Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика методов педагогической диагностики

 

Метод (от греч. methodos – путь исследования или познания) – способ, посредством которого познаётся предмет науки, путь построения и обоснования научного знания. Фактом педагогической науки является то, что у неё нет однозначного набора исследовательских методов. Педагогика широко использует социологические, социально-психологические, психологические, педагогические и математические методы исследования. Педагогическое исследование в силу специфики предмета (педагогического процесса) представляет сложность, т.к. во всяком педагогическом процессе участвуют педагоги и воспитанники, отличающиеся по многим показателям как общим для некоторых групп, так и индивидуальным. Кроме того, протекание процесса происходит в различающихся по большому количеству параметров условиях и обстоятельствах. Эта трудность не допускает использования одного отдельного метода исследования, а требует использования комплекса методов, позволяющих всесторонне изучать предмет исследования.

При выборе методов научно-педагогического исследования рекомендуется руководствоваться следующими принципами:

- совокупности методов исследования, то есть использования комплекса взаимодополняющих методов;

- адекватности методов существу изучаемого явления, тем результатам, которые предполагается получить, возможностям исследователя;

- запрета экспериментов, использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способным нанести вред человеку (испытуемым), процессу его развития, образовательно-воспитательному процессу.

В качестве наиболее часто применяемых методов про проведение педагогического эксперимента используются: изучение литературы и документов; наблюдение; опрос (беседа, интервью, анкетирование); метод экспертных оценок; изучение результатов деятельности учащихся и др.

Следует отметить, что перечисленные методы исследования используются также при проведении исследования и другими науками, например, психологией. Но в отличие от психологического исследования, в педагогике результаты диагностики используются не столько для констатации особенностей психики, свойств и качеств личности, сколько для выявления качеств личности с целью построения педагогического процесса, способного их формировать. Поэтому в педагогическом эксперименте в большинстве случаев не ограничиваются констатирующим экспериментом, а организовывают формирующий эксперимент.

 

2.2. Методы диагностики, фиксация и оформление их результатов

Остановимся на общей характеристике отдельных методов.

Наблюдение.

Наблюдение – широко распространенный метод, используемый как самостоятельно, так и в качестве составной части более сложных методов. Он заключается в непосредственном восприятии исследователем изучаемых педагогических явлений.

При организации наблюдения следует придерживаться следующего плана:

1. Выбор объекта, определение цели наблюдения.

2. Составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе бланков протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю и оборудования для наблюдений (аппаратура)

3. Сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.)

4. Обработка и оформление результатов наблюдения.

5. Анализ результатов и выводы из наблюдения.

Также необходимо определиться в выборе видов наблюдения, которое может быть:

· непосредственным и опосредованным (факты фиксируются по нескольким косвенным показателям);

· сплошным (педагогический процесс охватывается от начала и до конца) или дискретным (выборочное фиксирование изучаемых явлений);

· не включенным (позиция исследователя открыта) и включенным (исследователь выступает участником деятельности);

· лонгитюдным (продольное, в течение длительного промежутка времени) и ретроспективным (обращение к прошлому опыту) и др.

Для того чтобы наблюдение имело четкие границы, позволяло делать заключение и выводы, результаты наблюдения следует фиксировать с помощью протоколов, стенограмм, дневников, видео-, аудио-, кинозаписей.

Форма протокола может быть свободной или структурированной, содержание – сплошным или выборочным.

 

Пример 1. Протокол наблюдения.

Цель: изучение сформированности способности детей выполнять режимные моменты.

