимательно следить за тем, чтобы не исказить смысл цитаты, правильно ее использовать. Надо избегать слишком частого цитирования, не подменять собственные рассуждения и доказательства ссылками на соответствующие цитаты.

Таким образом, теоретический обзор, помещенный в первую главу дипломной работы должен содержать обстоятельный анализ передового педагогического опыта, отражать умение исследователя критически, обобщенно и логически последовательно излагать основные положения и аспекты изучаемой темы. Кроме того, необходимо обращать внимание на используемые исследователями методы изучения его интересующего вопроса, отметить наиболее информативные методы исследования, а также ознакомиться с литературой, специально посвященной вопросам «техники» педагогического исследования.

Системный теоретический анализ должен показать эрудицию студента, умение «видеть» проблему с разных позиций, способность самостоятельной критической оценки литературы, к логическому, доказательному изложению. Итогом теоретического обзора являются развернутые выводы по изученной проблеме.

 

1.4.3. Структура и содержание экспериментальной главы (глав) исследования

В экспериментальных главах последовательно раскрываются ступени опытно-исследовательской работы студента с детьми, описываются и подвергаются анализу данные констатирующего, преобразующего и контрольного этапов педагогического эксперимента.

Констатирующий этап педагогического эксперимента устанавливает реальное состояние дел в процессе. На этапе преобразующего эксперимента проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива. Преобразующий эксперимент требует наличия контрольной группы для сравнения качества проведенной работы. Здесь приводятся графики, таблицы, диаграммы, позволяющие наглядно представить полученные данные. Контрольный этапэксперимента поможет провести срез полученных знаний и сравнить полученные результаты с итогами обучения в контрольной группе или результатами констатирующего эксперимента. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения, здесь требуются особая деликатность, такт, щепетильность со стороны исследователя, умение устанавливать контакт с испытуемыми.

По желанию автора работы, исходя из целей и задач исследования, данный материал можно скомпоновать разными способами. Например, поместить описание всех этапов эксперимента и изложение полученных результатов во второй главе. Возможна и другая композиция данной части дипломной работы. Во второй главе произвести описание констатирующего и преобразующего этапов эксперимента, а далее, сделав выводы по второй главе, приступить к обсуждению результатов контрольного эксперимента в третьей главе.

Подробнее остановимся на методике выполнения дипломной работы.

На этапе констатирующего эксперимента выявляется состояние изучаемого вопроса на практике, собирается конкретный, фактический материал на базе образовательного учреждения. В зависимости от темы исследователь выявляет наличный уровень знаний детей, умений в различных видах деятельности, состояние взаимоотношений, освоение детьми способов общения, уровень воспитанности и т.п. Одновременно происходит анализ состояния и организации педагогического процесса, оценка педагогических условий, эффективности работы учителя или воспитателя и его педагогического подхода в аспекте изучаемого вопроса.

Методика сбора фактического материала должна быть разработана с особой тщательностью и обеспечить получение достоверных, объективных данных. Возможным является использование уже разработанных в современных исследованиях конкретных методик и их комбинаций. Исследователь может внести некоторые изменения в имеющиеся методики с учетом задач исследования и возраста детей, а также разработать содержание и методику эксперимента самостоятельно, что повышает научный потенциал дипломной работы.

Предпочтение следует отдавать комплексному использованию различных методов исследования. Наиболее часто в дипломных работах студенты используют сочетание таких методов исследования, как наблюдение, эксперимент, изучение продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т.д.), изучение школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний), беседы с детьми, воспитателем или учителем, родителями, анкетирование, тестирование и пр. Необходимо отчетливо представлять себе, с какой целью используется тот или иной метод исследования, какую задачу он помогает решить, какую полезную информацию по изучаемому вопросу он обеспечивает. Без этого невозможно целенаправленно вести научный поиск. К сожалению, встречаются случаи, когда студент недостаточно осознает, с какой целью используется тот или иной метод, излишне расширяет арсенал методов, уходит в сторону от решения поставленных задач или, напротив, ограничивается использованием лишь одного метода исследования. Все это затрудняет получение достоверных фактических данных, а порой делает просто невозможным их объективный анализ. Успех исследования обеспечивается точным соблюдением требований к использованию каждого метода исследования.

Необходимо заранее обдумать условия применения метода исследования, подготовить все материалы. К примеру, определить план наблюдения, составить схему записи наблюдения, установить сроки и условия наблюдения. Автору работы следует вести подробный протокол наблюдений, в котором фиксируется место, дата наблюдения, даются их краткая характеристика и предварительные выводы.

Материалы наблюдений дополняются данными эксперимента, бесед с детьми и другими методами.

Собранный фактический материал тщательно изучается, анализируется и обрабатывается количественно и качественно.

Количественный анализ позволяет выявить, какие показатели в поведении, деятельности, знаниях детей выражены более интенсивно, какие менее, констатировать наличие или отсутствие определенных проявлений. Выражением количественного анализа данных служат графики, таблицы, диаграммы. Установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями помогают математические и статистические методы, которые применяются в педагогике для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое (например, определение количества ошибок в проверочных работах контрольной и экспериментальной групп); медиана – показатель середины ряда (например, при наличии двенадцати учащихся в группе медианой будет оценка шестого ученика в списке, в котором все учащиеся распределены по рангу их оценок); степень рассеивания – дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы.

Главная задача исследователя состоит в том, чтобы вскрыть сущность полученных фактов, установить качественные зависимости и связи между ними, выделить в материале главное, существенное, определяющее и второстепенное, производное от главного. Содержание и направление качественного анализа подчиняется задачам конкретного исследования. Качественный анализ позволяет сделать выводы, раскрывающие характерные особенности изучаемых сторон развития детей и педагогических условий их формирования. надо отметить, как полученные выводы совпадают с данными других исследователей, есть ли расхождения, объяснить их причину.

Хотелось бы подчеркнуть, что распространенной ошибкой в написании данной главы является ее описательный характер, когда автор просто описывает процесс наблюдения, эксперимента и пр., не подвергая полученные факты анализу или ограничиваясь только их количественной характеристикой в «процентах».

Разработка и проведение опытной работы в образовательном учреждении по формированию у детей определенных качеств, знаний и умений (в зависимости от темы работы) составляет содержание преобразующего эксперимента. Основываясь на данных анализа литературы и результатах констатирующей части исследования, автор разрабатывает методику формирующей работы и обсуждает ее совместно с руководителем.

На этом этапе наиболее отчетливо проявляется творчество исследователя, его умение определить стратегию обучающего или воспитательного воздействия, исходя из реальных условий в классе или группе и уровня развития детей. Автор обдумывает и составляет подробный план такой работы. Обычно преобразующий этап педагогического эксперимента носит обучающий характер. Он может заключаться в разработке системы занятий, дидактических игр или упражнений с детьми, в использовании комплекса трудовых заданий, системы подбора определенных физических упражнений, организации познавательно-поисковой деятельности и пр. Успех такой работы определяется тщательностью подготовки к ее проведению. Необходимо составить конспекты занятий, подготовить нужные наглядные пособия, разработать содержание игр, бесед с детьми, обдумать тематику экскурсий, содержание консультаций для родителей или выставок в уголке для родителей.

Автор последовательно описывает и анализирует проводимую с детьми работу, отмечает появление положительных изменений в их поведении или деятельности, возникающие трудности. Он оценивает эффективность применяемых методов и приемов, анализирует результаты.

Освещая опыт своей работы, исследователь широко привлекает материалы протоколов занятий и бесед с детьми, характеристики проявлений отдельных детей и группы в процессе эксперимента. Отмечается отношение, интерес испытуемых к проводимой работе, тщательно анализируются причины отставания отдельных детей, определяются способы коррекции их поведения.

Большое внимание следует уделять анализу и оценке продуктов детской деятельности: рисунков, поделок, рассказов, упражнений. Рост качественных характеристик результатов деятельности детей является реальным показателем эффективности применяемой системы обучения, методов и приемов учебно-воспитательной работы.

В результате проведения опытно-обучающей работы с детьми необходимо дать общую оценку достижений детей и эффективности используемых методов и приемов обучения и воспитания, сформулировать педагогические выводы.

Для доказательства правильности проделанной работы и выявления достижений детей проводится контрольный этап педагогического эксперимента. С этой целью могут быть использованы отдельные экспериментальные ситуации, задания, беседы с детьми, использовавшиеся в констатирующем этапе эксперимента или могут быть предложены новые аналогичные задания. Сравнение результатов, полученных в констатирующей и контрольной частях эксперимента, становится убедительным доказательство эффективности педагогической работы.

Оправданным на этой ступени исследования следует считать представление сводных, сравнительных таблиц, сравнительных графиков, диаграмм, наглядно иллюстрирующих качественный рост показателей детского развития после проведенной опытной работы.

Затем проводится итоговый анализ материала. Он помогает осмыслить полученные данные и собранные факты, провести их сравнение, отделить существенное от несущественного, выявить некоторые закономерности и связи, определить то полезное и новое, что можно внести в практику обучения и воспитания дошкольников или младших школьников. Анализируя полученные в ходе работы сведения о состоянии и развитии детей, мы можем выяснить, подтвердилась ли гипотеза в экспериментальной части исследования.

В заключении формулируются общие выводы по всей работе и конкретные педагогические рекомендации. Умение исследователя критически оценить собственный опыт работы и сделать правильные выводы для практики – важнейший показатель зрелости профессиональной педагогической подготовки и научного мышления дипломника.

Заканчивая компоновку дипломной работы, автор определяет содержание приложения, отбирает протокольные записи, фотоматериалы, конспекты занятий, игр и т.п., которые будут представлены в работе и на которые он ссылается в процессе изложения.

После того, как весь материал (теоретический и экспериментальный) собран и написан предварительный вариант работы, следует провести ее научное и литературное редактирование.

Научное редактирование – это приведение материала в строгое соответствие с планом и темой, уточнение всех научных понятий и терминов, логического построение материала, устранение повторов, усиление доказательств и обоснованности изложения.

Литературное редактирование направлено на устранение орфографических и стилистических ошибок. Доступность изложения, научный стиль, ясность и четкость формулировок являются предметом литературного редактирования. Студент оформляет окончательный вариант рукописи и сдает ее в отпечатанном виде своему научному руководителю на отзыв.

 

Раздел 2. Система методов педагогического эксперимента

 

Рис. 2. Результаты изучения отношения детей КГ к режимному процессу

Таблица 1

Рис. 3. Методы воспитания и обучения

 

Основной частью данного этапа педагогического эксперимента могут также являться разработанные программы обучения по различным учебным предметам, системы уроков и занятий, игры, новые педагогические технологии и др. Практическая часть может представлять собой развивающую или досуговую программу, систему внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных и учебно-методических пособий и т. п. С обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению. В дошкольном образовании формирующий эксперимент может быть оформлен как перспективный план руководства какой-либо деятельностью воспитанников, программы коррекционно-развивающей индивидуальной или групповой работы и т.д.

 

Пример 6.

В качестве примера построения программы формирующего эксперимента, предлагаем структуру тематического периода, используемого в методике коллективной творческой деятельности И.П. Иванова как способа организации воспитательного процесса.

1. Тема периода

2. Основная идея

3. Образовательные цели (комплексные) и задачи (специальные: познавательно-мировоззренческие, эмоционально-волевые, действенно-практические; организаторские)

4. Жизненно-практические задачи

5. Содержание деятельности по схеме:

Таблица 3

Раздел 3. Оформление дипломной работы и ее защита

Оформление титульного листа

 

Титульный лист дипломной работы должен иметь следующий вид:

 

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА Институт психологии и педагогии им. И.П. Иванова

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...