Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЮ

НАРОДНЫХ ИГР

В.М.Григорьев предлагает начинать занятия, увлечения игрой, собирательством игр непосредственно с практики. Важно обязательно поиграть в те игры, которыми хотят (или планируют) заниматься будущие собиратели. Пусть они сами предложат несколько любимых игр. Руководитель так же должен иметь наготове и свои предложения и наработки.

Игру, которая больше всех понравилась на практике, предлагается тут же коллективно описать, технически зафиксировать на бумаге.

Кружковцы с некоторым удивлением убеждаются, что не так-то легко в сжатом по объему тексте ничего не упустить и что по форме описания могут быть очень разнообразными: четкое изложение правил, живая образная зарисовка, беседа об игре или объяснение, как его провел бы с ребятами организатор игры и т.д.

Важно предоставить краткий план описания игры - только то, что подчеркнуто в приводимом ниже плане.

Разбившись на группы по 2-3 человека (или совершенно индивидуально - по желание), члены кружка готовят к следующему занятию описание игры, неизвестной хотя бы нескольким товарищам по кружу.

Главной проверкой качества описания является как раз то, сумеет ли люди, не знавшие прежде игру, понять ее по описанию настолько, чтобы практически ее исполнить (сыграть).

Окончательно оценивается и описание, и сама предложенная игра лишь тогда, когда в нее сыграли 2-3 раза, причем, желательно, разные леди, т.к. не удовлетворяя одних, игра может очень понравиться игрокам другого возраста, характера, интересов.

Удачные описания дорабатываются и коллективно утверждаются и рекомендуются к размножению в нескольких экземплярах с указанием автора, а затем передаются в другие кружки, школы, детсады и т.д. в зависимости от характера игры и ее возрастного ценза.

С большей охотой авторы описания принимают обычно предложение руководителя оформить игру в виде брошюры - с красочной обложкой и иллюстрациями, с указанием на «титульном листе» авторов описания и рисунков или фотографий, года и места издания.

Можно создать целое рукописное «издательство» со своими редакторами, корректорами, оформителями. Так, сотни наименований имела такого рода «книжная продукция» в 80-х годах. Это издательства «Шире круг», «Хоровод друзей», «Гори, гори ясно» и др. Для любого начинающего кружка собирателей - это интересная перспектива на будущее.

 

ПРОЦЕДУРА ФИКСИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ

ИГРОВОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Настоящее собирание игр начинается лишь тогда, когда о каждой игре составляется этнографическая запись.

Запись игры отличается от ее описания тем, что требует добавления паспорта игры, а также выводов, предложений и предположений, сделанных при ее изучении.

Возможна запись, как по полному плану, так и по сокращенному (только то, что подчеркнуто).

Название игры (или забавы, состязания игрового праздника, обряда, танца и др.) (Выберите нужное).

I.Описание игры

1. Требуется ли специальное место, особая одежда и обувь, инвентарь для игры и каких размеров? Кто его обеспечивает? Желательно приложить объяснение, рисунки, чертежи, фотографии (с необходимыми записями карандашом на обороте).

2. Необходимое число играющих (всего и для отдельных ролей, названия ролей). Есть ли ограничения для участия в игре девочек или мальчиков определенного возраста, способностей, здоровья?

3. Кто обычно предлагает, затевает игру: учитель, вожатый, признанный лидер из самих ребят или любой, кому первому придет в голову? С какими словами предлагают сыграть в эту игру?

4. Каким способом распределяются игроки: по считалке (привести текст), жеребьевке, по приказу руководителя и т.д.

5. С чего начинается игра: исходное положение, команда или счет водящего и т.д.?

6. В чем состоит задача водящего и других игроков? Требуется ли владение техническими приемами: например, «отбивать мяч» (пояснить)?

7-8. Ход игры. Термины для обозначения разных моментов игры.

9-10. Как определяются победители? Награждают ли их? Кто и как награждает? Не наказываются ли побежденные? Когда и как это решается: договариваются до начала игры, диктует вожак или есть твердо установленные правила?

11. Нужны ли судьи, посредники, содействие взрослых, зрителей, педагогов, сверстников и т.д.?

12-13. Правила и как борются с их нарушениям?

14. Характерные для игры возгласы, шутки, прибаутки, дразнилки, чурание и т.п. Слова и ноты песен. Характер речи в игре: громкий крик, шепот «по секрету», хоровое скандирование, речитатив и т.д. Не характерна ли для этой игры особая манера держаться: таинственность, многозначительность и важный вид водящего, военная дисциплина и четкость, военная терминология, полная раскованность, сумбур, веселая неразбериха и др.?

15. Как относятся к игре сами играющие: любимая игра, занятие от нечего делать? Отношение к игре окружающих - взрослых и детей разных возрастов.

16. Твое личное отношение к этой игре.

17. Опишите веселый, поучительный или другой запомнившийся случай с этой игрой.

II. Паспорт игры

1. Варианты названия игры (и где они встречаются).

2. Где, когда и кто играл: адрес и характер местности, дата и время дня, долго ли шла игра; какого возраста и сколько мальчиков и девочек играли в описанном тобой случае? Руководил ли кто-то из взрослых или играли самостоятельно, кто был организатором?

3. Кто сообщает об игре: Ф.И.О., пол, национальность, год рождения, образование (для ученика - класс, школа), род занятий рассказчика; местность, где прошло его детство, и адрес в настоящее время. (Иногда требуется указать, давно ли живет он в этой местности, где бытует описанная им игра, насколько здесь освоился, свободно ли владеет языком местных жителей, давно ли и откуда знает эту игру).

Кто записал (если игра записана по чьим-то рассказам), твоя фамилия, имя и отчество, год рождения (класс, школа), давно ли начал записывать игры, кто участвовал или помогал при записи игры. Твой домашний адрес.

4. Дата (число, месяц, год, день недели) и место записи. (Иногда очень интересны подробности об обстановке записи, о трудностях и способе их преодоления).

III. Выводы и предложения

1. О происхождении названия игры, смысле этого названия.

2. Когда впервые пришла игра в описываемую местность, как и откуда?

3. Часто ли так играют? Не приурочена ли игра к определенным: времени года, национальным праздникам, дням недели или времени суток?

4. Характерна ли эта игра только для определенной национальности, возрастных, профессиональных или иных групп населения?

5. Какие перемены произошли или происходят с игрой, когда и под влиянием чего?

Внимание

Приведенный здесь план записи игры является лишь примерным. Стремление передать характер, саму «душу» живой игры, индивидуальную манеру рассказчика и другие причины могут заставить автора записи отступить от порядка пунктов плана. Иногда нет возможности ответить на некоторые вопросы плана. Однако стремиться к возможно большей полноте записи совершенно необходимо. Поэтому, заканчивая запись, нужно непременно сопоставить её с представленным и описанным выше планом и дополнить все, что только окажется возможным.

Особенно важны подчеркнутые вопросы плана. Пусть автора не смущает необходимость писать порой всем известные вещи. То, что «само собой разумеется» для знающего игру, может оказаться непонятным и в то же время принципиально важным для кого-то из будущих читателей записи. И уж, разумеется, возможны краткие, но существенные дополнения к плану по инициативе самого автора (например, предложения по улучшению игры).

Оформление записи желательно по одному образцу.

Если игра имеет национальное название, то его надо написать сначала на национальном языке - четкими печатными буквами. Затем дается запись русскими буквами того, как произносится каждое слово, проставляется ударение. Наконец, пишется перевод, но не только литературный, а обязательно также буквальный перевод к каждому слову (желательно даже привести разные значения слов, чтобы ученым было понятно, из чего складывается общий смысл названия игры).

Весьма ценными являются, как уже говорилось, пояснения и предположения о происхождении названия игры, о вариантах названия.

СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ АНКЕТА

ПО НАРОДНЫМ ИГРАМ

При собирании игр очень удобно опираться на предварительно составленный список. И сам собиратель, и тот, кого он опрашивает (информатор), легче могут вспомнить игры, когда читают список (можно использовать тот, что помещен в начале рекомендаций).

На основе его нетрудно составить анкету. Она удобна тем, что её легко размножить и раздать для самостоятельного заполнения сразу многим информаторам. Вот примерней образец:

Народные игры, встречающиеся в современном Казахстане

Годы _____________________ область____________________________

Район ____________________ Город (аул и т.д.)___________________

Кто сообщает сведения: Ф.И.О.__________________________________

пол _________ национальность _______________ год рождения______

образование ______________ работа (учеба)_______________________

общественная работа___________________________________________

Домашний адрес_______________________________________________

Кто еще участвовал в ответах на вопросы (их возраст) ______________

Дата заполнения (число, месяц, год)______________________________

Кто проводил, опрос___________________________________________

Условные обозначения:

«-» (минус) - не играют в такую игру в данной местности (т.е. информатор не знает точных факторов игры).

«+» (плюс) - играют редко (менее 10 раз в год).

«++ (2 плюса) - играют часто (десятки раз в год).

Игры школьников Играют сами Играют под руководством взрослых Кто руководит и другие пояснения
1. Бугнай - + Только первоклассники с воспитателем (продленка)
2. Бурук-теппек + + - Под руководством играют ли, точно не знаю, а вместе с молодыми пастухами на пастбище играют. Называют «Борик-теппек» (по-русски: «Шапку толкать»).
3....................... ……....... ………... …………………..
33. Чижик - - Не слышал, чтобы у нас играли в такую игру.
Дополнения (отвечавший на анкету добавляет какие еще национальные игры разных народов он знает):
34. АУЭ-таяк + + + На празднике в детском оздоровительном лагере спортинструктор показал как национальную казахскую игру. Потом и сами часто играли. Описал игру по плану .

 

ИГРОВОЙ ИНВЕНТАРЬ

 

Во многих играх применяются различные игровые предметы: игровое снаряжение (мяч, клюшка, палки-биты, мелки и др.), игрушки (свистульки, солдатики и др.), специально изготовленные игры (настольные, игры-головоломки, электронные игры и т.д.).

«Игровой инвентарь» - это общее название для всех предметов, употребляемых в игре - от куклы или мяча и спортивной формы игроков футбольной команды до целых сооружений вроде футбольных ворот, баскетбольных щитов, качелей и каруселей в парке, снежной стены и т.п.

Большая часть игрового инвентаря изготовляется промышленным способом. Но такого готового инвентаря постоянно не хватает и по количеству, и особенно в качественном отношении. Поэтому широко распространен самодельный игровой инвентарь. Изготовление его ценно еще и в том смысле, что прививает школьникам трудовые навыки, учит уважать труд, бережно относиться к вещам, проявлять инициативу в их изготовлении и совершенствовании.

Неслучайно поэтому одним из главных направлений в собирании и изучении игр является изучение самодельного и в особенности национального игрового инвентаря.

Национальные игрушки, игры, игровое снаряжение выставлены как ценные экспонаты во многих крупнейших музеях нашей страны и всего мира. Станут они и украшением любого школьного музея или Дома детского и юношеского творчества.

Однако при собирании игрового инвентаря возникают свои дополнительные трудности, т.к. каждый игровой предмет имеет ценность для играющих, и не всегда согласны они отдать его для музейной коллекции. Кроме того, экспонаты эти требуют места, а некоторые вообще трудно разместить в помещении (скажем, игровые сооружения типа карусели).

Выход - в фотографировании, зарисовках игрового инвентаря. Когда это сопровождается паспортизацией и выполнением других требований этнографической методики, то материал приобретает большую научную ценность. Более того, отдельные находки юных собирателей могут лечь в основу конструкторов дизайнеров, привести к промышленному выпуску такого игрового инвентаря, который до сих пор изготовлялся лишь вручную.

Карточка на игровой экспонат может быть изготовлена по типу карточки с записью игры.

Берется двойной лист плотной бумаги. Вверху первой страницы четкими печатными буквами пишется название предмета (например, ТУГУЗ-КУМАЛАК), а ниже пояснение (казахская настольная игра).

По возможности также написание на национальном языке с дословным, и с принятым в литературе переводом. Желательно привести другие встречающиеся варианты названия, пояснив, где они употребляются.

Нижняя треть первой страницы наполовину занята рисунком или фотографией (если имеется еще несколько рисунков, фотографий или они велики по размерам, то их можно вложить внутри двойного листа и слегка прикрепить клеем, ниткой или скрепкой). Рядом с рисунком или фотографией (а если они вкладываются, то прямо на обороте фотографии мягким карандашом, чтобы не проминалась бумага) пишутся размеры, цвет и материал, из которого изготовлен предмет, кто автор рисунка или фотографии и когда они сделаны).

На второй странице описывается: как изготовлялся предмет, а также - кто, где, когда изготовил его (эти вопросы подробнее расшифрованы в плане записи игры (см. «Паспорт игры»)). При необходимости здесь же даются чертежи или рисунки, поясняющие процесс изготовления. Если описание слишком сложно, то его можно сделать кратко в самом общем виде.

На третьей странице кратко описывается: как, где и когда играли с данным предметом, а также - кто играл, кто и когда это все описывает.

Дополнительными являются сведения о том, где находится в настоящее время описываемый предмет, а если он хранится в музее, то кто и когда передал его в музей, адрес музея и номер, присвоенный экспонату. Возможны дополнения к записи по инициативе самих юных исследователей, это могут быть, например, сведения о возникновении и истории предмета, отражении в нем ярких черт национального характера, об изобретателе игрового предмета или способа игры с ним (часто такими изобретателями являются сами ребята) и т.д. Подобные дополнения делают запись особенно интересной и ценной, как для науки, так и для практики воспитания.

Подчеркнем еще раз, что наибольший интерес представляют описания и фотографии (или рисунки) самодельного и в особенности национального игрового инвентаря разных народов: аркан, альчики, бабки, качели на треногах из шестов, самодельные карусели, клюшки, луки, кубари, национальное полотенце-орамал, скайка, таяк для соревнования «таяк-жугурту», чижик, ходули и др. Интересны примеры самодельного изготовления даже таких общеизвестных игр, как «Тогуз-кумалак», особенно, если при этом проявлена изобретательность или высокий художественный вкус.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...