Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ФИЛОСОФИЯ НАРОДНОЙ ИГРЫ (В.И. ЭЛАШВИЛИ)
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др. О подвижной народной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т.д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность; развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания об окружающей среде, учатся выстраивать межличностные отношения, понимать и принимать социальный порядок - уклад в обществе. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих, а также отношенческих позиций личности. Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи, т.е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых, в конечном счете, способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному, нравственному, социальному. Подвижная народная игра является той разновидностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой заключается в активизации двигательной деятельности. Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия. Позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание. Начальный этап становления подвижных игр характеризуется подражательными действиями, имитирующими собирательство и охоту (как наиболее древние формы человеческой деятельности). Поэтому характерным является то, что фольклорные фонды всех народов и народностей России содержат подвижные игры, связанные как с образами и повадками птиц, животных, так и с ловлей их (белорусская игра «Волк», все аналоги русских игр «Волк и овцы», «Гуси-лебеди», «Прыгающие воробышки», «Лиса и куры» и т.п.; молдавская «Винэторул ши епу-реле»; эстонские «Стрельба в тетерева» и «Ужение ерша»; литовские «Скачки лис» и «Ловля куропаток»; таджикские «Нах-чирш и кор» и «Шикер бо шоин» и др.). Подражательные трудовым действиям игры очень рано стали представлять собой объективно существовавшие средства физического воспитания. С развитием общества появилась потребность осуществлять эти действия в более эмоциональной форме - в форме игр и плясок, доставлявших одновременно и эстетическое удовлетворение. По мнению В.К. Никольского, уже на самой ранней ступени развития человеческой культуры игра приобретает характер зародышевой физкультуры, подготовляющей человека к его функциям как члена общности. Подражательные действия в игре еще не были отдифференцированны от трудового процесса. Примером здесь может служить грузинская игра «Спуск сена», содержание которой заключается в аналогии действий, связанных с этим видом сельскохозяйственного труда. Множество игр народов и народностей России уже отдифференцированны от трудовых действий. К таким играм относятся, например, белорусские игры «Што робиш» и «У шашу», литовские «Кнут», «Табалас», эстонские и латвийские «В сапожники», «В рыболова» и др., украинские «Баштан», «Маковочка» и «Пикарь», армянские «Вар» и «Гунз» и др., отражающие локальные условия историко-экономического развития общества. Как показывают исследования, проведенные многими специалистами из союзных республик, общим для всех народов, живущих в одном регионе, является влияние природных, климато-географических, производственных и других особенностей, в том числе этнических. В качестве примера можно привести игры у среднеазиатских народов, проводимые на лошадях, в которых обязательными компонентами служат аркан и нарта. Вместе с тем это не исключает топографических игр, которые характерны для отдельных регионов (например, горных районов), а также подвижных игр, обусловленных не только особенностями быта и культуры, но и необходимостью с детства готовиться к боевым действиям в условиях ограниченного пространства там, где имели место частые боевые столкновения. Собственно, в таких местах и девочки готовились определенным образом к боевым действиям. Таким содержанием отличаются, например, некоторые игры Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Армении, Грузии. Во многих играх, отдифференцированных от боевых условий, сохранились сюжеты военного характера, представленные в аллегорическом виде. Игры детей на военную тему, в процессе которых развивались физические и нравственные качества, формировались прикладные навыки, отвечающие требованиям военной подготовки, поощрялись взрослыми, поскольку считались лучшей формой подготовки к жизни. Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осознается играющими. Дети выбирают игру сообразно опыту сверстников или взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем происходит постепенное абстрагирование, частично связанное с состязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, в физических качествах и т.д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Надо отметить, что развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры - в некоторые из них стали включаться отдельные элементы спорта, в ряде игр стал применяться спортивный инвентарь. Как показывает анализ фольклорного фонда всех народов и народностей РФ, дети в своих играх не только подражают действию, поведению старших, но и используют инвентарь, весьма сходный с обычным, применяемым в повседневной жизни. При этом в подавляющем большинстве случаев в игры включаются уже готовые предметы, т.е. дети стараются найти их, приспособить к требованиям игры соответственно собственной фантазии. Это не исключает, конечно, и того, что они весьма искусно, в меру своих сил, изготовляют этот инвентарь по совету, а иногда и под руководством старших. Трудовые игры, родившись на основе различных трудовых операций и отображая их, используя в качестве инвентаря приближенные копии орудий труда, способствуют формированию действий, которые необходимы для самостоятельного изготовления игрового инвентаря. В сущности, каждый мальчишка гордился своей способностью изготовить биту, лук, или чиж такими, каких не было у других. Уже одно это удовлетворение от созданного служило стимулом к игре, поскольку в ней он не хотел показать себя хуже, чем в мастерстве изготовления предметов. Но для успеха необходимо было овладеть и такими навыками труда, которые в игре не встречались. Поэтому в народных подвижных играх с использованием предметов ярче всего проявляется взаимосвязь прикладности с трудовым воспитанием. Любая народная игра, попадая в иную среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Убедительным примером, отражающим исторический ход развития игры, является русская игра «Городки». В сущности, под этим названием понимается множество игр с метанием биты в деревянные чурки, имеющих целью захват «городов» (очерченной площадки). У разных народов наблюдается большое количество однотипных игр, представляющих модификации, которые складывались применительно к локальным условиям (например, «Русская лапта», сходная с литовской игрой «Муштукас»). Благодаря этому у многих из живущих поблизости друг от друга народов, сохранились формы подвижных игр и физических упражнений, дающие возможность проследить за отдельными этапами развития той или иной игры (например, конная игра «Козлодрание» у казахов называется «Кок-пар», у киргизов - «Улактарыш», у узбеков - «Улак», у таджиков - «Бузкаши»). Вместе с тем, например, у народов Кавказа наблюдаются отдельные элементы, указывающие на длительность сохранения местных традиций (например, грузинские игры «Дарбева», «Лахти», армянские «Ероцик», «Вага-нахах»). Принадлежность игры к тому или иному этнографическому району или региону, видимо, следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других - частично, в третьих же изменилась настолько, что лишь пристальное изучение сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков. Встречаются нетипичные игры, часть которых со временем настолько адаптировалась к местным условиям, что появилась местная терминология («Лапта», «Альчики» и др.). Следует остановиться еще на одной черте игр в связи с различной структурой бытового устройства у народов в прошлом. Общественные обязанности, как известно, выполняли тогда мужчины, на женщин же был возложен большой круг семейных забот, что и проявилось в содержании игр. Если мужское население тяготело к состязательным, то женское - больше к сюжетным играм хозяйственного характера, пляске и танцам. Эти тенденции, отражающие половые различия в зависимости от сферы деятельности, наблюдаются и в играх детей. Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте. Для примера можно привести игры «Прыгание через ноги», «Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых действия постепенно усложняются в зависимости от подготовленности играющих и их возрастных особенностей. Анализ формы и содержания народных подвижных игр показывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и интернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и развитию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т.д. Получив распространение за пределами своей страны (несмотря на то, что для данной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной. Признаком того, что игры получили в России социалистическое содержание, является подчинение их государственным интересам воспитания Российской государственности, Российской национальной идентичности, не допускающей унижения человеческого достоинства, грубости, применения болевых наказаний и т.д. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Поскольку обширная и разнообразная по тематике игровая деятельность во многом отображает конкретные формы объективной действительности, то, следовательно, в ней на протяжении исторического развития проявляются такие важнейшие факторы преобразований, как конкретный для данного народа жизненный уклад, мировоззрение, степень культурного развития, межнациональные культурные связи и многое другое. В условиях современного уклада жизни, в связи с резким снижением двигательной активности человека, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Особое значение народных подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста и статуса. Подвижные игры народов поликультурной России, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных условностей (правил) при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. В то же время, такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.
Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры в качестве разминки (тренировки) перед занятиями спортом, спортивными состязаниями. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости, целеустремленности и воли к победе. Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр, естественно, предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общими из них являются: соответствие игр образу жизни людей, их психическому складу, уровню культуры, традициям; соответствие сложности сюжета и содержания уровню развития, уровню знаний, умений, навыков и физических качеств занимающихся, их возрасту; соответствие задачам воспитания, образования, развития и, наконец, условиям, отвечающим успешному осуществлению педагогического процесса. Гибкое применение известных принципов классификации предоставляет педагогам широчайшие возможности для рационального использования сокровищницы народного игрового фольклора, будь то задача преимущественного развития физических качеств или формирования и совершенствования координированных и экономных движений, умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которые предъявляет жизненно важная практическая деятельность. Разнообразие двигательных действий в народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья занимающихся. Необходимо углубленное изучение и научное описание всего богатства народных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрение особенно ценных народных подвижных игр в современную физкультурно-спортивную работу. Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому, духовному и социальному воспитанию подрастающего поколения, а в конечном итоге - сближению и взаимообогащению, иниеграции и консолидации различных этно-, социо- и субкультур современной поликультурной России, выстраиванию межличностного межнационального общения и поликультурного взаимодействия. Психолого-педагогические исследования (наблюдения и эксперименты) проведенные в различных школах Российской Федерации с поликультурным содержанием, заключавшиеся во включении в школьную программу народных подвижных игр, физических упражнений и в проведении уроков спортивных состязаний на их основе, показали активизацию отношения учащихся к такого рода занятиям, быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, снижение межэтнических и межнациональных конфликтов, повышение заинтересованности родителей в школьных занятиях детей физической культурой и спортом в целом и т.п. На современном этапе развития Российской гражданственнсти, многоэтнической Российской нации, формирования Российской национальной идентичности важно способствовать дальнейшему распространению народных подвижных игр в России. Важно также продолжить поиск и публикацию всех игр, пригодных с педагогической точки зрения, для того, чтобы восполнить сокровищницу подвижных игр народов и народностей, составляющих богатейший социальный и культурный пласт Российской Федерации. Народные подвижные игры должны направленно использоваться на школьных уроках физической культуры, а также во внеклассной и внешкольной работе, в сфере дополнительнрого образования, а так же в массовой работе по месту жительства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЗОР РАЗВИТИЯ НАРОДНЫХ ИГР Российская Федерация
Российская Федерация – государство в Восточной Европе и Северной Азии. Население на начало 2013 года составляет 143 млн. человек, территория – 17098 246 кв.км. Занимает первое место в мире по территории и десятое место по численности населения. Столица РФ – г. Москва. Государственный язык – русский. Согласно Конституции в составе РФ находятся 83 субъекта, 43 из которых именуются областями, 21 – республиками, 9 – краями, 2 – городами федерального значения, 4 – автономными округами и 1 – автономной областью. Россия граничит с восемнадцатью странами (самый большой показатель в мире), включая две частично признанных, из них по суше со следующими государствами: Норвегией, Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, Белоруссией, Украиной, Абъазией, Груией, Южной Осетией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией, Северной Кореей. Отличается значительным этнокультурным разнообразвием. Большая часть верующих (около 75% населения) исповедует православие, что делает Россию страной с самым многочисленным православным населением в мире. Индустиальная страна с динамично развивающейся экономикой. После распада СССР в конце 1991 года Российская Федерация была признана международным сообществом как государство-правопреемник СССР и заняла его место в Совете Безопасности ООН. В состав РФ входят автономные республики, округа и области. Большинство населения РФ составляют русские. К коренному населению относятся также татары, чуваши, народности Дагестана, башкиры, мордва, чеченцы, удмурты, марийцы, буряты, якуты, чукчи и другие народы, входящие в состав России. Русские живут на всей территории Российской Федерации и составляют более половины населения страны. В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития многонационального Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов. Русский язык стал языком межнационального общения, а также носителем кольтуры европейской и мировой. Все это отразилось на различных сторонах культуры, включая народные игры. Многие русские игры являются широко известными среди других народов. В свою очередь, русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. Многосторонний обмен национальными играми способствовал их взаимному обогащению, отбору наиболее совершенных их видов. При этом каждый народ вносил в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характера данного народа. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей. Таким образом, русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного этнически русского начала с поликультурным колоритом. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки» и т.п.). Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга (например, «Догонялки», «Ловиш-ки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям (например, «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям»), детская борьба-возня и др. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и др.). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста» и др.). Данные археологии говорят о высоком уровне развития русских игр еще тысячу лет назад. По свидетельству археолога Б.А.Колчина, на территории Древнего Новгорода (X-XIII вв.) обнаружено при раскопках огромное количество «кубарей» и шаров для игры «Котел», остатки различных по размеру и форме мячей. Там же найдено множество игрушечных деревянных мечей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других изобразительных игрушек, такие технически совершенные предметы игры, как вертушки, напоминающие пропеллеры XX в. Столь высокий уровень развития русских игр мог быть достигнут лишь за многие века развития первоначальных элементарных игр и при условии большого внимания общества к игровой деятельности. Исследователями истории физической культуры установлено, что еще в VI-VIII вв. у древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в которую входили разнообразные игры и физические упражнения: «Стенка на стенку», «Палочные бои» (фехтование на палках), метание камня в цель и на дальность, метание копья, стрельба из лука, «конские состязания», бег, плавание, ходьба на лыжах, поднятие и переноска тяжестей, игры «Буй», «Чур», «Бабки», «Городки», «Свайка», «Взятие городка», «Игра с домашним быком», «Горелки», хороводные игры и др. О высоком для своего времени уровне этой системы свидетельствуют отзывы современников-иностранцев, писавших о силе, выносливости, ловкости, боевой сноровке древнерусских воинов (Маврикий - VI в., Иоанн Эфесский - 583 г., Ибн-фадлан Ахмед - 921 г.). Об этом же говорят летописи («Поединок юного славянина с печенегом», «Поединок князя Мстислава с князем Редедеем» - из Лаврентьевской летописи), «Слово о полку Игореве», былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, о Микуле Селяниновиче, о Никите Кожемяке и др., а также народные песни, сказки и другие произведения фольклора. Игры способствовали не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих. Значительная часть древнерусских игр и «потех», ставших истоком игровой деятельности трех восточнославянских народов (русского, украинского и белорусского), была тесно связана с языческими календарными и семейно-бытовыми обрядами и праздниками (в честь Коляды, масленицы, Весны, Ярилы, Костромы и др.). На масленицу, например, проводились катания на тройках, «Кулачные бои», «Взятие снежного городка», устраивалась карусель на льду. Передовые русские педагоги и общественные деятели во все времена вели борьбу за признание важной роли народной игры в воспитании. Такое отношение видно уже в «Поучении» Владимира Мономаха детям (XII в.) и отчетливо выражено в трудах известных педагогов Епифания Славинецкого (XVII в.), И.И. Бецкого (XVIII в.). За народную игру ратовали А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, А.И. Герцен и другие прогрессивные деятели России. Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах революционных демократов: В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. Великий русский педагог К.Д. Ушинский, высоко оценивая значение игр в деле воспитания, в то же время критиковал распространенную в то время систему Фребеля за искусственность его игр: «Фребель поступил бы, может быть, лучше, если бы разработал те детские игры, которые уже придуманы веками... Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их... - важнейшая задача педагогики». Уже в первых трудах отечественных фольклористов и этнографов было отведено широкое место народным играм. Наиболее значительные публикации русских игр принадлежат И. Снегиреву (1836), И. Сахарову (1837), A. Терещенко (1848), В. Всеславину (1863), П. Бессонову (1868), B.Ф. Кудрявцеву (1871), В.И. Далю (1871), Е.А. Покровскому (1871), В.П. Шейну (1898) и др. Большое количество авторов, часто безызвестных, осуществляло публикации записанных ими в народе игр через журналы «Живая старина», «Этнографическое обозрение», «Сын отечества», «Учитель», «Звездочка», «Знание» и др., через «Записки Русского географического общества», через газеты многих губерний России («Московские губернские ведомости» и т.д.). Наряду с интенсивным собиранием народных игр проводились их педагогическая обработка, отбор и пропаганда игровых форм, наиболее пригодных для воспитания. Этим успешно занимались В.И. Даль, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт, а также П.Н. Бокин, В. Висковатов, И.Я. Герд, Е.М. Дементьев, Я.И. Душечкин, А. Скотак, Н. Филитисидр. В начале XX в. имелось не менее 100 сборников игр на русском языке. Записи и обработку русских игр продолжили П.Н. Тиханов, В.К. Добровольский, А.Е.Бурцев, Д.К. Зеленин, В. Харузин, А.А. Мелков, Б.М. и Ю.М. Соколовы и др. Особо следует выделить известного врача, педагога и этнографа Е.А. Покровского, который, провел большую исследовательскую работу по национальным играм народов, населяющих Россию, особенно по русским играм. С помощью земских деятелей, врачей, учителей он составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887), представляющий большую ценность и в наши дни. Выдающуюся роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П.Ф. Лесгафт. Подготовленные им ученики (М.В. Лейкина, М.М. Конторович и др.) вместе с другими прогрессивными педагогами и общественными деятелями (И.Я. Герд, С.Т. Шацкий, А.У. Зеленко, Н.О. Массалитинова, Н.С. Филитис, В.Г. Марц и др.) широко использовали подвижные игры, включая и народные, в физическом воспитании детей и молодежи. Большинство из этих специалистов и общественных деятелей вели практическую работу по организации игр с детьми, открывали детские игровые площадки, клубы (преимущественно на рабочих окраинах города). Такая работа способствовала внедрению игр в среду детей рабочих, что благотворно влияло на здоровье и развитие детей. Эти же энтузиасты готовили организаторов-общественников для широкого распространения игр среди детей и молодежи. Однако такая подвижническая деятельность не встречала поддержки со стороны господствующих классов царской России. Буржуазные деятели в области воспитания поддержали создание в России по примеру Запада детской и юношеской организации бойскаутов, игры которых противопоставлялись играм простого народа. Начавший распространяться в России спорт был недоступен широким массам трудящихся. Октябрьская революция открыла простор для расцвета всех сторон культуры народа, в том числе физической культуры в целом и народных игр в частности. Забота о физическом развитии подрастающего поколения стала всенародным делом. Этим непосредственно занимались народные комиссариаты просвещения (А.В. Луначарский и Н.К. Крупская), здравоохранения (Н.А. Семашко), Всевобуч (Н.И. Подвойский). Подвижные игры были включены как важное средство физического воспитания в программы по физической культуре для всех общеобразовательных школ (особенно большое место они занимали в младших классах), в учебные планы институтов физической культуры, открывшихся в Москве и Ленинграде, а затем и в других городах доперестроечной России. В.Г. Марц организовывал при Всевобуче годичные курсы по подготовке руководителей игр и детских праздников. Окончившие эти курсы специалисты широко разворачивали работу по игре с детьми и молодежью, ими был создан в Москве кружок игр и праздников (КИП), который в течение 10 лет возглавлял методическую работу по игре и детским праздникам. Членами кружка был написан ряд методических пособий и сборников игр. Большое внимание во времена расцвета Советского Союза уделяла вопросам игры комсомольская организация. На II Всероссийской конференции РКСМ, принявшей решение о создании пионерской организации, не только был заслушан специальный доклад В.Г. Марца о роли игры в физическом воспитании, но и были непосредственно проведены подвижные игры с делегатами конференции. В 1921 г. под руководством В.Г. Марца был открыт научно-исследовательский институт по изучению игры. В нем работали: профессор В.В. Гориневский, Н.П. Булатов, М.С. Козлов, К.И. Львов, С.В. Сысоев, А.Ф. Родин и другие виднейшие работники в области теории и методики игры. Здесь было начато широкое изучение игр, включая стихийно бытующие в народе. На I опытной станции Наркомпроса РСФСР (в начале ХХ века), созданной С.Т. Шацким, была организована работа под руководством Н.О. Массалитиновой по широкому изучению игр, систематизации и педагогической обработке народных игр. Руководимая Н.К. Крупской научно-методическая секция Государственного ученого совета (ГУС) поддержала это начинание. Поддержку получила работа по собиранию народных игр, проводимая этнографами и фольклористами, причем не только в центре О.И. Капица, но и на местах, например, в Сибири, где большую работу вели Г.С. Виноградов, А.М. Попова и др. В связи с изменившимися социальными условиями в Советской стране и развитием новой культуры на пути изучения и широкого применения народных игр появились новые проблемы.
Необходимо было сочетать развитие современных форм игры с отбором и обработкой лучших традиционных игр. Однако некоторые специалисты при этом допускали введение нового содержания и допускали иные ошибки. Направить работу специалистов был призван созданный при НКП РСФСР Центральный Совет игры. По его инициативе было принято специальное постановление ЦК ВЛКСМ (1936), в котором были осуждены вульгаризированные игры, а также игры, отражающие старый быт и нравы, связанные с религиозными предрассудками, игры, унижающие достоинство человека, игры с физически опасными и унижающими человека наказаниями, антисанитарные игры и т.п. НКП РСФСР распространил соответствующую инструкцию среди педагогов. Все это сыграло большую роль в борьбе за воспитательную направленность игр. Многие передовые деятели просвещения Советской России проявляли и проявляют заботу о правильном использовании народных игр в учебно-воспитательной работе. Педагогически обработанные народные игры стали основой игровой части программ для детских садов, школ (1-8-е классы), внешкольных учреждений не только РСФСР, но и других республик. Разработаны методические пособия по подвижным играм для учителей, родителей, вожатых, для подготовки преподавателей физкультуры. В России впервые было создано учебное пособие по вопросам теории и методики проведения игр в различных условиях работы с детьми и молодежью (Л. Былеева и В. Яковлев. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физкультуры), по которому учились десятки тысяч студентов. Последнее, 5-е, издание было выпущено в 1982 г. (авторы - Л. Былеева и И. Короткое). Проводились конкурсы на лучшие методические разработки игр, семинары и курсы по повышению квалификации руководителей игр. Игры периодически печатаются в ряде газет и журналов, демонстрируются в кино и по телевидению. Использовались они в работе спортивных секций, лагерей, клубов по месту жительства, стадионов, парков культуры и других многочисленных внешкольных учреждений Советской доперестроечной России. Педагогически направляемая централизованная организация игр стала ведущим фактором в развитии всей игровой деятельности в республике, существенно влияющим и на стихийно бытующие народные игры: полученные в педагогически руководимых играх знания, технические навыки, организационный опыт использовался их участниками при проведении народных игр. Заметное влияние на характер большинства подвижных игр оказывал спорт, что приводило к так называемой спортизации детских игр. Некоторые народные игры, как, например, «Лапта», «Городки», были переработаны в спортивные. С этой целью были разработаны строго регламентированные правила. Согласно спортивным правилам проводились соревнования на первенство района, города, а по «Городкам» - и на первенство Союза (1982). Эти игры сохранились и в своей народной форме, имеющей много разновидностей. Развитие игр в современных условиях во многом определяется промышленным выпуском игрового инвентаря, строительством спортивных сооружений. Теперь доступными для всего населения стали игры и упражнения с гимнастическим, хоккейным, баскетбольным, волейбольным, теннисным и иным инвентарем. Используются спортивные площадки для легкой атлетики, гимнастические городки, корты, залы, площадки для игры в волейбол и баскетбол, футбольные поля и т.п. В результате заметно изменились и усовершенствовались за годы Советской власти организационные формы многих распространенных в народе игр (стало больше командных игр с элементами различных видов спорта). Одним из ведущих факторов развития игр стал выпуск литературы по игре. Многочисленные сборники и пособия по игре (часть их представлена в списке литературы в конце данного пособия) пропагандируют и способствуют распространению лучших русских игр не только в России, но и за ее пределами. Наиболее авторитетными, популярными стали сборники, авторы которых взяли за основу педагогически обработанные народные игры (В.Г. Марц, Л.В. Былеева, Е.М. Минский, Н.В. Студенецкий, С.М. Шитик, В.Г. Яковлев и др.). Однако большая часть сборников содержит сравнительно ограниченный круг игр, записанных в основном еще в начале XX века. Сказывается недостаточное изучение современного состояния русских народных игр. Крупнейший этнографический сборник игр, выпущенный в 1933 г. В.Н. Всеволодским-Гернгроссом, построен почти исключительно на материалах публикаций дореволюционного времени. Немногочисленные записи игр в 1930-1950 гг., собранные М. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |