Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, определяющие развитие личности.

Споры, о том, что в большей степени влияет на сущность человека – биологические или социальные факторы ведутся уже давно. У сторонников биологизаторской концепции и социологизаторов есть аргументы в защиту своих подходов.

Становление личности зависит от того, какие факторы и в какой мере оказали не нее наибольшее влияние, какой сплав качеств получился в результате их воздействия. Наибольшее влияние на формирование личности оказывают следующие факторы:

· биогенетические задатки – (общее развитие внутренних органов, влияющее на состояние здоровья, темперамент и тип нервной системы, развитие слуховых и зрительных рецепторов);

· социальные факторы – (среда, конкретные условия жизни, деятельность социальных институтов, принятые в обществе ценности, нормы, традиции, обычаи). Научно доказано, что социальные факторы формирования личности более весомы, но без достаточных биологических предпосылок они не могут привести к образованию полноценной личности. Для того, чтобы личность состоялась необходимо как минимум наличие развитого мозга;

· психосоциальные качества – формируются в процессе индивидуальной социализации. Эти качества определяют внутреннее социальное содержание личности- духовные потребности, систему мотивов деятельности, определенную направленность и способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний и основу формирования убеждений, ценностных ориентаций и мировоззрения.

 

Наличие этих факторов говорит о том, что личность – это не законченная данность, она непрерывно развивается, Мировоззрение, воля и характер личности позволяют ей осознавать себя, критически относится к воздействию общества и сознательно подходить к поддержанию своего здоровья, накапливать и использовать собственный опыт. Под воздействием этой совокупности факторов происходит формирование личности, неповторимого, индивидуального «Я».

Различают несколько граней «Я»:

· физическое «Я», ощущение человеком своего тела;

· социальное «Я» - ощущение себя носителем социальных ролей и функций, выполнение обязательств перед другими людьми - семьей, друзьями и обществом;

· психологические «Я»- восприятие собственных черт характера, мотивов поведения и способностей, душевных переживаний;

· самооценка (положительная или отрицательная) самоотношение и самоощущение, смысл, которым человек себя наделяет. Самооценка формируется на основе соотнесения своих действий с требованиями общества. Осознание собственных достоинств или недостатков – основа самооценки.

Личность является носителем индивидуальных и типичных характеристик. Они выражают определенный тип личности – совокупный портрет общества (типичный средневековый человек верил в Бога; типичный современный человек должен владеть компьютерной грамотностью). За всю историю человечества в общественном сознании неоднократно менялось представление о наиболее предпочтительных чертах личности. В двух крупнейших цивилизациях мира – восточной и западной – ложились сильно отличающиеся типы личностей. В западной модели личность понимается как активно действующий, целеустремленный индивид, полагающийся на собственные силы и рационально строящий свою жизнь. В восточной культуре личность- часть коллектива или общины, зависящая в своем выборе от них, выполняющая обязанности, прежде всего по отношению к государству и родителям и семье.

Формируя предпочтительный тип личности, общество задает определенный ракурс развитию человека.

 

 

Взаимоотношения личности и общества.

 

 

В науке существуют различные концепции взаимоотношений личности и общества. Не только социологи, но и психологи, и философы пытаются раскрыть тайны систем «я» и другие, «человек и общество». Человек предстает в этих концепциях как существо, страдающее или инициативное, пассивное или творческое, конфликтующее, отстаивающее свои права или отступающее перед натиском агрессивной среды, волевое или безвольное. Несмотря на полярность этих характеристик все они верны. Потому что взаимоотношения личности и среды нельзя воспринимать как застывшие, раз и навсегда установленные. Это непрекращающийся процесс изменения, развития, приспособления. По мысли Э. Дюркгейма, инициатива в этом процессе всегда исходит от общества. Общество, консолидируя взаимодействующих индивидов и обобщая их опыт, формирует правильную модель поведения, которую личность должна принять как свою. Тем самым оно оказывает давление на личность, лишая ее свободы. Личность в рамках такой модели рассматривается как пассивный потребитель тех норм и ценностей, которые общество таковыми считает. Поскольку ведущая роль принадлежит обществу, оно не в состоянии учитывать интересы каждого индивида. В этой модели теряется неповторимость и уникальность конкретной личности, не учитывается ее избирательное отношение к предложениям общества. Такой подход был принят в ранних типах обществ, где инициатива личности была сведена к минимуму, а развитие происходило за счет случайных изменений.

По мнению М.Вебера, индивид – активное действующее начало общества, он строит отношения с окружающими на основе инициативного поиска удовлетворяющих его форм жизни. Конкретная личность автономна в том, что «примеряет» на себя предлагаемые обществом варианты, соглашается с ними или отвергает, вносит предложения по изменению. В действиях отдельного человека проявляется специфика его личности. Он зависим от общества, соотносит свои действия с его требованиями, но и общество признает за индивидом право на самый важный вид творчества – созидание своей жизни.

 

 

Социальный статус личности.

Рассмотренные модели взаимодействия личности и общества показывают, что стороны связаны взаимными обязательствами. Принципы действия уникального механизма взаимосвязи личности и общества объясняет статусно- ролевая теория, в разработке которой в разные годы принимали участие У. Джеймс, Р. Линтон, Д.Мид, Ч. Кули, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бергер. Инструментальными категориями в этой концепции являются «социальный статус» и «социальная роль». В интересах удовлетворения потребностей общество создает множество социальных статусов в зависимости от возникающей потребности: например, в семье возникают статус мужа, жены, родителей и детей. В рамках института образования возникают статусы преподавателя, студента, декана и ректора. В целом все сферы деятельности общества могут быть представлены множеством социальных статусов.

Социальный статус - позиция индивида в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Социальный статус:

· носит устойчивый характер, в числе других элементов он образует социальную структуру общества;

· деиндивидуализирован, т.е. не связан с конкретным индивидом, а существует сам по себе и открыт для других индивидов;

· имеет свой ранг: есть статусы более или менее престижные.

Интенсивный процесс формирования социальных статусов начался еще в древности с появлением разделения труда и усложнением внутренней организации общества. Статусы разграничивали сферу обязанностей между людьми и закрепляли за ними соответствующие права и властные полномочия. Тем самым социальное положение одних индивидов по отношению к другим определялось как более высокое или низкое. Любой человек обладает множеством статусов, его жизнедеятельность протекает в нескольких группах и организациях, он связан различными отношениями с большим количеством людей. Например, он -гражданин, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, беспартийный. Совокупность всех статусов индивида называется статусным набором. Рассмотрим важнейшие виды статусов.

Главным называется наиболее важный для конкретного человека статус, с которым его отождествляют другие или с которым он себя идентифицирует. Главный статус, как правило, кормит человека, т.е. позволяет ему получать средства для существования. Он определяет стиль и образ жизни индивида, круг его знакомых, манеру поведения. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с профессией или должностью, а для женщин – с местом работы или семьей.

Личнымстатусом называется положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые и родные) в соответствии с его личными качествами. Быть лидером или аутсайдером, душой компании, знатоком, другом, умельцем – значит занимать определенное место в структуре межличностных отношений. Права, обязанности, полномочия подобного статуса основаны не на законах, инструкциях, а на общественном мнении, что нередко делает их зыбкими. Поэтому люди стремятся защищаться формальными статусами –(ученый стремится подтвердить квалификацию научной степенью, званием, что предоставляет ему законные привилегии и права). Личный статус еще называют неформальным (неофициальным).

Формальные статусы– закреплены, защищены законом (статус директора, губернатора области). Человек, занимающий подобный статус, обладает точно оговоренными правами, привилегиями и обязанностями. Подобный статус возникает в рамках формальных институтов, групп и имеет ощутимые преимущества над неформальными.

Формальные статусы в свою очередь бывают предписанными или достигаемыми (определяются способами, которыми человек их приобретает).

Предписанным (аскриптивным) принято называть такой статус, который человек получает не по своей воле, над которыми не имеет контроля: пол, раса, родственные характеристики, место рождения, титул (в сословных обществах).

Достигаемый статус приобретается в результате личных усилий и находится под контролем человека. Достигаемый статус всегда подчеркивает личные достижения человека. Это могут быть образование, профессия, квалификация. В традиционном обществе человека оценивали преимущественно по предписанному статусу, в современном – по достигаемому.

В некоторых случаях бывает трудно определить способ приобретения статуса. Например, статусы безработного, инвалида, вдовы, сироты не являются предписанными, но их приобретение не было желанным для человека, а стало скорее результатом неблагоприятного стечения обстоятельств. В этом случае предлагается использовать категорию «смешанный статус».

Предписанный, достигаемый, смешанный, социальный, личный, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные – все это разновидности основных статусов, которые значимы для личности и определяют ее положение в обществе в течении продолжительного времени. Помимо них существует большое количество эпизодических статусов (пешехода, прохожего, пассажира, пациента, читателя) Права и обязанности таких статусов трудноопределимы. Если они не оговариваются в специальных инструкциях, то сводятся к общегражданским правилам и обязанностям.

Существует определенная иерархия социальных статусов, которая представляет собой основу социальной стратификации данного общества.

Социальный престиж (уважение, признание) статусов по сути и представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, общественном мнении.

Сам престиж, и соответственно иерархия статусов формируется под влиянием двух факторов:

1. реальной функциональной значимости тех или иных функций для развития общества;

2. системы ценностей в данной культуре:

 

· в любом обществе статусы, связанные с осуществлением властных полномочий, являются одними из самых уважаемых (так как власть дает право распоряжаться наиболее ценными ресурсами, обеспечивает порядок в обществе;

· в любом обществе стремятся поддержать престиж армии-защитницы Отечества, гаранта целостности и независимости;

· статусы, связанные высоким уровнем образования, профессиональной подготовкой

 

Различия в оценке престижности одного и того же статуса объясняется культурой, принятыми в данном обществе приоритетами ценностей, традициями и обычаями. В обществах бюрократизированных, где роль государства традиционно высока, статусы, связанные с властью (чиновник, руководитель и др.) всегда более значимы, чем в странах, где роль государства менее заметна – достиженческих (ценятся наука, образование, приоритеты личности). Наибольший престиж у статусов, сочетающих высокую образованность и предусматривающих обслуживание интересов личности, а не государства.

Престиж статуса разделяем обществом. Здесь не может быть самозванства, самовосхваления. В каждом обществе существуют тонкие весы, которые в соответствии с традициями, ценностными приоритетами данного общества позволяют определить престижность статуса.

Общество постоянно стремится поддержать принятую иерархию статусов – материально, морально, эмоционально-символически (посредством обрядов, ритуалов, церемоний).

Материальное вознаграждение людей занимающих престижный статус не только призвано возместить физические и интеллектуальные затраты, но и выполняет латентную функцию – количественно выражает престижность данного статуса.

Моральная поддержка выражается в том, что люди, занимающие престижный статус приобретают определенный авторитет, их выбирают в попечительские советы, приглашают на встречи с молодежью, о них пишут книги, снимают кино… Носители этого статуса и сами уделяют большое внимание поддержанию его престижа. Корпоративная солидарность, понятие о чести и достоинстве дворянина, офицерской чести, долге ученого – это своеобразные формы самоконтроля для поддержания престижности собственного статуса.

Престиж статуса, который охраняет культура, традиции, с одной стороны, явление довольно устойчивое и даже консервативное, а с другой стороны, в нем происходят немалые изменения, обусловленные изменением общественных связей, функций, порожденных изменением ценностей, общественных приоритетов и целей. В современном российском обществе за одно десятилетие произошло крушение престижности одних статусов и резкий взлет престижности других ( раньше высокий престиж у ВПК и технических вузов, профессия бухгалтера вызывала некоторое пренебрежение; сегодня престижны экономические вузы, бухгалтерские специальности, менеджеры, юристы, что связано с глубокими преобразованиями в нашем обществе).

Любая глубинная перестройка социальных институтов общества неминуемо связана с изменением иерархии статусов, их престижа.

Условное расстояние между статусами называется статусной дистанцией. Общество заинтересовано в ее соблюдении, это упорядочивает социальные отношения и делает их предсказуемыми. Реальными показателями статусной дистанции между руководителем и подчиненным, обеспеченным и бедным человеком выступают:

· объем их властных полномочий;

· размеры дохода;

· уровень образования и квалификации;

· престиж профессии;

· различные возможности в проведении отдыха, получении хорошего образования и медицинской помощи.

Необоснованная попытка преодолеть статусную дистанцию получила название фамильярности. Фамильярное поведение (попытка встать на равную ногу с представителем более высокого статуса) обществом осуждается. Для того чтобы сделать социальную структуру более прозрачной, а отношения между носителями различных статусов ограничить рамками допустимого, были придуманы различные статусные символы. Это внешние символические свидетельства престижных или непрестижных статусов. В качестве статусных символов могут выступать мундир, фрак, манеры поведения, язык, жилье, марка автомобиля. Статусные символы, права и обязанности индивида являются основой его статусного образа (имиджа). Как правило, человек стремится создать для окружающих благоприятный имидж. Ни один человек не существует вне статуса. Если он покидает одну статусную позицию в структуре общества, то обязательно оказывается в другой. Поэтому социальный статус имеет огромное значение в социологии как существенная характеристика личности, помогающая в любой момент определить «местонахождение» конкретного индивида в социальном пространстве.

Статусы играют важную роль в социальных отношениях, определяют их содержание и характер. Человек смотрит на мир и относится к другим людям с позиции своего статуса. Владельцы собак не понимают тех, у кого домашних животных нет. Автолюбители раздражаются на пешеходов. Профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные статусы человека могут влиять на интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений между людьми.

Интересны не только статусные отношения между людьми, но и отношение индивида к своему статусу. Иногда человек буквально сливается со своим статусом (командные нотки офицера в кругу семьи). Максимальное слияние индивида со своим статусом называется статусной идентификацией, а минимальное –дистанцированием (отстранением от статуса и связанных с ним ролей).

Чем выше общество оценивает какой-либо статус, тем сильнее степень идентификации с ним, которую обладатель высокого статуса будет стремиться подчеркнуть с помощью символических атрибутов (орденов и медалей, форменной одежды, манеры поведения).

Нередко жизнь человека омрачается статусными противоречиями. Причины этого явления следует искать в статусном наборе личности, так как чаще всего эти коллизии случаются при двух обстоятельствах:

· когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а в другой – низкий, что может вызвать внутренний дискомфорт;

· когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого (министр и коммерсант, милиционер и бандит_ совместить эти статусы без конфликтов невозможно).

Социальная роль.

Социальный статус открывается человеку через систему связанных с ним ролей.

Социальная роль - поведение, ожидаемое обществом от носителя определенного социального статуса. Между индивидом, обладающим статусом студента и его ролевым поведением (посещение лекций, подготовка к семинарским занятиям, написание курсовых работ и т.д.) существует промежуточное звено – ролевые ожидания общества (экспектации). Экспектации – совокупность требований, предъявляемых к выполнению соответствующих социальных ролей, с целью обеспечения согласованности и упорядоченности взаимодействий индивидов. Таким образом, общество задает идеальную модель студента через государственные образовательные стандарты и нормативные документы, регулирующие учебный процесс.

Социальная роль –это деиндивидуализированный образец поведения человека, занимающего определенный статус (если работа требует сдержанности, а человек эмоционален, вспыльчив, он должен отказаться от подобной карьеры, или научиться контролировать себя).

Социальная роль – достаточно полная, но не всеохватывающая поведенческая характеристика. Ролевой стандарт оставляет определенный простор для индивидуальных особенностей личности (минимальная регламентация – дворник; максимальная – армия).

Социальная роль объединяет функционально-целесообразные (повторяющиеся) и культурно-вариативные черты, что дает нам образец ролевого поведения в данном обществе – (женщины, сына, учителя).

Ролевая теория, считает П. Бергер, отражает социальное видение человека. Человек играет разные роли в грандиозной социальной пьесе, при этом надевает те маски, которые необходимы по ходу действия. Человеческая личность (персона) предстает как драматический актер. Термин «персона» понимался сначала как «маска», потом «театральная роль» и, наконец, «лицо», «личность». Ранг личности (персоны) измеряется числом ролей, которые индивид умет играть. Персональная биография предстает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет. Каждый статус предполагает исполнение ряда ролей, из которых складывается ролевой набор.Например, статус профессора включает такие роли, как преподаватель, автор научных статей, специалист в своей области, консультант. Каждая роль требует особой манеры поведения. Каждая роль предполагает собственный тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег совсем не те, что складываются у него со студентами. Таким образом, чем богаче ролевой набор, тем разнообразнее социальные отношения в обществе.

Статусно-ролевые взаимодействия направлены на удовлетворение потребностей людей. Этот процесс регулируется обществом, которое на высоком уровне устанавливает незримую планку «удовлетворения потребностей». Г. Герт и Р. Миллс ввели специальный термин «личностный подбор», объясняя, как общество контролирует выполнение личностью своих социальных ролей. Среди претендентов на конкретный статус постоянно происходит отбор тех, кто максимально эффективно способен справиться с этой задачей, лучше других подготовлен и имеет опыт решения подобных задач. Вследствие этого претенденты вынуждены развивать необходимые способности и осваивать нужные модели поведения. Успех выполнения социальных ролей зависит от многих факторов:

· биопсихических возможностей и способностей человека, которые могут активизировать или тормозить выполнение социальной роли (слабого или сильного типа нервной системы);

· социального ожидания, воплощенного в образцах выполнения роли, ее идеальном типе (М. Вебер), определяющем необходимый комплекс черт и способов поведения, которые индивид должен проявлять при выполнении роли и которые общество ожидает от него;

· осуществления обществом контролирующих функций с целью удержания образцов выполнения роли через поощрение или наказание ее исполнителей;

· традиции исполнения роли, принятой в конкретной группе, к которой относится индивид; чем теснее человек связан с семьей или кругом друзей, тем больше вероятности, что их правила игры он примет как свои, будет дорожить ими и стараться им соответствовать.

Как и всякое другое явление, система социальных статусов и ролей, несмотря на устойчивость исторически изменяется. Инициатива в формировании статусных и ролевых наборов принадлежит обществу. Но это не означает, что индивид запрограммирован на выполнение однотипных ролевых действий, как и те из его коллег, кто имеет такой же статус. Человек автономен в исполнении своих ролей. Социальная роль существует как бы в нескольких положениях одновременно:

· это социальные ожидания общества (экспектации);

· индивидуальное понимание личностью, как сущности самой роли, так и ожиданий общества (внутреннее проигрывание роли);

· реальное ролевое поведение личности с учетом не только стандартных общественных ожиданий, но и своего понимания роли, специфики обстоятельств.

Автономность личности в исполнении социальных ролей проявляется:

· в выборе самих ролей;

· в поиске наиболее рациональных вариантов исполнения ролей;

· в выборе наиболее важных ля себя ролей, требующих исполнения в первую очередь;

· в оценке исполняемых ролей ( можно гордиться собой, или относиться с иронией).

 

 

Ролевые конфликты личности.

 

Каждая личность неоднократно переживает в своей жизни ситуации ролевых конфликтов-, т.е. внутренних индивидуально испытываемых состояний напряжения, связанных с исполнением социальных ролей.

Эти переживания имеют большое значение для человека, поскольку они оказывают влияние на самочувствие, поведение, социальную активность, способны спровоцировать внешние конфликты.

Среди причин ролевых конфликтов можно отметить следующие:

 

· недостаточная ролевая подготовка, не позволяющая человеку эффективно выполнять те роли, которые предполагаются его статусом;

· возрастание интенсивности социальной жизни, сопровождающееся появлением множества новых ролей;

· культурные изменения в обществе: размежевание систем ценностей и развитие специфических культур различных социальных слоев и групп.

 

Многие причины порождают несколько типов ролевых конфликтов. Чаще всего говорят о внутриролевых и межролевых конфликтах.

Внутриролевые – развертываются в рамках одной социальной роли.

Одним из оснований такого конфликта может быть неточное исполнение роли индивидом по причине несоответствия ее понимания ожиданиям общества (студент не посещает занятия, полагая, что это касается только его. Неизбежно это приводит к конфликту между сторонами: студентом и преподавателем, родителями, деканатом).

Другим основанием внутриролевого конфликта может быть расхождение между ролевыми обязанностями и интересами самой личности. Общественные ожидания в этом случае будут восприниматься как груз обстоятельств, игнорирование которых способно привести к конфликту.

Ситуация, способная спровоцировать внутриролевой конфликт, может быть создана под давлением установок, распространенных в среде пребывания индивида, но чуждых ему (в учебной группе может сложиться нерабочая обстановка, и студенты, которые внутренне мотивированы на приобретение знаний, будут испытывать негативное давление со стороны группы)

Способы преодоления внутриролевого конфликта вытекают из его причин. Определив причины, индивид должен уточнить содержание своей роли, чтобы корректировать ролевое поведение. Одним из способов снятия ролевой напряженности является рационализация ролей – своеобразное моральное оправдание своих убеждений и действий, которое помогает выдержать прессинг со стороны чуждых установок или пережить неудачу в реализации планов.

Регулирование ролей с целью снятия внутреннего конфликта отличается от рационализации. В этом случае человек находит оправдание своим действиям в существовании вынудивших его обстоятельств, тем самым перекладывая ответственность на кого-то другого (вор, мотивирующий свои действия необходимостью оплатить обучение дочери).

Второй вид конфликтов – межролевые, происходящие из-за того, что индивид не может качественно выполнять все роли, вытекающие из его статусов. Чем шире статусный набор и чем вероятнее наличие в нем несовместимых статусов, тем неизбежнее межролевой конфликт (например, положение современной работающей женщины, которая должна выполнять роли жены, матери, хозяйки, коллеги, подруги, специалиста и др.)

Наиболее эффективный выход из межролевого конфликта – разделение ролей и систематизация связанных с ними обязанностей, отказ от второстепенных функций и сосредоточение основного внимания на главной роли ( история знает немало примеров, когда жестокие палачи или убийцы были заботливыми отцами и любящими мужьями, выращивали розы, разделяя профессиональные и домашние роли). Разведение ролей требует от человека определенного опыта, умения на время дистанцироваться от всех проблем, кроме той, которая в данный момент является главной.

Решение проблемы поиска подходящих масок, подготовка индивида с наименьшими потерями для себя и с наибольшей пользой для общества выполнять многообразные ролевые предписания – это задача, которая решается в процессе социализации личности.

 

Социализация личности.

 

Социализация – процесс формирования социальных качеств, свойств, ценностей, знаний, умений и навыков, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей, институтов и общностей.

В результате социализации индивид становится полноправным членом общества, приобретает и осваивает социальные статусы и роли.

Все живые существа затрачивают определенную энергию на то, чтобы приспособиться ук окружающей среде. Их действия запрограммированы природой. Чем сложнее организация вида, тем больше усилий ему приходится тратить на процесс адаптации: у насекомых этот период длится от нескольких часов до нескольких дней, у птиц – несколько месяцев, у обезьян – до нескольких лет.

Труднее всего приходится человеку: период его подготовки к самостоятельной жизни занимает около 18 лет ( чем благополучнее общество, тем продолжительнее этот период становления). Его взаимоотношения с окружающей средой не сводятся к процессу адаптации (приспособления), а предполагают активную преобразовательную деятельность. Жизнь человека определяется системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные факторы. Потребности человека направлены не только на поддержание физического существования, но и на духовное развитие, общение с другими людьми, творческое самовыражение.

С рождения человек наделен как типичными, так и индивидуальными задатками для усвоения социального опыта и развития личностных черт. Но эти задатки реализуются только в социальной среде. Механизм данного процесса пытались объяснить многие ученые.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: «ид» - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; «эго» - осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и «суперэго», или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж.Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующее перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7 лет), стадий конкретных операций ( с 7 до 11 лет), стадия формальных операций ( с 12 до 15).

Американский ученый Д. МИД определил социализацию как процесс становления социальной самости. Обучение ребенка социальным ролям проходит 3 стадии:

 

· подготовительную (1-3 года), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания;

· игровую (3-5 лет), когда дети начинают понимать поведение тех, кого изображают, но исполнение ролей еще неустойчиво: ребенок может воображать себя строителем, через минуту вождем индейцев, затем кондуктором;к пяти годам у ребенка появляется самосознание, и с этого момента его можно считать личностью;

· идентификации (7-8 лет), когда ролевое поведение становится осознанным и в ребенке обнаруживается способность понимать роли других людей; в этом возрасте игры уже носят организованный характер.

 

Индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в социальные роли, развивает способность видеть собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание ролей, а также чувств, ценностей других людей у личности формируется образ «обобщенного другого». Принимая и усваивая роль «обобщенного другого», индивид формирует «я-концепцию», социальную самость.

Чарльз Кули также отмечал первостепенную роль окружения в формировании личности. Социальное окружение выступает зеркальным «я» личности, мнение окружающих помогает человеку ориентироваться в действиях. Ребенок, лишенный внимания, заботы, любви, испытывает трудности в общении с окружающими, а тот к которому проявляются внимание и любовь чувствует себя комфортно. Это происходит потому, что самооценка индивида формируется под влиянием ожиданий, направленных на него извне. Человек усваивает культурные нормы и социальные ценности, превращает их во внутренние правила поведения. Таким образом, общество формирует индивидов, а они в свою очередь, конструируют общество.

В процессе социализации принимает участие все окружение индивида.

Первичная среда формирования личности включает значимых для человека людей: родителей и других членов семьи, воспитателей. Позже их круг расширяется: учителя, тренеры, друзья, одноклассники. Этих людей называют агентами первичной социализации.

Первичная среда в течение всей жизни человека воспринимает и оценивает человека, прежде всего с точки зрения личных статусов, неформально. Она оказывает огромное влияние на становление и развитие личности и во многом определяет круг интересов и потребностей личности, его взгляды и ценностные ориентации.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни. Наоборот, вторичная социализация происходит в зрелом возрасте, когда люди приобретают социальные статусы, осознанно и самостоятельно вступают во взаимоотношения с государством и армией, трудовым коллективом и политическими партиями и т.д. В этот период неизбежны изменения во взглядах человека на жизнь. Люди и организации, которые влияют на вторичную социализацию индивида, называются агентами вторичной социализации.

Индивид заинтересованно относится к окружающему миру и собственной личности, ни на минуту не прекращает сложную душевную работу, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Он постоянно сталкивается с непредвиденными обстоятельствами, незапланированными событиями, ситуациями, требующими нестандартных решений. Это тоже социализация, но она называется непреднамеренной, осуществляется стихийно и нецеленаправленно. Функции агента социализации выполняет сама жизнь.

Между этими двумя видами социализации может не быть смыслового единства: в ходе преднамеренной социализации человеку внушается одно, а жизнь учит другому. В этом случае человек в большей степени будет руководствоваться своим опытом, он может критически относиться к предложениям общества, самостоятельно осуществлять поиск соответствующего его интересам и потребностям круга общения. К сожалению, в ходе этих действий не всегда усваивается положительный социальный опыт. Личность под воздействием социума может не только развиваться, но и разрушаться, например, под воздействием алкоголя или наркотиков. Этот процесс в социологии получил название десоциализации.

Индивид и общество «заинтересованы» друг в друге. Процесс социализации одинаково важен для каждого из них. Значение социализации для личности определяется тем, что человек получает возможность активно строить отношения с общество, реализовать себя и стать его полноправным членом. Значение социализации для общества состоит в том, что на ее основе осуществляется самовоспроизводство общественной жизни, новые поколения усваивают ценности, традиции, опыт, знания предыдущих поколений.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается специфика социологического понимания личности?

2. В чем суть проблемы биологического и социального в человеке?

3. Каково соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность»?

4. Какие факторы оказывают влияние на формирование личности?

5. Что такое социальный статус личности?

6. Что такое социальные роли?

7. Что такое ролевые конфликты, каковы их причины и виды?

8. Что такое социализация личности?

9. Чем отличается первичная социализация от вторичной?

10. Какие социальные роли соответствуют статусу студента?

11. Опишите свой статусный набор.

 

Литература:

 

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология в 3-х тт.М., ИНФРА –М, 2000.

2.Кон И.С. Социология личности. М., Мысль, 1967.

3. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

4.Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов.- М.: Академический Проект, 2002. 5.Общая социология: Учебное посо

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...