Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экспресс – диагностика устной речи младших школьников, имеющих ОНР.

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

1. Общее звучание речи:

· выразительность (невыразительная, маловыразительная);_____________________________________

· голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с нозальным оттенком);_______________________

· дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное);_________________________________________________

· темп, ритм (замедленный, быстрый) _______________________________________________________

· дикция (четкая, смазанная) _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

2. Звукопроизношение

· свистящие (характер нарушения): с... ... ..., сь... ... ..., з ... ... ..., зь... ... ..., ц... ... ...___________________

· шипящие (характер нарушения): ш... ... ..., щ... ... ..., ж ... ... ..., ч... ... ...__________________________

· сонорные (характер нарушения): л ... ... ... ..., ль ... ... ... ..., р ... ... ... ..., рь ... ... ... ..., й … …___________

· другие звуки … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Фонематический слух

А. Фонематическое восприятие

а) са-ша-са_____________________________ б) за-за-жа-за_____________________________________

ца-са-са_________________________________ ча-ча-ща-ча_____________________________________

ба-па-па _________________________________ка-га-га-ка_____________________________________

тя-ча-тя _________________________________па-пя-па-пя ____________________________________

ра-ла-ра _________________________________ря-ля-ря-ря ____________________________________

в) бочка-почка _____________________________ день-тень _____________________________________

том-дом-ком _____________________________мишка-миска __________________________________

кот – год – ход ___________________________

Б. Фонематические представления (подбор слов на заданный звук:[а, о, у, к, с])_____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Фонематический анализ

мак _________________________кит __________________________лист ___________________________

утка ______________________кошка ________________________капуста __________________________

_________________________________________________________________________________________

г. Слоговой анализ

кит __________________утка___________________ мак _________________________________________

кошка ____________________________________смородина ___________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

4. Слоговая структура:

А) называние картинок

· дерево _________________________________ · аквариум _______________________________ · милиционер ____________________________ · мотоциклист ____________________________ · скатерть ________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) воспроизведение слов:

· строительство ___________________________ · серпантин ______________________________ · часовщик ______________________________ · репетиция ______________________________ · сквозняк _______________________________ · дерево _________________________________ · аквариум _______________________________ · милиционер ____________________________ · мотоциклист ____________________________ · скатерть ________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

В) составление предложений по картинкам и воспроизведение предложений:

· Мама расчёсывает волосы перед зеркалом. _______________________________________________

· Регулировщик регулирует движение. ____________________________________________________

· Водопроводчик чинит водопровод. _____________________________________________________

· Чистильщик чистит обувь. _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

5. Лексико-грамматический строй

А. Исследование состояния номинативного словаря:

· Предмет и его части:

чайник ________________________________ кукла_________________________________________

машина ________________________________ стул __________________________________________

сапог __________________________________

· Объяснение лексического значения слов:

огород ________________________________ подоконник ____________________________________

клумба ________________________________ поезд _________________________________________

· Обобщающие понятия: назвать, одним словом предметы:

Яблоко, груша, банан, слива _____________________

…..Олень, волк, барсук, медведь ____________________

Ручка, ластик, тетрадь, книга ____________________

Берёза, дуб, осина, ель __________________________

…..Самолёт, такси, автобус _________________________

Назвать предметы, относящиеся к

· мебели

· инструментам

· насекомым

· обуви

· грибам

Б. Исследование предикативного словаря: подбор действий к предметам:

- Кто как голос подаёт?

утка _______________ петух__________________ гусь _________________

лошадь _____________ ворона _____________

-Кто как передвигается?

лошадь _____________ ворона _______________ человек _______________

рыба _________________ черепаха ______________

В. Исследование словаря признаков:

- Подбор признаков к предметам: ( по 5 – 6 слов)

осень (какая?) __________________________________________________________________________

друзья (какие?) _________________________________________________________________________

вечер (какой?) __________________________________________________________________________

ведро (какое?) __________________________________________________________________________

Г. Исследование словаря антонимов:

День - ___________ весна- _____________ мороз - ______________

Большой - ____________________ низкий - _____________________ широкий - __________________

Сесть - _____________________ говорить - ______________________ ссориться - _________________

Темно - ___________ далеко - _____________ быстро - _____________

Расстегивать - ___________________ входить - ___________________ наливать - ________________

Д. Исследование словаря синонимов:

Лётчик - _____________ шофёр - ____________ врач - _____________ печальный - _______________

нарядный ______________

Е. Словообразование:

· образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

книга ______________ воробей _______________стул___________________

ковер _____________ ведро _______________ хлеб __________________гриб___________________

топор _____________ белка _______________ скамейка _____________________________________

_________________________________________________________________________________________

· образование названия детёнышей:

у лисы - ____________________ у козы - ________________________

у утки - ___________________ у собаки - ___________________ у свиньи - ______________________

· образование глаголов префиксальным способом:

лить - _________________________________________________________________________________

шёл - _________________________________________________________________________________

· образование прилагательного от существительного:

скамейка из дерева _____________________ тетрадь из бумаги _________________________

сумка из кожи _________________________ …….сок из моркови ___________________________

шуба из меха __________________________

_________________________________________________________________________________________

  • образование притяжательных прилагательных: у лошади, у медведя, у льва, у тигра, у овцы

хвост чей? _______________________________________________________________

ухо чье? ________________________________________________________________

голова чья? _________________________________________________________________

Ж. Обследование словоизменения:

· множественное число существительных:

ухо -____________ утёнок - _______________ стул - ______________ ведро - ____________________

книга - _______________

· предложно-падежные формы:

В Куда идут девочки? Где лежит лекарство?
ИЗ Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?
НА Где висит одежда? Где лежит торт?
С Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?
ЗА Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?
ИЗ-ЗА Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?
ПОД Где сидит ёжик? Где находится крючок?
ИЗ-ПОД Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?
НАД Где летает змей? Где сияет радуга?
МЕЖДУ Где находится волк? Где стоит заяц?

· падежные конструкции

Вин. пад. Кого ты видел в зоопарке?
Род. пад. Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
Дат. пад. К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
Твор. пад. Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?
Пред. пад. На чем катаются дети?

 

· согласование: считаем предметы по два и попять: дом, окно, дерево, кукла, ведро.

 

 

6. Обследование связной речи

· Составление рассказа по картинке ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

· Составление рассказа по серии картинок _________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

· Пересказ: текст для пересказа:

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчика. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

1. Обследование письма.

а) дисграфические ошибки

  Оптические Акустические Ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза Аграмматические
Списывание        
Диктант        
Изложение        
Списывание        
Диктант        
Изложение        

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) орфографические ошибки _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Обследование чтения.

а) Техника чтения: побуквенное, послоговое, беглое _________________________________________

медленное, быстрое, плавное, угадывающее ________________________________________________

монотонное, выразительное ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

б) Дислексические ошибки ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

в) Ответы на вопросы по прочитанному, пересказ(точный, неточный) __________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

г) Понимание прочитанного (поверхностное, полное) ________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (самостоятельность, организованность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания …)____________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

I год обучения II год обучения
   
   
   

 

Результат первого года обучения ___________________________________________________________

Результат второго года обучения ___________________________________________________________

 

 

Дата_______________________ Подпись учителя-логопеда _______________________

 

«Родители наравне с учителем несут ответственность за посещение своими детьми логопедических занятий» / Сборник приказов и инструкций МП РСФСР №26. 1979, стр28/

Подпись родителей ______________________

 

М. П. Подпись директора МОУ _____________________

 

 

Приложение №1.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩЕГОСЯ

Учебный год год

- Подбери однокоренные слова

Стол___________________________   Сноп ___________________________
Гриб ___________________________   Лист ___________________________
Лес ____________________________ Винт ___________________________

- Подбери слова-антонимы

Большой - ______________________   Старый - _______________________
Низкий - ________________________   Сесть - _________________________
Широкий - ______________________   Говорить - ______________________
Смелый - _______________________   Ссориться - _____________________
Здоровый - ______________________ Далеко - ________________________
  Сильный - ______________________   Быстро - ________________________

- Запиши без скобок предложения

Саша /ото/рвал /от/цветка /от/росток. _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

Лодка /с/ребятами /от/плыла /от/берега. _______________________________________________________
_________________________________________________________________________________________

 

Ребята /с/двинули парты /с/места и стали /под/метать пол.________________________________________

_________________________________________________________________________________________

 

-Допиши

И.П., ед. ч. мост   ухо   стул   ведро   книга   палец   дерево   пень   стена И.П., мн. ч. мосты   ____________________________________   ____________________________________   _____________________________________   ____________________________________   _____________________________________   _____________________________________   _____________________________________     Р.П., мн. ч. мостов   ____________________________________   ____________________________________   _____________________________________   ____________________________________   _____________________________________   _____________________________________   _____________________________________ _____________________________________

Вставь нужные предлоги и приставки

Всадник _____вязал лошадь ______дерева и _____скочил _____седло.

