Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Проблемы социологии права

Введение

Учебный курс по социологии права относится к вариативной части дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла. Базируется на знаниях, полученных в процессе изучения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, экономика, профессиональная этика, логика), общетеоретических дисциплин профессионального цикла (теория государства и права, отечественная и зарубежная история государства и права, криминология), математического и естественного цикла (информационные технологии в юриспруденции), а также дисциплин профессионального цикла (отраслевое право и законодательство). Полученные знания используются в приобретенных умениях и навыках анализа действующего и проектного законодательства.

Знания, умения и навыки, приобретенные в ходе изучения социологии права, необходимы при освоении дисциплин общенаучного цикла (философия права) и профессионального цикла (история и методология юридической науки, сравнительное правоведение, актуальные проблемы права).

Целями и задачамиизучения социологии права являются:

  • усвоение общих теорико-прикладных социологических знаний о пра­вовых явлениях в обществе;
  • овладение необходимым инструментарием для проведения конкретно-социологических исследова­ний в области права, выработка умений и навыков комп­лексного анализа и оценки правовой действительности;
  • осознание места и роли права в системе социальных связей и социальных норм, содержание ме­ханизма правового воздействия на социум и обратного воздействия социума на право;
  • уяснение с социологической точки зрения таких осново­полагающих понятий как право, правотворчество и правообразование, механизм правового регулирования и ме­ханизм социального действия права, правореализация, правовое поведение, эффективность права и т. д.;
  • понимание комплекса вопросов социологии права во взаимодействии с общей теорией права и госу­дарства, криминологией, философией права, юридичес­кой психологией, социальной психологией, общей соци­ологией;
  • осознание необходимос­ти повышения уровня правосознания и правовой культу­ры, направляющей развитие субъекта правового общения на активное правомерное поведение.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

- основные понятия и концепции социологии права как отрасли социологического знания (социологические направления правопонимания; отличие права от иных социальных регуляторов и др.);

- природу социальных явлений и процессов, связанных с современной правовой ситуацией в России;

- отечественный и зарубежный опыт истории формирования и развития социологии права;

- основные направлениями исследований современной социологии права и перспективы ее развития;

- основы методологии и методики социологических исследований в сфере права (порядок подготовки программы социологических исследований, проведение таких социологических процедур, как наблюдение, опрос, обобщение социологической информации, правовой мониторинг);

 

Уметь:

-характеризовать специфику социологического под­хода к пониманию взаимосвязи права и общества; право как социальный институт; социальную обусловленность права; социальное действие права; социальную эффективность права; соотношение категорий «социальное поведение» и «правого» поведение»; типологию и структуру юридического конфликта как разновидности социального конфликта; соотношение понятий «общественное мнение», «общественное сознание» и «правовое сознание»;

- анализировать: социальные факторы, влияющие на процесс правообразования; особенности взаимодействия права с различными социальными системами; основные факторы социальной эффективности права; социальную природу правонарушения; динамику и способа разрешения юридического конфликта; значение общественного мнения для законодателя и в деятельности правоохранитель­ных органов;

- ориентироваться в социологическом анализе законотворческого процесса, его применения на стадии подготовки концепции законопроекта и прогнозирования эффективности проектируемых норм права.

 

Владеть:

- навыками социологического анализа правовых явлений, правотвор­ческой и правоприменительной практики, отграничивая акты как соответствующие, так и не соответствующие объективным потребностям развития общества;

- навыками использования базового инструментария для подготов­ки и проведения конкретно-социологических исследований, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

 

Контроль знаний осуществляется с помощью опроса на семинарских занятиях, дискуссий по определенному кругу проблем, проверочных работ, викторин, тестирования, зачета.

 

Общая трудоемкость курса составляет:

- по программе бакалавриата – 2 зачетные единицы, 72 часа; из них – 14 часов лекции, 22 часа практических занятий, 36 часов на самостоятельную работу.

- по программе магистратуры - 2 зачетные единицы, 72 часа; из них – 4 часа лекций, 20 часов практических занятий, 48 часов на самостоятельную работу.

 

Усвоение социологического знания о праве должно способствовать развитию самостоятельного, критического, творческого мышления в решении научных и практических задач в сферах нормотворчества и правоприменения, формировать активную гражданскую позицию, содействовать подготовке широко образованных специалистов, способных анализировать современные сложные социальные проблемы.

 

Целью семинарских занятий является развитие коллективной творческой работы студентов. В ходе проведения данных занятий студенты должны усвоить не только лекционный материал, но и при самостоятельном изучении литературы, самостоятельно выполнить предложенные задания. Результатом такой работы должно стать развитие навыков критического осмысления полученной формации, аргументированного и логически обоснованного изложения своих мыслей и оперирования научными терминами.

Студентам предлагаются различные формы проведения семинарских занятий: дискуссия, деловая игра, тестирование. На каждом семинарском занятии для устного обсуждения выносятся основные (контрольные) вопросы ипрактические задания, вопросы к дискуссии по заявленной теме. Так что в ходе каждого ceминарского занятия выполняются практические задания (в том числе и предложенные самими студентами). Обсуждение теоретических вопросов предполагает использование примеров из правовой практики, ссылки на правовые нормы.

В процессе занятия осуществляется проверка и закрепле­ние полученных знаний, разъясняются сложные вопросы, сис­тематизируются отрывочные сведения о правовой действительности. Студентам предлагается постоянно проводить параллель между социологическим и юридическим знанием о праве, между фактическим правоотношением и правовой нормой.

В соответствии с вышеуказанными задачами стро­ится структура Методических указаний по курсу «Социология права».

Это девять тем, предназначенных для подготовки и проведения семинарских занятий, посвященных наиболее актуальным социолого – правовым направлениям, которые расположены таким образом, что позволяют изучать проблемы науки социологии права с учетом комплексного подхода и в определенной логической последовательности.

Первая тема о проблемах природы, характере и статусности социологии права как науки и учебной дисциплины имеет принципиально важное значение и по-прежнему составляют предмет дискуссии. Отечественный опыт формирования социологии права привел к объединению познавательных ресурсов юриспруденции как системы наук о праве и общей социологии как науки о закономерностях формирования, развития и функционирования общества. Разумеется, появление какой-либо пограничной области знания, в том числе и социологии права, вызывает дискуссии по поводу научной принадлежности и дисциплинарном статусе. Одни авторы (напрмер, В.В. Лапаева) полагают, что либертарная концепция правопонимания дает социологии права необходимую теоретическую базу для разработки социологического понятия права и формирования на этой основе концепции предмета социологии права как отрасли юридической дисциплины. Другие склонны рассматривать социологию права как отрасль социологической науки (В.В.Варчук, Э.В.Тадевосян). Третьи пишут, что ей не может принадлежать статус самостоятельной научной дисциплины (например, В.М.Сырых), социология права может всего лишь дополнять исследования в области теории права с помощью социологических методов. Заслуживает особого внимания позиция, высказанная в свое время В.Н.Кудрявцевыми В.П. Казимирчуком, но не утратившая и сегодня своей актуальности, о том, что конкретные социологические исследования в праве нацелены на изучение как социальной обусловленности, так и социального действия, эффективности права и его институтов, раскрытие влияния права на общественные отношения, на практику и обратного воздействия социальных факторов на право. Не противопоставляя при этом социологические приемы «традиционным» методам правоведения. Возможно, в таком подходе содержится то общее, что сближает ученых, как юристов, так и социологов.Действительно, комплексное, всестороннее познание процессов возникновения (генезиса) и функционирования различных социально-правовых институтов дает возможность получить реальное представление о многоаспектном характере действия права в обществе. Хотя вопрос по – прежнему остается дискуссионным…

Вторая тема посвящена вопросам методики организации и проведения конкретно – социологических исследований права и его явлений. Социологические исследования в праве ведутся на границе социологии и права, являя собой пример комплексного подхода к решению поставленных задач. Ни чуть не умаляя значения абстрактно – логических методов социологии права, мы сочли более целесообразным уделить внимание эмпирическим методам исследования, их адаптированности соответственно конкретным задачам исследования. Речь идет о специальных методиках и технике обработки эмпирического материала: метод фокус-группы, опроса, наблюдения, эксперимента, анализа документов, контент - анализа и др, составляющих в том числе и общее представление о социологическом подходе к изучению правовых явлений.

Не менее важное значение имеет следующая, третья тема о методологии соционормативности права, где студентам предстоит определить место и роль права в глобальной соционормативной системе общества, в системе общественных связей, а также изучить социальные функции права. Право здесь необходимо рассматривать в нескольких ипостасях: как социальный институт, как нормативный комплекс как социальное явление, как информационная система, анализируются проблемы социальной эффективности права и др.