ДОУ_______________________г._____________________________

Группа_____________Воспитанник___________________________

Воспитатель_

______________________________________________

План наблюдения Критерии оценки Режимные процессы
Умывание Прием пищи Одевание, раздевание
Отношение ребенка к режимному процессу Выполняет охотно, с радостью.      
Не проявляет позитивных эмоций, но сам приступает к выполнению.      
Выполняет по побуждению взрослых.      
Демонстрирует отрицательные эмоции, пытается отказаться от выполнения.      
Использование необходимых предметов Правильно      
Неправильно      
Проявление самостоятельности ребенка Делает все самостоятельно      
Обращается за помощью      
Необходим контроль взрослых      
Преодоление трудностей Самостоятельно      
Требуется помощь      
Взаимоотношения со сверстниками во время процесса Не замечает      
Пытается учить      
Причиняет неудобства      
Старается помочь      
Взаимоотношения со взрослыми Стремится к положительной оценке      
не стремится к положительной оценке      
Принятие помощи Пассивно («Сделай…»)      
Активно («Научи, как…»)      
Выполнение действий Правильная последовательность операций      
Нет последовательности      
Пропускает отдельные действия      
Качество выполнения Аккуратно      
Небрежно      
Использование умений и навыков Часто действует по своей инициативе      
Редко действует по своей инициативе      
Использует в игре      

В протоколе обязательно должны быть указаны: дата наблюдения; учебное заведение; учебная (детская) группа; учащийся (ребенок); преподаватель (воспитатель); условия наблюдения; тема урока (занятия); цель наблюдения; наблюдаемые объекты; содержание и характер наблюдаемых действий; критерии их оценки.

Опросные методы.

Опросные методы сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

В педагогических исследования используются три общеизвестные разновидности опросных методов: беседа, интервьюирование, анкетирование.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивен, гибок по возможностям получения информации, предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Для подготовки исследования необходимо разработать анкету – систему вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Все вопросы в анкете следует четко формулировать, для того чтобы они были понятны респондентам. Они не должны превышать возможности памяти и компетентности опрашиваемых; вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; навязывать чужое мнение; допускать слишком большую вариативность ответов.

Вопросы, составляющие анкету, можно сгруппировать:

– п о с о д е р ж а н и ю:

1. О фактах сознания (на выявление мнений, пожеланий, суждений). Например: «Какого человека можно назвать нравственным?» или «Что, по вашему мнению, является причиной детской лжи?»

2. О фактах поведения (на выявление поступков, результатов деятельности, поведения). Например: «Если вы точно знаете, что Вас уличат во лжи, то в каких ситуациях будете обманывать?»

3. О личности респондента;

– п о ф о р м е:

1. Закрытые (с перечнем вариантов ответов). Например: «Какой литературой Вы пользуетесь при подготовке к семинарам: учебником, монографией, статьями журналов и газет, методическими пособиями, документами, касающимися образования?»

2. Открытые (вопросы не сопровождаются готовыми ответами). Например: «Что Вам понравилось при организации и проведении игры?»

3. Полузакрытые

Анкеты с закрытыми вопросами ограничивают возможности отвечающих, но такие анкеты лучше поддаются математической обработке.

Вопросы могут быть прямыми или косвенными. Прямые требуют однозначного ответа. («Считаете ли вы допустимой ложь?»). На самом деле с помощью подобных вопросов трудно выяснить истинное положение дел, поскольку в этом случае человек обычно дает, по его мнению, «правильные ответы», которых, как он думает, от него ждут.

Истинное отношение с большей достоверностью можно выявить с помощью косвенных вопросов.

Вопросы анкеты должны быть взаимосвязаны и частично перекрывать друг друга, что позволяет проверять достоверность ответов. Самые сложные вопросы должны располагаться в середине анкеты. Количество вопросов может варьироваться в зависимости от возраста респондентов.

При составлении анкеты в целом следует придерживаться приведенной структуры:

1. Вводная часть. Она содержит сведения о респонденте (фамилия, имя, отчество, в случае не анонимной анкеты; пол; возраст; образование и другие данные, необходимые для анализа результатов).

2. Инструкция.

3. Основная часть, содержащая вопросы.

4. Заключительная часть: выражение благодарности за труд по заполнению анкеты.

Вся анкета (вводная часть, стиль вопросов и т.д.) должна располагать к откровенности, для обеспечения большей искренности анкеты лучше делать анонимными.

Особым методом диагностики является изучение результатов деятельности учащихся: сочинений, контрольных и проверочных работ, рисунков, поделок, моделей и др.

Изучение результатов деятельности позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и самом процессе выполнения поставленных задач. При этом важно иметь представления о первоначальном уровне, о характере задач и условиях, в которых они выполнялись. Имея эти сведения, исследователь может судить о добросовестности и упорстве в достижении цели, о степени инициативы и творчества в выполнении работы.

В случае, когда результаты деятельности носят проективный характер, следует разработать шкалы их оценивания.

 

Пример 2. Протокол оценки выполнения рисунка первоклассников на свободную тему

№ п/п   Имя уче-ника Оценка оригинальности замысла 2 – оригинальная общая идея 1 – оригинальные элементы 0 – оригинальность отсутствует Доведение замысла до результата 2 – работа выполнена полностью 1 – работа выполнена, но не весь замысел реализован 0 – работа не доведена до конца Аккуратность выполнения изделия 4. – высокая 1 – средняя 0 - низкая
11.
2.2.
3.3. -

Метод экспертных оценок (экспертный метод).

Этот метод является разновидностью опроса, с привлечением к оценке, изучаемых явлений наиболее компетентных людей, специалистов, мнение которых позволяет объективно оценивать изучаемое.

Использование этого метода требует соблюдения ряда условий:

§ тщательный подбор экспертов – людей, знающих оцениваемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке;

§ выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями.

Если действующие независимо друг от друга эксперты стабильно дают совпадение или близкие оценки или высказывают в основном совпадающие мнения, есть основание полагать, что эти оценки и мнения близки к истине.

 

Пример 3.

Для определения уровня развития творческих способностейучащихся (творческой одарённости)эксперты должны оценить уровень развития у них следующих качеств: креативности, частоты и целесообразности выдвижения новых идей ребёнком, любознательности, наличия исследовательской деятельности, потребности импровизировать и фантазировать, изобретательности, умения быть независимым, энергичным, потребности к самовыражению. Это можно сделать по следующим критериям:

Креативность –способность человека к нестандартным способам решения и действиям, открытию нового, созданию уникальных продуктов (высокая – проявляет гибкость в суждениях, отличается нестандартными подходами к решению проблемных ситуаций; видит многообразие предметов и явлений; богатое воображение; средняя – недостаточная гибкость суждений, опирается на стандартные решения, прошлый опыт; низкая – только стандартные решения; слабо развитое воображение).

Любознательность(высокий уровень – «почемучка», живо интересуется новым, стремится всё познать, задаёт много вопросов, стремится узнать принципы, смысл событий, явлений; средний уровень – имеет узкий спектр интересов, интересуется новым, ярким, необычным, привлекательным; низкий уровень – мало чем интересуется, проявляет ситуативный интерес и быстро его теряет).

Потребность импровизировать, фантазировать(высокий уровень – хорошо развитое воображение, богатый мир фантазии, способность без подготовки представить что-то новое, оригинальное; средний уровень - к импровизированию способен не всегда, часто стандартен в фантазиях, отсутствуют интересные оригинальные образы; низкий уровень - неразвитое воображение, бедность, примитивность фантазии).

 

Своеобразным «коллективным» вариантом рассматриваемого метода выступает педагогический консилиум. Оценивание в этом случае дополняется коллективным анализом причин, общим поиском мер для достижения лучших результатов.

Педагогика – гуманитарная наука, поэтому особую группу методов составляют специфические методы гуманитарных исследований, включающие такие методы описания и понимания человека, как интроспекции или самонаблюдения, самоотчёты, идентификации, биографический, педагогическая герменевтика и пр.

Результаты, полученные в ходе проведения педагогической диагностики, могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д. К таблицам, рисункам следует сделать подписи – краткие, понятные, под рисунками поместить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации нужно выполнять аккуратно.

 

Пример 4.

 
 

Рис. 1. Уровни сформированности познавательного интереса в ЭГ

Рис. 2. Результаты изучения отношения детей КГ к режимному процессу

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...