Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики рациональной бюрократии

№ п/п Содержание отдельных характеристик
Четкое разделение труда, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности  
Иерархичность управления, при которой каждый низший уровень контролируется высшем и подчиняется ему  
Наличие системы обобщенных формальных правил и стандартов, что обеспечивает однородность выполнения обязанностей  
Объективизм, с которым официальные лица исполняют должностные обязанности  
Принятие на работу в суровом соответствии с квалификационными требованиями  

 

Очевидно, что бюрократический тип структуры не способствует росту потенциала людей, каждый из которых использует только ту часть своих способностей, что непосредственно нужна для выполняемой работы. Понятно также, когда вопросы стратегии и тактики развития организации зарождаются лишь на высшем уровне, а все другие уровни заняты исключительно использованием «предоставленных сверху» решений, теряется общий управленческий интеллект (который рассматривается сегодня как важнейший фактор эффективного управления).

Еще один изъян структур бюрократического типа – невозможность с их помощью управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы. Функциональная специализация элементов структуры приводит к тому, что их развитие характеризуется между отдельными частями структуры, несогласованность в их действиях и интересах замедляет прогресс в организации.

Адаптивные (органические) организационные структурыразрабатываются и внедряются с целью обеспечения возможностей реагировать на изменения внешней среды и внедрять новую наукоемкую технологию.

Начиная с 60-х годов прошлого века некоторые организации столкнулись с такой ситуацией, когда внешние условия их деятельности изменялись так быстро, проекты становились настолько сложными, а технология развивалась так бурно, что недостатки бюрократических структур управления начали превышать их позитивные черты. Организационные структуры, которые базируются на целях и предположениях, радикально отличаются от положенных в основу бюрократических структур. Однако адаптивные структуры нельзя в любой ситуации считать эффективнее, чем бюрократические.

Новый подход отбрасывает представление об эффективности организации как «организованной» и работающей с четкостью часового механизма; напротив, эта модель мешает проводить радикальные изменения, которые обеспечивают приспособленность организации к объективным требованиям реальной действительности.

В иерархическом построении и уровни управления, которые отображают производственно-хозяйственную структуру организаций, создают линейную структуру управления. Необходимость переработки информации, налаживание связей, обеспечение производственно-хозяйственной деятельности, обусловили появление функциональных служб, штабов в системе управления, которые создали функциональную структуру управления. Совокупность линейных и функциональных органов составляет организационную структуру управления.

Таким образом, существуют две основных структуры управления – линейная и функциональная, а все другое разнообразие существующих структур является результатом комбинации эти двух основных типов.

Линейный тип организационной структуры управления характеризуется линейными формами связи между звеньями управления и, как следствие, концентрацией всего комплекса функций управления и выработки управленческих действий в одном звене управления.

Линейная структура управления складывается из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Каждый управленец подчиняется только одному менеджеру, и все связи с высшими уровнями управления происходят через него (рис. 6.2).

 

Рис. 6.2. Схематическое планирование реализации стратегии

 

Эта структура характеризуется простотой, четкостью и вразумительностью взаимоотношений звеньев и работников управления. Но в связи с тем, что линейная структура требует слишком высокой компетентности руководителя по всем вопросам, то она может использоваться лишь в условиях относительно простой системы организации с постоянными условиями, заданиями и функциями менеджмента. Преимущества и недостатки линейных организационных структур управления представлены в табл. 6.2.


Таблица 6.2

Преимущества и недостатки линейных организационных

Структур управления

Преимущества Недостатки
1. Установление четких и простых связей между подразделами 1. Высокие требования к руководителю, который должен иметь разносторонние знания и опыт со всех функций управления и сфер деятельности, что, в свою очередь, ограничивает возможности руководителя эффективно управлять организацией
2. Единство и четкость распорядительства
3. Согласованность действий исполнителей 2. Перегрузка информацией, значительный поток документации, множество контактов, с подчиненными, высшими и смежными организациями
4. Повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого подраздела 3. Отсутствие специалистов с отдельных функций управления
5. Оперативность в принятии решений  
6. Получение исполнителями связанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами
7. Личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подраздела 4. Несоответствие относительно растущих требований современного производства

Функциональный тип организационной структуры управления производством. При таком управлении предусматривается, что каждый орган управления (или исполнитель) специализируется на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции является обязательным для производственных подразделов (рис. 6.3).

 

 
 

 


Функциональная организация существует рядом с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Двойное подчинение имеет цель интегрировать функции на каждом уровне управления и специализировать их за отдельными звеньями.

Попытка преодоления недостатков линейной и функциональной структуры привела к возникновению комбинированных структур управления.

Преимущества и недостатки функциональных организационных структур управления представлены в табл. 6.3.

 

Таблица 6.3

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...