Изучению проблем личности в системе права отведены две следующие (четвертая и пятая) темы: «Проблемы правовой социализации» и «Проблемы правовой культуры и правового сознания». В них сгруппированы вопросы, связанные с правовой социализацией индивида (процесс вхождения человека в право), с его правосознанием. Блок вопросов посвящен правовой культуре и правосознанию субъекта правовой деятельности. Это и «знание права», и правовая информация, и правовое воспитание, а также многое другое. Студентам предстоит выяснить значение системы социально – правового контроля в процессе правовой социализации, изучить проблемы правовой социализации молодежи в современном российском обществе, а также ознакомиться с социологическими методами исследования правовой установки личности (многофакторный анализ, тестирование, свободная беседа и др.) и попытаться их освоить практически. Предлагается провести тестирование в учебных группах среди студентов юридического факультета младших и старших курсов (тест прилагается) по поводу изучения правовой культуры и правосознания. Полученные результаты проанализировать. Кроме этого, следует особое внимание уделить проблемам диалектики взаимосвязи правовой личности и гражданского общества, правового государства и гражданского общества.

Проблемы девиации в контексте социологии правонарушения рассматриваются в рамках следующей шестой темы. При изучении указанной темы, особое внимание следует уделить социологическим теориям делинквентного и девиантного (отклоняющегося) поведения. В связи с этим необходимо установить факторы девиаций, значение социального, психологического, этнокультурного, возрастного, гендерного, профессионального, правового подходов к оценке соотношения поведенческой нормы и девиации и соответствующие им виды девиаций, их формы. Изучение социологическое понимание правонарушения и личности правонарушителя являются логическим завершением данной темы.

Седьмая тема, по счету, а вовсе не по значимости содержит перечень вопросов, относящихся к проблемам социологии правотворчества. В процессе изучения указанной темы необходимо уяснить, что социологические исследования в праве ориентированы на изучение общественных отношений, складывающихся как в период формирования правовых актов, т.е. при подготовке перевода социальных отношений на язык юридических норм, так и в конечном пункте – при переводе, реализации правовых предписаний в социальное поведение личности и общественных групп. Проведение исследований факторов законодательной деятельности является необходимым условием повышения качества принимаемых законов и предпосылкой их эффективности. Законодательная социология представляет собой исследование социальных факторов, определяющих общественное действие и эффективность законодательной деятельности. Вместе с тем, проблемы выявления потребностей в законодательном регулировании тесным образом связаны не только с факторами официального, но и теневого правотворчества. Студентам предстоит разобраться в истоках и состоянии этой проблемы в современных условиях. В помощь студентам по этим и другим, не менее важным проблемам социологии правотворчества, предлагается изучить соответствующий комплекс теоретических вопросов и выполнить ряд практических заданий, принять участие в интерактивных формах учебной аудиторной работы - в деловой игре и дискуссии, согласно плану семинарского занятия.

В рамках восьмой темы « Общественное мнение и право» следует изучить содержание гносеологического, социологического подходов исследования понятия общественного мнения, а так же его признаки, структуру и функции. Выяснить, какими свойствами обладает общественное мнение как социальный институт и, какую роль выполняет общественного мнения для законодателя. В целях всестороннего изучения темы, целесообразно ознакомиться с содержанием проблемы латентизации общественного мнения и, установить, с каким другими социально – правовыми явлениями и процессами она связана. Для практического закрепления учебного материала, студентам предлагается провести не только дискуссию по проблемам реализации социального института общественного мнения в условиях современной российской действительности, но и конкретно – социологическое исследование (опрос) по изучению общественного мнения, т.е. провести мониторинг о качестве предоставляемых населению юридических услуг в суде, прокуратуре, адвокатуре, органах внутренних дел (на примере определенной малой социальной группы) и проанализировать полученные результаты.

Девятая, завершающая тема первого раздела методических указаний содержит круг вопросов, посвященных проблемам юридической конфликтологии. «Правовая конфликтология» отражает направление в развитии современного социологического знания о праве. В нем должное внимание уделено вопросам понятия, функций, классификаций, механизма и динамики юридического конфликта. Студентам предстоит разобраться с трактовками ключевых понятий по данной теме (понятия юридического конфликта, правового конфликта, социально – правового конфликта, политического конфликта). Всесторонне изучить проблему разрешения и цены юридического конфликта, организовать и провести в своей учебной группе разведывательное конкретно – социологическое исследование по измерению уровня конфликтности, (тесты прилагаются), проанализировать полученные результаты и сопоставить с предварительными прогнозами.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...