Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экспресс – диагностика устной речи младших школьников, имеющих ОНР.ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ 1. Общее звучание речи: · выразительность (невыразительная, маловыразительная);_____________________________________ · голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с нозальным оттенком);_______________________ · дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное);_________________________________________________ · темп, ритм (замедленный, быстрый) _______________________________________________________ · дикция (четкая, смазанная) _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2. Звукопроизношение · свистящие (характер нарушения): с... ... ..., сь... ... ..., з ... ... ..., зь... ... ..., ц... ... ...___________________ · шипящие (характер нарушения): ш... ... ..., щ... ... ..., ж ... ... ..., ч... ... ...__________________________ · сонорные (характер нарушения): л ... ... ... ..., ль ... ... ... ..., р ... ... ... ..., рь ... ... ... ..., й … …___________ · другие звуки … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Фонематический слух А. Фонематическое восприятие а) са-ша-са_____________________________ б) за-за-жа-за_____________________________________ ца-са-са_________________________________ ча-ча-ща-ча_____________________________________ ба-па-па _________________________________ка-га-га-ка_____________________________________ тя-ча-тя _________________________________па-пя-па-пя ____________________________________ ра-ла-ра _________________________________ря-ля-ря-ря ____________________________________ в) бочка-почка _____________________________ день-тень _____________________________________ том-дом-ком _____________________________мишка-миска __________________________________ кот – год – ход ___________________________ Б. Фонематические представления (подбор слов на заданный звук:[а, о, у, к, с])_____________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В. Фонематический анализ мак _________________________кит __________________________лист ___________________________ утка ______________________кошка ________________________капуста __________________________ _________________________________________________________________________________________ г. Слоговой анализ кит __________________утка___________________ мак _________________________________________ кошка ____________________________________смородина ___________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 4. Слоговая структура: А) называние картинок
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б) воспроизведение слов:
_________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ В) составление предложений по картинкам и воспроизведение предложений: · Мама расчёсывает волосы перед зеркалом. _______________________________________________ · Регулировщик регулирует движение. ____________________________________________________ · Водопроводчик чинит водопровод. _____________________________________________________ · Чистильщик чистит обувь. _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ 5. Лексико-грамматический строй А. Исследование состояния номинативного словаря: · Предмет и его части: чайник ________________________________ кукла_________________________________________ машина ________________________________ стул __________________________________________ сапог __________________________________ · Объяснение лексического значения слов: огород ________________________________ подоконник ____________________________________ клумба ________________________________ поезд _________________________________________ · Обобщающие понятия: назвать, одним словом предметы: Яблоко, груша, банан, слива _____________________ …..Олень, волк, барсук, медведь ____________________ Ручка, ластик, тетрадь, книга ____________________ Берёза, дуб, осина, ель __________________________ …..Самолёт, такси, автобус _________________________ Назвать предметы, относящиеся к · мебели · инструментам · насекомым · обуви · грибам Б. Исследование предикативного словаря: подбор действий к предметам: - Кто как голос подаёт? утка _______________ петух__________________ гусь _________________ лошадь _____________ ворона _____________ -Кто как передвигается? лошадь _____________ ворона _______________ человек _______________ рыба _________________ черепаха ______________ В. Исследование словаря признаков: - Подбор признаков к предметам: ( по 5 – 6 слов) осень (какая?) __________________________________________________________________________ друзья (какие?) _________________________________________________________________________ вечер (какой?) __________________________________________________________________________ ведро (какое?) __________________________________________________________________________ Г. Исследование словаря антонимов: День - ___________ весна- _____________ мороз - ______________ Большой - ____________________ низкий - _____________________ широкий - __________________ Сесть - _____________________ говорить - ______________________ ссориться - _________________ Темно - ___________ далеко - _____________ быстро - _____________ Расстегивать - ___________________ входить - ___________________ наливать - ________________ Д. Исследование словаря синонимов: Лётчик - _____________ шофёр - ____________ врач - _____________ печальный - _______________ нарядный ______________ Е. Словообразование: · образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: книга ______________ воробей _______________стул___________________ ковер _____________ ведро _______________ хлеб __________________гриб___________________ топор _____________ белка _______________ скамейка _____________________________________ _________________________________________________________________________________________ · образование названия детёнышей: у лисы - ____________________ у козы - ________________________ у утки - ___________________ у собаки - ___________________ у свиньи - ______________________ · образование глаголов префиксальным способом: лить - _________________________________________________________________________________ шёл - _________________________________________________________________________________ · образование прилагательного от существительного: скамейка из дерева _____________________ тетрадь из бумаги _________________________ сумка из кожи _________________________ …….сок из моркови ___________________________ шуба из меха __________________________ _________________________________________________________________________________________
хвост чей? _______________________________________________________________ ухо чье? ________________________________________________________________ голова чья? _________________________________________________________________ Ж. Обследование словоизменения: · множественное число существительных: ухо -____________ утёнок - _______________ стул - ______________ ведро - ____________________ книга - _______________ · предложно-падежные формы:
· падежные конструкции
· согласование: считаем предметы по два и попять: дом, окно, дерево, кукла, ведро.
6. Обследование связной речи · Составление рассказа по картинке ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ · Составление рассказа по серии картинок _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Пересказ: текст для пересказа: Горошины. В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. ________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 1. Обследование письма. а) дисграфические ошибки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) орфографические ошибки _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Обследование чтения. а) Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое _________________________________________ медленное, быстрое, плавное, угадывающее ________________________________________________ монотонное, выразительное ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ б) Дислексические ошибки ______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ в) Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ(точный, неточный) __________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ г) Понимание прочитанного (поверхностное, полное) ________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________
Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания …)____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Логопедическое заключение
Результат первого года обучения ___________________________________________________________ Результат второго года обучения ___________________________________________________________
Дата_______________________ Подпись учителя-логопеда _______________________
«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» / Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979, стр28/ Подпись родителей ______________________
М. П. Подпись директора МОУ _____________________
Приложение №1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ Учебный год год - Подбери однокоренные слова
- Подбери слова-антонимы
- Запиши без скобок предложения Саша /ото/рвал /от/цветка /от/росток. _________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________
Лодка /с/ребятами /от/плыла /от/берега. _______________________________________________________
Ребята /с/двинули парты /с/места и стали /под/метать пол.________________________________________ _________________________________________________________________________________________
-Допиши
Вставь нужные предлоги и приставки Всадник _____вязал лошадь ______дерева и _____скочил _____седло.
Лёгкий ветерок _____дувает пыль _____дороги.
Весело _____бежали весенние ручьи _____лесам и оврагам.
- Подбери слова- предметы к словам-признакам из предложенных Интересная _______________________________ Полосатая ___________________________________
Увлекательное _____________________________ Морозный __________________________________
Вкусный __________________________________ Высокий ___________________________________
Холодное _________________________________ Хорошее ___________________________________
Звонкая _____________________________
(Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух) - Подбери слова-признаки к словам-предметам Осень (какая?) ____________________________________________________________________________
День (какой?)_____________________________________________________________________________
Солнце (какое?) ___________________________________________________________________________
Друзья (какие?) ___________________________________________________________________________
- Допиши окончания
Приложение № 2 (Образцы письменных работ) 200___ - 200___ учебный год ДИКТАНТ ИЗЛОЖЕНИЕ
Д. Образование притяжательных прилагательных Инструкция: у собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - … · у лошади · у медведя · у льва · у тигра · у овцы Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения. 2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов) А: образование существительных множественного числа: Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома. · одно ухо, а много – это … · утёнок · стул · ведро · книга Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения. Б.предложно-падежные формы: Инструкция: ответь на вопросы по картинкам. · Куда идут девочки? Где лежит лекарство? · Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство? · Где висит одежда? Где лежит торт? · Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт? · Куда прячутся ребята? Где сидит ученик? · Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик? · Где сидит ёжик? Где находится крючок? · Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок? · Где летает змей? Где сияет радуга? · Где находится волк? Где стоит заяц? Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения В.падежные конструкции Инструкция: ответь на вопросы. · Кого ты видел в зоопарке? · Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? · К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? · Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес? · На чем катаются дети? Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения Г.Согласование прилагательных с существительными: Инструкция: договори слово. · портрет краси… · стаканчик бумаж… · улыбка приветли… · дни тёпл… · окно гряз… Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения Д.Согласование существительных с числительными: Инструкция: посчитай по два и по пять. · дом · окно · ведро · дерево · кукла Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения Серия № 6 - Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов) 1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц». (4 картинки) или по другой серии из 3 –4 картин. (Максимально 50 баллов) Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ. Оценка проводится по трём критериям: А Критерий смысловой целостности: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации. Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен. В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи. 2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов) Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти. Горошины. В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха. Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок: А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение. Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен. В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов –пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.
Фонематический анализ и синтез Звукопроизношение Слоговой анализ и синтез Словарь Грамматический строй Связная речь Речевой профиль группы.
