Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика типологического описания медиатекстов.

Одним из важнейших и до сих пор в достаточной степени не освещенных аспектов изучения медиатекстов является их типологическое описание. Как известно, в основе любого типологического описания лежит принцип выделения различных типов, (от греческого typos - отпечаток, форма, образец). Это могут быть различные типы речи, текстов, языков, культур и т.д., выделяемые на базе совокупности определенных структурных признаков, выбор которых определяется задачами описания. Так, например, традиционная типологическая классификация языков, построенная на основе общих принципов строения грамматических форм, выделяет языки аморфные (изолирующие), агглютинативные и флективные. В рамках типологии культур выделяются культуры высоко и низкоконтекстные, коллективные и индивидуалистские, феминные и маскулинные, монохронные и полихронные и т.п.

Типологическое описание текстов массовой информации имеет своей целью выделить и охарактеризовать с помощью определенной системы параметров основные типы текстов, функционирующих в данном речевом континууме. Типологическая классификация текстов массовой информации помогает ответить на такие важнейшие вопросы, как: что такое “тип текста массовой информации”? Каковы наиболее употребительные типы текстов массовой информации, обладающие легко узнаваемыми признаками на всех языковых уровнях? Какие параметры оказываются наиболее значимыми для их адекватного описания? Как данные типы текстов соотносятся с общей типологией речи и традиционной системой журналистских жанров?

Все эти вопросы так или иначе затрагиваются различными исследователями языка массовой информации, как российскими, так и зарубежными. Не вызывает сомнений, что типологическое описание медиа текстов должно основываться с одной стороны на общей типологии речи, с другой - на типологии жанров традиционно сложившихся в журналистике. Действительно, для типологической характеристики текстов массовой информации значимыми оказываются следующие устойчивые дихотомии, выделяемые в рамках общей типологии речи: речь устная - речь письменная (традиционное противопоставление форм речи, связанное с формами существования языка); речь монологическая - речь диалогическая (как виды речи, которые могут реализовываться как в устной, так и в письменной формах). Типологическая классификация жанров, разработанная как часть общей теории журналистики, подразделяет тексты массовой информации на отдельные жанры в зависимости от их композиционно-струкутурных особенностей. В российской традиции выделяются такие жанры, как репортаж, очерк, обзор, заметка, фельетон, интервью, отчет и т.п.; в англо-американской – новости, комментарий, тематическая статья, аналитика, интервью (news, commentary, features, opinion column, interview, и.т.д.) Вместе с тем, как показывает анализ конкретного языкового материала, для полного и всестороннего типологического описания текстов массовой информации необходимо учитывать большее число параметров, что обусловлено самой спецификой данной области речеупотребления.

Так, например, с точки зрения общей типологии речи для текстов массовой информации помимо устойчивого противопоставления текст устный - текст письменный, текст монологический - диалогический, чрезвычайно важным оказывается дихотомия текст авторский и текст неавторский, корпоративный. Вообще в сфере массовой информации категория авторства приобретает особое значение, так как большинство информационных текстов распространяется здесь не от имени конкретного лица, создавшего текст, автора, а корпоративного, от имени определенной медиа структуры, распространяющей данный текст на массовую аудиторию. Главная особенность корпоративных текстов состоит в том, что они, независимо от того, составлены ли одним конкретным автором или группой людей, распространяются на массовую аудиторию всегда от лица целого коллектива или организации, будь то редакция газеты, радиостанция, телепрограмма, информационное агентство и т.п. Типичным примером такого неавторского коллегиального текста могут служить сообщения информационных агентств, составляющие неотъемлемую часть ежедневного информационного потока. На страницах любой газеты можно найти корпоративные тексты типа:

1) Лондон. Рейтер.

Согласно опросу общественного мнения, большинство жителей английской столицы считает, что монархию следует “модернизировать и что члены королевской семьи не должны получать средства из общественных фондов.

2) London. The Associated Press.

Two more bombs exploded in London early Monday, causing no injuries but prompting fears that the Irish Republican Army was stepping up an offensive against the capital’s tourist areas.

The explosions followed a series of similar small bomb attacks in the past 10 days carried out by the IRA as part of its campaign to end British rule in Northern Ireland. The first explosion in the early hours on Monday occurred near the Novotel hotel in Hammersmith, West London. The second explosion came about an hour later. Police said it appeared to have been caused by a device planted near Leicester Square.

Тексты подобного рода чрезвычайно распространены во всех СМИ - в печати, радио, на телевидении, так как представляют собой “готовый информационный продукт” - результат деятельности крупнейших информационных агентств, контролирующих мировой информационный рынок, таких, как Рейтер (Reuters), The Associated Press, Agence France Press, Итар - ТАСС и т.д. Ими заполняются новостные полосы газет, в особенности колонки кратких сообщений типа “News in Brief”, из них составляются выпуски новостей на радио и информационные программы на телевидении. Корпоративные тексты могут варьироваться по протяженности: от предельно кратких 15-20 слов до достаточно развернутых сообщений в 100-150 слов с более сложной внутренней структурой, предполагающей использование прямой цитатной и косвенной речи, например:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...