Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование концепции устойчивого развития в проектах ООН

В конце 1970-х несколько международных организаций, в том числе Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирный фонд дикой природы, начали разработку Всемирной стратегии охраны природы (ВСОП), которая была принята после конференции в Ашхабаде в 1980 году. ВСОП стала первым международным документом, в котором упоминается необходимость “устойчивого развития”.

В 1984 году по инициативе ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) с целью аналитического исследования взаимосвязи экономических, социальных и экологических проблем, затрагивающих разные регионы мира, особенно развивающиеся страны, разработки базовых положений долгосрочной стратегии в области охраны окружающей среды и формулирования задач и принципов, которые могли бы послужить основой для выработки практической стратегии отдельных национальных государств. Комиссию возглавила Гру Харлем Брундтланд, премьер-министр Норвегии.

В 1987 году был опубликован отчет Брундтландской комиссии “Наше общее будущее”, в котором была представлена та трактовка концепции устойчивого развития, которая окончательно закрепилась на официальном уровне. Согласно докладу, под устойчивым развитием понимается “такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности”.[25]

Члены комиссии посвятили доклад вопросу взаимозависимости экологических, социальных и экономических кризисов, возникающих в мире. Особое внимание уделяется ответственности перед будущими поколениями. Как отмечалось в докладе, действия, которые предпринимаются для удовлетворения потребностей человека в текущий период времени, не могут осуществляться в долгосрочной перспективе, так как их источником служит чрезмерная эксплуатация невозобновимых природных ресурсов. Следовательно, результатом подобного пути развития станет полное истощение ресурсов и деградация окружающей среды.

Концепция устойчивого развития предполагает, что существующая модель эксплуатации ресурсов должна быть изменена, но вводимые ограничения в основе своей будут связаны с уровнем развития технологий и социальной организацией; следовательно, эти ограничения относительны и касаются лишь определенных аспектов человеческой деятельности. Устойчивое глобальное развитие требует соответствия образа жизни тех, кто располагает большими возможностями, средствами и ресурсами, с экологическими возможностями планеты.

Согласно докладу, экономическое развитие должно быть достаточным для удовлетворения базовых потребностей людей, но оно не должно превышать “лимиты” окружающей среды. На данный момент, как утверждают члены Комиссии, одной из главных причин чрезмерной эксплуатации ресурсов является экономическое неравенство, существующее в мире, и широко распространенное явление нищеты, из чего следует вывод о том, что для успешной природоохранной деятельности необходим значительный экономический рост в развивающихся странах, который, однако, должен осуществляться новыми способами, применение которых не означало бы неизбежную деградацию окружающей среды. Кроме того, для осуществления эффективного и справедливого распределения материальных благ, организации участия граждан в процессе принятия решений и демократизации процедур на международном уровне необходимо участие политических систем.

Особо подчеркивается динамичный характер устойчивого и долговременного развития: в докладе утверждается, что оно представляет собой “не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институциональные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями”.[26]

Одна из проблем, которая возникает при попытке обратиться к политике устойчивого развития, заключается в том, что национальные и международные образования, созданные для реализации узковедомственных и отраслевых интересов, оказываются неспособными к быстрому действию, когда речь идет о целом комплексе глобальных проблем. Так, “учреждения, отвечающие за рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, организационно отделены от ведомств, занимающихся вопросами экономики”.[27] Следовательно, для введения новой политики даже на национальном уровне требуется международное сотрудничество в глобальном масштабе.

Особенность “новой экономической эры”, согласно докладу, заключается в том, что проблемы, с которыми сталкиваются государства, невозможно решить на локальном уровне: они требуют привлечения совместных усилий всех государств мира и учреждения единой международной политики в области окружающей среды, определенных ограничений в сфере экономики и, что особенно важно, сокращения разрыва между развитыми и развивающимися странами, что подразумевает финансовую и техническую помощь государствам, относящимся к числу слишком бедных или малых стран или не располагающим соответствующим управленческим аппаратом.

Итак, можно проследить, как на основе отчета Брундтландской комиссии конструируется понятие “устойчивого развития”, основанное на двух опорах: потребностей (настоящего и будущих поколений) и ограничений (природы). Кроме того, как сопутствующие “устойчивому развитию” концепции полагаются идеи ответственности перед будущими поколениями, взаимозависимости и взаимовлиянии мировых процессов и, как следствие, необходимости международного взаимодействия.

Следующим этапом развития концепции устойчивого развития стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию, которая состоялась в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро. По результатам работы Конференции были представлены Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, “Повестка дня на 21 век”, а также “Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов” (“Лесные принципы”), “Конвенция о биологическом разнообразии”, “Рамочная конвенция ООН об изменении климата” и “Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием”.

Декларация Рио, развивающая положения Стокгольмской декларации и содержащая основные принципы экологически корректного поведения национальных государств и мирового сообщества, стала одним из главных документов, определяющих направление международного природоохранного сотрудничества. Целью Декларации утверждается “установление нового, справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и людьми”.[28]

Другой основной документ конференции, “Повестка дня на XXI век”, является программным планом действий, который, интегрируя главные задачи мирового сообщества, предлагает концепцию устойчивого развития как базовое направление мирового развития. Данный документ состоит из преамбулы и четырех разделов, каждый из которых посвящен отдельному аспекту развития.

В первом разделе затрагиваются социальные и экономические вопросы, определяются меры для перехода к устойчивому развитию в сфере экономики, в число которых входит формирование новой модели экономических отношений и обеспечение позитивного взаимодействия между торговлей и окружающей средой, а также рассматривается перспектива разработки направлений национальной политики и национальных стратегий, которые позволят изменить нерациональные структуры производства и потребления.[29]

Во втором разделе рассматриваются возможности сохранения и рационального использования ресурсов в целях развития и предлагается программа действий по защите атмосферы, планированию и рациональному использованию земельных ресурсов, борьбе с обезлесиванием, рациональному использованию уязвимых экосистем, защите водных ресурсов, контролю и безопасному удалению токсичных химических веществ и опасных отходов.[30]

Третий раздел посвящен задаче укрепления роли основных групп населения в проведении политики устойчивого развития. Более того, в конкретном контексте соотношения процесса общественного развития и окружающей среды поднимается вопрос о новых формах участия общества, что означает, что отдельные лица, группы и организации должны иметь доступ к информации о состоянии окружающей среды и перспективах развития, а также принимать активное участие в процессе оценки воздействия той или иной деятельности на окружающую среду и принятии решений о мерах по охране окружающей среды. В отдельных главах третьего раздела более детально рассматриваются проблемы реального участия в данных процессах неправительственных организаций, местных органов управления, профсоюзов, предприятий промышленной сферы, а также отдельных социальных групп, таких как женщины, молодежь и коренные народы. Кроме того, изучается вопрос совершенствования связей и сотрудничества между научными и техническими кругами, руководителями и общественностью.[31]

Наконец, в последнем разделе Повестки дня на XXI век анализируются основные средства реализации политики устойчивого развития. В первую очередь, рассматриваются финансовые ресурсы и механизмы. Кроме того, изучаются механизмы укрепления научной базы в целях устойчивого развития, углубления понимания происходящих процессов, совершенствования долгосрочных оценок и расширения научного потенциала. В частности, поднимается вопрос о механизмах реализации доступа к научно-технической информации и экологически чистым технологиям и обмена ими в глобальном масштабе с целью создания экономических, технических и управленческих потенциалов для дальнейшего совершенствования полученной технологии. В отдельных главах рассматриваются вопросы о соотношении национальных механизмов и международного сотрудничества в рамках устойчивого развития и анализируются общие организационные механизмы, которые призваны интегрировать вопросы охраны окружающей среды и развития на национальном, субрегиональном, региональном и международном уровнях.[32]

Согласно данному документу, поскольку возможность перехода к новой модели организации во многом зависит от возможностей существующих учреждений, сформировавшейся социальной и экономической системы, экологических и географических условий и потенциала народа конкретного государства, устойчивое развитие в глобальном масштабе зависит от успеха национальных государств в реализации политики, основанной на понимании их экологических возможностей, пределов и потребностей. Таким образом, в процессе создания внутренних потенциалов национальных государств должны сочетаться усилия самих государств, соответствующих международных организаций и, если речь идет о развивающихся странах, структур, объединяющих развитые страны. Кроме того, поскольку создание организационной структуры, анализ политики и управление процессом экономического развития требуют значительного уровня развития технического опыта, необходимо расширение сотрудничества отдельных специалистов и целых организаций, которое предусматривает целый ряд мероприятий по укреплению индивидуального и коллективного потенциала и возможностей.[33]

Конкретные цели включают в себя обеспечение реализации Повестки дня на XXI век в целях достижения устойчивого развития в глобальном масштабе, активизацию деятельности системы ООН в области охраны окружающей среды и развития, укрепление сотрудничества и координации в системе ООН, поощрение взаимодействия и сотрудничества между системой ООН и другими межправительственными и неправительственными субрегиональными, региональными и глобальными учреждениями в области охраны окружающей среды, укрепление организационного потенциала и механизмов, необходимых для перехода к устойчивому развитию, и принятие мер по решению существующих и вновь возникающих проблем, связанных с охраной окружающей среды и развитием.[34]

Наконец, в заключительных главах рассматриваются вопросы, связанные с нормативно-правовой основой международной деятельности в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. Подчеркивается, что в переговорах по кодификации международного права, которое затрагивает область устойчивого развития, должно участвовать максимально возможное число стран, представляющих специфику различных регионов. Последняя часть Повестки дня на XXI век посвящена задаче уменьшения информационного разрыва между развитыми и развивающимися странами в области состояния экосистемы планеты, природных ресурсов, загрязнения окружающей среды и социально-экономических показателей и тенденций в этих областях, а также вопросу о необходимости расширения объема имеющейся информации и совершенствовании механизмов управления ею.[35]

Обобщая основные тезисы данных источников, можно увидеть, что концепция устойчивого развития базируется на двух ключевых понятиях – потребностей (в том числе приоритетных, то есть необходимых для жизни беднейших слоев населения) и ограничений, которые будучи обусловлены уровнем технического развития и общественной организацией, определяют способность окружающей среды удовлетворять потребности человечества в долгосрочной перспективе. Главной целью устойчивого развития полагается удовлетворение потребностей и стремлений каждого человека и предоставление всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

Концепция устойчивого развития основывается на пяти базовых принципах:

1.Устойчивое и долговременное развитие, которое будет отвечать потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности, возможно.

2.Ограничения, которые требуются при эксплуатации природных ресурсов, относительны и контролируемы, поскольку они связаны с современным уровнем технического развития и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями деятельности человека.

3.Устойчивое развитие возможно только при условии удовлетворения базовых потребностей всех людей, в связи с чем одним из главных направлений международной экономической политики должна быть борьба с нищетой, которая является одной из главных причин экологических катастроф и кризисов экономики.

4.Образ жизни тех, кто располагает большими денежными и материальными средствами, должен быть согласован с возможностями экологии, особенно в энергетической сфере.

5.Необходимо согласовать размеры и темпы роста населения с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.[36]

На основе результатов конференции Рио конструируется восприятие концепции устойчивого развития как объединения трех сфер международного развития или трех главных целей, которыми являются достижение экологической целостности, утверждение принципа экоэффективности и реализация на практике идеи экосправедливости.

Экономической основой концепции является определение дохода, которое предложил Дж. Хикс: “В практической жизни определение уровня дохода преследует цель указать людям, сколько они могут потреблять, не делая себя при этом беднее”. Отсюда следует вывод о необходимости соотнесения ресурсных возможностей с перспективами экономического роста и формируется ключевой для концепции тезис об экономически оптимальном использовании ограниченных ресурсов. Таким образом, устойчивое развитие базируется на экономической теории, но в рамках концепции принимается принципиально новый подход к понятию “экономической эффективности”. Стоит отметить, что в ходе анализа опыта реализации долгосрочных экономических проектов выяснилось, что те из них, которые учитывали экологический фактор, в итоге оказывались более эффективными, чем проекты, не принимающие во внимание долгосрочные последствия для экологии.[37]

Социальная ориентация концепции проявляется в ее направленности на поддержание социокультурной стабильности, а также на сохранение культурного капитала в глобальном масштабе. В процессе перехода к устойчивому развитию предполагается создание более эффективной системы принятия решений, которая будет базироваться на историческом опыте и развивать плюрализм. Поскольку справедливое распределение ресурсов и возможностей является одной из базовых идей концепции, можно говорить о том, что устойчивое развитие предполагает постепенное формирование общества, структура которого позволяет гарантировать минимальный уровень жизни для каждого человека и обеспечить равные права на всех уровнях организации.[38] Социальная составляющая концепции становится основой для оформления фундаментальной идеи соблюдения прав будущих поколений и, соответственно, сохранения природных ресурсов.

Главной целью концепции устойчивого развития с экологической точки зрения является стабильное существование и развитие биологических и физических систем. Особое внимание уделяется локальным экосистемам, поскольку именно они, в сущности, формируют глобальную биосферу и определяют ее развитие. Согласно концепции, эти экосистемы постоянно меняются, поэтому целью ставится не сохранение их в статике, но создание условий для их развития. Конечной целью концепции является выживание человека как биологического вида и создание условий для достойного существования каждого человека.[39]

Однако, как можно заметить, концепция устойчивого развития на данном этапе представляет собой очень общие теоретические рамки анализа и восприятия деятельности государств, что с одной стороны, оставляет поле для возникновения множественных интерпретаций “устойчивого развития”, а с другой, вызывает жесткую критику оторванности концепции от реального положения дел, таким образом, создавая необходимость дальнейшего развития и детализации концепции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...