 

Лёгкий ветерок _____дувает пыль _____дороги.

 

Весело _____бежали весенние ручьи _____лесам и оврагам.

 

 

- Подбери слова- предметы к словам-признакам из предложенных

Интересная _______________________________ Полосатая ___________________________________

 

 

Увлекательное _____________________________ Морозный __________________________________

 

Вкусный __________________________________ Высокий ___________________________________

 

Холодное _________________________________ Хорошее ___________________________________

 

Звонкая _____________________________

 

 

(Мороженое, песня, сказка, зебра, забор, путешествие, настроение, воздух)

- Подбери слова-признаки к словам-предметам

Осень (какая?) ____________________________________________________________________________

 

День (какой?)_____________________________________________________________________________

 

Солнце (какое?) ___________________________________________________________________________

 

Друзья (какие?) ___________________________________________________________________________

 

 

- Допиши окончания

 

Льнян________ полотенце   Тёпл_______ дни
Красив_______ портрет   Осенн______ погода
Син _________ тетрадь   Последн____ страница
Бумажн ______ стаканчик   Грязн______ окно
Приветлив ____ улыбка   Морозн____ день

 

 

Приложение № 2

(Образцы письменных работ)

200___ - 200___ учебный год

ДИКТАНТ

ИЗЛОЖЕНИЕ

 

 

Д. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: у собаки хвост (голова, ухо) собачий (собачья, собачье), а у лисы - …

· у лошади

· у медведя

· у льва

· у тигра

· у овцы

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

2.Исследование навыков словоизменения (Максимально – 50 баллов)

А: образование существительных множественного числа:

Инструкция: один – дом, а если их много, то это – дома.

· одно ухо, а много – это …

· утёнок

· стул

· ведро

· книга

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения.

Б.предложно-падежные формы:

Инструкция: ответь на вопросы по картинкам.

· Куда идут девочки? Где лежит лекарство?

· Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?

· Где висит одежда? Где лежит торт?

· Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?

· Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?

· Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?

· Где сидит ёжик? Где находится крючок?

· Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?

· Где летает змей? Где сияет радуга?

· Где находится волк? Где стоит заяц?

Оценка результатов: 1 балл – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с 1 ошибкой; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

В.падежные конструкции

Инструкция: ответь на вопросы.

· Кого ты видел в зоопарке?

· Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?

· К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?

· Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?

· На чем катаются дети?

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Г.Согласование прилагательных с существительными:

Инструкция: договори слово.

· портрет краси…

· стаканчик бумаж…

· улыбка приветли…

· дни тёпл…

· окно гряз…

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Д.Согласование существительных с числительными:

Инструкция: посчитай по два и по пять.

· дом

· окно

· ведро

· дерево

· кукла

Оценка результатов: 2 балла – правильное и точное выполнение пробы; 1 балл– выполнение пробы с помощью логопеда; 0 баллов – неверное выполнение пробы или отказ от выполнения

Серия № 6 - Исследование связной речи. (Максимально 100 баллов)

1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Снеговик и заяц». (4 картинки) или по другой серии из 3 –4 картин. (Максимально 50 баллов)

Инструкция: посмотри на эти картинки, расставь их по порядку и постарайся составить рассказ.

Оценка проводится по трём критериям:

А Критерий смысловой целостности: 20 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствие описания ситуации.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 – баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 2,5 балла – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

2.Пересказ прослушанного рассказа (максимально 50 баллов)

Инструкция: сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай внимательно, запоминай и приготовься пересказывать по памяти.

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка проводится по тем же трём критериям, что и для рассказа по серии картинок:

А Критерий смысловой целостности: 20 баллов –пересказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья; 15 – баллов – допускаются незначительные искажения ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей, нет связующих элементов; 5 баллов – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, рассказ не завершён, либо допускается дополнение посторонней информации; 0 баллов –невыполнение.

Б Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 20 баллов – пересказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 15 балл –пересказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, единичность поиска слов, неточности словоупотребления; 5 баллов – наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – пересказ недоступен.

В Критерий самостоятельности выполнения задания: 10 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 5 баллов –пересказ с минимальной помощью (1 –2 вопроса) или после повторного прочтения; 2,5 балла –составление пересказа по наводящим вопросам; 0 баллов – задание невозможно даже при наличии помощи.

 


Фонематический анализ и синтез

Звукопроизношение

Слоговой анализ и синтез

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

Речевой профиль группы.

100% сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь май
95%                        
90%                        
85%                        
80%                        
75%                        
70%                        
65%                        
60%                        
55%                        
50%                        
45%                        
40%                        
35%                        
30%                        
25%                        
20%                        
15%                        
10%                        
5%                        
0%                        
 

Фонематический анализ и синтез

Звукопроизношение

Слоговой анализ и синтез

Словарь

Грамматический строй

Связная речь

Слуховой и зрительный диктант.

10 баллов – правильное и точное воспроизведение текста.

8 баллов – наличие только орфографических ошибок.

6 баллов – 1 – 2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла - 3 – 5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

2 балла – 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов – нет воспроизведения текста.

Изложение.

Оценивается по двум критериям.

Смысловая целостность:

10 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

8 баллов – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями.

6 баллов – неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев.

4 балла – выпадение отдельных смысловых звеньев.

2 балла – существенное искажение смысла или рассказ не завершён.

0 баллов – отсутствие описания ситуации.

Лексико-грамматическое оформление:

10 баллов – правильное и точное воспроизведение текста без ошибок.

8 баллов – наличие только орфографических ошибок.

6 баллов – 1 – 2 дисграфические ошибки, орфографические ошибки.

4 балла - 3 – 5 дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

2 балла – 6 и более дисграфических ошибок, орфографические ошибки.

0 баллов – нет воспроизведения текста.

ОБСЛЕДОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

1. Общее звучание речи:

· выразительность (невыразительная, маловыразительная);_____________________________________

· голос (тихий, громкий, глухой, звонкий, сиплый, с нозальным оттенком);_______________________

· дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное);_________________________________________________

· темп, ритм (замедленный, быстрый) _______________________________________________________

· дикция (четкая, смазанная) _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

2. Звукопроизношение

· свистящие (характер нарушения): с... ... ..., сь... ... ..., з ... ... ..., зь... ... ..., ц... ... ...___________________

· шипящие (характер нарушения): ш... ... ..., щ... ... ..., ж ... ... ..., ч... ... ...__________________________

· сонорные (характер нарушения): л ... ... ... ..., ль ... ... ... ..., р ... ... ... ..., рь ... ... ... ..., й … …___________

· другие звуки … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … …

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Фонематический слух

А. Фонематическое восприятие

а) са-ша-са_____________________________ б) за-за-жа-за_____________________________________

ца-са-са_________________________________ ча-ча-ща-ча_____________________________________

ба-па-па _________________________________ка-га-га-ка_____________________________________

тя-ча-тя _________________________________па-пя-па-пя ____________________________________

ра-ла-ра _________________________________ря-ля-ря-ря ____________________________________

в) бочка-почка _____________________________ день-тень _____________________________________

том-дом-ком _____________________________мишка-миска __________________________________

кот – год – ход ___________________________

Б. Фонематические представления (подбор слов на заданный звук:[а, о, у, к, с])_____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В. Фонематический анализ

мак _________________________кит __________________________лист ___________________________

утка ______________________кошка ________________________капуста __________________________

_________________________________________________________________________________________

г. Слоговой анализ

кит __________________утка___________________ мак _________________________________________

кошка ____________________________________смородина ___________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

4. Слоговая структура:

А) называние картинок

· дерево _________________________________ · аквариум _______________________________ · милиционер ____________________________ · мотоциклист ____________________________ · скатерть ________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________ · _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) воспроизведение слов:

· строительство ___________________________ · серпантин ______________________________ · часовщик ______________________________ · репетиция ______________________________ · сквозняк _______________________________ · дерево _________________________________ · аквариум _______________________________ · милиционер ____________________________ · мотоциклист ____________________________ · скатерть ________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

В) составление предложений по картинкам и воспроизведение предложений:

· Мама расчёсывает волосы перед зеркалом. _______________________________________________

· Регулировщик регулирует движение. ____________________________________________________

· Водопроводчик чинит водопровод. _____________________________________________________

· Чистильщик чистит обувь. _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

5. Лексико-грамматический строй

А. Исследование состояния номинативного словаря:

· Предмет и его части:

чайник ________________________________ кукла_________________________________________

машина ________________________________ стул __________________________________________

сапог __________________________________

· Объяснение лексического значения слов:

огород ________________________________ подоконник ____________________________________

клумба ________________________________ поезд _________________________________________

· Обобщающие понятия: назвать, одним словом предметы:

Яблоко, груша, банан, слива _____________________

…..Олень, волк, барсук, медведь ____________________

Ручка, ластик, тетрадь, книга ____________________

Берёза, дуб, осина, ель __________________________

…..Самолёт, такси, автобус _________________________

Назвать предметы, относящиеся к

· мебели

· инструментам

· насекомым

· обуви

· грибам

Б. Исследование предикативного словаря: подбор действий к предметам:

- Кто как голос подаёт?

утка _______________ петух__________________ гусь _________________

лошадь _____________ ворона _____________

-Кто как передвигается?

лошадь _____________ ворона _______________ человек _______________

рыба _________________ черепаха ______________

В. Исследование словаря признаков:

- Подбор признаков к предметам: ( по 5 – 6 слов)

осень (какая?) __________________________________________________________________________

друзья (какие?) _________________________________________________________________________

вечер (какой?) __________________________________________________________________________

ведро (какое?) __________________________________________________________________________

Г. Исследование словаря антонимов:

День - ___________ весна- _____________ мороз - ______________

Большой - ____________________ низкий - _____________________ широкий - __________________

Сесть - _____________________ говорить - ______________________ ссориться - _________________

Темно - ___________ далеко - _____________ быстро - _____________

Расстегивать - ___________________ входить - ___________________ наливать - ________________

Д. Исследование словаря синонимов:

Лётчик - _____________ шофёр - ____________ врач - _____________ печальный - _______________

нарядный ______________

Е. Словообразование:

· образование имен существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

книга ______________ воробей _______________стул___________________

ковер _____________ ведро _______________ хлеб __________________гриб___________________

топор _____________ белка _______________ скамейка _____________________________________

_________________________________________________________________________________________

· образование названия детёнышей:

у лисы - ____________________ у козы - ________________________

у утки - ___________________ у собаки - ___________________ у свиньи - ______________________

· образование глаголов префиксальным способом:

лить - _________________________________________________________________________________

шёл - _________________________________________________________________________________

· образование прилагательного от существительного:

скамейка из дерева _____________________ тетрадь из бумаги _________________________

сумка из кожи _________________________ …….сок из моркови ___________________________

шуба из меха __________________________

_________________________________________________________________________________________

  • образование притяжательных прилагательных: у лошади, у медведя, у льва, у тигра, у овцы

хвост чей? _______________________________________________________________

ухо чье? ________________________________________________________________

голова чья? _________________________________________________________________

Ж. Обследование словоизменения:

· множественное число существительных:

ухо -____________ утёнок - _______________ стул - ______________ ведро - ____________________

книга - _______________

· предложно-падежные формы:

В Куда идут девочки? Где лежит лекарство?
ИЗ Откуда выйдут девочки? Откуда возьмём лекарство?
НА Где висит одежда? Где лежит торт?
С Откуда снимем пальто? Откуда возьмём торт?
ЗА Куда прячутся ребята? Где сидит ученик?
ИЗ-ЗА Откуда выбегут ребята? Откуда встанет ученик?
ПОД Где сидит ёжик? Где находится крючок?
ИЗ-ПОД Откуда вылезет ёжик? Откуда вынем крючок?
НАД Где летает змей? Где сияет радуга?
МЕЖДУ Где находится волк? Где стоит заяц?

· падежные конструкции

Вин. пад. Кого ты видел в зоопарке?
Род. пад. Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья?
Дат. пад. К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка?
Твор. пад. Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? За чем мы ходим в лес?
Пред. пад. На чем катаются дети?

 

· согласование: считаем предметы по два и попять: дом, окно, дерево, кукла, ведро.

 

 

6. Обследование связной речи

· Составление рассказа по картинке ______________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...