Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Биологические особенности человека как предпосылка социальной жизни.Важной предпосылкой формирования социальных факторов стала биологическая предрасположенность человеческого организма к социальной организации жизни:
1. прямая походка как анатомическая особенность, освобождающая передние конечности и позволяющая использовать их для труда, цепкая рука с противопоставленным большим пальцем, которая может выполнять сложные и тонкие операции. Взгляд направленный вперед, позволяющий видеть в трех направлениях. Сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи; 2. длительная зависимость от родителей, долгий период опеки со стороны взрослых, медленный темп роста и полового созревания, что делает возможным внегенетическую передачу большого объема знаний, навыков, накопленных предыдущими поколениями людей. Социальный опыт не фиксируется в генах. Человек обретает свойственную ему форму существования в социальном мире, в открытом взаимодействии с другими людьми; 3. сознание – особая присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать мир. В рамках социологии – сознание – лишь человеку присущий способ ориентации в окружающей среде. Отметим также развитый мозг, сложную нервную систему, обусловившие стремительную эволюцию интеллекта, способность к труду. Говоря о животных, обычно используют категорию – «поведение». Поведение животных регулируется в основном инстинктами, в нем нет осмысленности или целенаправленности. Применительно к человеку категорию «поведение» используют, когда хотят подчеркнуть природную (инстинктивную, индивидуально-психологическую сторону его жизнедеятельности). В социологии же используют категорию «действие», которая является единицей социального анализа (действие – сознательное усилие, направленное на достижение цели). Побудительными мотивами осознанных действий человека выступают многообразные потребности.Одна из лучших их классификаций принадлежит А. Маслоу(1908 -1970), известному американскому социальному психологу, который разделил потребности на базисные и производные (метапотребности- справедливость, благополучие, порядок и единство социальной жизни). Метапотребности ценностно равны ( т.е. не подвержены иерархии). Базисные располагаются согласно принципу иерархии, в восходящем порядке от «низших» материальных до «высших» духовных:
1. физиологические и сексуальные – воспроизводство, пища, дыхание, физические движения, одежда, жилище, отдых и др.; 2. экзистенциальные – безопасность существования, уверенность в завтрашнем дне, стабильность условий жизнедеятельности, потребность в постоянстве и регулярности окружающего человека социума, гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и др.; 3. социальные потребности– в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, заботе о других и внимании к себе, участии в совместной трудовой деятельности; 4. престижные потребности– уважение со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, признании и высокой оценке; 5. духовные потребности– потребность в самовыражении через творчество.
Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые по мере взросления человека и по мере их реализации следуют друг за другом. Первые два типа потребностей А. Маслоу назвал первичными (врожденными), три остальных вторичными – приобретенными. Согласно принципу иерархии, потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы. Поэтому принцип иерархии называют также принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности). Голод движет человеком пока он не удовлетворен. Однако «пирамида потребностей» А. Маслоу подвергается серьезной критике – в силу того, что она пытается предложить универсальную иерархию потребностей, при которой вышестоящая потребность не может стать актуальной, пока не удовлетворена предыдущая. Отчасти и сам А. Маслоу понимал ограничения своей теории, поскольку в реальности действия человека являются результирующей не одной, а одновременно нескольких потребностей, иерархия которых определяется как культурой общества, так и конкретной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность, и, наконец, типом личности, ее приоритетами. Принципиально важной предпосылкой социальной жизниявляется наличие сознания, которое позволяет человеку воспринимать предшествующий опыт, делать на его основе выводы, передавать другим людям информацию о своих замыслах и ожиданиях. Прежде чем совершить действие человек осознает его необходимость, строит в уме идеальный образ результата и соотносит с ним свои поступки. Именно поэтому развитое сознание можно считать решающей предпосылкой социальной жизни.
Сущность социального действия. Для того чтобы понять, как происходит формирование общества, необходимо выделить «единицу социальной жизни», изучение которой позволит понять происходящие в нем процессы. В социологии сложилось два подхода в решении проблемы об исходном элементе социальной жизни, получившие название социологического реализма и социологического номинализма. Позиция реалистов изложена в учении Э. Дюркгейма, который считал, что исходным элементом является общество, надындивидуальная реальность, не сводимая к простой сумме индивидов. Общество предопределяет поведение и жизнь индивида, предоставляя в распоряжение сложившиеся задолго до его рождения ценности, нормы и традиции. Выразителем другого подхода стал М. Вебер, полагавший, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид, реализующий свои цели во взаимодействии с другими индивидами. Единичное социальное действие, по М. Веберу, является источником социальности. Любые формы коллективности (государство, общество, культура) – это результат совместной деятельности людей, а не ее начало. Многие современные социологи предпринимали попытки к логическому объединению этих подходов. Одной из самых удачных из них считается теория индивидуального действия, созданная американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902-1979). Модель единичного действия Т. Парсонса раскрывает механизм формирования социальных отношений (рис.1).
Деятель с его потребностями Средство 1 Цель Средство 2 Средство 3 Средство n
Рис. 1. Модель единичного действия Т. Парсонса
Первый элементдействия - Деятель с присущими ему потребностями, а также способностями целеполагания, прогнозирования последствий, анализа альтернатив и т.п. Действие побуждается, определяется потребностью Деятеля - это внутренний импульс действия, его энергетический источник. Второй элемент действия- цель, которая представляет собой ожидаемый Деятелем результат действия, в котором потребность должна найти свое разрешение, а неудовлетворенность снята. При этом цель не есть прямое воплощение потребности. Потребность в знаниях порождает цель деятельности: приобрести книгу, сходить в библиотеку и т.д. Третий и четвертый элементы действия - это элементы ситуации, в которой Деятель стремится к достижению своей цели: неконтролируемые (неподвластные Деятелю) и контролируемые. Неконтролируемые элементы ситуации- внешние, не зависимые от Деятеля (по крайней мере в данный момент): · природные, материально-технические, вещественные и другие условия (в том числе генетические особенности, интеллектуальные способности самого Деятеля, финансово-материальные возможности, природно-климатические условия). Эти условия предлагают, а точнее, имманентно содержат в себе определенный более или менее ограниченный набор различных вариантов, средств, способов достижения цели; · принятые в данном обществе правила, нормы и другие культурные традиции, диктующие, как, каким образом следует удовлетворять эту потребность в данных условиях, т.е. что следует считать целью и какие средства следует выбирать для ее достижения.
Контролируемые элементы ситуации -это отобранные самим Деятелем средства, методы и тактика действия для достижения цели. Иначеговоря, именно этот элемент ситуации непосредственно обусловлен активностью Деятеля, его желаниями, пристрастиями, жизненными притязаниями, его "Я". Итак, в начале действия, с одной стороны, имеется Деятель со своими потребностями, конкретными способностями прогнозировать, анализировать, а с другой стороны - ситуация. Начинается ориентация на ситуацию, мотивировка, т.е. осмысление Деятелем ситуации и выработка цели, плана своих действий по удовлетворению своих потребностей. Важнейшей характеристикой социального действия является мотивация, представляющая собой осознание и взвешивание Деятелем потребностей, целей, средств и способов их достижения в конкретных условиях. Это процесс постоянного соотнесения своих потребностей с возможностями, оценки ситуации и ее использования в собственных целях. Система мотивов, которыми руководствуется Деятель, раскрывает смысл его действий. Именно этот элемент определяет направленность усилий, энергию,которую намеревается применить (и применяет Деятель) ради достижения цели. Энергетическое усилие, не имеющее смысла, который определяет его целенаправленность - не более чем скорлупа, оболочка. Даже рукопожатие становится лишь простым соприкосновением рук, если не призвано выразить (посредством продолжительности, интенсивности) симпатию или, наоборот, неприязнь. Мотивация как сложное духовное явление, определяемое и самой личностью, ее потребностями, и географическими, материальными, технологическими обстоятельствами действия, и принятыми в данном обществе нормами, идеями, образцами подобных действий, становится "демиургом", творцом действий человека. Именно поэтому, говоря о действии, социолог как бы отвлекается от энергетики и концентрирует внимание на мотивации, ее изменчивости, внутренних противоречиях. Мотивация в социологии понимается довольно широко и емко. "Мотивом,- писал М.Вебер,- называется некое смысловое единство,представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия". Реальная мотивация как смысловое единство, которое мы придаем своим действиям, формируется как осознание и цели, и средств, и тактики ее достижения в конкретных условиях. Мотивация - это не только и не столько непосредственные побуждения, сколько пространный и подвижный сценарий, выражающий репертуар идей, предпочтений, ориентации на ценности, нормы, варианты прогноза последствий и разумные планы действий. Мотивация - это процесс постоянной оценки шансов, отслеживание и реагирование на вновь возникающие, ранее непредвиденные обстоятельства. Схема Т. Парсонса является универсальной: ее можно использовать для объяснения любых совершаемых людьми действий. Однако не всякое действие является социальным и заслуживает внимания социологии. Социальное действие – осознанное действие индивида, направленное на достижение цели, влияющее на поведение других индивидов, а также подверженное их влиянию. Следовательно,социальное действие - это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других и их возможные ответные действия. Таким образом, отличительными чертами социального действия являются: · преднамеренность, целенаправленность, сознательность; · ориентированность на оценки и реакции других людей; · повторяемость, регулярность, систематичность; Знание этих особенностей позволяет объективно анализировать социальные явления. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |