![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 8. Тестирование в исследовании систем управленияТестирование − метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Тестирование − метод изучения глубинных процессов деятельности человека, посредством его высказываний или оценок факторов функционирования систем управления.Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Основные области применения тестирования
· Отбор персонала с целью наибольшего соответствия конкретному виду деятельности. · Снижение вероятности конфликтных ситуаций. · Разработка индивидуальных программ повышения профессиональной подготовки. Ф Гальтон на основе проведенных исследований предложил теорию группировки людей по уровню интеллекта, в основе которой лежит закон нормального распределения. Признано, что основная совокупность показателей сосредоточена около средней величины (точка 0), а по обе стороны от нее лежат: слева − показатели низкого уровня; справа − показатели высокого уровня. Причем размах колебаний признака от минимального до максимального значения на 99,73% ограничен интервалом ( Если закон нормального распределения принять за аксиому при группировке психологических факторов, то этот закон должен быть положен в основу разработки тестов и процедуры обработки данных. Достаточно авторитетные источники и практика психодиагностики подтверждают это. Оценка профессиональной пригодности персонала по важности занимает одно из первых мест в решении задач управления и повышения эффективности производства.
Основные виды тестов
Практические тесты Используются для оценки работника в действии: исполнение обязанностей, ремонт аппаратуры, сборка механизмов и т.д. Для проведения испытаний по практическим тестам создается обстановка, приближенная к реальной. Составляется контрольное упражнение, отражающее главную идею того, что требуется проверить, для этого готовится специальная таблица, в которой расписываются все элементы действия, которые будут фиксироваться в ходе тестирования. Пример практического теста: монтаж и регулировка системы питания испытательного стенда. Цель: измерить навыки по регулировке системы питания испытательного стенда. Время на упражнение 10 минут.
Тестирование при оценке профессионального мастерства позволяет минимизировать влияние личных взаимоотношений между лицом, осуществляющих контроль (руководитель, преподаватель) и контролируемым им субъектом (сотрудник, проходящий переаттестацию, студент). 2.Тесты на узнавание. Используются для оценки способности испытуемых вспоминать и называть рабочий инструмент, блоки аппаратуры, приборы, отдельные части изделий. Тесты практикуются для оценки способности испытуемых находить ошибки в схемах. Оценка результатов: по одному баллу за узнавание и за определение функций техники. 3.Бланковые тесты. Составляются в основном в пяти формах: выборочные тесты; тесты на отыскание компонента; тесты на дописывание; альтернативные тесты; тесты – описания. · Выборочные тесты. Состоят из двух частей: вопроса и набора ответов. Причем один из предполагаемых ответов может быть или единственно правильным или наиболее подходящим. Постановка вопросов в тестах должна быть полностью однозначной (то есть предполагать единственно правильный ответ). Возможность угадывания должна быть сведена к минимуму. Разновидностью выборочных тестов, является тест с «перевернутым выбором» ответов, когда испытуемый находит в серии предложенных ответов один, явно не правильный. При контроле таким тестом испытуемый ставится перед выбором ответов, оставаясь в значительной мере пассивным к формулировке ответов. Подсчет баллов происходит с коррекцией по формуле:
где S − ,балл за тест; R − число правильных ответов; W − число неправильных ответов; N − число выборов. Когда же при подсчете обнаруживается еще и пропущенные (нерешенные) проблемы, то при подсчете применяется формула:
где К − количество проблем теста; О − число нерешенных проблем. Во втором случае общий балл обычно бывает выше, так как нерешенные проблемы − это еще не ошибочные ответы. · Тесты на отыскание компонента. Включают в себя две колонки (А и В) слов, фраз, тезисов, объединенных общим смыслом. В колонке А обычно пишется понятие, а в колонке В − утверждения, относящиеся к этим понятиям. Подсчет баллов происходит по количеству правильно найденных соответствий. · Тесты на дописывание. Требуют от испытуемого дополнения некоторого пропущенного ключевого слова. · Альтернативные тесты. (Тесты «Да – Нет») состоят из серии утверждений, которые могут быть определены как правильные или ложные. Поскольку альтернативные тесты содержат большой процент угадывания, то коррекция при подсчете баллов, когда имеются только правильные и неправильные ответы, осуществляется по формуле: Если же имеются правильные, неправильные и нерешенные проблемы, то коррекция осуществляется по формуле: · Тесты-описания − развернутые ответы на поставленные вопросы. Разновидностью таких инструментов оценки бывают устные тесты, то есть обычная постановка вопросов с последующим ответом. Подсчет баллов при оценке по тестам-описаниям осуществляется путем сравнения ответ испытуемого и подготовленного эталона. Оценка зависит от субъективного отношения инструктора к ответам испытуемого. Процедура построения теста состоит из ряда фаз. 1) определение цели тестирования; 2) подготовка либо вопросов по выявлению знаний, либо практических заданий по оценке уровня мастерства; 3) подготовка инструкций по заполнению тестов; 4) разъясняется порядок оценки результатов тестирования. 5) готовятся примеры заполнения теста. 6) проводится ревизия теста. Ревизия теста
Ревизия теста заключается в оценке полученных в испытаниях показателей и подгонке результатов под нормальную кривую распределения. Статистическим эталоном в этом случае в этом случае выступает стандартное отклонение. Одно стандартное отклонение охватывает примерно 28% всех баллов испытуемых. Стандартное отклонение может варьироваться от распределения к распределению. Поскольку данный факт зависит от разброса показателей, но в любом случае процент баллов, входящий в одно стандартное отклонение остается постоянным. Во всех случаях полтора стандартных отклонения будут содержаться около 43% (по обе стороны 86%) величин. Именно такое распределение принимается за эталон в любой ситуации тестирования. Отсюда система тестирования исходит из своего главного статистического правила: показатели, лежащие левее на полтора стандартных отклонения от средней величины, признаются ниже нормативного, а правее − выше нормативного. В целом 86 %показателей принимаются за норму. 7% − ниже нормы; 7% − выше нормы. Тогда при трехбалльной системе оценки доля баллов должна быть следующей: 7% − не отвечают стандартам; 86 % − отвечают стандартам; 7% − выше стандарта. При пятибалльной системе оценки обучения доля баллов должна быть следующей: 7% − плохо; 24% − удовлетворительно; 38% − хорошо; 24% − отлично; 7% − сверхотлично. Всякие отклонения от стандартного распределения оценок происходят вследствие несовершенства теста, в связи с чем при ревизии тест модифицируется таким образом, чтобы он обеспечивал нормальное распределение баллов. Для этого рассчитываются индекс трудности и индекс валидности человека. Индекс трудности составного компонента теста − показатель, характеризующий количество испытуемых, которые ответили на данный вопрос правильно. Определяется по формуле:
где Т − индекс трудности; R − число правильных ответов; N − число испытуемых. Величина индекса трудности должна находиться в пределах 25% − 75%, где число 25% указывает на тот факт, что данный вопрос труден, а 75%, что вопрос легкий. Индекс трудности позволяет располагать вопросы в тесте по нарастающей трудности. Но главное назначение индекса − приведение тестовых показателей к нормальному распределению. Индекс валидности тестового компонента − показатель, характеризующий его способность устойчиво дифференцировать профессиональную компетентность испытуемых. Высоковалидный компонент или в целом весь тест подготовлен с таким расчетом, что он фиксирует высокий балл у более подготовленных испытуемых и низкий балл у менее подготовленных. Если случается, что на какой-либо вопрос люди с высокой эрудицией отвечают неправильно, а с низкой − правильно, то такой вопрос признается невалидным. Индекс валидности тестового компонента определяется по формуле:
где V −индекс валидности; C − число лиц сильной группы, ответивших на вопрос правильно; L − число лиц слабой группы, ответивших на вопрос правильно; N − число испытуемых. При В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использовании ресурсов, уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиля управления и пр. Контрольные вопросы 1. Цель использования тестирования в исследовании систем управления. 2. Разновидности используемых тестов? 3. Что характеризует индекс трудности тестового компонента? 4. Что характеризует индекс валидности тестового компонента? 5. Как правильно составить тест? Как подсчитать количество баллов в бланковых тестах? 6. Что такое ревизия теста? |
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |