Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАРЬЕРА МЕНЕДЖЕРА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ТРУДА

Требования к личности менеджера

Самоменеджмент руководителя

Постановка целей

Планирование деятельности

Факторы успешной деятельности менеджера

 

Искусство руководителя-творца – это искусство создания организации, перестройки человеческого и технического материала, чтобы сформировался организм, который бы воплощал в себе новые и вечные ценности.

Ф. Селзник

 

Ни один начальник еще не пострадал от того, что его подчиненные хорошо работают.

П. Друкер

 

Требования к личности менеджера

 

Вопрос выбора профессии и подготовки кадров для бизнеса в странах с рыночной экономикой является объектом самого пристального внимания со стороны руководителей фирм. Важно правильно оценить свои личные качества, способности и потенциал, чтобы определить высоту планки в планируемой карьере, чтобы решить, где лучше работать, в бизнесе или по найму. Решение этой задачи имеет жизненно важное значение. Неправильный выбор профессии предпринимателя или менеджера ведет к реальному ощущению большого разрыва между ожидаемыми достижениями и даже положением безработного в жизни на практике. Правильный выбор карьеры и своей будущей специальности приносит большое личное удовлетворение, достаточно большое материальное вознаграждение и соответственно значительную пользу обществу.

Определение своих качеств и способностей. Главное внимание должно быть сконцентрирована на определении своих сильных и слабых сторон с точки зрения профессиональных способностей, интересов, умственного развития, способностей к выполнению физической или интеллектуальной работы, выяснения доминирующих черт своего характера.

Вопрос:

1. С чем я больше предпочитаю работать с вещами, предметами или идеями, людьми?

2. Желаю ли я видеть физический (материальный) результат своего труда?

3. Желаю ли я работать независимо или в составе команды?

4. Смогу ли я справится с работой, для выполнения которой необходима физическая сила?

5. Могу ли я кем-либо руководить?

При ответе решающую роль играет честный самоанализ и учет мнения людей, которые хорошо вас знают.

Среди качеств, на которые следует обратить внимание при самоанализе, можно выделить: честность, ум, интеллект, целостность натуры, самоконтроль, самосознание, тщательность, оперативность и здоровье.

Выбор специальности в области предпринимательства предусматривает ответ на комплекс вопросов:

1. Как вы обычно проводили свободное время (каникулы) когда учились?

2. Что вас больше интересует в данной работе: желание заниматься ею длительное время или быстрый результат в денежном выражении?

3. Какую карьеру вы стремитесь сделать в жизни?

4. Кем вы хотите быть через 10 лет?

5. Считаете ли вы, что полученные при учебе знания приведут к вашему профессиональному развитию и росту?

6. Будете ли вы воспринимать рутинные поручения как часть процесса учебы?

О личных качествах предпринимателя.

1. Предприниматель, в первую очередь, должен быть личностью.

2. Необходимо иметь сильный характер и быть честным в бизнесе.

3. Инициатива, искренность, открытость.

4. Позитивное и дружелюбное отношение к людям.

5. Способность руководить коллективом и иметь чувство ответственности.

6. Решительность, упорство, настойчивость в достижении цели, сила воли.

7. Творческое начало, умение быстро и точно проанализировать информацию, которая поступила.

8. Коммуникабельность, готовность идти на оправданный риск.

9. Трудолюбие и работоспособность.

10. Коммерческий и финансовый состав ума в сочетании с глубокими фундаментальными знаниями.

11. Отличное здоровье.

О творчестве и инициативе. Это умение выделять концептуальную основу информации, творческий подход к бизнесу, инициативу и вдохновение. Важно владеть основными концепциями, приемами, методами и технологией обработкаогромных информационных массивов. В предпринимательстве больше всего ценятся люди, которые умеют коротко, в концептуальном виде изложить сложные и большие проблемы.

Какие основные предметы, знания которых необходимы любому предпринимателю и менеджеру? Основы хозяйственного и коммерческого права, организационные формы бизнеса, основы финансового и кредитного дела, менеджмента, маркетинга, элементы информационной, а также организационной культуры и психологии бизнеса.

 

Конкретная польза изучения дисциплин:

1. Ясно представить возможность для более оптимального материального вознаграждения своего труда.

2. Сделать квалифицированный выбор деловой карьеры.

3. Начать свое собственное дело.

4. Более системно, сосредоточенно и обстоятельно вести свои дела.

5. И наконец, именно главное, осознать, следует ли вообще заниматься предпринимательством.

Пример личной анкеты.

1. Личностная информация.

2. Краткосрочные и долгосрочные цели карьеры.

3. Личная квалификация (перечень прежних должностей).

4. Образование.

5. Опыт работы.

6. Рекомендации. Требования к менеджеру. Менеджер должен развивать в себе способности и умения, которые позволяют ему четко и эффективно осуществлять руководство за последние годы.

Исследования М. Вудкока и Д. Френсиса позволили выделить 11 факторов, которые влияют на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия:

1. Стрессы, давление и неопределенность, все в большей степени присутствуют в большинстве форм жизни организаций (умение эффективно руководить собой).

2. Эрозия традиционных моральных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей (должны быть личные ценности).

3. Существуют, как правило, широкие возможности выбора. Поэтому менеджеры должны четко определить цели выполняемой работы и собственные цели.

4. Организационные системы не способны обеспечить все возможности для учебы современного руководителя (постоянный личный рост и развитие).

5. Проблем становятся все больше, они усложняются, в то время как способы их решения все более ограничиваются (умение быстро и эффективно решать проблемы).

6. Постоянная борьба за рынок сбыта, энергетического ресурса и прибыльность делает необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспособление к конъюнктуре рынка, который изменяется (нужно быть изобретательным и способным гибко реагировать на смену структуры).

7. Традиционные иерархические отношения затрудняются. В этой связи эффективное руководство допускает использование навыков влияния на окружающих, не прибегая к прямым приказам.

8. Много традиционных школ и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают требованиям настоящего и будущего. Необходимы, новые более современные управленческие приемы, другие подходы в отношении к своим подчиненным.

9. Большие расходы и трудности связаны с использованием наемных работников означают, что нужно умело использовать человеческие ресурсы.

10. Растущие масштабы изменений требуют выработки новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного старения (умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков).

11. Сложные проблемы требуют объединения усилий нескольких, людей (менеджер должен уметь формировать группы, способными быстро становиться изобретательными и результативными в работе).

Наступающее десятилетие требует от менеджеров следующих навыков и способностей:

– способность управлять собой;

– умные личные ценности;

– четкие личные цели;

– сопротивление на постоянный личный рост;

– навыки решать проблемы;

– изобретательности и способности к инновациям;

– высокая способность влиять на окружающих;

– знание современных управленческих подходов;

– способности руководить;

– умение учить и развивать подчиненных;

– способности формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Если какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникают адекватные ограничения.

1. Неумение управлять собой.

Работа менеджера тяжелая, полная волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, чтобы постоянно поддерживать свою производительность (умение правильно "распоряжаться", использовать свое время, энергию и навыки).

2. Размыты личные ценности. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям.

3. Неясные личные цели. Менеджеры влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или другие альтернативы.

Неспособность определять цели, стремление к недосягаемому или нежелательным целям.

4. Тормоз саморазвития. Неумение перебороть свои слабости и работать над самоусовершенствованием. Такие люди недостаточно динамические и склонны избегать острых ситуаций. Скрытые способности не развиваются, деловая жизнь превращается в рутину, исключается из своей деятельности риск.

5. Недостаточность навыков решать проблемы. Неумение методически и рационально работать над решением проблем и добиваться качественных решений. Проблемы накапливаются и мешают работе менеджера.

6. Недостаток творчества в подходах к решению проблем. Отсутствие умения творчески решать проблемы и способности к инновациям. Менеджер с низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, обычно он не способен заставить других быть творцами и использовать новые подходы к работе. Высокая изобретательность требует готовности бороться с препятствиями и неудачами.

7. Неумение влиять на людей.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.

Необходимо серьезно оценивать эффективность своего руководства другими. Неспособность выучить собственные управленческие подходы, неумение объяснить их, отсутствие обратных связей, неспособность заинтересовать своих подчиненных в выделении среди других, непонимания мотивации работников.

9. Слабые навыки руководства. Потеря рабочего времени, навыки эффективного управления людьми и ресурсами отсутствуют, плохое распределение ролей в группах, организация работы расточительна, неумение добиться практических результатов от своих подчиненных.

10. Неумение учить. Менеджер должен выступать в роли наставника.

11. Низкая способность формировать коллектив. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, его работа сопровождается трудностями или не дает отдачу.

Пять причин неудач в карьере руководителей:

1. Их толкает наверх потребность получать более высокую заработную плату (личный комфорт).

2. Их слишком волнуют символы их положения (рабочий стол, кабинет, машина, дом) – глупый знак.

3. Их волнуют, в первую очередь, их собственные персоны. "Плохой руководитель заботится о себе, хороший – о своих людях" (второй телефон в коридоре – ключ от сейфа).

4. Они самоизолируются.

5. Они скрывают мысли и чувства.

 

Самоменеджмент руководителя

 

Самоменеджемент являет собой последовательное и целеустремленное использование испытанных методов менеджмента в повседневной практике для того, чтобы оптимально и с содержанием использовать свое время.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять своей жизнью и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни.

Процесс самоменеджмента строится аналогично процессу управления организацией за результатами. Его задачей является достижение конкретных желаемых целей.

Аналогично процессу управления фирмой круг функций самоменеджмента включает планирование, организацию, мотивацию и контроль. Соединяющим процессом является функция коммуникации.

Преимущества самоменеджмента:

– выполнение работы с меньшими расходами;

– лучшая организация труда;

– более высокая результативность труда;

– меньше спешки и стрессов;

– больше удовлетворения от работы;

– эффективная мотивация труда;

– рост квалификации;

– высвобождение времени;

– меньше ошибок при выполнении своих функций;

– достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

С помощью самоменеджмента вы лучшим образом используете и храните важнейший и дефицитный ресурс – ваше время!

Самоменеджмент базируется на ситуационном анализе, постановке целей и определении приоритетов (рис. 11.1).

Анализ необходим для объективной оценки внешней и внутренней среды человека. Ситуационный анализ строится в виде ответов на вопрос о состоянии основных объектов самоменеджмента: работы, хозяйства, физического и морального состояния, саморазвития, семейной жизни, использования времени.

 

 
 

 


Рис. 11.1 Процедуры структуризации целей в самоменеджменте

 

Важнейший этап управления собственной жизнью – точная постановка личных жизненных целей и определение их степени важности. Большинство людей имеют больше желаний, целей, задач, чем они способны выполнить. Но не всегда хватает личных ресурсов, времени, сил, знаний, энергии, денег. Четкое выделение уровня приоритету целей необходимо всем людям и абсолютно необходимо руководителям. Способность правильно концентрировать и использовать ресурсы означает: достигнете вы результатов или нет.

В отношении каждого объекта планирования выполняется следующая последовательность процедур.

1. Анализ и оценка действительного положения (ситуационный анализ).

2. Формирование системы целей.

3. Выявление и оценка альтернативных возможностей.

4. Определение препятствий и использование управляющих мероприятий для нейтрализации их влияния.

5. Уточнение мероприятий, их приоритетов и определение времени выполнения.

6. Контроль.

Длительность периода планирования имеет первостепенное значение для достижения стратегических целей.

Следует учитывать, что промежуточные цели больше, чем долгосрочные, мобилизуют на выполнение задач самоменеджмента.

Время от времени следует проверять, насколько хорошо и полно осуществляются запланированные результаты.

Самоконтроль требует критической оценки своих целей, мотивов, задач, результатов и ограничений. Такую оценку нужно проверить на соответствие требованиям окружающей среды.

 

Постановка целей

 

Саморазвитие и самоконтроль – профессиональная задача менеджера.

Оценка жизненной ситуации и анализ собственных возможностей создают основу для определения ключевых желаемых результатов (целей). Постановка целей является безусловной предпосылкой планирования, принятия решений и ежедневной работы.

Попробуйте для себя изобразить картину вашей жизни. Как доныне протекала ваша жизнь? В чем заключались ваши наибольшие успехи? Где были поражения: в профессиональной или личной сферах? Как вы представляете себе свое будущее? Чего еще хотите достичь? На какие внешние препятствия или поражения вы рассчитываете? Для самого менеджмента фундаментальное значение имеет осознание разногласий между нынешним состоянием, будущим и что не желательно.

При формировании целей необходимо идентифицировать личностные ценности, определить наиболее важные, оценить позитивные возможности и препятствия, ограничения, необходимые ресурсы, последствия достижения целей. При этом нужно выдвигать реальные долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Они должны использовать и развивать потенциальные резервы личности, но быть досягаемые.

Ставя цели для разных сторон жизнедеятельности, нужно выяснить их взаимную поддержку и противоречие. При возникновении противоречий необходимо, используя методы решения проблем, добиваться согласования целей.

Для достижения долгосрочных труднодостижимых целей следует придерживаться следующих правил:

1. Разделить конечную цель на небольшие, удобные для контроля промежуточные "мини-цели".

2. Ежедневно в ходе повседневных дел достигать этих "мини-целей", добиваться этого, пока не получите желаемый результат.

3. Будьте уверенны в себе, настойчивые в решении сложных проблем.

Определяя конечные цели, необходимо помнить, что на вашу мотивацию и удовлетворенность работой влияют следующие факторы.

Возможность самовыражения и саморазвития; сбалансированность обязанностей, власти и ответственности; ценность выполняемой работы для фирмы; наличие позитивной обратной связи с руководством и подчиненными; материальная оценка труда. Немаловажное значение имеет достижение действительного равновесия в обязательствах относительно работы, семьи, увлечения, собственного развития.

Существенное влияние на формирование представления о ценностях и выборе целей человека оказывает возраст. Особенно это нужно учитывать при приеме на работу персонала.

Условно взрослых людей можно разделить на следующие возрастные группы:

– 20-24 года. Возраст, в котором человек получает профессиональное образование и начинает трудовую деятельность;

– 25-34 года. Возраст, в котором человек достигает успеха, происходит расцвет его сил и способностей. Главная цель человека на этом этапе – идти дальше по избранному пути, наращивать усилие;

– 35-50 лет. Возраст переоценки ценностей. Психологи утверждают, что в этом возрасте человек достигает высшего уровня своего творческого развития. Он оценивает свою деятельность в прошлом, стремится изменить ошибочные представления, правильно выбрать цели, реализовать полностью свои возможности. В этом возрасте человек по-настоящему начинает понимать, что время является основным соперником в жизни;

– 50-60 лет. Возраст подведения итогов трудовой деятельности и подготовка к выходу на пенсию. Духовная жизнь человека насыщенна самоанализом. Ничего нельзя изменить в прошлом и будущее уже не обещает нового. Человек пересматривает ценности и цели, причем сильный крен делается в сторону личных целей. Нельзя избежать кризиса в этом возрасте, его нужно перебороть;

– 60 лет и больше. Переход к нерабочей жизни. Возраст старости. Этот феномен жизни человека никогда не разгадать. Цели человека в этом возрасте естественны и кратковременны: видеть эту жизнь как можно дальше и как можно дольше не быть посторонним наблюдателем.

 


Планирование деятельности

Планирование – это процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.

Планирование как составная часть самоменеджмента позволяет:

1) осуществить идентификацию целей и ценностей, установить их приоритеты;

2) разработать варианты мероприятий (задач) по их достижению и ранжировать их по важности;

3) представить оценки времени на выполнение мероприятий и задач, обнаружить узкие места и предусмотреть мероприятия для их ликвидации;

4) вовремя делегировать полномочия;

5) создать резерв времени с учетом динамики и непредсказуемости внешней среды.

Каждый человек представляет собой единое целое, личность. Поэтому объектами планирования выступают все сферы жизнедеятельности человека в их взаимосвязи.

К объектам планирования можно отнести:

– работу;

– моральное и физическое состояние;

– самосовершенствование;

– семью;

– отношения с друзьями;

– увлечение, досуг.

Ситуационный анализ проводится периодически. Он позволяет оценить изменения внешней среды человека, провести ревизию ценностей, уточнить цели, проанализировать виды деятельности и затраты времени, обнаружить личные отличительные преимущества и ограничения относительно вашей работы, наметить направления саморазвития.

Руководитель должен четко представлять следующее: что отнимает больше всего времени, где экономия времени действительно оправдана, используется ли наилучшее время работы для действительно приоритетных дел, сколько времени занимают несущественные дела.

Рабочий день менеджера не нормирован. Причинами этой особенности управленческого труда является:

– откладывание принятия решения на завтра;

– выполнение работы наполовину;

– стремление сделать все сразу;

– стремление сделать все самому;

– убеждение руководителя, что он знает все лучше других;

– неумение размежевать функции;

– попытка свалить вину на других.

Рекомендации по повышению производительности труда менеджера:

1) составляйте на каждый день список дел, которые нужно непременно завершить, и список заданий, которые желательно выполнить;

2) упорядочить задание по их важности;

3) находите ежедневно время для творческой работы. Используйте для этого время "без телефона" в утренние часы;

4) поручайте выполнение рутинной работы подчиненным. Проанализируйте, какие ваши работы могли бы выполнять менее квалифицированные работники;

5) проверяйте источники информации во избежание ошибок. Спрашивайте информацию из первоисточника;

6) проанализируйте, насколько вы нетерпеливы, нервозны. Эти качества, как правило, увеличивают потерю времени. Научитесь расслабляться, вырабатывайте у себя навыки не торопиться;

7) завладейте одной из методик быстрого чтения. Это повысит ваши возможности в получении информации;

8) не добивайтесь быть специалистом во всем, советуйтесь с профессионалами, сосредоточьте свои усилия на управленческих задачах;

9) проверьте, как вы относитесь к своей работе.

Чтобы процветать в бизнесе, как впрочем и в другом, самое главное – это уметь сосредоточиться и рационально пользоваться своим временами.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...