Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСОБЕННОСТИ УКЛАДА ЖИЗНИ НАРОДОВ

На территории Средней Азии и Казахстана расположены такие страны как: Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения и Казахстан. Эти страны находятся в умеренном климатическом поясе с резко континентальным климатом. В Кыргызстане и Таджикистане преимущественно горный рельеф, а в Казахстане, Узбекистане и Туркмении - равнинный. Кыргызстан имеет общие границы с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном; Казахстан с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменией; Узбекистан с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменией; Таджикистан с Кыргызстаном и Узбекистаном; а Туркмения с Казахстаном и Узбекистаном.

Основным типом ведения хозяйства у кыргызов было скотоводство, а основным средством передвижения в кочевой жизни были кони. История кыргызского народа - это история борьбы за независимость. Все это наложило отпечаток не только на жизненный уклад кыргызского народа, но и на игры и развлечения: игры с обработанными костями животных, конно-спортивные игры, игр-подражания повадкам животных, силовые игры и т.п.

Исторически казахи занимались сельским хозяйством с преобладанием кочевого и полукочевого животноводства. Приоритетное развитие данных видов хозяйства и ремесленного дела отразилось и на культуре казахского народа, его традициях, обычаях, играх и развлечениях. В игровой деятельности казахских детей использовались приспособления, сделанные из камней, дерева, костей и шкур животных и т.п.

Узбеки издавна вели оседлый образ жизни, и основным видом хозяйства у узбеков было земледелие. Развитие культуры, традиций, обычаев, игр и развлечений явилось отражением жизни и быта узбекского народа.

На развитие культуры таджикского народа основное влияние оказала горная местность и как следствие, проявление специфических особенностей в традициях, обычаях, играх и развлечениях. Горная местность предполагает постоянные хождения по горам, и как следствие этого, большая часть массовых игр заканчиваются тем, что проигравшие должны переносить на своих спинах выигравших на определенное расстояние, что развивает выносливость и является тренировкой мышц спины, ног.

Туркменские народные игры в своем большинстве носят коллективный характер. В народных играх нашли свое отражение традиции, обычаи, условия жизни и быта. Большое влияние оказали климатические условия, в которых проживает туркменский народ. Игры воспитывают чувство товарищества, взаимопомощи, уважения соперников и т. п.

От местности, в которой проживает тот или иной народ (горы или равнина), получили свое развитие кочевая или оседлая культуры. На протяжении всей истории народов Средней Азии и Казахстана происходило заимствование, взаимопроникновение и гармоничное соединение обеих культур. Огромную роль в этом сыграло внешнее воздействие, совпадавшее или не противоречащее тенденциям внутреннего развития того или иного народа Средней Азии и Казахстана и обусловленное близким (соседним) расположением контактирующих культур. Ярким примером тому могут служить кыргызские ворсовые изделия, в которых можно увидеть влияние древнетюркской, туркменской и узбекской культуры.

Средняя Азия и Казахстан являются не просто формальным объединением вышеназванных стран. История этого региона есть история становления и развития научной и культурной жизни Центрально-Азиатского региона. На ее обширной территории жили и творили: поэт и мыслитель Рудаки, философ и писатель Насир Хисрав, поэт Саади, математик, поэт, философ, медик Ибн Сина, поэт Омар Хайям, поэт Фирдоуси, основатель узбекской литературы Алишер Навои, астроном Бируни, за 500 лет до Коперника высказавший мысль о том, что Земля вращается вокруг Солнца.

На территории современного Кыргызстана жили и творили представители науки и культуры эпохи тюрко-мусульманского ренессанса периода Караханидского каганата Юсуф Баласагуни и Махмуд Кашгари, знаменитый поэт востока Бабур, математик, астроном Аль Фараби, проживавший на территории современного Казахстана и многие другие.

Средняя Азия и Казахстан всегда привлекали ученых разных стран богатством своей культуры и науки, самобытностью традиций, обычаев и обрядов, системой межличностных отношений и педагогическими воззрениями, которые носили некоторые общие черты, продиктованные родством языка, культурными и экономическими связями, укладом жизни. Произошло гармоничное соединение и взаимообогащение культур кочевого и оседлого народов. Представители этих народов появились из утробы одной матери. Их колыбели стояли рядом. Под колыбельную песню казахской матери засыпал и узбекский ребенок. Узбеки вместе с таджиками жили на одном дворе. Туркмены любят Навои точно так же, как и узбеки. Киргизская свадьба не обходилась без узбеков. Эти народы сватались, роднились, отдавая замуж друг другу своих дочерей. Могилы праотцов расположены очень близко друг от друга. Джигиты обоих народов играли в удалецкие игры на одной поляне. Родственные связи полностью переплетались. Эти народы не возможно отделить друг от друга.

Ученые многих европейских университетов проявляли повышенный интерес к очеркам о жизни и быте казахского и кыргызского народов. Путешественники, писатели и художники, посетившие Среднюю Азию и Казахстан, в той или иной мере отмечали схожесть в традициях, обычаях, обрядах народов, проживающих на данной территории.

Отмечая характерную особенность народов Туркестанского края, особо выделяют их необычайную гостеприимность. Эта гостеприимность старших передавалось детям как образец уважения к людям, добросердечного отношения к ним.

Венгерский тюрколог А.Вамбери отмечал, что узбеки, туркмены и киргизы страстно любят музыку и пение. М.В.Готовицкий подчеркивает значимость устного народного творчества в восточной культуре, которое является достоянием не избранных лиц, а всего народа.

Формой контакта представителей различных поколений выступали народные организованные формы общения, где в процессе совместной деятельности дети наблюдают за отношениями взрослых, «впитывая» самобытность этики народного общения.

Большое значение также имели праздники, на которых присутствовали все от мала до велика. Дети в основном были зрителями и в процессе наблюдения за взрослыми усваивали традиционные формы отношений.

Основным хранителем национальных традиций всегда были сельские местности, поскольку в них и сегодня достаточно силен общинный контроль за поведением человека, а в жизненном укладе сохранились элементы соседской общины.

Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, многочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян, в том числе и детей, довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Чем меньше доверия, тем всеохватнее общение детей со взрослыми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О НАРОДНОЙ ИГРЕ

 

Все народы играют, и играют удивительно похоже, - писал Й.Хейзинг.

Исследователи народной педагогики считают игру одним из ее важнейших компонентов. Игра есть действенная форма активного творческого отражения действительности и как таковая служит с одной стороны показателем развития ребенка, а с другой - показателем развития общества. Эта универсальность игры привлекала к себе внимание представителей разных профессий: психологов и педагогов, этнографов и археологов, путешественников и философов.

Й.Хейзинг в своих трудах обращает внимание на то, что понятие «игра» появилось позже, чем сама функция игры. По данным его исследования, каждый народ вкладывал в сущность понятия «игра» свое значение. В некоторых языках (санскрит, китайский) понятие игры распределено между несколькими терминами. Неоднократно предпринимались попытки дать определение понятию «игра», чтобы исходя из этого, построить стройную теорию детской игры. Так, Е.А.Покровский в работе «Детские игры, преимущественно русские» отмечал, что понятие «игра» имеет некоторую разницу у разных народов: у древних греков оно означало действие, свойственное детям; у евреев - соответствовало шутке, смеху; у римлян означало радость и веселье и т.п. Впоследствии на всех европейских языках словом «игра» стали обозначать обширный круг действий человека и в этот многообъемлющий круг определений стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра; от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы; от бегания на палочке верхом до высшего искусства скрипача и т.д.

Ф.Шиллер считал игру критерием становления человека. Он писал, что «…человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле этого слова, и только тогда является он человеком, когда играет...».

Эта идея получила свое развитие и в философском трактате Й.Хейзинга, который рассматривает игру как первооснову человеческого бытия. Он отмечает, что человеческая культура возникает и развивается в игре и как игра. Автор определяя признаки и функции игры отмечает свободу деятельности, напряжение, динамику, торжественность, восторг, изолированность, повторяемость, наличие правил, исключительность и обособленность, необычность, переодевание и надевание масок. Ученый наделяет игру особой функцией, которая способствует зарождению и развитию всех видов деятельности человека, определяя ее как универсальную категорию: «универсальная категория - игра, вся культура - игровая, все, что ни делает человек, - это игра и маскарад, и все это на одной чаше весов; на другой - современный человек и современная культура, которые разучиваются играть».

Э. Берн рассматривает игру как форму человеческого общения, а первые роли - как стереотипные позиции людей, закрепившиеся в общении их друг с другом (герой, неудачник, растяпа, кавалер, мудрец и т.п.). Автор подчеркивает, что распространенность той или иной игры в данном обществе входит в компетенцию социологии и этнографии.

Современную философскую теорию игры предлагает В.Вайнштейн. В его концепции игра являет собой «иммунитет свободы». Выпадение ее из культурного кода - даже самого добропорядочного - чревато усилением ритуального начала в обществе, что всегда служит признаком роста тоталитарных тенденций, когда в прежнее обиталище игры, в конце концов, вселяется страх и чувство обреченности. Не игра есть передразнивание реальности, а реальность является остывшей, остепенившейся игрой, которая там прорывается наружу из недр бытия, где происходит активный рост, становление важнейших жизненных процессов: становление личности - в игре ребенка, становление духа - в искусстве, становление нации - в обрядовых играх и эпосе».

Таким образом, в трудах философов игра предстает как древнейший формообразующий элемент культуры на основе которого складываются все виды человеческой деятельности, в том числе - воспитание подрастающего поколения. Снижение элемента игры в деятельности общества вызывает усиление тоталитарных тенденций, угнетение демократии. Можно полагать, что и в педагогическом процессе, как социальном действии, игра выполняет такую же формирующую и демократизирующую функцию, усиливая духовность и гуманизм отношений между взрослыми и детьми.

Детская игра, игра маленького ребенка также была и остается интереснейшим объектом исследования мыслителей, педагогов, психологов.

В западной психологической науке представители различных концептуальных направлений объясняли игру через призму своих воззрений. Особенности детской игры были отражены в теории психоанализа З.Фрейда; в структурной теории К.Коффки; в динамической теории личности К.Левина; в теории эгоцентризма Ж.Пиаже.

В начале века господствующее место занимали теории биологического происхождения игры, и их различие базировалось на понимании того, какие инстинкты рассматривались автором как доминирующие. Так, З.Фрейд игру рассматривал как движение к исходным (сексуальным) влечениям, Г.Спенсер связывал происхождение игры с утолением голода, следствием которого является появление избытка сил, К.Гросс предложил свою теорию упражнений, утверждая, что детство дано для развития определенных навыков и умений посредством упражнений, необходимых для дальнейшей жизни, В.Вундт считал источником игры наслаждение, но не от утоления голода, сексуальности или проявления избытка сил, а наслаждение результатом собственного труда и т.п.

Все исследователи подтверждают, что игра является детищем труда. Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда.

В то же время многие авторы (Ж.Пиаже, Ж.Шато, А.Валлон, В.Вундт и др.) пытаются показать принципиальное отличие игры ребенка от игры животных, отмечая при этом проявление познавательных и социальных потребностей и интересов.

Ж.Пиаже рассматривает игру как форму адаптации ребенка к социальным условиям. Автор подчеркивает роль игры в развитии символической функции: действия с заместителями реальных предметов рассматривает как зачатки символического мышления. Нельзя не отметить в этой области исследования и работы Г.Компере, В.Прейера, Дж.Селли. В частности В.Прейер отмечал, что «…кусок дерева со шнурками, скорлупа ореха, не имеющие никакой цены вещи... получают великое значение вследствие живой детской фантазии, которая бумажные лоскутки преобразует в чашки и лодки, в животных и людей». Игру, как проявление фантазии и воображения рассматривали так же К.Брюллер, К.Д.Ушинский, В.Штерн, Ж.Шато и др.

Идея Л.С.Выготского об определяющем влиянии социального опыта на развитие психики ребенка стала основополагающей в советской педагогической теории игры. Фундаментальное исследование сюжетной игры проведено Д.Б.Элькониным, В результате исследования был выделен ее социально-исторический характер: игра возникает на определенном этапе развития общества, когда происходит разделение и усложнение труда, и ребенку все сложнее включиться в труд наравне со взрослыми; игра поощряется как форма усвоения социального опыта и отражает специфические традиции народа; игра ребенка социальна как по своей природе как по происхождению так и по содержанию; игра представляет собой осмысленную деятельность, в которой выражается определенное отношение личности к окружающему миру; игра возникает из противоречия между стремлением ребенка быть таким как взрослые и отсутствием возможностей быть таковым. Основной и первичной формой игры автор считает сюжетно-ролевую игру: «человеческая игра - это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».

В работах С.Л.Рубинштейна игра предстает как деятельность, «доступная ребенку и непонятная для ученого». Игровая деятельность детей выполняет в их развитии две важнейшие функции:

1) способствует развитию специфически человеческих познавательных способностей ребенка (воображения и творческого мышления);

2) участвует в формировании у детей способности к отражению существующих среди людей отношений. В наибольшей степени этому способствует сюжетно-ролевая игра.

Эксперт Всемирной организации здравоохранения сербскохорватский ученый А.Марьянович дает свою классификацию игр, в которой выделяет: свободные игры (спонтанные); игры «понарошку» или игры иллюзий; игры конструктивные. Он высказывает интересную мысль относительно игры «понарошку», говоря, что такой вид игры часто представляет собой иллюстрацию уровня культуры той среды, в которой живет.

Родство игры с искусством замечает П.П.Блонский - «…то, что мы называем игрой, есть в сущности строительное и драматическое искусство ребенка».

В педагогической литературе наиболее всестороннее и глубоко проанализированы возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте, где изучены специфические особенности ролевой игры и ее место в нравственном, эстетическом, умственном и физическом развитии ребенка.

В ряде исследований отмечается значение сюжетно-ролевой игры для непосредственного общения детей, установления между ними реальных взаимоотношений (А.В.Запорожец, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин и др.). Ученые указывают, что в игре дети по собственной воле и инициативе вступают в общение друг с другом, приучаются действовать согласованно, учатся слушать друг друга, сопереживать, уступать, помогать и т.п.

Исследование Ф.И.Фрадкиной показало, что первым этапом развития игры являются действия с предметами, придание им определенных игровых значений. Затем ребенок начинает подражать взрослому, вследствие чего появляется сюжет, и мы наблюдаем переход от предметной игры к сюжетно-отобразительной: ребенок начинает играть «во что-то». В дошкольном возрасте зарождается ролевая сюжетная игра, в ходе которой объединяется группа детей в целенаправленной деятельности.

В исследованиях Е.В.Зворыгиной, Н.Комаровой раскрываются пути развития самостоятельной инициативной игры. Авторы выделяют развитие игрового опыта детей как важную педагогическую задачу.

Л.В.Усенко уточняет четыре основных компонента игрового опыта: игровое отношение к предметам, освоение разнообразных источников игры; овладение игровым действием и его обогащение; детализация игрового действия. Автор предлагает с этой целью систему занятий и методических приемов руководства игрой.

Современные исследователи придают особое значение игровой среде, создающей для ребенка проблемные ситуации, заставляющей думать, проявлять творчество.

Большой вклад в современные представления об игровой среде внесен Б.Никитиным, разработавшим развивающие игры. Игры Б.Никитина в большой мере активизируют внимание, память, смекалку и творчество детей, но, по признанию самого Б. Никитина, их можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими развивающую среду. В процессе выполнения несложных заданий происходит развитие интеллекта ребенка. Одним из основных его условий является наличие взрослого, который направляет мыслительную, творческую деятельность малыша.

Таким образом, по мнению Б.Никитина, развивающие игры - это игры нового типа, игры, моделирующие сам творческий процесс, и, создающие свой микроклимат, где появляется возможность для развития творческой стороны интеллекта. Отмечая характерные особенности развивающих игр, автор выделил 10 разделов, каждый из которых включает набор задач определенного типа: на смекалку, внимание, конструирование и преобразование, игры со словесным и математическим материалом.

В развивающих играх, как подчеркивают З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова, объединяются элементы игры и учения. Они способствуют развитию нравственно-волевых качеств, сенсорики, внимания, речи, мышления и памяти.

Традиционные народные игры изучаются с позиции теории игры, как деятельности (С.В.Григорьев, К.О.Монтенегро, Л.Ф.Обухова, А.Н.Фролова и др.) и как элемент общечеловеческой культуры (И.Ивич, М. Мид, Й.Хейзинга, Д.Б.Эльконин и др.).

Вопросы о значении народных детских игр, о роли народных игровых традиций, как средства педагогического воздействия нашли свое отражение в трудах многих исследователей разных отраслей наук: Г.Н.Волкова, М.В.Григорьева З.Б.Контаустене, А.Лукачи, Е.Н.Медынского, И.Т.Огородникова, Г.Н.Симакова и др.

Этнопедагогические аспекты народных игр представлены в работах Г.Н.Волкова «Этнопедагогика» и «Чувашская народная педагогика». Автор отмечает взаимосвязь игры с особенностями жизни, быта и культуры народа.

Отмечая особенность народных игр, В.Б.Шкловский отметил, что в сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, мы может узнавать друг друга.

Из немногочисленных работ, посвященных народным играм народов Средней Азии и Казахстана, необходимо отметить исследования С.М.Аннамаммедова, М.Нурмедова, З.Бектенова, Ю.Мусина, М.Гуннера, А.А.Диваева, М.Нарбашевой, В.Н. и М.В. Наливкиных, Н.Нурджанова, Е.М.Пещеровой, Е.А.Покровского, Г.Н.Симакова, Н.Н.Турсунова, Б.У.Тутенова, О.И.Щацкой и других ученых.

Кыргызские народные игры описаны в работах Х.Анаркулова, З.Бектенова, Ю.Мусина, Т.В.Панковой, М.Р.Рахимовой, М.К.Саралаева, Г.Н.Симакова, С.Токторбаева, Т.Э.Уметова и др.

Казахские народные игры представлены в работах М.Гуннера, А.А.Диваева, Б.У.Тутенова и др.

Узбекские народные игры нашли описание в работах В.Н. и М.В.Наливкиных, Е.М.Пещеровой, Т.Х.Ташбаевой, М.Д.Савуровой и др.

Таджикские народные игры описаны в работах Н.Нурджанова, Е.М.Пещеровой, Н.Н.Турсунова и др.

Туркменские народные игры представлены в работах С.М.Аннамаммедова, М.Нурмедова, О.И.Щацкой и др.

Участница экспедиции, организованной в начале 1920-х гг. Среднеазиатским государственным университетом, по изучению детских игр Узбекистана и Таджикистана Е.М.Пещерова отмечала, что характерной чертой для игр оседлого населения является то, что большая их часть повсеместно и, в особенности, у горных таджиков, приходятся на весну.

О.И.Щацкая, изучавшая туркменские колядные песни, описывает как мальчики 8-10 лет ходят в праздничные дни по дворам и поют песни:

Да будет благословение над вашим домом,

Через вашу дверь мы видели луну,

Пусть у вас хлеб будет в изобилии!

Пропев куплет, дети ждут подарка, а затем, как бы оказывая психологическое воздействие на хозяина, весело продолжают пение:

Если мало дадите - пусть у вас будет дочь,

Если много дадите - пусть у вас будет сын!

По мнению Е.М.Пещеровой, весенние праздники народов Средней Азии и Казахстана, в которые тесно вплетены народные игры и игровые обряды имеют схожие черты встречи весны - «майское детство» у народов Западной Европы и славян.

Особую радость у детей вызывает перелет птиц (журавлей, аистов, трясогузок). С перелетом птиц они связывали свои заветные мечты, произнося речитативом стихи, дети бежали за стаей. По мнению Е.В.Аничкова, подобные действия характерны для народов Туркестана и Малой Азии.

Обзор философской и психолого-педагогической литературы позволяет дать характеристику игры, как одного из важнейших компонентов системы народной педагогики. Ценность игры представлена в разных аспектах системы:

- как выражение культуры народа;

- средство ее сохранения и передачи потомкам;

- организационная форма общения представителей разных поколений;

- метод развития в ребенке ценных интеллектуальных, нравственных и физических качеств.

Более других представлены в педагогической литературе игры, развивающие физические и нравственно-волевые качества, и игры сюжетные, создающие опыт общения и моделирования этических отношений в данной культуре.

Можно заключить, что, придавая важное значение игре в системе народной педагогики, исследователи в большинстве случаев сосредоточились на подвижных играх. Именно подвижные игры вошли в специальные сборники и хрестоматии, они систематизированы и рекомендованы для образовательных учреждений.

Слабо изучены (в большинстве исследований не упоминаются или не выделены в особую рубрику) развивающие игры интеллектуального характера. Многие исследователи народной педагогики о них не упоминают.

Между тем, современные условия социально-экономического развития, научно-технический прогресс усиливают необходимость развития интеллектуально-нравственных качеств ребенка. Развивающие игры, как мягкая ненавязчивая форма общения и интеллектуальных упражнений, как стимул нравственно-волевой активности и познавательной инициативы ребенка, могли бы способствовать решению современных социальных задач.

Поиск детских народных игр остается и в наши дни педагогически важной задачей. Здесь нельзя ограничивать себя какими-то жесткими установками, надо собирать все, что способствует развитию ребенка. Ориентиром могут служить мудрые мысли французского историка XIX в. Жюля Мишле, который писал, что многие наши обычаи и нравы, полустершиеся в памяти, необъяснимые и бессмысленные на первый взгляд, оказались, после того, как я доискался до их происхождения, остатками мудрости забытого мира... Жалкие бесформенные остатки! Я не узнавал их, когда они попадались мне, но, движимый каким-то предчувствием, не оставлял на дороге, а на всякий случай подбирал, кладя в полу плаща. Потом, вглядевшись в них, я с душевным трепетом обнаруживал, что собирал не камни, не булыжники, а кости своих предков.

Таким образом, игра занимает важное место в системе народной педагогики. Анализ философской, этнографической и психолого-педагогической литературы позволяет представить игру:

- как важнейший элемент культуры народа, основу развития всех видов человеческой деятельности;

- показатель демократичности и гуманности, сложившихся в обществе отношений;

- фактор преемственности поколений и приспособления ребенка к социальной среде;

- основу нравственного развития ребенка, формирования у него умения общаться, учитывать интересы других и устанавливать правила для себя;

- способ интеллектуального развития, развития символической функции сознания.

В игре ребенок использует произведения устного народного творчества, предметы быта и материальной культуры, имитирует трудовую деятельность взрослых, отражает в своей игровой деятельности народные праздники, обычаи, традиции... и чем богаче культура народа, тем богаче, одухотвореннее, красивее по содержанию игры детей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...