Фонематический анализ и синтез Звукопроизношение Слоговой анализ и синтез Словарь Грамматический строй Связная речь Слуховой и зрительный диктант. 10 баллов – правильное и точное воспроизведение текста. 8 баллов – наличие только орфографических ошибок. 6 баллов – 1 – 2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки. 4 балла - 3 – 5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки. 2 балла – 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки. 0 баллов – нет воспроизведения текста. Изложение. Оценивается по двум критериям. Смысловая целостность: 10 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности. 8 баллов – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. 6 баллов – неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев. 4 балла – выпадение отдельных смысловых звеньев. 2 балла – существенное искажение смысла или рассказ не завершён. 0 баллов – отсутствие описания ситуации. Лексико-грамматическое оформление: 10 баллов – правильное и точное воспроизведение текста без ошибок. 8 баллов – наличие только орфографических ошибок. 6 баллов – 1 – 2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки. 4 балла - 3 – 5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки. 2 балла – 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки. 0 баллов – нет воспроизведения текста. ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ 1. Общее звучание речи: · выразительность (невыразительная, маловыразительная);_____________________________________ · голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с нозальным оттенком);_______________________ · дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное);_________________________________________________ · темп, ритм (замедленный, быстрый) _______________________________________________________ · дикция (четкая, смазанная) _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 2. Звукопроизношение · свистящие (характер нарушения): с... ... ..., сь... ... ..., з ... ... ..., зь... ... ..., ц... ... ...___________________ · шипящие (характер нарушения): ш... ... ..., щ... ... ..., ж ... ... ..., ч... ... ...__________________________ · сонорные (характер нарушения): л ... ... ... ..., ль ... ... ... ..., р ... ... ... ..., рь ... ... ... ..., й … …___________ · другие звуки … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Фонематический слух А. Фонематическое восприятие а) са-ша-са_____________________________ б) за-за-жа-за_____________________________________ ца-са-са_________________________________ ча-ча-ща-ча_____________________________________ ба-па-па _________________________________ка-га-га-ка_____________________________________ тя-ча-тя _________________________________па-пя-па-пя ____________________________________ ра-ла-ра _________________________________ря-ля-ря-ря ____________________________________ в) бочка-почка _____________________________ день-тень _____________________________________ том-дом-ком _____________________________мишка-миска __________________________________ кот – год – ход ___________________________ Б. Фонематические представления (подбор слов на заданный звук:[а, о, у, к, с])_____________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ В. Фонематический анализ мак _________________________кит __________________________лист ___________________________ утка ______________________кошка ________________________капуста __________________________ _________________________________________________________________________________________ г. Слоговой анализ кит __________________утка___________________ мак _________________________________________ кошка ____________________________________смородина ___________________________________ _________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ 4. Слоговая структура: А) называние картинок
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б) воспроизведение слов:
_________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________ В) составление предложений по картинкам и воспроизведение предложений: · Мама расчёсывает волосы перед зеркалом. _______________________________________________ · Регулировщик регулирует движение. ____________________________________________________ · Водопроводчик чинит водопровод. _____________________________________________________ · Чистильщик чистит обувь. _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ 5. Лексико-грамматический строй А. Исследование состояния номинативного словаря: · Предмет и его части: чайник ________________________________ кукла_________________________________________ машина ________________________________ стул __________________________________________ сапог __________________________________ · Объяснение лексического значения слов: огород ________________________________ подоконник ____________________________________ клумба ________________________________ поезд _________________________________________ · Обобщающие понятия: назвать, одним словом предметы: Яблоко, груша, банан, слива _____________________ …..Олень, волк, барсук, медведь ____________________ Ручка, ластик, тетрадь, книга ____________________ Берёза, дуб, осина, ель __________________________ …..Самолёт, такси, автобус _________________________ Назвать предметы, относящиеся к · мебели · инструментам · насекомым · обуви · грибам Б. Исследование предикативного словаря: подбор действий к предметам: - Кто как голос подаёт? утка _______________ петух__________________ гусь _________________ лошадь _____________ ворона _____________ -Кто как передвигается? лошадь _____________ ворона _______________ человек _______________ рыба _________________ черепаха ______________ В. Исследование словаря признаков: - Подбор признаков к предметам: ( по 5 – 6 слов) осень (какая?) __________________________________________________________________________ друзья (какие?) _________________________________________________________________________ вечер (какой?) __________________________________________________________________________ ведро (какое?) __________________________________________________________________________ Г. Исследование словаря антонимов: День - ___________ весна- _____________ мороз - ______________ Большой - ____________________ низкий - _____________________ широкий - __________________ Сесть - _____________________ говорить - ______________________ ссориться - _________________ Темно - ___________ далеко - _____________ быстро - _____________ Расстегивать - ___________________ входить - ___________________ наливать - ________________ Д. Исследование словаря синонимов: Лётчик - _____________ шофёр - ____________ врач - _____________ печальный - _______________ нарядный ______________ Е. Словообразование: · образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: книга ______________ воробей _______________стул___________________ ковер _____________ ведро _______________ хлеб __________________гриб___________________ топор _____________ белка _______________ скамейка _____________________________________ _________________________________________________________________________________________ · образование названия детёнышей: у лисы - ____________________ у козы - ________________________ у утки - ___________________ у собаки - ___________________ у свиньи - ______________________ · образование глаголов префиксальным способом: лить - _________________________________________________________________________________ шёл - _________________________________________________________________________________ · образование прилагательного от существительного: скамейка из дерева _____________________ тетрадь из бумаги _________________________ сумка из кожи _________________________ …….сок из моркови ___________________________ шуба из меха __________________________ _________________________________________________________________________________________
хвост чей? _______________________________________________________________ ухо чье? ________________________________________________________________ голова чья? _________________________________________________________________ Ж. Обследование словоизменения: · множественное число существительных: ухо -____________ утёнок - _______________ стул - ______________ ведро - ____________________ книга - _______________ · предложно-падежные формы:
· падежные конструкции
· согласование: считаем предметы по два и попять: дом, окно, дерево, кукла, ведро.
6. Обследование связной речи · Составление рассказа по картинке ______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |