Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проблемы в исследовании систем управления
Проблема – это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Условиями постановки научной проблемы выступают объективно возникающие противоречия между потребностями в тех или иных действиях и незнанием способов их выполнения, между потребностями в новых знаниях и их недостаточностью. Такие условия характеризуются как проблемная ситуация. Наиболее типичны следующие проявления проблемной ситуации: · результаты деятельности не соответствуют поставленным целям; · ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не могут быть использованы или не дают должного эффекта в новых условиях; · в ходе практической деятельности обнаруживаются факты и данные практического опыта, не укладывающиеся в рамках существующих теоретических представлений; · одна из новых частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или с другими областями знаний в пределах данной отрасли науки. Осознание проблемы в системе управления возникает при определенном критическом значении рассогласования между существующим и желаемым значениями эффекта. Это критическое значение определяется для каждой конкретной ситуации с использованием типовых представлений. Индикатором проблемы является достижение одним или несколькими параметрами эффекта критического значения. Контролем проблемыназываетсянаблюдение параметров организационно-производственной системы с целью установления самого факта критического рассогласования между заданными (или желаемыми) значениями и наблюдаемыми значениями параметров. Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для диагностики и совершенствования СУ. Второй уровень более глубокого изучения проблемы – это ее диагностика. Диагностика осуществляется после обнаружения проблемы в результате контроля. Диагностикой (определением) проблемы называется анализ величин и соотношений параметров диагностируемой системы и рыночной среды, а также изменений этих соотношений с целью установления: причин возникновения проблемы, иерархического уровня системы (уровня выполняемых функций, структуры или параметров), на котором возникла и может быть устранена проблема. Диагностика требует знания функциональной и агрегатной структуры и значений параметров объекта управления при нормальном его функционировании. Диагностика и формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. В основу определения приоритета проблемы могут быть положены следующие факторы: · последствия проблемы в системе управления; · характер воздействия на систему управления; · срочность проблемы и ограничения во времени; · наличие мотива и способность у участников; · может ли проблема решаться сама собой или в ходе решения других проблем системы управления. Функционирование СУ характеризуется множеством проблем, выступающих как противоречие между стратегией и тактикой управления, условиями рынка и возможностями предприятия, квалификацией персонала и потребностями инноватики и т.д. Цельявляется основой распознавания и выбора проблем в исследовании. Следующей составляющей в содержании методологии является определение подходов. Подход– это ракурс исследования, исходная позиция, определяющая его направленность относительно цели. Подход может быть: 1) аспектным – это выбор одной из граней проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так проблема развития персонала может иметь экономический аспект, образовательный, социально-психологический; 2) системным – учет всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделение главного и существенного, определение характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками; 3) концептуальным – предполагающим предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования. Подход может быть эмпирическим (опирающемся на опыт), прагматическим (ориентированным на получение ближайшего результата) и научным (использующим научную постановку целей исследования и научный аппарат в его проведении). Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: качество проблемы; определение проблемы; постановка проблемы. Качество проблемы − это ее реальность, актуальность, возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.
Определение и распознавание проблемы включает следующие операции: 1. Формулирование проблемы, состоящее из вопрошания, постановки центрального вопроса; контрадикции, то есть фиксации противоречия, лежащего в основе проблемы; финитизации − предположительного описания предполагаемого результата. 2. Построение проблемы,представленное операциями: стратификации, т.е. расщепления проблемы на подпроблемы, без решения которых нельзя получить решения основной проблемы; композиции − группировки и определения последовательности решения подпроблем, составляющих проблему; локализации − ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, разграничения известного и неизвестного в области объекта исследования; вариантификации − выбора установки на возможность замены любой подпроблемы любой другой и поиска альтернатив для всех элементов проблемы. 3. Оценка проблемы,характеризующаяся такими действиями, как кондификация − выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.; инвентаризация − проверка наличных возможностей и предпосылок; когнификация − выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании; уподобление − нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; квалификация − отнесение проблемы к определенному классу. 4. Обоснование проблемы,представляющее собой последовательность процедур: экспозиции − установление ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами; актуализации − приведение доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения; компрометации − выдвижение сколь угодно большого числа возражений против проблемы; демонстрации − объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации. 5. Обозначение проблемы,состоящее в экспликации понятий − перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык; интимизации − выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы. Постановка проблемы. Существует несколько уровней постановки проблемы. Низший уровень характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. Просто формулируется вопрос. Второй уровень постановки проблемы − описание ее в соответствии с принятыми правилами. Наиболее высокий уровень заключается в ее отработке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке проектов
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |