Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы социологии права и социологии политики

Проблемы социологии права и социологии политики

Методические указания

 

 

Ярославль 2011

 

Составитель - канд. соц. наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Комарова Ольга Юрьевна.

 

 

Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры направления «Юриспруденция»

 

 

Часть 1. Проблемы социологии права

Введение

Учебный курс по социологии права относится к вариативной части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Базируется на знаниях, полученных в процессе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, экономика, профессиональная этика, логика), общетеоретических дисциплин профессионального цикла (теория государства и права, отечественная и зарубежная история государства и права, криминология), математического и естественного цикла (информационные технологии в юриспруденции), а также дисциплин профессионального цикла (отраслевое право и законодательство). Полученные знания используются в приобретенных умениях и навыках анализа действующего и проектного законодательства.

Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения социологии права, необходимы при освоении дисциплин общенаучного цикла (философия права) и профессионального цикла (история и методология юридической науки, сравнительное правоведение, актуальные проблемы права).

Целями и задачамиизучения социологии права являются:

  • усвоение общих теорико-прикладных социологических знаний о пра­вовых явлениях в обществе;
  • овладение необходимым инструментарием для проведения конкретно-социологических исследова­ний в области права, выработка умений и навыков комп­лексного анализа и оценки правовой действительности;
  • осознание места и роли права в системе социальных связей и социальных норм, содержание ме­ханизма правового воздействия на социум и обратного воздействия социума на право;
  • уяснение с социологической точки зрения таких осново­полагающих понятий как право, правотворчество и правообразование, механизм правового регулирования и ме­ханизм социального действия права, правореализация, правовое поведение, эффективность права и т. д.;
  • понимание комплекса вопросов социологии права во взаимодействии с общей теорией права и госу­дарства, криминологией, философией права, юридичес­кой психологией, социальной психологией, общей соци­ологией;
  • осознание необходимос­ти повышения уровня правосознания и правовой культу­ры, направляющей развитие субъекта правового общения на активное правомерное поведение.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

- основные понятия и концепции социологии права как отрасли социологического знания (социологические направления правопонимания; отличие права от иных социальных регуляторов и др.);

- природу социальных явлений и процессов, связанных с современной правовой ситуацией в России;

- отечественный и зарубежный опыт истории формирования и развития социологии права;

- основные направлениями исследований современной социологии права и перспективы ее развития;

- основы методологии и методики социологических исследований в сфере права (порядок подготовки программы социологических исследований, проведение таких социологических процедур, как наблюдение, опрос, обобщение социологической информации, правовой мониторинг);

 

Уметь:

-характеризовать специфику социологического под­хода к пониманию взаимосвязи права и общества; право как социальный институт; социальную обусловленность права; социальное действие права; социальную эффективность права; соотношение категорий «социальное поведение» и «правого» поведение»; типологию и структуру юридического конфликта как разновидности социального конфликта; соотношение понятий «общественное мнение», «общественное сознание» и «правовое сознание»;

- анализировать: социальные факторы, влияющие на процесс правообразования; особенности взаимодействия права с различными социальными системами; основные факторы социальной эффективности права; социальную природу правонарушения; динамику и способа разрешения юридического конфликта; значение общественного мнения для законодателя и в деятельности правоохранитель­ных органов;

- ориентироваться в социологическом анализе законотворческого процесса, его применения на стадии подготовки концепции законопроекта и прогнозирования эффективности проектируемых норм права.

 

Владеть:

- навыками социологического анализа правовых явлений, правотвор­ческой и правоприменительной практики, отграничивая акты как соответствующие, так и не соответствующие объективным потребностям развития общества;

- навыками использования базового инструментария для подготов­ки и проведения конкретно-социологических исследований, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

 

Контроль знаний осуществляется с помощью опроса на семинарских занятиях, дискуссий по определенному кругу проблем, проверочных работ, викторин, тестирования, зачета.

 

Общая трудоемкость курса составляет:

- по программе бакалавриата – 2 зачетные единицы, 72 часа; из них – 14 часов лекции, 22 часа практических занятий, 36 часов на самостоятельную работу.

- по программе магистратуры - 2 зачетные единицы, 72 часа; из них – 4 часа лекций, 20 часов практических занятий, 48 часов на самостоятельную работу.

 

Усвоение социологического знания о праве должно способствовать развитию самостоятельного, критического, творческого мышления в решении научных и практических задач в сферах нормотворчества и правоприменения, формировать активную гражданскую позицию, содействовать подготовке широко образованных специалистов, способных анализировать современные сложные социальные проблемы.

 

Целью семинарских занятий является развитие коллективной творческой работы студентов. В ходе проведения данных занятий студенты должны усвоить не только лекционный материал, но и при самостоятельном изучении литературы, самостоятельно выполнить предложенные задания. Результатом такой работы должно стать развитие навыков критического осмысления полученной формации, аргументированного и логически обоснованного изложения своих мыслей и оперирования научными терминами.

Студентам предлагаются различные формы проведения семинарских занятий: дискуссия, деловая игра, тестирование. На каждом семинарском занятии для устного обсуждения выносятся основные (контрольные) вопросы ипрактические задания, вопросы к дискуссии по заявленной теме. Так что в ходе каждого ceминарского занятия выполняются практические задания (в том числе и предложенные самими студентами). Обсуждение теоретических вопросов предполагает использование примеров из правовой практики, ссылки на правовые нормы.

В процессе занятия осуществляется проверка и закрепле­ние полученных знаний, разъясняются сложные вопросы, сис­тематизируются отрывочные сведения о правовой действительности. Студентам предлагается постоянно проводить параллель между социологическим и юридическим знанием о праве, между фактическим правоотношением и правовой нормой.

В соответствии с вышеуказанными задачами стро­ится структура Методических указаний по курсу «Социология права».

Это девять тем, предназначенных для подготовки и проведения семинарских занятий, посвященных наиболее актуальным социолого – правовым направлениям, которые расположены таким образом, что позволяют изучать проблемы науки социологии права с учетом комплексного подхода и в определенной логической последовательности.

Первая тема о проблемах природы, характере и статусности социологии права как науки и учебной дисциплины имеет принципиально важное значение и по-прежнему составляют предмет дискуссии. Отечественный опыт формирования социологии права привел к объединению познавательных ресурсов юриспруденции как системы наук о праве и общей социологии как науки о закономерностях формирования, развития и функционирования общества. Разумеется, появление какой-либо пограничной области знания, в том числе и социологии права, вызывает дискуссии по поводу научной принадлежности и дисциплинарном статусе. Одни авторы (напрмер, В.В. Лапаева) полагают, что либертарная концепция правопонимания дает социологии права необходимую теоретическую базу для разработки социологического понятия права и формирования на этой основе концепции предмета социологии права как отрасли юридической дисциплины. Другие склонны рассматривать социологию права как отрасль социологической науки (В.В.Варчук, Э.В.Тадевосян). Третьи пишут, что ей не может принадлежать статус самостоятельной научной дисциплины (например, В.М.Сырых), социология права может всего лишь дополнять исследования в области теории права с помощью социологических методов. Заслуживает особого внимания позиция, высказанная в свое время В.Н.Кудрявцевыми В.П. Казимирчуком, но не утратившая и сегодня своей актуальности, о том, что конкретные социологические исследования в праве нацелены на изучение как социальной обусловленности, так и социального действия, эффективности права и его институтов, раскрытие влияния права на общественные отношения, на практику и обратного воздействия социальных факторов на право. Не противопоставляя при этом социологические приемы «традиционным» методам правоведения. Возможно, в таком подходе содержится то общее, что сближает ученых, как юристов, так и социологов.Действительно, комплексное, всестороннее познание процессов возникновения (генезиса) и функционирования различных социально-правовых институтов дает возможность получить реальное представление о многоаспектном характере действия права в обществе. Хотя вопрос по – прежнему остается дискуссионным…

Вторая тема посвящена вопросам методики организации и проведения конкретно – социологических исследований права и его явлений. Социологические исследования в праве ведутся на границе социологии и права, являя собой пример комплексного подхода к решению поставленных задач. Ни чуть не умаляя значения абстрактно – логических методов социологии права, мы сочли более целесообразным уделить внимание эмпирическим методам исследования, их адаптированности соответственно конкретным задачам исследования. Речь идет о специальных методиках и технике обработки эмпирического материала: метод фокус-группы, опроса, наблюдения, эксперимента, анализа документов, контент - анализа и др, составляющих в том числе и общее представление о социологическом подходе к изучению правовых явлений.

Не менее важное значение имеет следующая, третья тема о методологии соционормативности права, где студентам предстоит определить место и роль права в глобальной соционормативной системе общества, в системе общественных связей, а также изучить социальные функции права. Право здесь необходимо рассматривать в нескольких ипостасях: как социальный институт, как нормативный комплекс как социальное явление, как информационная система, анализируются проблемы социальной эффективности права и др.

Изучению проблем личности в системе права отведены две следующие (четвертая и пятая) темы: «Проблемы правовой социализации» и «Проблемы правовой культуры и правового сознания». В них сгруппированы вопросы, связанные с правовой социализацией индивида (процесс вхождения человека в право), с его правосознанием. Блок вопросов посвящен правовой культуре и правосознанию субъекта правовой деятельности. Это и «знание права», и правовая информация, и правовое воспитание, а также многое другое. Студентам предстоит выяснить значение системы социально – правового контроля в процессе правовой социализации, изучить проблемы правовой социализации молодежи в современном российском обществе, а также ознакомиться с социологическими методами исследования правовой установки личности (многофакторный анализ, тестирование, свободная беседа и др.) и попытаться их освоить практически. Предлагается провести тестирование в учебных группах среди студентов юридического факультета младших и старших курсов (тест прилагается) по поводу изучения правовой культуры и правосознания. Полученные результаты проанализировать. Кроме этого, следует особое внимание уделить проблемам диалектики взаимосвязи правовой личности и гражданского общества, правового государства и гражданского общества.

Проблемы девиации в контексте социологии правонарушения рассматриваются в рамках следующей шестой темы. При изучении указанной темы, особое внимание следует уделить социологическим теориям делинквентного и девиантного (отклоняющегося) поведения. В связи с этим необходимо установить факторы девиаций, значение социального, психологического, этнокультурного, возрастного, гендерного, профессионального, правового подходов к оценке соотношения поведенческой нормы и девиации и соответствующие им виды девиаций, их формы. Изучение социологическое понимание правонарушения и личности правонарушителя являются логическим завершением данной темы.

Седьмая тема, по счету, а вовсе не по значимости содержит перечень вопросов, относящихся к проблемам социологии правотворчества. В процессе изучения указанной темы необходимо уяснить, что социологические исследования в праве ориентированы на изучение общественных отношений, складывающихся как в период формирования правовых актов, т.е. при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, так и в конечном пункте – при переводе, реализации правовых предписаний в социальное поведение личности и общественных групп. Проведение исследований факторов законодательной деятельности является необходимым условием повышения качества принимаемых законов и предпосылкой их эффективности. Законодательная социология представляет собой исследование социальных факторов, определяющих общественное действие и эффективность законодательной деятельности. Вместе с тем, проблемы выявления потребностей в законодательном регулировании тесным образом связаны не только с факторами официального, но и теневого правотворчества. Студентам предстоит разобраться в истоках и состоянии этой проблемы в современных условиях. В помощь студентам по этим и другим, не менее важным проблемам социологии правотворчества, предлагается изучить соответствующий комплекс теоретических вопросов и выполнить ряд практических заданий, принять участие в интерактивных формах учебной аудиторной работы - в деловой игре и дискуссии, согласно плану семинарского занятия.

В рамках восьмой темы « Общественное мнение и право» следует изучить содержание гносеологического, социологического подходов исследования понятия общественного мнения, а так же его признаки, структуру и функции. Выяснить, какими свойствами обладает общественное мнение как социальный институт и, какую роль выполняет общественного мнения для законодателя. В целях всестороннего изучения темы, целесообразно ознакомиться с содержанием проблемы латентизации общественного мнения и, установить, с каким другими социально – правовыми явлениями и процессами она связана. Для практического закрепления учебного материала, студентам предлагается провести не только дискуссию по проблемам реализации социального института общественного мнения в условиях современной российской действительности, но и конкретно – социологическое исследование (опрос) по изучению общественного мнения, т.е. провести мониторинг о качестве предоставляемых населению юридических услуг в суде, прокуратуре, адвокатуре, органах внутренних дел (на примере определенной малой социальной группы) и проанализировать полученные результаты.

Девятая, завершающая тема первого раздела методических указаний содержит круг вопросов, посвященных проблемам юридической конфликтологии. «Правовая конфликтология» отражает направление в развитии современного социологического знания о праве. В нем должное внимание уделено вопросам понятия, функций, классификаций, механизма и динамики юридического конфликта. Студентам предстоит разобраться с трактовками ключевых понятий по данной теме (понятия юридического конфликта, правового конфликта, социально – правового конфликта, политического конфликта). Всесторонне изучить проблему разрешения и цены юридического конфликта, организовать и провести в своей учебной группе разведывательное конкретно – социологическое исследование по измерению уровня конфликтности, (тесты прилагаются), проанализировать полученные результаты и сопоставить с предварительными прогнозами.

 

Тема 1

Социология права: проблемы статусности как науки и учебной дисциплины

 

Контрольные вопросы

1. Предмет и объект социологии права.

2. Статус и структура социологии права.

3. Место социологии права в системе наук о праве: соотношение с философией права, теорией права и другими науками о праве.

4. Функции, цели и задачи социологии права.

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

1. Раскройте содержание понятия социологии права как науки.

2. Дайте собственное определение предмета, объекта социологии права. Аргументируйте свою позицию.

3. Очертите пределы правового поля в обществе. Какие признаки права способствуют этому?

4. Объясните, что значит изучать «право в жизни», в его реализации? Приведите примеры.

5. Почему социологию права характеризуют как науку и учебную дисциплину, находящуюся в процессе формирования?

6. Почему по-прежнему остается открытым вопрос о принадлежности социологии права к числу юридических или (и) социологических отраслей знания? Какие дискуссии ведутся в науке об этом? Обоснуйте собственную точку зрения.

7. Какое место занимает социология права в системе социальных наук?

8. Как Вы полагаете, в чем заключается значение учебной дисциплины социологии права для будущих юристов.

 

Основная литература по тем

1. Гревцов, Ю.И. Социология права: курс лекций / Ю.И. Гревцов, СПб., Юридич. Центр Пресс, 2001, 312с.

2. Карбонье, Ж. Юридическая социология / Ж.Карбонье, М.,1986.

3. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: учебник для вузов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, М., Юрист, 1995, 303с.

4. Лапаева, В.В. Социология права: краткий учебный курс / В.В. Лапаева; под ред. В.С. Нерсесянца, М., НОРМА – ИНФРА. М, 2006, 304с.

5. Щербакова, Н.В. Социология права: учеб. пособие / Н.В. Щербакова, Яросл. гос. ун – т, Ярославль, ЯрГУ, 2009, 107с.

 

Дополнительная литература

 

1. Ансель, М. Методологические проблемы сравнительного правоведения / М. Ансель // Очерки сравнительного правоведения. М., 1981.

2. Бауман, З. Мыслить социологически / З. Бауман. М., 1996.

3. Бачинин, В.А. Социология. Академический курс / В.А. Бачинин, Спб.,Юридич. Центр Пресс,2004, 871с.

4. Бачинин, В.А. История философии и социологии права / В.А. Бачинин, Спб., Юридич. Центр Пресс, 2001.

5. Блюдина У.А. Л.И Петражицкий и польская школа социологии права // Социологические исследования. 2004. №9.

6. Варчук В.В. Социология права – отрасль социологии / В.В. Варчук // Социологические исследования. 1996. №10.

7. Вебер, М.Основные социологические понятия /М. Вебер // Западноевропейская социология 19 – начала 20 в. М., 1996.

8. Гревцов, Ю.И. Социология права. Курс лекций / Ю.И. Гревцов, СПб., Юридич. Центр Пресс, 2001, 312с.

9. Глазырин, В. Методологические основы становления социологии прав /В. Глазырин, М., 2010, 388с.

10. Гурвич, Г.Д. Философия и социология права / Г.Д. Гурвич, Санкт – Петербургский гос. ун-т, СПб., 2004, 848с.

11. Дюркгейм, Э. Социология / Э. Дюркгейм, М., 1995.

12. Касьянов, В.В., Нечипуренко, В.Н. Социология права. Для студентов вузов /В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, Ростов н/Д., «Феникс», 2002, 480с.

13. Кистяковский, Б.А. Философия и социология права /Б.А. Кистяковский, М., Русский Христианский Гуманитарный институт, 1998, 800с.

14. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание /И.С. Кон, М., 1984.

15. Кудрявцев, В.Н. Избранные труды по социальным наукам: в 3 т / В.Н. Кудрявцев, М.,2003.

16. Кульчар, К. Основы социологии права / К.Кульчар, М., 1987.

17. Лапаева, В.В. Социология права. История и современность // Социологические исследования. 2008. №6..

18. Медников, Р.Л., Мякотина, А.В., Романов В.В. Социология права. Краткий курс / Р.Л. Медников, А.В. Мякотина, М., «Окей – книга», 2009, 112с.

19. Московская Е.В.Эволюция западных концепций социологии права и гражданской сферы // Социологические исследования. 2010. №12.

20. Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.

21. Подгурецкий, А. Очерки социологии права / А. Подгурецкий, М., «Прогресс», 1974, 328с.

22. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.Осипова. М.,1998.

23. Саидов А.Х. Социологи права: каков ее научный статус? // Социологические исследования. 2006. №7.

24. Смелзер Н. Социология. М., 1988.

25. Социология права. Учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. 285с.

26. Социология права. Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. Изд.3 – е. – М.: «Юстицинформ», 2003. 464с.

27. Социология: учебник для вузов/ под ред. Н.Г. Скворцова. М., 2010.

28. Тимашев Н.С. Что такое социология права? // Социологические исследования. 2004. №4.

29. Философия права Гегеля и современность. М., 1977.

30. Шафалович, А.А. Социология права / А.А. Шафалович. Минск, «Амалфея», 2009. 412с.

31. Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее / под ред. С.А. Егорова, А.М. Лушникова, Н.Н. Тарусиной; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ, 2009. 834с.

 

 

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Проблемы правовой социализации

Контрольные вопросы

1. Понятие правовой социализации в макросоциологическом аспекте.

2. Понятие правовой социализации в микросоциологическом аспекте.

3. Социальная адаптация, интериоризация норм и ценностей, дальнейшая их разработка как стадии правовой социализации.

4. Этапы правовой социализации.

5. Механиз правовой социализации: понятие, конструктивные и деструктивные факторы правовой социализации.

6. Агенты на микро- и макро- уровнях правовой социализации.

7. Виды воздействия в процессе правовой социализации. Проблемы правового воспитания как формы целенаправленного воздействия.

8. Социологические аспекты принципа «знание права» и их значение в процессе правовой социализации.

9. Значение системы социально – правового контроля в процессе правовой социализации.

10. Проблемы правовой социализации молодежи в современном российском обществе.

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

1. Какова диалектика субъективного и объективного в процессе правовой социализации?

2. В чем заключается специфика правовой социализации как составной части процесса социализации личности?

3. Охарактеризуйте содержание и значение психологического механизма правовой социализации.

4. В каком возрасте начинается и когда заканчивается правовая социализация личности? От чего она зависит?

5. Какой этап личностного развития является определяющим применительно к формированию ценностных правовых ориентаций личности? Почему?

6. Как Вы полагаете - высшее юридическое образование гарантирует идеальную правовую социализацию? Аргументируйте свою точку зрения.

7. Как соотносятся понятия правовой социализации личности и правового воспитания?

8. Существует ли социальный контроль в семье, в вузе, в группе друзей, среди правонарушителей?

9. Какова специфика социального контроля на первичном и вторичном этапах социализации? Почему по-прежнему остается открытым вопрос о принадлежности социологии права к числу юридических или (и) социологических отраслей знания? Какие дискуссии ведутся в науке об этом? Обоснуйте собственную точку зрения.

10. Укажите основные характеристики современного российского «общества риска» в контексте воздействия макросоциальных факторов на процесс социализации молодежи. 11. Каковы основные тенденции социального развития молодежи на современном этапе?

12. Дайте оценку деятельности основных агентов правовой социализации молодежи в современных условиях.

13. Назовите проблемы социальной реабилитации и известные Вам способы их устранения с учетом отечественного и зарубежного опыта. В чем их достоинства и недостатки?

14. Выскажите собственную аргументированную точку зрения относительно лишения свободы как средства правовой ресоциализации.

 

Основная литература по теме

1. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: учебник для вузов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, М., Юрист, 1995, 303с.

2. Гревцов, Ю.И. Социология права: курс лекций/ Ю.И. Гревцов, СПб., Юридич. Центр Пресс, 2001, 312с.

3. Лапаева, В.В. Социология права / В.В. Лапаева. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА, 2008, 336с.

4. Социология права. Учебное пособие / О.В. Степанов, П.С. Самыгин. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2006. 285с.

 

Дополнительная литература

1. Бабенко А.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право.2005.

2. Боботов С.В. Социализация правовая // Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

3. Бойко А.И. бездействие – бездеятельность - ответственность. Ростов н/Д., 2002.

4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. М.,1996.

5. Вишневский Ю.Р., Трынов Д.В., Шапко В.Т. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования // Социологические исследования. 2009. №4.

6.Волосков И.В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. 2009. №6.

7. Гилинский Я.И. Методология и методика девиантологического исследования. – Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред М.Е. Поздняковой. М., 2004.

8. Гилинский, Я.И. Глобализация, девиантность, социальный контроль/ Сборник статей /Я.И. Гилинский, СПб., ДЕАН, 2009, 336с.

9. Жевакин С.Н. Правовая социализация личности в контексте проблем преобразования российского общества. Воронеж. 1995.

10. Костюченко Л.Г., Резник Ю.М. Введение в теорию личности социокультурный подход. М., 2003.

11. Кудрявцев, В.Н. Избранные труды по социальным наукам: в 3 т / В.Н. Кудрявцев, М.,2003.

12. Кузнецов В.Н. Идеология. М.. 2005.

13. Неновски Н. Право и ценности. М.. 1987.

14. Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М., 1998.

15. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Отв. ред. Е.С. Петренко, М. Институт фонда «Общественное мнение». 2008, 392с.

16. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.

17. Общество и преступность несовершеннолетних. Сборник статей / Под ред. Л.Ежовой, М. Маколи. Центр независимых социологических исследований. СПб., 2007. 260с.

18.Овчинников А.И. Глобализация и идея универсального правопорядка в современном юридическом мышлении // Правовая политика и правовая жизнь.2004. №2 (15).

19. Петражицкий, Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология / Л.И. Петражицкий, СПб., 1905.

20. Петражицкий, Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л.И. Петражицкий, СПб., 1907.

21. Попов М.Ю. Место правового обучения в структуре правовой социализации личности // Тезисы докладов и выступлений на 2 –ом Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в 21-м веке: социальные вызовы и альтернативы». Том 4. Москва – Ростов н/Д., 2004.

22. Реальная Россия: социальная стратификация современного российского общества. М., 2006.

23. Ритцер, Д. Современные социологические теории / Д. Ритцер. М.; СПб., 2002.

24. Россия: уроки реформ. М., 2008.

25. Сальников В.П. Правовая культура. Общая теория права /Под ред. В.К.Бабаева.М., 1993.

26. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. 440с.

27. Синюкова Т.В. Правосознание и правовое воспитание. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001.

28. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

29. Щегорцев В.А. Социология правосознания. М., 1981.

 

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Общественное мнение и право

Контрольные вопросы

1. Общественное мнение: понятие, признаки, структура и функции.

2. Свойства общественного мнения как социального института.

3. Общественное мнение и законотворчество: роль общественного мнения для законодателя.

4. Социологическое исследование общественного мнения: методика и техника исследования.

 

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

1. Раскройте содержание гносеологического, социологического подходов исследования понятия общественного мнения.

2. Верно ли утверждение, что гносеологический подход (или, социологический подход) к пониманию общественного мнения является, более оправданным и почему?

3. Прокоментируйте следующую цитату из сочинения Гегеля «Философия права»: «…в общественном мнении все ложно и истинно, но найти в нем истинное есть дело великого человека».

4. Каким образом данное высказывание Гегеля может быть связано с проблемой манипулирования общественным мнением.

5. Каково должно быть оптимальное соотношение количественных и качественных характеристик в общественном мнении для его признания как социального института?

6. Что означает понимание общественного мнения как состояния массового сознания?

7. Охарактеризуйте проблему латентизации общественного мнения в современном российском обществе.

8. На какой стадии механизма социального действия права общественное мнение играет наиболее значимую роль и почему?

9. Как соотносятся по объему и содержанию понятия «правовой мониторинг» и «общественное мнение»?

10. Как Вы полагаете, всегда ли законодательное решение совпадает с общественным мнением, возможны ли ситуации расхождения законодательного решения с общественным мнением, если это так – приведите примеры.

11. В чем заключается проблема дезинформации законодателя через оглашение общественного мнения.

12. Какие сложности возникают в ходе изучения общественного мнения и почему?

13. Разработайте свои способы снижения неопределенности общественного мнения.

14. Изучите общественное мнение о качестве предоставляемых населению юридических услуг в суде, прокуратуре, адвокатуре, органах внутренних дел (на примере определенной малой социальной группы). Проанализируйте полученные результаты.

15. Проведите дискуссию в своей учебной группе по проблемам реализации социального института общественного мнения в условиях современной российской действительности.

 

Основная литература:

1. Гревцов, Ю.И. Социология права: курс лекций/ Ю.И. Гревцов, СПб., Юридич. Центр Пресс, 2001, 312с.

2. Кудрявцев, В.Н. Современная социология права: учебник для вузов / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук, М., Юрист, 1995, 303с.

3. Лапаева, В.В. Социология права / В.В. Лапаева. -2-е изд., перераб. и доп.- М.: НОРМА, 2008, 336с.

 

Дополнительная литература:

1. Алихаджиева И.С. Общественное мнение о проституции и мерах по ее предупреждению (региональное исследование) // Социологические исследования. 2006. №5.

2. Горохов Д.Б., Спектр Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепция и организация // Журнал российского права. 2007. №5.

3. Базовые ценности россиян: социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М., 2003.

4. Бойков, В.Э. Народ и власть. Результаты социологического мониторинга: 1998-2005 г.г / В.Э. Бойков, М., 2006.

5. Бритвин В.Г. Общественное мнение в механизме социального управления // Методологические, методические и организационные проблемы изучения общественного мнения. М.. 1988.

6. Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Отв. ред. Е.С. Петренко, М. Институт фонда «Общественное мнение». 2008, 392с.

7. Горяинов В.П. Проблемно – структурный метод анализа мониторинга общественного мнения// Социологические исследования. 2002. №4.

8. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1967.

9. Житенев В.Б.Общественное мнение в социальном управлении. Новосибирск, 1987.

10. Ислам Р. Информация и общественное мнение: от репортажа в СМИ к региональным переменам. М., 2010.

11. Коробейников В.С. Пирамида мнений. М., 1981.

12. Лапаева В.В.Общественное мнение и законодательство // Социологические исследования. 1997. №9.

13. Казимирчцк В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

14. Колдаева Н.П. Социально – правовой эксперимент // Право и правотворчество. Вопросы теории. М., 1982.

15. Комаровский В.С. Общественное мнение в управлении общественными отношениями. М., 2009.

16. Козлов, В.А. Конкретно – социологические исследования в области права / В.А. Козлов, Ю.А. Суслов, Л., 1982.

17. Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М., 1964.

18. Кудрявцев, В.Н. Избранные труды по социальным наукам: в 3 т / В.Н. Кудрявцев, М.,2003.

19. Кузнецов Д.В. События 11 сентября 2001 года и проблема международного терроризма в зеркале общественного мнения. М., 2009.

20. Кульчар К. Основы социологии права. М., 1981.

21. Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е., Горбач Н.А. Деятельность милиции в зеркале общественного мнения.// Социологические исследования. 2006. №2.

22. Общество и преступность несовершеннолетних. Сборник статей / Под ред. Л.Ежовой, М. Маколи. Центр независимых социологических исследований. СПб., 2007. 260с.

23. Ошеров М.С., Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. Л.. 1985.

24.Палилова И.Э. События и тенденции 2006 года в общественном мнении// Социологические исследования. 2007. №6.

25. Правовой мониторинг. Научно – практическое пособие. М.: «Юриспруденция», 2009. 416с.

26.Попова А.Д. Суд присяжных в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 2007. №3.

27. Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.Осипова. М.,1998.

28. Рабочая книга социолога / Под общ. ред. и с предисл. Г.В. Осипова. Изд. 5 – е. М., «ЛИБРОКОМ», 2009, 480 с.

29. Романович Н.А., Звоновский В.Б. Общественное мнение о наркотизме: опыт региональных исследований// Социологические исследования. 2004. №6.

30. Суслов Ю.А. Конкретные исследования и развитие социологии права. Л., 1983.

31.Тавокин, Е.П. Исследование социально – экономических и политических процессов: учеб. пособие / Е.П. Тавокин. М., 2009.

32. Тихомиров Ю.А. Организация и проведение правового мониторинга // Право и экономика. 2006. № 10.

33. Уледов А.К.Структура общественного сознания. М., 1968.

34. Федотов М.А.Всенародное обсуждение и пресса // Сов. государство и право.1980. №5.

35. Шубина Л.В.Общественное мнение об опросах общественного мнения// Социологические исследования. 2005. №11.

36. Щербакова, Н.В. Проблемы правовой установки личности / Н.В. Щербакова. Ярославль, 1993.

37. Шафалович, А.А. Социология права / А.А. Шафалович. Минск, «Амалфея», 2009. 412с.

38. Шереги, Ф. Социология права: прикладные исследования / Ф. Шереги. СПб., «Алетейя», 2002. 448с.

39. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. М., 2002.

 

Тема 9

ТЕСТ

«Оценка уровня конфликтности личности»

При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов отве­та выберите один и запишите его.

1. Характерно ли для вас стремление к доминированию, т. е. к тому, чтобы подчинить своей воле других:

а) нет; б) когда как; в) да?

2. Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно, и ненавидят:

а) да; б) ответить затрудняюсь; в) нет?

3. Кто вы в большей степени:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...